ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-172/2021 от 26.11.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-172/2021

УИД 75OS0000-01-2021-000311-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2021 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Петровой В.А.,

с участием:

представителя административного истца акционерного общества «Тепловодоканал» ФИО1,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО2,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании недействующим со дня принятия приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района "Каларский район», на 2018 – 2022 годы» в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края» в части установления тарифов на тепловую энергию на 2021 год,

установил:

приложением № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) от 20 декабря 2017 года № 631-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», на 2018 - 2022 годы (далее также – приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА).

Приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, от 19 декабря 2019 года № 568-НПА, от 18 декабря 2020 года № 608-НПА, от 18 декабря 2020 года № 613-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА внесены изменения, приложение № 1 изложено в новой редакции.

Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 21 декабря 2017 года, 21 декабря 2018 года, 23 декабря 2019 года, 22 декабря 2020 года соответственно.

3 сентября 2021 года акционерное общество «Тепловодоканал» (далее также – АО «Тепловодоканал») в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что установленные на тепловую энергию тарифы на 2021 год являются экономически необоснованными и установлены с нарушением принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, закрепленных в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», положений пунктов 51, 52, 58, 59, 71, подпункта «а» пункта 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Так, административный истец не согласен с установленной на 2021 год величиной необходимой валовой выручки в размере 359 081 258 рублей, при этом указывает, что при расчете операционных (подконтрольных) расходов были существенно занижены расходы по статье фонд оплаты труда производственных рабочих, который в 2018 году составлял 107 892 579 рублей, а на 2021 год в результате внесенных изменений в экспертное заключение снижен до 59 387 627 рублей. Полагает, что орган регулирования при внесении изменений в экспертное заключение на 2019 год во исполнение решения Забайкальского краевого суда по делу 3а-58/2020 необоснованно не применил параметры отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы и снизил фонд оплаты труда рабочих до уровня фактических данных предприятия за 2018 год с учетом индекса-дефлятора на 2019 год, тем самым фактически пересмотрел базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования.

При корректировке необходимой валовой выручки на 2019-2021 годы органом регулирования некорректно рассчитаны неподконтрольные расходы, в частности, ввиду пересмотра заработной платы снижены расходы по статье отчисления на социальные нужды, не учтены расходы по статье налог на прибыль.

Кроме того, органом регулирования не учтена динамика снижения фактического полезного отпуска тепловой энергии, а также применен механизм перекрестного субсидирования, в результате чего тариф для населения принят ниже экономически обоснованного, а для бюджетных и прочих потребителей – выше экономически обоснованного.

С учетом уточнения требований просило суд признать недействующим со дня принятия приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района "Каларский район», на 2018 – 2022 годы» в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края» в части установления тарифов на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения за период с 1 января по 31 декабря 2021 года 3 688,00 руб./Гкал, для населения с 1 января по 30 июня 2021 года – 1 817,23 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 1 889,92 руб./Гкал; обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять заменяющий нормативный правовой акт (том 1 л.д. 5-14, том 4 л.д. 154-162).

Руководитель РСТ Забайкальского края ФИО3 в представленном письменном отзыве с административным исковым заявлением не согласилась, ссылаясь на то, что решением Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года по административному делу № 3а-58/2020 на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в части установления тарифов на 2019 год и приложение к приказу РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в части установления тарифов на 2020 год. РСТ Забайкальского края был пересмотрен фонд оплаты труда работников на 2019 год и принят на уровне фактических данных предприятия за 2018 год с учетом индекса-дефлятора на 2019 год, в связи с чем, операционные расходы на 2020-2021 год пересмотрены с учетом скорректированных операционных расходов на 2019 год. При формировании расходов на 2019-2022 годы по статье отчисления на социальные нужды орган регулирования руководствовался исключительно тем, что указанные расходы определяются в процентах от фонда оплаты труда. Статья налог на прибыль не была включена в состав затрат, поскольку необходимая валовая выручка не содержала расходов по данной статье. В целях недопущения значительного снижения тарифов по услуге водоотведения и значительного роста тарифов по услуге водоснабжения, органом регулирования принято решение суммарное значение корректировок в размере 22 566 452,50 руб. учесть для АО «Тепловодоканал» по услуге теплоснабжения. При определении планового объема полезного отпуска на территории Каларского муниципального округа были приняты данные на уровне прошлого периода 2020 год в размере 105 269 Гкал, в связи с тем, что АО «Тепловодоканал» не представлена в полном объеме первичная документация. Тарифы на тепловую энергию (мощность) для АО «Тепловодоканал» установленные для бюджетных и прочих потребителей, утверждены в соответствии с графиком поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования. Одномоментное снижение тарифов до уровня экономически обоснованного тарифа может привести к резкому увеличению нагрузки на бюджет Забайкальского края (том 2 л.д. 184-196).

