Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 10 января 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
представителя административного истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - ФИО1, представителя административного ответчика Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-19/2019 по административному исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании недействующими в части отдельных положений решения представительного органа муниципального образования,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать пункты 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.13, 5.1.15, 5.1.17, 5.2.11, 5.2.15 Приложения № 1 к решению Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 25.12.2008 г. № 211 в редакции решения Собрания представителей от 23.12.2011 г. № 81/10 в части установления числовых значений коэффициентов вида использования земельного участка в зависимости от вида объекта общественного питания, от вида торгового объекта, от типа используемого объекта и пункты 1, 3, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5, 5.1, 6, 7, 8, 9, 10 Приложения № 4 к тому же решению Собрания представителей в редакции от 28.03.2013 г. № 185/26 в части установления процентов от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, недействующими с указанной судом даты.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что утвержденные вышеуказанным решением Собрания представителей коэффициенты и проценты, используемые для определения размера арендной платы за земельные участки под объектами общественного питания, торговли, бытового обслуживания, а также предоставленные под иные виды строительства, поставлены в зависимость от вида или типа соответствующих объектов, а также от периода использования земельных участков, ставят в неравные условия лиц, осуществляющих экономическую деятельность на одном товарном рынке с использованием земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставленных по одним и тем же основаниям, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Данные коэффициенты и проценты ставят хозяйствующих субъектов в неравное положение, поскольку устанавливают неравные условия доступа на товарный рынок.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО2 административный иск не признала, пояснив, что оспариваемое в части решение Собрания представителей принято хотя и в отсутствие письменного экономического обоснования, но во исполнение постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308, утвердившего Порядок и Методику определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области не направила в судебное заседание своего представителя, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на административный иск, аналогичные позиции административного ответчика.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Валюткиной С.Ш., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе обращаться в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального Банка Российской Федерации.
Решением Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 25.12.2008 г. № 211 «Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» в редакции решения Собрания представителей от 23.12.2011 г. № 81/10 и решения Собрания представителей от 28.03.2013г. № 185/26, утверждены числовые значения коэффициентов вида использования земельных участков и проценты от их кадастровой стоимости, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (приложение № 1) и для иных видов строительства (приложение № 4).
Нормативные правовые акты в оспариваемой редакции официально опубликованы в газете «Ставрополь-на-Волге» № 274 (8929) 27.12.2011г. и № 69-75(9357-9363) 02.04.2013 и вступили в силу на следующий день после официального опубликования.
Пунктами 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.13, 5.1.15, 5.1.17, 5.2.11, 5.2.15 Приложения № 1 утвержден «Коэффициент вида использования земельного участка (Кв) в определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский и предоставляемых для целей не связанных со строительством».
Пунктами 1, 3, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5, 5.1, 6, 7, 8, 9, 10 Приложения № 4 к вышеуказанному решению Собрания представителей в редакции от 28.03.2013г. «Определение арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства», утверждены различные проценты от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в аренду.
Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, и предоставленных в аренду без торгов, который согласно п. 1 устанавливает общие правила определения размера арендной платы за использование указанных земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.
На основании пункта 1 Методики, размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящей Методики и абзацем четвертым настоящего пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства.
Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с настоящим пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.
В случае определения органами местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области иного, чем это предусмотрено таблицами 1 и 2 настоящей Методики, процента от кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендной платы за использование земельного участка применяются проценты, установленные муниципальным нормативным правовым актом, действовавшим в расчетный период.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 31 Устава муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района Ставропольский от 07.06.2010г. № 319, Собрание представителей муниципального района является представительным органом местного самоуправления.
По вопросам, отнесенным к компетенции Собрания представителей
муниципального района Ставропольский федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, Собрание представителей принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, в том числе по вопросам установления порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района (п. 2 ст. 33 Устава).
Нормативные и иные правовые акты Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области, согласно части 1 статьи 54 Устава муниципального района, входят в систему муниципальных правовых актов.
Оспариваемое решение Собрания представителей муниципального района Ставропольский принято уполномоченным органом, в установленной форме, подписано уполномоченными лицами и вступило в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Указанное решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанных на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у административного ответчика на его принятие, а также по порядку опубликования.
