Дело № 3а-172/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2018 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.
с участием представителя административного истца Порошина Ю.Н., представителя правительства Оренбургской области Уварова В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Уральская мебельная фабрика» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
ООО «Уральская мебельная фабрика» обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что в период с (дата) по (дата) обществу принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью *** кв.м., вид разрешенного использования: для размещения производственных зданий промышленного назначения, для размещения существующего здания мебельной фабрики. В результате очередной государственной оценки участка по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость участка определена в размере 48 158 780 рублей.
При определении кадастровой стоимости оценщиком были использованы недостоверные сведения об объекте оценки. Оценщик ошибочно отнес объект оценки к 17 группе по виду разрешенного использования, а должен был отнести к 9 группе. В результате кадастровая стоимость оказалась завышенной более чем в 2,5 раза.
Административный истец просит восстановить срок для подачи административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости; пересмотреть результат определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года в размере 48 158 780 рублей; установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 19 379 520 рублей с момента внесения ошибочных сведений в Единый государственный реестр недвижимости; обязать административных ответчиков устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, нарушенных ошибочным результатом определения кадастровой стоимости.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 5 июня 2018 года требования административного иска, предъявленные к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области и ИФНС России по г.Орску Оренбургской области об обязнии устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, нарушенных ошибочным результатом определения кадастровой стоимости, оставлены без рассмотрения.
В судебном заседании представитель административного истца Порошин Ю.Н. требования административного иска поддержал, заявил ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Представитель правительства Оренбургской области Уваров В.И. в судебном заседании просил вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Представители Управления Росреестра по Оренбургской области Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, инспекции ФНС по г. Орску Оренбургской области в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные сторонами отзывы, оценив представленные доказательства, суд считает заявленный административный иск подлежащим удовлетворению.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 (с учетом изменений, вносимых приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 года № 3) (далее – Методические указания) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
На момент проведения в Оренбургской области в 2012 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов кадастровая стоимость земельных участков и состав земель населенных пунктов определялись в разрезе видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.
Пунктом 1.2 Методических указаний установлены следующие группы разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (подпункт 1.2.9), земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (подпункт 1.2.17).
Судом установлено, что ООО «Уральская мебельная фабрика» на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес).
Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН 20 июня 2007 года.
В 2012 году на территории Оренбургской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области».
Заказчиком работ выступило Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, исполнителем - ООО «НПП Гипрозем».
Как следует из письма ООО «НПП «Гипрозем» от 08 сентября 2016 года, адресованного административному истцу, информация о земельном участке с кадастровым номером 56:43:0113006:65 предоставлена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области на 1 января 2012 года. Расчет кадастровой стоимости был произведен в рамках 17 группы вида разрешенного использования земельного участка и составила 48 158 780,10 рублей. Данный земельный участок должен быть отнесен к виду разрешенного использования земель, указанному в подпункте 1.2.9 Методических указаний – «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (далее – 9 группа вида разрешенного использования).
В соответствии с п. 2.2.7 Методических указаний кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения УПКС земельного участка на площадь земельного участка и равна 19 738 848,60 рублей.
Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152, определен Типовой перечень видов разрешенного использования земель, пунктом 9 которого предусмотрено, что в состав земель, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок входят земельные участки фабрик, заводов, комбинатов.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Согласно п. 13 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28) при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В соответствии с пунктами 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Суд не может согласиться с доводами инспекции ФНС по г. Орску Оренбургской области о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка на прошедший период законом не предусмотрено и не порождает для заявителя юридических последствий.
Из материалов дела следует, что исходя из архивной кадастровой стоимости земельного участка с учетом его отнесения к 17-й группе вида разрешенного использования, ООО «Уральская мебельная фабрика» на основании решения налоговой инспекции от (дата)№ привлечено к налоговой ответственности, обществу предложено уплатить земельный налог в сумме 383 941 рубль, пени в сумме 76 803,25 рубль, штраф в сумме 76 788,20 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей до 1 января 2017 года, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
До 1 января 2017 года действовали положения абзаца 5 пункта 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Пунктом 59 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", абз. 5 в п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость".
Следовательно, изменения, которые произошли в 5 абзаце п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, не изменили смысл указанной нормы, из которой следует, что уплата налога в бюджет должна производиться с правильным применением показателя элемента налогообложения.
Поскольку судом установлено, что у административного истца имеется недоимка по уплате налога, при взыскании которой подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость участка, значит, у истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной.
Учитывая исследованные в судебном заседании обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу, была допущена техническая ошибка в части определения группы видов разрешенного использования земельного участка. Эта ошибка нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку налоговая база для исчисления земельного налога определяется из кадастровой стоимости земельных участков.
В рассматриваемом случае при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2012 года кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО «Уральская мебельная фабрика», рассчитана исходя из удельного показателя для 17-й группы видов разрешенного использования земельного участка.
Административным ответчиком и заинтересованными лицами факт допущенной технической ошибки не оспаривался.
На основании изложенного суд полагает, что отнесение земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки к 17-й группе видов разрешенного использования является технической ошибкой, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и подлежит исправлению в порядке статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Рассматривая вопрос о пропуске административным истцом срока для подачи административного иска, суд учитывает, что правильная кадастровая стоимость земельного участка влияет на обязанность административного истца платить только законно установленные налоги. Отсутствие необходимых познаний в оценочной деятельности, в том каким образом определяется кадастровая стоимость, а также обращение общества в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области следует признать уважительными причинами пропущенного административным истцом срока для обращения в суд и срок восстановить.
В отношении заявленного представителем административного истца заявления о приведении решения суда к немедленному исполнению суд исходит из следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Вместе с тем представитель административного истца не привел доводов относительно наличия таких обстоятельств, поэтому у суда нет правовых оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление ООО «Уральская мебельная фабрика» удовлетворить.
Восстановить срок ООО «Уральская мебельная фабрика» для подачи административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением правительства Оренбургской области № 1122-н от 24 декабря 2012 года, кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя для 9-й группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, признав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет на 1 января 2012 года 19 738 848,60 рублей.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Управление Росреестра по Оренбургской области) внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), с 01 января 2012 года составляет 19 738 848,60 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Полный текст решения суда изготовлен (дата).