ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-173/18 от 05.02.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 февраля 2019 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Матрозе Л.Ю.,

с участием:

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО1,

заинтересованного лица Эле В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-8/2019 (3а-173/2018) по административному исковому заявлению Администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о признании незаконным и отмене решения от 19 июля 2018 года № 13.11 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере его рыночной стоимости, исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости указанной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения от 19 июля 2018 года № 13.11 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере его рыночной стоимости, исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости указанной стоимости (л.д.10-12, 32-34 том 1).

В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что на территории муниципального образования находится земельный участок с кадастровым "номер изъят", площадью 20 669 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующей нежилой застройкой (подъездной путь № 13, склад ангарного типа, склад оборудования, склад заготзерно), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес изъят".

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп, и составляет 11 966 110 рублей 86 копеек. Земельный участок отнесен к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).

26 июля 2018 года в адрес органа местного самоуправления посредством электронной связи поступила информация из Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о принятом решении об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 3 492 000 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка снижена более чем в 3,4 раза, что нарушает права органа местного самоуправления на получение земельного налога в бюджет муниципального образования в обоснованном размере.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области нарушила права органа местного самоуправления на участие в заседании комиссии, не уведомив о времени и месте его проведения, в связи с чем, в суд подано административное исковое заявление о признании незаконным и отмене решения от 19 июля 2018 года № 13.11 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере его рыночной стоимости, исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости указанной стоимости.

В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству определениями Иркутского областного суда от 18 октября 2018 года, от 31 октября 2018 года, от 20 ноября 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а также в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, Правительство Иркутской области, Администрация Тайшетского муниципального района, собственники земельного участка ФИО2 и ФИО3, оценщики Общество с ограниченной ответственностью «Независимая Экспертная оценка», Эле В.С. (л.д.2-8 том 1, 2-4, 160-161 том 2).

В судебное заседание представитель административного истца Администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» ФИО4 не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО1 с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области принято с соблюдением требований законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направила.

Заинтересованное лицо оценщик Эле В.С. с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что составила отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с соблюдением требований федерального законодательства.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Правительства Иркутской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, просили рассмотреть дело в их отсутствие, получили извещение о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Администрация Тайшетского муниципального района, собственники земельного участка ФИО2 и ФИО3, оценщик Общество с ограниченной ответственностью «Независимая Экспертная оценка», о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, по правилам статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку неявившиеся лица не просили об отложении дела и не представили доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Согласно части 2.1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы местного самоуправления вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены органами местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", который находится на территории Бирюсинского муниципального образования, снижена по заявлению собственника ФИО2 с 11 966 110 рублей 86 копеек до 3 492 000 рублей, что является существенным, в силу указанных положений законодательства административный истец – орган местного самоуправления – вправе оспорить в суде решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о таком снижении.

В соответствии положениями Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2017 года № АКПИ16-1364 и от 26 апреля 2018 года № АКПИ18-142, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган размещает информацию о принятии решения о формировании комиссии в субъекте Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет уведомление о предоставлении кандидатур членов комиссии в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки на территории субъекта Российской Федерации, орган кадастрового учета, осуществляющий свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации, Национальный совет по оценочной деятельности.

Включение в состав комиссии представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности осуществляется на основе сведений о кандидатурах членов комиссии, представленных в уполномоченный федеральный орган.

Уполномоченный федеральный орган размещает информацию о создании комиссии в субъекте Российской Федерации и копию приказа о создании комиссии в субъекте Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней с даты издания приказа о создании комиссии в субъекте Российской Федерации.

Комиссия состоит из членов комиссии. Председателем комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа уполномоченного федерального органа; заместителем председателя комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем органа кадастрового учета. Секретарь комиссии не является ее членом.

Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 февраля 2012 года № П/58 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области» создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области и утвержден ее состав.