В дополнительных письменных пояснениях от 27 октября 2021 года, 10 ноября 2021 года, 26 ноября 2021 года представитель АО «Тепловодоканал» ФИО1 указала, что в результате принятия РСТ Забайкальского края приказа № 608-НПА от 18 декабря 2020 года органом регулирования необоснованно пересмотрен в сторону уменьшения базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования, что явилось следствием неправильного определения необходимой валовой выручки и установления экономически необоснованного тарифа на 2021 год, установленного приказом № 613-НПА от 18 декабря 2020 года. Полагает, что при разрешении настоящего спора суд может дать оценку приказу РСТ Забайкальского края № 608-НПА от 18 декабря 2020 года на предмет его соответствия законодательству, в том числе принципу экономической обоснованности. Для организации оплаты труда работников АО «Тепловодоканал» используется 18-разрядная тарифная сетка. Для расчета фонда оплаты труда к тарифам на услуги по теплоснабжению на 2021 год применена тарифная сетка по Отраслевому тарифному соглашению на 2017-2019 года в соответствии с приложением № 3. Расчет объема полезного отпуска в составе тарифной заявки на 2021 год произведен исходя из договорных объемов на поставку тепловой энергии, фактически поставленного объема тепловой энергии за 2019 год, а также исходя из динамики изменения полезного отпуска. Обращает внимание, что в силу положений пункта 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, действующее законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусматривает наличие перекрестного субсидирования между категориями (группами) потребителей при установлении тарифов (том 4 л.д. 177-178, том 6 л.д. 8-10, 232-234).

В дополнительных письменных пояснениях и возражениях от 30 сентября 2021 года, 12 ноября 2021 года руководитель РСТ Забайкальского края ФИО3 указала, что сумма операционных расходов на 2021 год определена в соответствии с пунктом 36 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э. Оспариваемым нормативным правовым актом № 613-НПА размер фонда оплаты труда не утверждался, а лишь корректировался в рамках долгосрочного периода регулирования. В представленных АО «Тепловодоканал» сведениях о полезном отпуске за 2017 год имелись значительные расхождения от указанных в тарифной заявке предприятия на 2019 год и представленных в рамках запроса РСТ Забайкальского края в 2020 году. В ФАС России «Форма № 46-ТЭ» за 2017 год АО «Тепловодоканал» не представлялась. По остальным периодам также имелись расхождения полезного отпуска тепловой энергии. АО «Тепловодоканал» при заполнении шаблонов, предоставляемых в ФАС России, указывала полезный отпуск только по п. Новая Чара. Величина полезного отпуска сформирована исходя из сведений полезного отпуска тепловой энергии за 2020 год, за который у органа регулирования имелись достоверные сведения. При расчете необходимой валовой выручки услуг теплоснабжения, оказываемых АО «Тепловодоканал» органом регулирования приняты расходы на экономически обоснованном уровне, что не противоречит действующему законодательству (том 3 л.д. 103-105, том 6 л.д. 32-38).

