ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1721/2021 от 16.08.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 3а-1721/2021

22OS0000-01-2021-001606-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2021 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретарях Хорохординой Д.А.,

с участием прокурора Текутьевой Я.В.,

с участием административного ответчика Петряшева П.Н., его представителя и представителя заинтересованного лица Идоловой К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенской районной территориальной избирательной комиссии к Петряшеву П. Н. об отмене регистрации кандидата в депутаты Алтайского краевого законодательного Собрания,

у с т а н о в и л:

административный истец Благовещенская районная территориальная избирательная комиссия обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Петряшеву П.Н. об отмене его регистрации кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***.

В обоснование административных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГ Благовещенская районная территориальная избирательная комиссия зарегистрировала кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***Петряшева П.Н, о чем принято решение ***. Однако данным кандидатом были сокрыты сведения о судимости (приговор Новочеркасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ, осужден по части 2 статьи 144 УК РСФСР (кража) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы), которые должны быть указаны в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, что является существенным нарушением положений избирательного законодательства, а именно требований пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также пункта 1 статьи 22 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве. Данное обстоятельство выяснилось ДД.ММ.ГГ в результате данных, полученных от ГУ МВД России по Алтайскому краю.

На рассмотрение дела представитель административного истца не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о проведении судебного заседания в свое отсутствие.

Административный ответчик Петряшев П.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что он был выдвинут в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва по одномандатному избирательному округу *** избирательным объединением «Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», именно это объединение готовило пакет документов для подачи заявления на регистрацию. Петряшев П.Н. передавал им все свои документы, в том числе и справку о судимостях, в которой были перечислены все пять судимостей. После подготовки документов комитетом Алтайского отделения партии он подписал заявление, не проверяя все ли судимости были указаны, так как доверял им. ДД.ММ.ГГ ему позвонил представитель <адрес>ной территориальной избирательной комиссии о выявленном факте сокрытия сведений об одной судимости, в этот же день Петряшев П.Н. показал секретарю избирательной комиссии справку о судимостях.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица объединения «Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Идолова К.Г. в судебном заседании подтвердила, что все документы для подачи заявления на регистрацию в качестве кандидата и сам проект заявления готовили работники Алтайского отделения партии, при этом Петряшев П.Н. передавал им справку ИЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю, где были указаны все пять судимостей, что свидетельствует о том, что кандидат не скрывал факт наличия этих судимостей. Отсутствие в заявлении сведений о судимости явилось технической ошибкой, исправить которую стало невозможно, так как решение о регистрации было принято избирательной комиссией ДД.ММ.ГГ, не дожидаясь ответа из ГУ МВД России по Алтайскому краю.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав заключение прокурора Текутьевой Я.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного тискового заявления.

Статьёй 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно (части 5 и 7 статьи 3).

Открытость и гласность при проведении выборов позволяет устранять допущенные участниками избирательного процесса ошибки и недочёты, ограничивать возможные фальсификацию и подлог, укреплять доверие граждан к результатам выборов.

К числу важнейших условий подлинно свободных выборов относится информация, обеспечивающая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29 закрепляет право каждого, в том числе и обладателя пассивного избирательного права, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Свободные выборы предполагают достоверные сведения о каждом кандидате.

При подготовке и проведении выборов на избирательных комиссиях в числе иных полномочий лежит обязанность информировать избирателей о кандидатах (часть 6 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Предоставляемая избирательными комиссиями информация о кандидате имеет публичный интерес, в связи с чем она должна быть полной и соответствовать действительности.

Постановлением Алтайского краевого законодательного Собрания от 18 июня 2021 года №195 «О назначении выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва» назначены выборы депутатов Алтайского краевого законодательного Собрания.

Избирательной комиссией, организующей выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункту 1 статьи 22 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, принятого Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ***-ЗС, является Избирательная комиссия Алтайского края.

