дело № 3а-172/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 5 марта 2019 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре судебного заседания Галиуллиной Л.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Наратлы» - потребительского общества к Совету Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими абзаца пятого статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 2 «О земельном налоге», абзаца шестого статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 16 ноября 2018 года № 1 «О земельном налоге»,
УСТАНОВИЛ:
Советом Верхнетакерменского сельского поселения 21 ноября 2014 года принято решение № 2 «О земельном налоге», которым в статье 2 установлены ставки земельного налога, в том числе в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, в размере 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка (абзац пятый). Это решение опубликовано в газете «Мензеля» от 26 ноября 2014 года № 88, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://menzelinsk.tatarstan.ru.
Решением названного представительного органа местного самоуправления от 16 ноября 2018 года № 1 «О земельном налоге», опубликованным в газете «Мензеля» от 16 ноября 2018 года № 45, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://menzelinsk.tatarstan.ru, в статье 2 установлены ставки земельного налога, в том числе в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, в размере 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка (абзац шестой). Этим же решением признано утратившим силу решение от 21 ноября 2014 года № 2.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Наратлы» - потребительское общество (далее – СНТ «Наратлы»-ПО), которому на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Мензелинский район, СПК им. Джалиля, кадастровый номер 16:28:040601:11 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для организации коллективного садоводства «Наратлы»), обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующими абзац пятый статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения от 21 ноября 2014 года № 2 «О земельном налоге», абзац шестой статьи 2 решения того же Совета от 16 ноября 2018 года № 1 «О земельном налоге», ввиду его несоответствия нормам, содержащимся в пунктах 1, 3 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению административного истца, установлением ставки земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, в размере 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка нарушены его права как пользователя земельного участка, расположенного на территории Верхнетакерменского сельского поселения, поскольку налоговая ставка необоснованно повышена до предельного размера.
В судебном заседании представители СНТ «Наратлы»-ПО ФИО1, адвокат Казанцев Е.В. административное исковое заявление поддержали.
Представитель Верхнетакерменского сельского поселения, Глава данного сельского поселения ФИО2 административный иск не признала.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3, пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 2 части 3 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Верхнетакерменское сельское поселение» является Совет Поселения.
На основании статьи 22 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ, статьи 33 Устава муниципального образования «Верхнетакерменское сельское поселение» к компетенции Совета Поселения отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты Советом Верхнетакерменского сельского поселения в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о противоречии оспариваемых им положений решений от 21 ноября 2014 года № 2, от 16 ноября 2018 года № 1 нормам, содержащимся в пунктах 1, 3 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с необоснованным повышением налоговой ставки в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог.
Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 названного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Федеральный законодатель, предоставив право определять налоговые ставки земельного налога представительным органам муниципальных образований, одновременно в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установил их предельные размеры: 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (абзац четвертый подпункта 1).
В пункте 3 статьи 3 упомянутого кодекса, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах, указано, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
По смыслу данной нормы, налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения, без определения которого налог не считается установленным (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), должна иметь экономическое обоснование.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может превышать 0,3 процента, а определение налоговой ставки отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Из материалов дела видно, что налоговая ставка в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, в размере 0,3 процента была впервые установлена решением Совета Верхнетакерменского сельского поселения от 17 ноября 2011 года № 1, вступившим в силу 1 января 2012 года, при этом размер налоговой ставки был установлен в пределах, предусмотренных абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения от 21 ноября 2014 года № 2, от 16 ноября 2018 года № 1 не устанавливают новых налоговых ставок для административного истца, в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером 16:28:040601:11, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для организации коллективного садоводства «Наратлы», то есть не влекут для него изменения налоговых правоотношений, следовательно, права, свободы и законные интересы СНТ «Наратлы»-ПО не нарушают.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления садоводческого некоммерческого товарищества «Наратлы» - потребительского общества к Совету Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими абзаца пятого статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 2 «О земельном налоге», абзаца шестого статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 16 ноября 2018 года № 1 «О земельном налоге» отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://menzelinsk.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 7 марта 2019 года.
Судья Э.С. Каминский