Согласно приложению к данному приказу в состав комиссии вошли: заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области В. - председатель комиссии; заместитель начальника отдела кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области Ш. - заместитель председателя комиссии, представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – заместитель начальника отдела управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области Министерства имущественных отношений Иркутской области С.., представитель Национального совета по оценочной деятельности Ф. Полномочия секретаря комиссии возложены на начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области В.., а в случае ее отсутствия на специалиста-эксперта отдела кадровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области О.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17 апреля 2012 года № П/157 в состав Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области внесены изменения: исключен из состава комиссии В.., включена в состав комиссии Ч. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 февраля 2013 года № П/43 полномочия секретаря комиссии возложены на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области О.., а в случае ее отсутствия на Ш.. Вместо председателя комиссии Ч. на эту должность назначена В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области; вместо заместителя председателя комиссии Ш. на эту должность назначена С. – начальник отдела ввода данных и обработки документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 января 2014 года № П/39 из состава комиссии исключена С.., включена в состав комиссии Н. – заместитель министра имущественных отношений Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 апреля 2015 года № П/201 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области М.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 февраля 2017 года № П/0052 из состава комиссии исключена Н. и включена Ч.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 марта 2017 года № П/0154 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области П.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 июля 2017 года № П/0329 включена в состав комиссии Н.., исключена – Ч.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 ноября 2017 года № П/0564 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Я.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 мая 2018 года № П/0187 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Я.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Ш.

Из информационного письма Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов – оценщиков «СМАО» (НП «СМАО») от 4 марта 2014 года № 000780и/1, направленного в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, следует, что НП «СМАО», являясь одним из учредителей Национального Совета по оценочной деятельности, принимает участие в формировании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. В состав членов комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от Национального Совета по оценочной деятельности НП «СМАО» делегировало Ф., кандидатура которой была утверждена большинством голосов членов Национального Совета по оценочной деятельности. В письме исполнительного директора Национального Совета по оценочной деятельности – Р. была допущена опечатка в фамилии и отчестве этого представителя.

Таким образом, представителем от Национального Совета по оценочной деятельности в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области является Ф..

Следовательно, порядок формирования Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области федеральным органом исполнительной власти соблюден, и указанная комиссия действовала на территории Иркутской области в момент принятия оспариваемого решения от 19 июля 2018 года в следующем составе:

- председатель комиссии В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области;

- заместитель председателя комиссии С. – начальник отдела ввода данных и обработки документов филиала ФГБУ ФКП Росреестра» по Иркутской области;

- член комиссии Н. –заместителя министра имущественных отношений Иркутской области;

- член комиссии Ф. – представитель Национального совета по оценочной деятельности;

- секретарь комиссии Я. – ведущий специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2017 года № АКПИ16-1364 и от 26 апреля 2018 года № АКПИ18-142, заседания комиссии проводятся по мере необходимости рассмотрения поступивших заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. О дате, времени и месте заседаний комиссии, определяемых ее председателем, члены комиссии извещаются секретарем комиссии не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания.

На официальном сайте территориального органа уполномоченного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии размещаются дата, время и место проведения заседания; фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение; основания, по которым подано заявление; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.

Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поступившее в комиссию, должно быть рассмотрено не позднее срока рассмотрения заявления, установленного Федеральным законом, при этом датой поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата его регистрации территориальным органом уполномоченного федерального органа.

Секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии.

Секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание.

На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов и секретаря комиссии; фамилии, инициалы, места работы, должности лиц, присутствующих на заседании комиссии и не являющихся ее членами; фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии); основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании; пояснения оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, и (или) пояснения исполнителя работ по определению кадастровой стоимости по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, результаты которого оспариваются, и (или) иных лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде; результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания.

Копия решения комиссии в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

Судом установлено, что собственник земельного участка ФИО2 (в настоящее время собственником участка является ФИО3) обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области 26 июня 2018 года с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" (л.д.105 том 1).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 5 июля 2018 года № 12.22 заявление ФИО2 отклонено (л.д.174 том 1).

Повторно заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" поступило от ФИО2 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области 10 июля 2018 года (л.д.177 том 1).

12 июля 2018 года извещения о заседании комиссии 19 июля 2018 года направлены в адрес всех заинтересованных лиц.

Судом установлено, что данное извещение направлялось только в адрес мэра Тайшетского района и главы Тайшетского городского поселения, в Бирюсинское муниципальное образование не направлялось.

Однако на официальном сайте Управления Росреестра по Иркутской области опубликована информация о заседании комиссии 19 июля 2018 года, что подтверждается представленными скриншотами страниц. Более того, зная о том, что ФИО2 заявление о пересмотре кадастровой стоимости уже подавалось в указанную комиссию 26 июня 2018 года, но было отклонено, о чем извещался орган местного самоуправления Бирюсинского муниципального образования (л.д.176 том 1), административный истец имел возможность заблаговременно знать о заседании комиссии 19 июля 2018 года, учитывая технические возможности органов местного самоуправления, которые имеют доступ в интернет.