Решением Избирательной комиссии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатным избирательным округам на соответствующие территориальные избирательные комиссии», полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу *** возложены на Благовещенскую районную территориальную избирательную комиссию.

Статьей 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, поданном в избирательную комиссию в письменной форме, выдвинутого лица о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1).

Аналогичное требование содержится в пункте 2.1 статьи 123 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве.

Содержание понятия «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона, и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 марта 2016 года №450-О указал, что поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора (наряду с освещением иных данных, таких как гражданство, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и др., - статья 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.

Как следует из материалов дела, избирательная комиссия Алтайского края ДД.ММ.ГГ приняла решение *** о заверении списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатным избирательным округам. Согласно данному списку Петряшев П.Н. выдвигается по одномандатному избирательному округу *** (л.д.34-39 т.1).

ДД.ММ.ГГ в <адрес>ную территориальную избирательную комиссию от Петряшева П.Н. поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес>вого Законодательного Собрания восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***, выдвинутого избирательным объединением «Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». В графе «сведения о судимости кандидата в случае, если у кандидата имелась или имеется судимость; если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости» Петряшев П.Н. указал сведения об имевшихся 4 (четырех) судимостях у кандидата (часть 2 статьи 1411 «Кража» УК РСФСР – погашена ДД.ММ.ГГ; часть 2 статьи 144 «Кража», часть 2 статьи 89 «Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи» УК РСФСР – погашена ДД.ММ.ГГ; пункт «в», «г» части 2 статьи 158 «Кража», часть 3 статьи 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление», пункт «а», «б», «в» части 2 статьи 158 «Кража» УК РФ – погашена ДД.ММ.ГГ; пункт «б», «в» части 2 статьи 158 «Кража» УК РФ – погашена ДД.ММ.ГГ (л.д.22-23 т.1).

ДД.ММ.ГГ<адрес> территориальная избирательная комиссия зарегистрировала кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***Петряшева П.Н., о чем принято решение *** (л.д.39-40 т.1).

ДД.ММ.ГГ в Благовещенскую районную территориальную избирательную комиссию от ГУ МВД России по Алтайскому краю поступили сведения о наличии судимостей у Петряшева П.Н., а именно:

- ДД.ММ.ГГ осужден Новочеркасским районным судом <адрес> по части 2 статьи 144 УК РСФСР (кража) к 1 году 6 месяцам лишения свободы;

- ДД.ММ.ГГ осужден Новочеркасским районным судом <адрес> по части 2 статьи 89 УК РСФСР (хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи), части 2 статьи 144 УК РСФСР (кража) к 3 годам лишения свободы;

- ДД.ММ.ГГ Новочеркасским районным судом <адрес> по части 2 статьи 144 УК РСФСР (кража) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы;

- ДД.ММ.ГГ осужден Благовещенским районным судом Алтайского края по пунктам «в», «г» части 2 статьи 158 УК РФ (кража), части 3 статьи 30, пунктам «а», «б», «в» части 2 статьи 158 УК РФ (кража), статьи 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы;

- ДД.ММ.ГГ осужден Благовещенским районным судом Алтайского края по пунктам «б», «в» части 2 статьи 158 УК РФ (кража) к 4 годам лишения свободы (л.д.41-43 т.1).

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что Петряшев П.Н. не сообщил в избирательную комиссию о наличии судимости по приговору Новочеркасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ, котором он был осужден по части 2 статьи 144 УК РСФСР (кража) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы.

Данное обстоятельство является вновь открывшимся, которое на момент принятия решения о регистрации кандидатом Петряшева П.Н. не было и не могло быть известно.

Согласно подпункту «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае, в том числе вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 7, пунктом 9 статьи 76 указанного Федерального закона регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 2 статьи 114, пункте 6 статьи 52 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве.

