Дело № 3а-172/17Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Владивосток 10 августа 2017 года
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Моисеенко А.М.,
с участием прокурора Ступницкой Я.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» к Администрации Приморского края, заинтересованные лица: Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей», Акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания», департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о признании Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па, недействующими в части,
установил:
постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па утверждены Правила благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее – Правила), которые опубликованы в газете «Приморская газета» спецвыпуск 17 июня 2016 года N 74 (1245), а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17 июня 2016 года.
Пунктом 4.1.2. Правил установлено, что физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны принимать меры для сохранения объектов благоустройства и обязаны осуществлять своевременную и качественную организацию уборки принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании земельных участков в установленных границах, а также прилегающей территории.
Подпунктом «о» пункта 4.1.4. Правил предусмотрено, что границы прилегающих территорий определяются для иных территорий, в частности, территории, прилегающие к наземным, надземным инженерным коммуникациям и сооружениям – по 5 метров в каждую сторону.
Пунктом 4.1.6. Правил определено, что работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют, в частности, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи и других инженерных коммуникаций – собственники, владельцы или пользователи, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве.
Пунктом 4.18. Правил предусмотрено, что уборка и очистка территорий, отведенных для размещения и эксплуатации линий электропередач, газовых, водопроводных и тепловых сетей, является обязанностью организаций, эксплуатирующих указанные сети и линии электропередач. В случае если указанные сети являются безхозяйными, уборка и очистка территорий должна осуществляться организациями, с которыми заключен договор об обеспечении сохранности и эксплуатации безхозяйного имущества.
Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО ДГК») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па в части: пункта 4.1.2. в части слов «а также прилегающей территории»; подпункта «о» пункта 4.1.4. в части слов «территории, прилегающие к наземным, надземным инженерным коммуникациям и сооружениям – по 5 метров в каждую сторону»; пункта 4.1.6. в части слов «на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи и других инженерных коммуникаций – собственники, владельцы или пользователи, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве»; пункта 4.18.; возложении на Администрацию Приморского края обязанности в течении месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать в официальном печатном издании, в котором опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, решение суда или сообщение о его принятии. В обоснование своих требований указало, что АО «ДГК» осуществляет деятельность по поставке (продаже), производству электрической и тепловой энергии, по обеспечению энергоснабжения и теплоснабжения потребителей, и др. АО «ДГК» на праве собственности принадлежат магистральные и внутриквартальные тепловые сети в городах Владивостоке, Артеме и Партизанске. Из толкования пунктов 1.4., 4.1.2., 4.1.4., 4.1.6., 4.18. Правил следует, что обязанность по содержанию прилегающей территории возлагается на лиц, не являющихся её собственниками. Владельцы инженерных сетей и сооружений в соответствии с действующим законодательством не отнесены к правообладателям земельных участков, на которых расположены указанные сети и сооружения, в связи с чем, они не осуществляют права владения и пользования указанными земельными участками, а также не могут нести бремя их содержания. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. С учётом положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ случаи несения бремени содержания имущества лицом, которое не является собственником этого имущества, могут быть установлены лишь федеральными законами либо возникнуть на основании договора. Таким образом, у Администрации Приморского края отсутствуют полномочия осуществлять нормативно-правовое регулирование в части возложения на лиц, не являющихся собственниками, бремени содержания имущества, не находящегося в их собственности либо ином законном владении. Кроме этого, вопросы, связанные с содержанием электрических и тепловых сетей, в том числе, их охранных зон, подробно регламентированы на федеральном уровне, в связи с чем, у органа исполнительной власти субъекта РФ не имелось законных оснований для их регламентации и возложении на владельцев инженерных сетей обязанности по их содержанию, а также содержанию прилегающей территории. Оспариваемые пункты Правил нарушают права и законные интересы АО «ДГК», являющегося собственником тепловых сетей, которые отнесены к инженерным сетям и сооружениям, поскольку возлагают на Общество обязанность по санитарному содержанию – уборке и очистке прилегающей к ним территории и противоречат действующему федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО12 поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что 1 августа 2017 года руководитель структурного подразделения «Приморские тепловые сети» АО «ДГК» филиал «Приморская генерация» ФИО13 был привлечен к административной ответственности по статье 7.21 Закона Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае» за нарушение оспариваемых ими пунктов 4.1.1., 4.1.2., 4.1.4., 4.1.6. и 4.1.12. Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края.