Оспаривая нормативный правой акт в части, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области указывает на противоречие приведенных положений статье 15 Закона «О защите конкуренции», а также основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582.
В силу пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Под конкуренцией в соответствии с вышеупомянутым законом понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пунктам 8, 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Признаками ограничения конкуренции являются, в частности, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке в соответствии с обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами указаниями иного лица, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров), в границах которой ( в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товаров, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Для осуществления хозяйственной деятельности на товарных рынках по оказанию услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также для осуществления строительства определенного вида объектов с использованием земельных участков, расположенных на территории Ставропольского района Самарской области, государственная собственность на которые не разграничена, хозяйствующими субъектами заключаются договоры аренды земельных участков.
Пунктами 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.13, 5.1.15, 5.1.17, 5.2.11, 5.2.15 Приложения № 1 к Решению Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 25.12.2008 г. в редакции решения от 23.12.2011 г., установлены коэффициенты вида использования земельного участка (Кв), применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством – под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
При этом, числовые значения коэффициентов вида использования земельных участков поставлены в зависимость: от вида объекта общественного питания, от вида торгового объекта, от типа используемого объекта бытового обслуживания.
Так, для объектов быстрого питания без реализации алкогольной продукции решением Собрания представителей установлен коэффициент пользования участком - 0,05 (п.5.1.8), для кафе, баров, ресторанов – 0,085 (5.1.9), для других объектов общественного питания – 0,035 (5.1.10). Для земельных участков под капитальными объектами торговли (магазины, торговые центры) установлен коэффициент – 0,06 (5.1.11), тогда как под иными объектами торговли - 0,086 (5.1.13). Коэффициенты для земельных участков под временными объектами бытового обслуживания 0,65 или 0,29 (п. 5.2.11, п. 5.2.15) отличаются от коэффициентов арендной платы в отношении земельных участков под капитальными объектами бытового обслуживания 0, 08 или 0,14 (п. 5.1.15, п. 5.1.17).
Данное обстоятельство создает преимущества одним хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность через определенный вид объектов, перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность, но через другие виды объектов, расположенных на земельном участке, что может повлечь за собой ограничение конкуренции.
Пунктами 1, 3, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5, 5.1, 6, 7, 8, 9, 10 Приложения № 4 установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в аренду для иных видов строительства.
Во всех случаях размер процентов поставлен в зависимость (дифференцирован) от периода использования земельного участка - за первые два года, третий год, четвертый и последующие годы (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов).
При этом, коэффициент вида использования земельного участка (Кв) и процент от его кадастровой стоимости (Кс) влияют на размер арендной платы за земельные участки, поскольку они предусмотрены формулой расчета размера арендной платы.
В рассматриваемых случаях всеми хозяйствующими субъектами осуществляется не только один вид использования земельного участка (для осуществления торговли, для размещения объектов общественного питания, бытового обслуживания или для строительства), но и осуществляется один вид соответствующей предпринимательской деятельности (на одном товарном рынке в понимании Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ).
Утверждение коэффициентов, используемых для определения размера арендной платы за земельные участки, в зависимости от вида или типа помещения, используемого для осуществления деятельности, ставит хозяйствующие субъекты, осуществляющие одинаковый вид деятельности, заведомо в неравные условия.
Установление повышенных или пониженных процентов от кадастровой стоимости земельных участков для одного и того же вида использования земельного участка в зависимости от периода использования, ставит в неравное экономическое положение арендаторов земельных участков, что свидетельствует о создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.
К Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» отнесены, в частности:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
При принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Дифференцированные ставки земельного налога не могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти произвольно.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары /работы, услуги/ организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих, что до внесения проекта оспариваемого в части решения на рассмотрение Собрания представителей, проводились какие-либо расчеты в целях обоснования введения дифференциации (увеличения) размера коэффициента вида использования и процента от кадастровой стоимости земельных участков для расчета арендной платы в зависимости от вида либо типа расположенных на них объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания либо от периода использования земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства.