Анализ содержания приведенной нормы свидетельствует о том, что сокрытие кандидатом сведений о судимости федеральный и краевой законодатель предусматривает как в качестве самостоятельного основания для отмены регистрации кандидата в случае установления этого факта, так и в качестве вновь открывшегося обстоятельства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт не указания Петряшевым П.Н. сведений о своей одной судимости в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в силу вышеуказанных норм федерального законодательства является безусловным основанием для отмены регистрации указанного кандидата в депутаты.

Указание административного ответчика о том, что Петряшев П.Н. передавал сведения о наличии судимостей в Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», которым и был подготовлен проект заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, не означает, что он не скрыл эти сведения от окружной избирательной комиссии, так как согласно требованиям вышеуказанного законодательства сведения о судимости предоставляются именно в окружную избирательную комиссию, а не в партию, которой выдвигается кандидат в депутаты.

При этом не имеет правового значения то, что не указана информация лишь об одной судимости по приговору от ДД.ММ.ГГ при указании остальных четырёх, так как обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от даты совершения. Указание кандидатом двух последующих судимостей (по приговорам от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ), которые были погашены позднее, само по себе не отменяет обязанности кандидата в депутаты указывать все сведения в заявлении о согласии баллотироваться. Иное означало бы умаление прав избирателя на получение полной информации о кандидате, способствующей осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов.

При этом преступление, за которое был осужден Петряшев П.Н.ДД.ММ.ГГ – часть 2 статьи 144 УК РСФСР – совершение кражи с причинением значительного ущерба потерпевшим (л.д.99-108 т.1), не исключено в настоящее время из Уголовного кодекса Российской Федерации (подпункт «в» части 2 статьи 158) и не переведено в круг правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Также не имеет юридического значения то обстоятельство, что процессом подготовки документов для обращения в окружную избирательную комиссию занимались сотрудники Алтайского краевого отделения политической партии, которыми была допущена техническая ошибка в не указании одной из пяти судимостей кандидата, поскольку именно кандидат Петряшев П.Н. должен нести ответственность за достоверность изложенных в заявлении сведений, так как он подписал это заявление и предъявил его в окружную избирательную комиссию.

Доводы, представителя административного ответчика о том, что административный истец лишил административного ответчика возможности исправить неполноту сведений, так как решение о регистрации было принято избирательной комиссией ДД.ММ.ГГ (на пятый день после поступления заявления), не дожидаясь ответа из ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, суд не находит обоснованными, так как об обязанности у окружной избирательной комиссии извещать кандидатов о не соответствии представленных сведениям фактическим обстоятельствам нормы законодательства не содержат.

Так, согласно подпункту 1 пункту 2 статьи 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, выдвижения инициативы проведения референдума, отзыва требованиям Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», настоящего Кодекса, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, в течение 10 дней со дня приема документов, представленных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения;

В случае соответствия порядка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса комиссия в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, принимает решение о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, в противном случае - об отказе в регистрации (пункт 10 статьи 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве).

В данном случае порядок выдвижения кандидата соответствовал требованиям законодательства, поэтому было принято решение о регистрации кандидата ДД.ММ.ГГ.

Кроме того, суд учитывает, что кандидатом Петряшевым П.Н.ДД.ММ.ГГ были поданы сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию (л.д.49-51 т.1), что свидетельствует о возможности при должной осмотрительности дополнить сведения и о судимостях.

В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что основания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые могут повлечь отмену регистрации кандидата Петряшева П.Н. по вновь открывшимся обстоятельствам, с достоверностью установлены судом, в связи с чем регистрация кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***Петряшева П.Н., выдвинутого избирательным объединением «Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрированного решением Благовещенской районной территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГ***, подлежит отмене.

Таким образом, руководствуясь статьями 175-180, 215, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Благовещенской районной территориальной избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты Алтайского краевого законодательного Собрания удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***Петряшева П. Н., ДД.ММ.ГГ, проживающего <адрес>, временно не работающего, выдвинутого избирательным объединением «Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрированного решением Благовещенской районной территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГ***.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесен протест в течение пяти дней со дня принятия решения в мотивированном виде в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.