РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 18 ноября 2020 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи - Калинниковой О.А., при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д., с участием представителя административного истца – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1725/2020 по административному исковому заявлению Самарского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ: Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе (далее также - Фонд) обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта капитального строительства и установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером №, площадью 147 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.03.2013 года в размере 1 223 442 рубля. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец в период с 08.04.2013 до 13.08.2020 являлся собственником вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого существенно превысила его действительную рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, тем самым затронуты права и обязанности Фонда, поскольку объект капитального строительства не был включен в состав активов организации, а предназначался исключительно для перепродажи, в связи с чем налог на имущество организации, исчисляется из кадастровой стоимости объекта. С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости жилого дома в судебном порядке. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске. Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованных лиц - администрации городского поселения Новосемейкино Красноярского района Самарской области, администрации Красноярского района Самарской области, а также заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменных пояснениях филиал ФКП Росреестра по Самарской области оставил разрешение требований на усмотрение суда. Администрация муниципального района Красноярский Самарской области представила письменный отзыв, в котором принятие решения оставляет на усмотрение суда и просит рассмотреть дело без участия представителя. Администрация городского поселения Новосемейкино Красноярского района Самарской области в письменных возражениях разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации. Иные участвующие в деле лица письменных отзывов либо возражений в адрес суда не направили. В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Самарского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Установлено, что административный истец в период с 08.04.2013 и до 13.08.2020 являлся собственником жилого дома с кадастровым номером №, площадью 147 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 08.04.2013. По договору купли-продажи жилого дома с земельным участком от 06.08.2020 состоялся переход права собственности на объект к ФИО2, о чем представлена выписка из ЕГРН от 28.09.2020. Кадастровая стоимость жилого дома определена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» (Приложение № 2) и по состоянию на 06.03.2013 составила 2 873 964,66 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.05.2020, актом ФФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области от 06.03.2013. Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, будучи собственником спорного объекта недвижимости в период до 20.08.2020, являлся плательщиком налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости здания и имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере его действительной рыночной стоимости. Согласно ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, в случае если, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. 26.06.2020 административный истец обратился с соответствующим заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Решением комиссии от 23.07.2020 № заявление отклонено. При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден. Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости жилого дома внесены в ЕГРН 06.03.2013, иск подан в суд 21.09.2020. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, о восстановлении которого заявлено ходатайство. Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить. Административным истцом в обоснование требований представлен Отчет об оценке рыночной стоимости жилого дома от 01.06.2020 года № 180/20, подготовленный ООО «АМД Консалтинг». Из отчета следует, что объектом оценки являлся объект капитального строительства с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого, определенная по состоянию на 06.03.2013, составила 1 223 442 рубля. Оценивая представленное доказательство, суд полагает, что методики исследования, объём и этапы проведения оценки, подбор аналогов, выполнение оценщиком расчётов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами. Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает. С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам, у суда не имеется. При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела видно, что датой обращения административного истца в Комиссию при Управлении Росреестра по Самарской области является 26.06.2020, в суд - 21.09.2020, что следует отразить в резолютивной части решения. Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: административный иск Самарского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе удовлетворить. Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером №. Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 147 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.03.2013 в размере 1 223 442 рубля. Датой подачи Самарским областным фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Самарской области считать 26.06.2020, в суд - 21.09.2020. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья О. А. Калинникова Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.12.2020. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) г. Самара 18 ноября 2020 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи - Калинниковой О.А., при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д., с участием представителя административного истца – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1725/2020 по административному исковому заявлению Самарского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ: административный иск Самарского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе удовлетворить. Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером №. Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 147 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.03.2013 в размере 1 223 442 рубля. Датой подачи Самарским областным фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Самарской области считать 26.06.2020, в суд - 21.09.2020. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья О.А.Калинникова |