Как видно из представленных суду протоколов заседаний Собрания представителей муниципального района Ставропольский от 25.12.2008 г., 23.12.2011 г., 28.03.2013 года, вопрос об экономической обоснованности применения коэффициентов вида использования земельных участков (Приложение № 1) и процентов от кадастровой стоимости земельных участков (Приложение № 4) в зависимости от периода использования земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства, не являлся предметом обсуждения.
Из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что экономическое обоснование (отчет, заключение) по данному вопросу отсутствует.
Таким образом, как на момент принятия решения Собрания представителей муниципального района Ставропольский от 25.12.2008 г. № 211, так и на момент внесения в него изменений решениями Собрания представителей от 23.12.2011 г. № 81/10 и от 28.03.2013 г. № 185/26, соответствующие расчеты в целях обоснования введения коэффициентов вида использования земельных участков под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также дифференциации (увеличения) размера процента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от периода использования земельных участков для иных видов строительства, анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности указанных выше земельных участков, не осуществлялись.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что установление числовых значений коэффициентов вида использования земельного участка в зависимости от вида объекта общественного питания, от вида торгового объекта, от типа используемого объекта бытового обслуживания, как и установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения земельного участка в пользовании, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности участков, противоречит принципам принципами экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений и предсказуемости расчета арендной платы, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области нормативный правовой акт в указанной выше части противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для признания в данной части нормативного правового акта недействующим.
Ссылка представителя административного ответчика на то, что при принятии оспариваемого решения Собрание представителей муниципального района Ставропольский руководствовалось постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308, которым также утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно требованиям статей 1, 7, 34 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны соблюдать принципы экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, установленные постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009г.
Суд также учитывает, что 19.12.2018 г. Собрание представителей муниципального района Ставропольский Самарской области направило в адрес администрации муниципального района обращение, в котором, ссылаясь на рассмотрение судом настоящего административного дела, просит поручить соответствующим специалистам администрации привести в соответствие с действующим законодательством оспариваемый нормативный правовой акт.
Доводы представителя административного ответчика о необоснованности ссылок административного истца на статью 39.7 Земельного кодекса РФ, которая применяется с 01.03.2015 г., тогда как оспариваемое решение принято Собранием представителей до указанной даты, не могут быть учтены, поскольку нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить действующим федеральным законам и подлежат приведению в соответствие с ними. При принятии оспариваемого нормативного правового акта представительный орган муниципального образования был обязан руководствоваться постановлением Правительства РФ № 582, вступившим в силу 04.08.2009 года, что согласуется с положениями ст. 39.7 ЗК РФ.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Доводы о недоказанности создания оспариваемым нормативным правовым актом дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, несостоятельны. Утвержденные оспариваемым в части решением Собрания представителей коэффициенты вида использования земельных участков и проценты от кадастровой стоимости земельных участков ставят в неравное экономическое положение арендаторов одного вида использования земельного участка в зависимости от вида объекта общественного питания, вида торгового объекта, типа объекта бытового обслуживания, а также периода использования земельного участка, что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений.
Нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений влечет создание дискриминационных условий в сфере арендных правоотношений.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в абзаце третьем пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права ряда физических и юридических лиц, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, административный иск УФАС по Самарской области подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны бы ли быть опубликованы оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В связи с указанным требованием закона, сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете «Ставрополь-на-Волге».
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.13, 5.1.15, 5.1.17, 5.2.11, 5.2.15 Приложения № 1 «Коэффициент вида использования земельного участка (кв) в определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский и предоставляемых для целей не связанных со строительством» к решению Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 25.12.2008 г. № 211«Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» в редакции решения Собрания представителей от 23.12.2011 г. № 81/10 в части установления числовых значений коэффициентов вида использования земельного участка в зависимости от вида объекта общественного питания, от вида торгового объекта, от типа используемого объекта бытового обслуживания и пункты 1, 3, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5, 5.1, 6, 7, 8, 9, 10 Приложения № 4 «Определение арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» к решению Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 25.12.2008 г. № 211 в редакции решения Собрания представителей от 28.03.2013 г. № 185/26 в части установления числовых значений процентов от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка.
Обязать Собрание представителей муниципального района Ставропольский Самарской области опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Ставрополь-на-Волге».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.01.2019 г.