ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-172/2017 от 24.04.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-172/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 24 » апреля 2017 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе :

председательствующего судьи : Бендюк А.К.

при секретаре судебного заседания : Шиловой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощенного письменного производства дело по административному исковому заявлению Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <...> к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения <...> обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, с видом разрешенного использования «под площадку для выгула собак» расположенного по адресу: <...> в размере <...> рублей.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет 1 рубль.

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 года <...> «Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края» средний удельный показатель кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования, руб/кв.м. на земельный участок с кадастровым номером <...> составляет - 883,05 руб. за 1 кв.м. Площадь земельного участка с кадастровым номером <...> составляет 3079+/- 13 кв.м.

<...> земельного участка и средний удельный показатель стоимости 1 кв.м. на кадастровом квартале, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> должна составлять из расчета 883,05(удельный показатель) 3079 кв.м. (площадь участка) = <...> руб. (кадастровая стоимость земельного участка).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...><...> заявление Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> отклонено, поскольку установлено, что доводы изложенные в заявлении, не подтверждают недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка сведения о данном объекте недвижимости.

Представитель административного истца Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <...> в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, на административных исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края; представитель заинтересованного лица ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, представитель заинтересованного лица <...>ной детско-юношеской общественной организации «Спортивная кинологическая школа «Комондор» в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

В силу ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <...>

В силу ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела <...> между Администрацией муниципального образования <...> и <...>ной детско-юношеской общественной организации «Спортивная кинологическая школа «Комондор» был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, с видом разрешенного использования «под площадку для выгула собак» расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>.

Согласно пп.2.1.1. п.2.1 договора аренды <...> сумма ежегодной арендной платы за земельный участок составляет 0,015 рублей.

В силу п.1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п.2 и 3 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ <...> от <...>.

Согласно, данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости земельного участка, с кадастровым номером <...> составляет 1 рубль, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...><...>

Правилами землепользования и застройки утвержденными Решением Приморско-Ахтарского городского поселения <...><...> от <...> земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в зоне ТОД -2, данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования объектов образования и научных комплексов, требующих значительные территориальные ресурсы для своего нормального функционирования.

В силу п. 2 ст. 245 КАС РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от <...><...>, предписывает соответствующим комиссиям принимать решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по отчету о его оценке, если она отличается от кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов. Если же отличие превышает тридцать процентов, комиссия отклоняет заявление о пересмотре, кроме случаев, когда заявитель, помимо отчета оценщика, представит положительное экспертное заключение, соответствующее установленным требованиям.

В силу положений Закона об оценочной деятельности, а также приведенного Порядка, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также по проверке положительного экспертного заключения на отчет об оценке.

При рассмотрении заявления Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <...> комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю установлено, что доводы изложенные в заявлении, не подтверждают недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, сведения о данном объекте недвижимости. (решение от <...><...>).

Согласно ст. 24.18 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

На основании подпункта «б» п.3 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административный истец не согласен с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...><...>.

В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов административный истец ссылается на то обстоятельство, что заниженная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному уменьшению размера арендной платы.

Доводы административного истца о том, что спорный земельный участок расположен в зоне ТОД-2, выделенной для обеспечения правовых условий формирования объектов образования и научных комплексов, которая не предполагает использование земельного участка под площадку для выгула собак, необоснованны и ничем не подтверждены..

Согласно условиям договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от <...><...>, спорный земельный имеет целевое назначение -под площадку для выгула собак. Разрешенное использование земельного участка, согласно кадастрового паспорта, «под площадку для выгула собак.

В соответствии с ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края <...> администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <...> отказано в удовлетворении исковых требований к <...>ной детско-юношеской общественной организации «Спортивная кинологическая школа «Комондор» и администрации МО <...> о признании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <...> от <...> недействительным и применении последствий недействительной сделки.

В силу ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ в составе общественно -деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Согласно заключения отдела по архитектуре и градостроительству Администрации Приморско- Ахтарского городского поселения <...> от <...><...>, прямое ограничение для размещения земельного участка, имеющего назначение выгул собак, в зоне ТОД-2 отсутствует.

Согласно п.<...>. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером <...> разрешенное использование «под площадку для выгула собак», отнесен к виду разрешенного использования «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные».

Согласно п.2.5. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте <...> настоящих Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Административным истцом не предоставлено доказательств принадлежности земельного участка с кадастровым номером <...> к иному виду разрешенного использования.

При предъявлении административного иска в суд Администрация Приморско- Ахтарского городского поселения <...> не представила отчет об определении рыночной стоимости спорного земельного участка. В судебном заседании обсуждался вопрос о назначении по делу оценочной экспертизы, для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> однако административный истец возражал против проведения экспертизы.

Таким образом Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <...>, не представлено доказательств подтверждающих административные исковые требования.

На основании вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <...> к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, с видом разрешенного использования «под площадку для выгула собак» расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> в размере <...> рублей.

Руководствуясь ст.20, 175, 177, 180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <...> к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, с видом разрешенного использования «под площадку для выгула собак» расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> в размере <...> рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Краснодарского краевого суда А.К. Бендюк