В судебном заседании представитель АО «Тепловодоканал» ФИО1 позицию административного истца поддержала по основаниям, приведенным в уточненном административном исковом заявлении и письменных пояснениях, дополнительно пояснила, что приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в первоначальной редакции, а также в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 608-НПА ими не оспариваются, при этом просила суд дать оценку приказу РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 608-НПА на предмет его соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Представитель административного ответчика РСТ Забайкальского края ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Т.Д.В. исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Камратовой А.Г., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 7 указанного Федерального закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Действуя в пределах своих полномочий 20 декабря 2017 года РСТ Забайкальского края издала приказ № 631-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», на 2018 - 2022 годы с календарной разбивкой согласно приложению № 1 к настоящему приказу, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», с использованием метода индексации установленных тарифов на 2018 - 2022 годы согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» (далее также – приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА) в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА внесены изменения, таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции.

Приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» (далее также – приказ РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА) в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА (с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА) внесены изменения, таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Приказом РСТ Забайкальского края от 9 октября 2020 года № 140-НПА «О внесении изменений в некоторые приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА (с учетом изменений, внесенных приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, от 19 декабря 2019 года № 568-НПА) внесены изменения в части замены наименования муниципального района «Каларский район» на Каларский муниципальный округ Забайкальского края.

Решением Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года по делу №3а-58/2020 признаны не действующими со дня принятия приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в части установления тарифов на 2019 год и приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в части установления тарифов на 2020 год. На РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новые заменяющие нормативные правовые акты.

Во исполнение решения Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года по делу №3а-58/2020 18 декабря 2020 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края издан приказ № 608-НПА «О внесении изменения в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, на 2018 - 2022 годы» (далее также – приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 608-НПА), приложение № 1 к приказу изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края» (далее также – приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА) в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА (с учетом изменений, внесенных приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, от 19 декабря 2019 года № 568-НПА, от 9 октября 2020 года № 140-НПА, от 18 декабря 2020 года № 608-НПА) внесены изменения, таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Приказы РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА, от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, от 19 декабря 2019 года № 568-НПА, от 18 декабря 2020 года № 608-НПА, от 18 декабря 2020 года № 613-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 96 (том 2 л.д. 214-220), от 20 декабря 2018 года № 96 (том 6 л.д. 192-208), от 19 декабря 2019 года № 92 (том 5 л.д. 1-9), от 18 декабря 2020 года (том 6 л.д. 178-181), от 18 декабря 2020 года (том 2 л.д. 221-235), с учетом экспертных заключений по установлению тарифов (том 5 л.д. 11-63, том 4 л.д. 184-218, том 5 л.д. 89-161, том 3 л.д. 230-232, том 4 л.д. 1-5, том 3 л.д. 1-41), официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 21 декабря 2017 года, 21 декабря 2018 года, 23 декабря 2019 года, 22 декабря 2020 года соответственно.

Оснований полагать процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными, не усматривается.

Кроме того, соблюдение порядка принятия и опубликования Приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА было проверено в рамках административного дела № 3а-58/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании не действующим в части приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», на 2018 - 2022 годы» в редакции приказов Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, от 19 декабря 2019 года № 568-НПА. Решение Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года вступило в законную силу 6 октября 2020 года (том 7 л.д. 1-9).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, принятого в пределах полномочий РСТ Забайкальского края.

В приложении № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» на 2018 - 2022 годы с календарной разбивкой.

Так, тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно составили с 1 января по 30 июня 2018 года – 4 289,71 и 1 596,22 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2018 года – 4 289,71 и 1 660,07 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2019 года – 4 289,71 и 1 660,07 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 4 381,22 и 1 726,47 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2020 года – 4 381,22 и 1 726,47 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 4 492,24 и 1 795,53 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2021 года – 4 492,24 и 1 795,53 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 4 607,85 и 1 867,35 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2022 года – 4 607,85 и 1 867,35 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года – 4 726,74 и 1 942,05 руб./Гкал.

В соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно составили с 1 января по 30 июня 2021 года – 3 688,00 и 1 817,23 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 3 688,00 и 1 889,92 руб./Гкал.

Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее также – Методические указания).

Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе методом индексации установленных тарифов.

Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Как установлено в пункте 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов.

Уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым уровнем операционных расходов (пункт 2 Основ ценообразования). Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств (пункты 73, 59, 58 Основ ценообразования).