При таких обстоятельствах, суд признает надлежащим извещение органа местного самоуправления Бирюсинского муниципального образования о заседании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области 19 июля 2018 года.

Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что административный истец оспаривает решение указанной комиссии только по мотиву его неизвещения о времени проведения заседания, однако, не предоставляет в суд ни одного доказательства, что рыночная стоимость земельного участка значительно превышает установленную оспариваемым решением комиссии.

Однако, суд полагает, что для признания незаконным решения комиссии недостаточно данных аргументов, необходимо проверить действительную рыночную стоимость земельного участка.

По результатам проведенного заседания Комиссии составлен протокол от 19 июля 2018 года, содержащий все необходимые реквизиты и сведения, предусмотренные пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259.

По результатам рассмотрения заявления ФИО2 Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области приняла решение от 19 июля 2018 года № 13.11, из содержания которого, а также из содержания протокола усматривается, что кворум имелся, комиссия заседала в составе председателя комиссии В. и членов комиссии С. и Ф.., что составляет более половины членов комиссии, решение принято большинством голосов - единогласно, члены комиссии проголосовали за принятие решения о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (л.д.227-242 том 1).

25 июля 2018 года в адрес ФИО2 и главы Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» направлены уведомления о пересмотре кадастровой стоимости и об определении ее в размере рыночной стоимости 3 492 000 рублей (л.д.243-244 том 1).

Таким образом, порядок создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, а также порядок рассмотрения заявления ФИО2 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" соблюдены.

Административное исковое заявление об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Иркутской области от 19 июля 2018 года № 13.11 подано в суд Администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» 26 сентября 2018 года, то есть административное исковое заявление поступило в пределах установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока.

В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 274-ФЗ, под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Действия на этапах формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки; определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости; проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости; утверждения результатов определения кадастровой стоимости; внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, регламентированы положениями статей 24.12-24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании статьи 24.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу статей 24.15 и 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, по результатам проведения которой саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 6 августа 2013 года № 293-пп, опубликованы в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75 и от 12 августа 2013 года № 88, вступили в силу через десять календарных дней после опубликования документов).

В Приложении к указанным постановлениям Правительства Иркутской области имеется перечень объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области.

Данный перечень земельных участков был сформирован ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2012 года, и направлен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в адрес заместителя министра имущественных отношений Иркутской области 7 марта 2012 года.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФиннГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 года № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 года заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 года.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 года № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 года отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым "номер изъят" до 26 сентября 2018 года находился в частной собственности ФИО2, а в настоящее время находится в частной собственности ФИО3

Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп, в редакции от 5 мая 2014 года № 239-пп, «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» и составляет 11 966 110 рублей 86 копеек. Земельный участок отнесен к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).

Судом также установлено, что земельный участок с кадастровым "номер изъят", площадью 20 669 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующей нежилой застройкой (подъездной путь № 13, склад ангарного типа, склад оборудования, склад заготзерно, местоположение: "адрес изъят" был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 11 июля 2008 года. Количественные и качественные характеристики не менялись, кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2012 года.

Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки земельного участка ФИО2 заключен договор по оказанию услуг оценки рыночной стоимости земельного участка с ООО «Независимая экспертная оценка».

Согласно отчету об оценке от 22 июня 2018 года № 1-2(06)18, составленному ООО «Независимая экспертная оценка», по состоянию на 1 января 2012 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" составляет 3 492 000 рублей.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является арендная плата и налог на недвижимость.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При проведении массовой кадастровой оценки невозможно учесть все характеристики индивидуального объекта недвижимости, соответственно на основе отчета о рыночной стоимости индивидуальных объектов за счет самих налогоплательщиков имеется возможность уточнить налоговую базу таких объектов в рамках процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» от 01 марта 2011 года № 281-О-О указано, что действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Возрождение» на нарушение конституционных прав положением пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, почему кадастровая стоимость бывает завышенной – ее определяют методами массовой оценки, а рыночная стоимость определяется методами индивидуальной оценки конкретного участка.