Представитель Администрации Приморского края ФИО14 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, представил письменный отзыв на иск. По существу указал, что границы территорий, которые обязаны убирать, в том числе энергоснабжающие организации, определяются муниципальным правовым актом, который и может быть оспорен. Энергоснабжающая организация, как собственник линий электропередач, газовых, водопроводных и тепловых сетей, обязана вести постоянный контроль и мониторинг территории и не допускать в пределах охранных зон определенные действия, в том числе: не допускать складирование агрессивных химических, тяжелых и громоздких материалов, устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы.
Представитель МУПВ «ВПЭС» ФИО15 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме, предоставил письменный отзыв. По существу указал, что оспариваемые положения Правил возлагают как на административного истца, так и на заинтересованных лиц дополнительное бремя содержания, не принадлежащего им имущества, что в соответствии с действующим законодательством не относиться к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особенности использования территорий, расположенных в охранных зонах тепловых сетей, а также объектов электросетевого хозяйства, установлены на федеральном уровне.
Представитель АО «ДРСК» ФИО16 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объёме, ранее представив письменные возражения на административный иск. По существу указала, что оспариваемые пункты Правил непосредственно затрагивают, как интересы АО «ДГК», так и интересы АО «ДРСК», обеспечивающего передачу электроэнергии потребителям, нарушают их права и противоречат действующему законодательству, возлагая дополнительные, не предусмотренные законом, обязанности.
Представители департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края ФИО17 и ФИО18 в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, ранее представили письменные возражения на иск. По существу указали, что административным истцом не доказана обоснованность своей позиции в отношении оспариваемых пунктов Правил. Считают, что оспариванию может быть подвергнут именно муниципальный правовой акт, которым определяются границы территорий, подлежащих содержанию и благоустройству, что определено пунктом 4.1.3. Правил, а не положения Правил, поскольку Правила не закрепляют конкретные земельные участки и прилегающие территории за определенными юридическими лицами. Исходя из содержания положений пункта 4.1.4. Правил следует, что прилегающие территории ограничиваются полосой отвода автомобильного транспорта или границей прилегающей территории другого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя, который владеет такой территорией на праве собственности или другом законном праве, в связи с чем, на энергоснабжающую организацию обязанность благоустройства и содержания такого земельного участка не распространяется. Работы по благоустройству и содержанию территорий на участках теплотрасс, воздушных линий электропередач и других инженерных коммуникаций на основании пункта 4.1.6. Правил осуществляют собственники, владельцы или пользователи этих земельных участков, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве. Если административный истец не является таковым, то к нему не могут быть применены какие-либо штрафные санкции в связи с неисполнением требований Правил. Поскольку причинителя вреда (собственника отходов) установить невозможно, в связи с чем, уборку и очистку территории согласно пункту 4.18 Правил осуществляют эксплуатирующие сети организации.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО12, возражения представителей Администрации Приморского края ФИО14, департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края ФИО17 и ФИО18, пояснения представителей МУПВ «ВПЭС» ФИО15, АО «ДРСК» ФИО16, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурораСтупницкой Я.Б., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, не могут противоречить федеральному законодательству (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 1.2 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
В соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно абзацу восемнадцатому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Статьёй 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года (в ред. от 3 ноября 2015 года N 704-КЗ), определена система органов государственной власти Приморского края, которую составляют, в частности Администрация Приморского края - высший исполнительный орган государственной власти Приморского края.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по утверждению правил благоустройства территории городских округов, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления Администрацией Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия исполнительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Постановление Администрации Приморского края в данной части не оспаривалось.
В судебном заседании установлено, что Правила благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее Правила), устанавливают требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения на территориях Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовкого муниципальных районов Приморского края.
Организация работ по благоустройству территорий обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий и сооружений, если иное не установлено действующим законодательством, в том числе положениями настоящих Правил (пункт 1.3. Правил).
Согласно пункту 1.4. Правил под прилегающей территорией понимается территория, непосредственно примыкающая к границам земельным участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения.
К инженерным сетям и сооружениям отнесены подземные и надземные коммуникационные коллекторы, трубопроводы тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, линейно-кабельные сооружения связи и линии электропередачи, крановые узлы газопроводов, бойлерные станции, вентиляционные, калориферные шахты и камеры, колодцы, подземные части фонтанов, аварийные выходы тоннельно-транспортных развязок, подстанции, центральные тепловые пункты, ремонтно-эксплуатационные комплексы и постройки, диспетчерские пункты.