Из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика следует, что долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, а также тарифы на услуги теплоснабжения на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годов для АО «Тепловодоканал» на территории Каларского муниципального округа установлены приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА с применением метода индексации установленных тарифов.

Приказом от 25 июня 2020 года № 140 РСТ Забайкальского края открыла дело по инициативе органа регулирования о корректировке тарифов на коммунальные услуги для АО «Тепловодоканал» на территории Забайкальского края (том 6 л.д. 175-177).

Согласно экспертному заключению по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, на 2021 год (далее также – Экспертное заключение на 2021 год) необходимая валовая выручка услуг теплоснабжения, оказываемых АО «Тепловодоканал» на территории Каларского муниципального округа, на 2021 год определена в соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования (том 3 л.д. 1-41).

18 декабря 2020 года на заседании Правления РСТ Забайкальского края принят приказ № 613-НПА (том 2 л.д. 197-198).

Как видно из приложения к оспариваемому приказу РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно составили с 1 января по 30 июня 2021 года – 3 688,00 и 1 817,23 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 3 688,00 и 1 889,92 руб./Гкал.

Обратившись в суд и утверждая о недействительности приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА, административный истец указывает, что при расчете (корректировке) тарифов на тепловую энергию на 2021 год орган регулирования: необоснованно уменьшил фонд оплаты труда и размер производных от него отчислений на социальные нужды; в себестоимости теплоснабжения необоснованно учел корректировки по услугам водоснабжения и водоотведения; неверно рассчитал объем полезного отпуска; незаконно применил механизм перекрестного субсидирования.

Оценив довод административного истца о неправомерности уменьшения органом регулирования фонда оплаты труда работников АО «Тепловодоканал» и как следствие снижения уровня операционных (подконтрольных) расходов предприятия на периоды регулирования 2019-2021 годов суд приходит к следующему.

Согласно экспертному заключению по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Каларский район», на долгосрочный период 2018-2022 годов (далее также – Экспертное заключение на 2018-2022 годы), размер базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования определен с применением метода экономически обоснованных расходов и составил 168 383 825 рублей, в том числе сумма затрат по статье расходы на оплату труда составила 134 069 463 рублей (107 892 579 рублей – производственные рабочие, 6 084 207 рублей – ремонтные рабочие, 20 092 677 – административно-управленческий персонал). Расчет фонда оплаты труда произведен органом регулирования в соответствии с тарифной ставкой Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, принятой в размере 7 056 рублей с учетом индекса роста на 2016-2017 годы (том 5 л.д. 1-58).

Не согласившись принятым на основании вышеуказанного экспертного заключения приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА по ряду статей затрат, АО «Тепловодоканал» обратилось в Федеральную антимонопольную службу России с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Решением Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2018 года № СП/89622/18 (резолютивная часть оглашена 5 октября 2018 года) РСТ Забайкальского края признана нарушившей пункт 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, в том числе в части статьи расходов на оплату труда по применению ставки первого разряда в связи с применением Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, поскольку с 1 января 2017 года действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. РСТ Забайкальского края предписано произвести расчет расходов, в том числе по статье «Расходы на оплату труда», при установлении тарифов на 2019 учесть результаты анализа и расчетов по данной статье (том 2 л.д. 51-65).

Во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2018 года № СП/89622/18 РСТ Забайкальского края при корректировке тарифов на 2019 год пересчитала статью расходов на оплату труда АО «Тепловодоканал», применив тарифную ставку рабочего первого разряда в размере 9 907 рублей, при этом фонд оплаты труда составил 124 634 833 рублей (101 477 809 рублей – производственные рабочие, 5 592 714,40 – ремонтные рабочие, 17 564 309,60 – административно-управленческий персонал), размер операционных (подконтрольных) расходов принят в размере 166 655 424 рублей, что подтверждается экспертным заключением по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Каларский район», на 2019 год (том 4 л.д. 184-225).

Сумма операционных (подконтрольных) расходов АО «Тепловодоканал» на 2020 год была определена органом регулирования в соответствии с пунктом 36 Методических указаний исходя из размера операционных (подконтрольных) расходов в 2019 году с учетом индексов эффективности операционных расходов, потребительских цен, изменения количества активов и составила 169 938 536 рублей, что подтверждается экспертным заключением по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Каларский район», на 2020 год (том 5 л.д. 89-241).

Соответствующие изменения в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в части установления (изменения) тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2019-2020 годы внесены Приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА и от 19 декабря 2019 года № 568-НПА.

Решением Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года по административному делу №3а-58/2020 по административному исковому заявлению АО «Тепловодоканал» признаны не действующими со дня принятия приказы РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА и от 19 декабря 2019 года № 568-НПА, на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новые заменяющие нормативные правовые акты. Основанием для удовлетворения требований послужило отсутствие надлежащего экономического обоснования рассчитанных органом регулирования расходов на оплату труда, в том числе оснований для изменения тарифных коэффициентов, неприменения положений Отраслевого тарифного соглашения (том 7 л.д. 1-9).

Согласно изменения в экспертное заключение по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Каларский район», на 2019 год, во исполнение решения Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года по делу №3а-58/2020 РСТ Забайкальского края пересмотрен фонд оплаты труда работников на 2019 год и принят на уровне фактических данных предприятия за 2018 год с учетом индекса-дефлятора на 2019 год, и составил 110 406 051,80 рублей (56 784 343 рублей – производственные рабочие, 10 631 311,68 рублей – ремонтные рабочие, 42 990 397,12 – административно-управленческий персонал), размер операционных (подконтрольных) расходов принят в размере 152 426 642 рублей (том 3 л.д. 230-239).

Согласно изменения в экспертное заключение по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Каларский район», на 2020 год, сумма операционных (подконтрольных) расходов АО «Тепловодоканал» на 2020 год определена РСТ Забайкальского края в соответствии с пунктом 36 Методических указаний исходя из скорректированного размера операционных (подконтрольных) расходов в 2019 году (152 426 642 рублей) с учетом индексов эффективности операционных расходов, потребительских цен, изменения количества активов и составила 155 429 447 рублей (том 4 л.д. 1-18).

Во исполнение решения Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года по делу №3а-58/2020 органом регулирования принят заменяющий приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 608-НПА.

Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктами 51, 75 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности, к которым относится в том числе базовый уровень операционных расходов. В состав операционных расходов отнесены затраты на оплату труда (подпункт «в» пункта 58 Основ ценообразования).

Пунктом 33 Методических указаний определено, что базовый уровень операционных расходов определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого периода не изменяется и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных методических указаний (методом экономически обоснованных расходов).

Корректировка базового уровня операционных расходов в соответствии с пунктом 49 Методических указаний рассчитывается по формуле 10 пункта 36 названных методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки.

Согласно экспертному заключению на 2021 год сумма операционных (подконтрольных) расходов на 2021 год определена органом регулирования в соответствии с пунктом 36 Методических указаний в размере 159 414 658 рублей. Фонд оплаты труда работников составил 115 467 628,94 рублей (59 387 627,11 рублей – производственные рабочие, 11 118 705,31 – ремонтный персонал, 44 961 296,52 – административно-управленческий персонал) (том 3 л.д. 1-98).

При определении операционных расходов на 2021 год органом регулирования принят индекс потребительских цен (103,6%), в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, индекс эффективности операционных расходов (1%), коэффициент эластичности операционных расходов (0,75) индекс изменения количества активов (0) и размер операционных (подконтрольных) расходов на 2020 год (155 429 447 рублей), принятый органом регулирования в соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 608-НПА.

Административный истец, обращаясь в орган регулирования с заявлением на корректировку долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2021 год, полагал, что в расчете РСТ Забайкальского края должны быть использованы тарифная ставка рабочего I разряда, а также межразрядные тарифные коэффициенты, установленные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.

В соответствии с приведенными нормами действующего законодательства, определяющего порядок ценообразования в сфере теплоснабжения, при расчете долгосрочных тарифов методом индексации операционные (подконтрольные) расходы, в частности, расходы на оплату труда, не могут быть пересчитаны в порядке корректировки на последующие годы долгосрочного периода регулирования, исходя из заявленных регулируемой организацией плановых значений.

Размер операционных (подконтрольных) расходов на 2019 и 2020 годы установлены приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в редакции заменяющего приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 608-НПА, в данной редакции указанный нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

Приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА размер фонда оплаты труда не утверждался, а лишь корректировался в рамках долгосрочного периода регулирования при строгом соответствии с предусмотренной пунктом 36 Методических указаний формулой.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ).

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца настаивала на рассмотрении требований о признании недействующим приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию на 2021 год. Оспорить приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в редакции заменяющего приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 608-НПА не пожелала.

Тем самым, предметом проверки в рамках рассматриваемого административного дела является законность приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА.

При этом довод представителя административного истца о том, что при оспаривании приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА суд вправе дать оценку приказу РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 608-НПА на предмет его соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права, поскольку в силу прямого указания, содержащегося в части 1 статьи 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, то есть у суда отсутствуют процессуальные основания для признания приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА недействующим в не оспариваемой редакции.

Вместе с тем, давая оценку доводу административного истца о неверном расчете операционных расходов на 2019-2020 годы по причине не применения органом регулирования межразрядных тарифных коэффициентов, установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы суд полагает необходимым отметить, что АО «Тепловодоканал» не является членом данного Отраслевого тарифного соглашения, однако на него в силу положений статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 распространяется действие данного Отраслевого тарифного соглашения, как организации, не подавшей в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению мотивированный письменный отказ от присоединения к нему.

В приложении № 3 к Отраслевому тарифному соглашению установлены рекомендуемые размеры тарифных коэффициентов для организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Одновременно в примечании к приложению отмечено, что в организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала; внутренние диапазоны коэффициентов могут определяться работодателем самостоятельно.

Согласно положений пункта 2.3.4 Отраслевого тарифного соглашения в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017 - 2019 годы приводится в Приложении № 3.

Из пояснений представителя административного истца, представленных документов, в том числе коллективного договора следует, что обществом сохранена прежняя 18-ти разрядная тарифная сетка, разряды которой приняты на основании Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя России от 31 марта 1999 года № 81. Перехода на тарификацию, установленную отраслевым тарифным соглашением, на предприятии не было.

Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Поскольку на момент принятия заменяющего приказа от 18 декабря 2020 года № 608-НПА АО «Тепловодоканал» не представило в орган регулирования подтверждающих сведений о применении на предприятии норм отраслевого тарифного соглашения, в том числе перехода на тарификацию трудовой деятельности работников в соответствии с приложением № 3 к данному соглашению, РСТ Забайкальского края обоснованно приняла фонд оплаты труда работников на уровне фактических данных предприятия за 2018 год с учетом индекса-дефлятора на 2019 год, что не противоречит требованиям пункта 42 Основ ценообразования и целям обеспечения возмещения регулируемой организации расходов на оплату труда персонала на расчетный период регулирования.

Таким образом, довод административного истца о нарушении регулирующим органом порядка расчетов по статье «расходы на оплату труда» подлежит отклонению, как не нашедший своего подтверждения в ходе судебного следствия.

Поскольку довод административного истца о неверном исчислении органом регулирования расходов на социальные нужды основан на занижении органом регулирования расходов на оплату труда, который не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, указанный довод подлежит отклонению. Отчисления на социальные нужды на 2021 год приняты органом регулирования по установленным ставкам, исходя из скорректированных расходов на оплату труда в размере 30,2 % от фонда оплаты труда.

Учитывая, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт неправильного расчета органом регулирования размера операционных (подконтрольных) и неподконтрольных расходов на 2021 год, суд отклонят предлагаемые административным истцом расчеты размера необходимой валовой выручки.

Вместе с тем заслуживает внимание довод административного истца о допущенном органом регулирования нарушении законодательства при расчете корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, в силу следующего.

Согласно пункту 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении). Пунктами 9 - 11 Основ ценообразования предусмотрено, что названные организации ведут раздельный учет как по осуществляемым видам деятельности, так и с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что АО «Тепловодоканал» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края осуществляет регулируемые виды деятельности по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. При этом общество ведет раздельный учет расходов по каждому виду деятельности, тарифы на оказываемые услуги также устанавливаются отдельно на каждый регулируемый вид деятельности.

Согласно экспертному заключению на 2021 год величина корректировки по услуге теплоснабжения АО «Тепловодоканал» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края составила -13 947 538,51 рублей; по услуге водоснабжения 8 310 493,81 рублей и по услуге водоотведения -16 929 407,80 рублей.

Суммарное значение корректировок по трем видам деятельности в размере -22 566 452,50 рублей учтено органом регулирования по услуге теплоснабжения. Данное решение административным ответчиком обусловлено целью недопущения значительного снижения тарифов по услуге водоотведения и значительного роста тарифов по услуге водоснабжения.

Однако данный подход противоречит положениям пунктов 11, 52 Основ ценообразования, предусматривающих учет затрат отдельно по видам деятельности и возможность корректировки отклонений объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления именно по регулируемому виду деятельности.

Данные действия органа регулирования привели к установлению тарифов в экономически необоснованных размерах по трем видам деятельности и как следствие нарушению прав потребителей оказываемых АО «Тепловодоканал» услуг.

При этом доводы административного ответчика о том, что перераспределение корректировки необходимой валовой выручки не влечет изменение тарифа для группы потребителей «население» по причине субсидирования недополученных доходов, а также не повлечет оплату потребителей за услуги, которые им не оказываются, подлежат отклонению, поскольку тарифы на оказываемые административным истцом услуги устанавливаются не только для населения, но и для прочих потребителей, в связи с чем должны устанавливаться в экономически обоснованных размерах для всех потребителей.

Формирование экономически обоснованных тарифов в соответствии с принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 3 Закона о теплоснабжении, является нормативно установленной обязанностью органов регулирования.

Проверяя доводы административного истца о необоснованности принятого органом регулирования размера полезного отпуска, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний.

Согласно пункту 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, учет статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года, предусмотрена также пунктом 18 Методических указаний.

В силу пунктов 7, 8, 9 Методических указаний орган регулирования осуществляет формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии, используемых при определении тарифов в сфере теплоснабжения с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки, а также данных, предоставляемых регулируемой организацией при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, договорных объемов, статистических сведений, в том числе среднегодового фактического потребления за 3 предшествующих года и других параметров, используемых при расчете объемов.

Таким образом, при расчете полезного отпуска тепловой энергии на 2021 год органом регулирования следовало учитывать объем фактического полезного отпуска тепловой энергии за 3 года (2017, 2018, 2019).

Согласно пункта 2.1.2 экспертного заключения на 2021 год, объем полезного отпуска тепловой энергии определен с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска за последние 3 года, и составил по трем поселениям 89 160,77 Гкал.

Из приложения № 1 к исследуемому заключению следует, что при расчете тарифов на тепловую энергию на 2021 год органом регулирования принят полезный отпуск в размере 105 269,12 Гкал.

Согласно пояснений представителя административного ответчика, полезный отпуск на 2021 год органом регулирования принят на уровне расчетного значения 2020 года, поскольку имелись расхождения в показателях, отраженных в заявке организации и представленной статистической документации, а также данных Единой информационно-аналитической системы. Динамика полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года органом регулирования не учитывалась.

Экспертное заключение по расчету тарифов на 2021 год выводов и экономического обоснования отклонения представленного организацией объема, либо содержащегося в статистической отчетности полезного отпуска не содержит. Применение значения полезного отпуска на уровне 2020 года органом регулирования не мотивировано.

Данное обстоятельство противоречит требованиям пунктов 22, 22(1) Основ ценообразования и свидетельствует об экономической необоснованности установленных оспариваемым приказом тарифов.

Довод административного ответчика о том, что объем полезного отпуска определен на основании достоверных сведений 2020 года подлежит отклонению как противоречащий указанным выше нормам материального права. В силу положений пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 КАС РФ на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Суд, не ставя своей целью определение должного значения полезного отпуска, что является исключительной компетенцией органа регулирования, приходит к выводу о том, что применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела обоснованность учтенного в составе тарифов на тепловую энергию размера полезного отпуска в ходе рассмотрения дела административным ответчиком подтверждена не была.

В связи с неисполнением органом регулирования обязанности по проведению должного анализа материалов дел об установлении тарифов, в отсутствие надлежащего расчета рассматриваемого значения полезного отпуска, примененный при расчете тарифов на тепловую энергию размер полезного отпуска на 2021 год, не может быть признан математически верным, экономически обоснованным и документально неподтвержденным.

Соглашается суд и с доводом административного истца о имевшем месте со стороны органа регулирования нарушении при установлении тарифов с применением механизма перекрестного субсидирования в силу следующего.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

Согласно экспертному заключению на 2021 год с 01 января 2021 года тариф для населения на тепловую энергию составил 1 817,23 руб./Гкал (с учетом НДС) с ростом к предшествующему периоду регулирования 100,0%; тариф для бюджетных и прочих потребителей на тепловую энергию составил 3 688,00 руб./Гкал (без учета НДС) с ростом к предшествующему периоду регулирования 100,0%. С 01 июля 2021 года тариф для населения на тепловую энергию составил 1 889,92 руб./Гкал (с учетом НДС) с ростом к предшествующему периоду регулирования 104,0%; тариф для бюджетных и прочих потребителей на тепловую энергию составил 3 688,00 руб./Гкал (без учета НДС) с ростом к предшествующему периоду регулирования 100,0%. Экономически обоснованный тариф в среднем по 2021 году составил 3411,08 руб./Гкал (без учета НДС), для населения с применением механизма перекрестного субсидирования тариф установлен в размере 1889,92 руб./Гкал, для бюджетных и прочих потребителей 3688 руб./Гкал.

Таким образом, тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «Тепловодоканал» на 2021 год для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установлены РСТ Забайкальского края в размере, превышающем рассчитанный экономически обоснованный тариф, в то время как тариф для населения установлен в размере, ниже экономически обоснованного.

Экспертное заключение по установлению тарифов какого-либо обоснования установления тарифов для группы прочих потребителей выше экономически обоснованного уровня не содержит, в выписке из протокола заседания правления РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 95 такой информации также не имеется.

В рассматриваемом случае возникновение межтарифной разницы является следствием реализации полномочий органов исполнительной власти по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Примененный органом регулирования механизм перекрестного субсидирования, предусматривает в счет компенсации недополученных доходов выплаты административному истцу не только субсидий из средств Забайкальского края, но и средств за счет иной категории потребителей, для которых тариф установлен выше экономически обоснованного. Фактически, предоставив льготу для населения, органом регулирования возмещение части предоставленной льготы возложено на иных потребителей.

Доводы административного ответчика о поэтапном доведении тарифов до экономически обоснованного уровня и сохранении тарифов для прочих и бюджетных потребителей без роста с одновременным ограничением роста тарифов для населения индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, не имеют правового значения для рассмотрения дела при установлении факта нарушения органом регулировании при установлении тарифов пункта 25 Основ ценообразования.

Экономически обоснованный тариф должен обеспечить получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями объем финансовых средств, необходимый для осуществления регулируемого вида деятельности в течение всего расчетного периода регулирования.

В случае если тариф не обеспечивает получение регулируемыми организациями экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый ей для осуществления регулируемого вида деятельности должна быть предусмотрена возможность получения компенсации за счет соответствующего бюджета, а не за счет средств иной категории потребителей.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом тарифы на тепловую энергию (мощность), скорректированные на 2021 год исходя из неверной корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, необоснованного расчета объема полезного отпуска и применения механизма перекрестного субсидирования (приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА), с учетом разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.

В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Тепловодоканал» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края» в части установления тарифов на тепловую энергию на 2021 год.

Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 613-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края» в части установления тарифов на тепловую энергию на 2021 год.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу акционерного общества «Тепловодоканал» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья Бурак М.Н.

Мотивированное решение составлено 6 декабря 2021 года.