Возможность пересмотра результатов государственной кадастровой оценки земельных участков путем установления их рыночной стоимости на соответствующую дату кадастровой оценки является важной предпосылкой реализации прав граждан на справедливое и экономически обоснованное налогообложение.

Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном на основании и в порядке, предусмотренном этим законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 указанного закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки на основании решения комиссии или суда. Новая кадастровая стоимость в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с частью 5 статьи 8 и статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ с последующими изменениями «О государственной регистрации недвижимости».

В оспариваемом решении Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 19 июля 2018 года № 13.11 указано, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО «Независимая Экспертная Оценка», соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Для проверки выводов Комиссии и определения действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" на основании определения Иркутского областного суда от 20 ноября 2018 года была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы. На разрешение эксперта поставлены вопросы: о соответствии отчета об оценке от 22 июня 2018 года № 1-2(06)18, составленного ООО «Независимая Экспертная Оценка», требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, а также об определении рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с положениями статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы. Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо конкретным экспертом или экспертами.

Поручая проведение экспертизы Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, суд исходил из того, что данное экспертное учреждение входит в состав государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, руководствуется Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основной уставной целью является защита прав и свобод граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно-обоснованных судебных экспертиз, основной ее задачей является производство судебных экспертиз по заданиям судов.

Оценивая представленное экспертное заключение по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его допустимым и достоверным доказательством, так как оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший экспертное заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию (высшее техническое образование по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» и квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки»), является государственным экспертом, состоит в трудовых отношениях с Федеральным бюджетным учреждением Иркутская лаборатория судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Из заключения судебного эксперта следует, что представленный в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", составленный ООО «Независимая Экспертная Оценка» 22 июня 2018 года № 1-2(06)18 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации.

У суда нет оснований сомневаться в заключении судебного эксперта, поскольку указанный вывод соответствует всем положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, все выводы подробно мотивированы, соответствует требованиям законодательства и согласуются с имеющимися в деле доказательствами.

Судебным экспертом также определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере 3 444 075 рублей, то есть ниже на 47 925 рублей, чем установлено в отчете об оценке и в оспариваемом решении Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, что никак не нарушает прав административного истца – органа местного самоуправления.

При проверке выводов судебного эксперта суд принимает во внимание следующие положения действующего законодательства.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки были установлены в Федеральном стандарте оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297.

Согласно пункту 6 ФСО № 1 итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

В соответствии с пунктом 10 указанного стандарта объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

В соответствии с пунктами 12-14 ФСО № 1 под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.

В соответствии также пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к содержанию отчета об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, в редакции от 6 декабря 2016 года № 785, в отчете об оценке должен содержаться раздел анализа рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость.

В силу пункта 5 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, при сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки. В случае непроведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с не проведением осмотра.

Из содержания исследовательской части заключения эксперта усматривается, что осмотр объекта оценки по состоянию на 1 января 2012 года не проводился, поскольку расчет рыночной стоимости произведен на ретроспективную дату (дату в прошлом). Всем существенным допущениям, принятым экспертом, дана соответствующая оценка и характеристика, что позволяет суду согласиться с изложенными экспертом описаниями и выводами.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 ФСО № 7, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.

Заключение эксперта соответствует вышеназванным требованиям законодательства.

Так, использование методов математического моделирования при проведении массовой оценки не позволяет учитывать уникальные особенности земельного участка.

В качестве доказательств уникальных характеристик земельного участка с кадастровым "номер изъят" в заключении эксперта приведена схема с портала услуг «Публичная кадастровая карта», из которой видно, что он расположен "адрес изъят".

Экспертом исследован рынок недвижимости Иркутской области, определен сегмент рынка, выбраны объекты-аналоги, расположенные в городе Ангарске Иркутской области с аналогичным видом разрешенного использования, применены соответствующие корректировки на торг, на изменение цены во времени, на площадь, на местоположение.

Вся информация, представленная в заключении судебной экспертизы проверяемая, расчеты составлены верно, что привело к определению действительной рыночной стоимости оцениваемого объекта, которая ниже, чем установлено в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 19 июля 2018 года № 13.11 и об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-179, частью 5 статьи 245, статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 19 июля 2018 года № 13.11 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере его рыночной стоимости 3 492 000 рублей, исключении из сведений Единого государственного реестра (кадастра) недвижимости указанной стоимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2019 года.

Судья М.А. Ткачук