АО «ДГК» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основной целью АО «ДГК» является производство электрической и тепловой энергии; поставка (продажа) электрической и тепловой энергии; обеспечение энергоснабжение и теплоснабжение потребителей и т.д. (статья 3.2. Устава).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 апреля 2007 года N 79-э АО «ДГК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в разделе I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», под регистрационным номером 14.1.2.
В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» в отношении АО «ДГК» введено государственное регулирование и контроль.
АО «ДГК» является энергоснабжающей и теплоснабжающей организацией, которой на праве собственности принадлежат магистральные и внутриквартальные тепловые сети, расположенные на территории городов Владивостока, Артема и Партизанска, предназначенные для передачи электрической и тепловой энергии потребителям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности и других вещных прав, к которым также относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении РоссийскойФедерации.
Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, допуская установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает полное перераспределение обязанностей по содержанию прилегающей территории на лиц, которые какими-либо правами на данную территорию не обладают.
Статьёй 210 Гражданского кодекса РФ закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования), землевладельцы (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) и арендаторы земельных участков.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса РФ наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе, обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; недопущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы; выполнению иных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании приведенных законоположений, а также предписаний Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статей 37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» об обеспечении соблюдения юридическими и физическими лицами при осуществлении строительства и реконструкции, при вводе в эксплуатацию, а также при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений нормативов качества окружающей среды, следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанность по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в собственности или владении на основании договоров.
Из системного толкования названных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, в том числе, на которых расположены инженерные сети и сооружения, обязанности по содержанию территории, а также территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Между тем, федеральное законодательство (статья 210 Гражданского кодекса РФ, статья 42 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) бремя содержания имущества возлагает на его собственника, если иное не предусмотрено законом.
Доказательств заключения с АО «ДГК» договора по содержанию территории, на которой расположены тепловые сети, а также прилегающей к ним территории, представителем административного ответчика не предоставлено.
При этом суд учитывает, что в силу требований части 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Приказом Министерства энергетики РФ от 29 октября 2015 года N 300 АО «ДГК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации Владивостокского городского округа в соответствии со схемой теплоснабжения Владивостокского городского округа на период 2015-2029 годов.
Таким образом, принимая во внимание статус административного истца как единой теплоснабжающей организации и порядок закрепления бесхозяйных тепловых сетей, суд приходит к выводу, что права административного истца нарушаются как первым положением пункта 4.18. Правил, так и вторым.
Оспариваемые нормы возлагают на АО «ДГК», которому на праве собственности принадлежат магистральные и внутриквартальные тепловые сети, помимо его воли обязанности по содержанию территорий, не находящихся в его собственности или владении, а также понуждают Общество к выполнению установленных оспариваемым актом обязанностей.
При указанных обстоятельствах, требования о признании недействующими: пункта 4.1.2. в части слов «а также прилегающей территории»; подпункта «о» пункта 4.1.4. в части слов «территории, прилегающие к наземным, надземным инженерным коммуникациям и сооружениям – по 5 метров в каждую сторону»; пункта 4.1.6. в части слов «на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи и других инженерных коммуникаций – собственники, владельцы или пользователи, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве»; пункта 4.18. Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па,подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, если нормативный правовой акт впоследствии может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, суд общей юрисдикции признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (постановления от 16 июня 1998 года N 19-П, от 11 апреля 2000 года N 6-П, от 18 июля 2003 года N 13-П, от 27 января 2004 года N 1-П).
Кроме этого, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства (постановления по делу об административном правонарушении от 1 августа 2017 года NN 7/318, 7/356, 7/357) и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, что является основанием для признания его не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» к Администрации Приморского края, заинтересованные лица: Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей», Акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания», департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о признании Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па, недействующими в части – удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда: пункт 4.1.2. в части слов «а также прилегающей территории»; подпункт «о» пункта 4.1.4. в части слов «территории, прилегающие к наземным, надземным инженерным коммуникациям и сооружениям – по 5 метров в каждую сторону»; пункт 4.1.6. в части слов «на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи и других инженерных коммуникаций – собственники, владельцы или пользователи, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве»; пункт 4.18. Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию Администрацией Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании в газете «Приморская газета».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева