Дело № 3а-173/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2015 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Бакина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Полянка» о признании недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2014 г. № «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые МУП «Водоочистка» на территории Исакогорского и Цигломенского территориальных округов (жилых районов Зеленец, Зеленый Бор, Кирпичного завода, станции Исакогорка, Цигломень, поселков Лесная речка и Турдеевск), Маймаксанского территориального округа (жилых районов Маймаксанского лесного порта о. Бревенник, 23 лесозавода о. Бревенник и 29 лесозавода), Октябрьского территориального округа (о. Кего), Соломбальского территориального округа (о. Хабарка) муниципального образования «Город Архангельск»,
установил:
постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее по тексту также – Агентство) от 18 декабря 2014 г. № установлен и введен в действие на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. тариф на техническую воду, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием «Водоочистка» (далее по тексту – МУП «Водоочистка») на территории Исакогорского и Цигломенского территориальных округов (жилого района Зеленый бор) и Октябрьского территориального округа (о. Кего) «Город Архангельск», в размерах согласно приложению № к этому постановлению (подпункт 3 пункта 2 постановления).
Приложением № к постановлению от 18 декабря 2014 г. № величина тарифа на техническую воду, отпускаемую МУП «Водоочистка» на указанных территориях муниципального образования «Город Архангельск» прочим потребителям в 2015 г., установлена в размере <данные изъяты> руб./куб.м.
Текст данного постановления с приложениями официально опубликован ДД.ММ.ГГГГ. в печатном издании «<данные изъяты>» №
Садоводческое некоммерческое товарищество «Полянка» (далее по тексту – СТ «Полянка») обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия приложения № к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2014 г. №.
В обоснование заявленного требования указало на несоответствие этой нормы статьям 7 и 12, части 10 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пункту 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406. Полагало, что для МУП «Водоочистка», как организации, которая в 2015 г. определена в качестве гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения на отдельных территориях муниципального образования «Город Архангельск», тариф на отпускаемую техническую воду не мог быть установлен ранее следующего периода регулирования, т.е. ранее 2016 г.
В судебном заседании представитель административного истца П.С. административное исковое заявление поддержал.
Представители агентства по тарифам и ценам Архангельской области П.А. и С., возражая против удовлетворения административного иска, полагали, что оспариваемое постановление принято компетентным органом в пределах его полномочий в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Пояснили, что оспариваемый тариф установлен для МУП «Водоочистка» в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, - как для иной регулируемой организации, в уставную деятельность которой входит забор (подъем) воды и (или) водоподготовка.
Представитель МУП «Водоочистка» И. против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на то, что установленные для предприятия как организации, осуществляющей регулируемую деятельность, тарифы на техническую воду, отпускаемую абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения на участке сетей, переданных предприятию в хозяйственное ведение, являются экономически обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Архангельской областной прокуратуры Бакина И.С., полагавшего заявленное требование не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что СТ «Полянка» осуществляет забор технической воды на хозяйственные нужды через врезку в магистральный водопровод, расположенный на территории жилого района Зеленый Бор Исакогорского и Цигломенского территориальных округов муниципального образования «Город Архангельск». С июня 2015 г. оплачивает выставляемые МУП «Водоочистка» счета за отпущенную техническую воду по тарифу, установленному приложением № к постановлению от 18 декабря 2014 г. №. Таким образом, указанное постановление в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы административного истца.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тариф на техническую воду подлежит регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Архангельской области таким органом в силу подпункта 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, является названное агентство.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, в их системной взаимосвязи.
Названные нормативные правовые акты предусматривают различные тарифные конструкции в зависимости от того, каким образом на определенной территории организовано водоснабжение и водоотведение.
Так, по общему правилу договоры холодного водоснабжения заключаются абонентом с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, к водопроводным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (часть 7 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункт 7 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644).
В этом случае тарифы на холодное водоснабжение (в том числе, на техническую воду) для расчетов с конечными абонентами устанавливаются для каждой из ресурсоснабжающих организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения.
Вместе с тем, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» наделяет органы местного самоуправления городских округов полномочиями определить для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пункта 76 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, абоненты, чьи объекты капитального строительства присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации, обязаны приобретать услугу по холодному водоснабжению и (или) водоотведению только у такой гарантирующей организации, независимо от того, кто фактически владеет и эксплуатирует отдельные элементы этой системы.
Иные организации водопроводно-коммунального хозяйства, которые эксплуатируют отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (часть 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Таким образом, если на территории городского округа объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения эксплуатируются несколькими организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, одна из которых в установленном законом порядке наделена статусом гарантирующей организации, иные организации водопроводно-канализационного хозяйства обязаны оказывать услуги по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод не непосредственно абонентам, а этой гарантирующей организации.
При этом цена заключенного между гарантирующей организацией и иной организацией водопроводно-канализационного хозяйства договора из числа указанных в части 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», также подлежит государственному регулированию.
Из системного толкования положений части 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пункта 5 Основ ценообразования следует, что после принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения об определении гарантирующей организации применяется следующая тарифная конструкция:
для гарантирующей организации устанавливаются тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, используемые для расчетов между этой организацией и абонентами, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации;
для иных организаций водопроводно-коммунального хозяйства, осуществляющих регулируемую деятельность, – тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду – в зависимости от того, какой договор из числа предусмотренных частью 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» заключен между этой регулируемой организацией и гарантирующей организацией. Данные тарифы используются для расчетов регулируемой организации с гарантирующей организацией, но не с конечными абонентами, которые в силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 76 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, приобретают услугу по холодному водоснабжению только у гарантирующей организации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, муниципальное образование «Город Архангельск» состоит из 9 территориальных округов: Октябрьского, Ломоносовского, Соломбальского, Северного, Исакогорского, Маймаксанского, Цигломенского, округов Варавино-Фактория и Майская горка.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 19 июня 2013 г. № «Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности», официально опубликованным 25 июня 2013 г., МУП «<данные изъяты>» наделено статусом гарантирующей организации для систем централизованного холодного водоснабжения, расположенных на всей территории муниципального образования «Город Архангельск» (за исключением жилого района станции Исакогорка г. Архангельска), в том числе, для систем централизованного холодного водоснабжения жилого района Зеленый Бор Исакогорского и Цигломенского территориальных округов и о. Кего Октябрьского территориального округа. Зоной деятельности МУП «<данные изъяты>» определена территория муниципального образования «Город Архангельск», обслуживаемая централизованными системами водоснабжения и водоотведения, за исключением жилого района станции Исакогорка.
Распоряжением заместителя мэра г. Архангельска по вопросам экономического развития и финансам от 31 декабря 2013 г. № МУП «Водоочистка», созданному 23 декабря 2013 г., в хозяйственное ведение в числе прочего имущества переданы изъятые у МУП «<данные изъяты>» отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на части территорий муниципального образования «Город Архангельск» (жилых районов Зеленец, Зеленый Бор, Кирпичного завода, станции Исакогорка, Цигломень, островов Бревенник, Кего и Хабарка, поселков Лесная речка и Турдеевск). Оформление документов и государственная регистрация права хозяйственного ведения МУП «Водоочистка» в отношении этого имущества были завершены в июне 2014 г.
Таким образом, в результате реализации указанного решения отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные в зоне деятельности гарантирующей организации – МУП «<данные изъяты>», стали эксплуатироваться иной организацией водопроводно-коммунального хозяйства – МУП «Водоочистка».
Вместе с тем, в силу прямого указания части 3 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 76 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, исполнителем услуг по холодному водоснабжению и водоотведению для абонентов, чьи объекты капитального строительства подключены (технологически присоединены) к участкам централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, эксплуатируемым МУП «Водоочистка» и расположенным в зоне деятельности гарантирующей организации, продолжало оставаться МУП «<данные изъяты>».
Суд отклоняет доводы о том, что с момента изъятия части объектов водопроводно-канализационного хозяйства у МУП «<данные изъяты>» и передачи этого имущества в хозяйственное ведение МУП «Водоочистка» МУП «<данные изъяты>» перестало отвечать признакам гарантирующей организации.
В силу пункта 2 части 6, части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» наделение определенной организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации осуществляется путем принятия уполномоченным органом местного самоуправления городских округов решения по вопросам местного значения - организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
При осуществлении тарифного регулирования Агентство, исходя из положений части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации и предоставленных ему полномочий, не вправе оценивать законность и обоснованность такого решения.
Постановление мэрии г. Архангельска от 19 июня 2013 г. № «Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности» не было в установленном порядке оспорено и признано недействительным, в связи с чем оспариваемое тарифное решение должно быть принято с учетом данного правового акта.
В ходе 2014 г. МУП «<данные изъяты>» использовало объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, переданные на праве хозяйственного ведения МУП «Водоочистка», для оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению абонентам муниципального образования «Город Архангельск» на основании договора № от 7 мая 2014 г. по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Этот договор был расторгнут 31 декабря 2014 г.
МУП «Водоочистка» впервые обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении тарифов на техническую воду на 2015 г. Одновременно предприятие представило документы, подтверждающие, что оно эксплуатирует отдельные объекты централизованной системы водоснабжения, требуемые для осуществления деятельности, перечисленной в подпункте «б» пункта 5 Основ законодательства.
Материалы дела свидетельствуют о том, что тарифное дело открыто не на основании заявления МУП «Водоочистка», а по инициативе Агентства.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Агентство на основании подпункта «б» пункта 5 Основ ценообразования было вправе установить для МУП «Водоочистка» тариф на техническую воду как для иной регулируемой организации для целей, установленных частью 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», т.е. для расчетов по договорам, заключенным с гарантирующей организацией.
При этом в силу положений части 10 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 5 и подпункта «а» пункта 37 Основ ценообразования тариф на оказание конечным абонентам услуг по холодному водоснабжению, в том числе, на отпуск технической воды, мог быть установлен для МУП «Водоочистка», как для организации, которая постановлением мэрии г. Архангельска от 30 января 2015 г. № «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск» определена в качестве гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения на указанных в оспариваемом постановлении территориях жилых районов муниципального образования «Город Архангельск», начиная со следующего периода регулирования, т.е. с 2016 г.
Проанализировав материалы тарифного дела, заслушав <данные изъяты> отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области С., суд приходит к выводу о том, что одноставочный тариф на техническую воду для МУП «Водоочистка» рассчитан в соответствии с положениями пункта 7 Основ ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э. При этом Агентством правомерно использованы, в том числе, сведения о фактических расходах на содержание и эксплуатацию систем водоснабжения на перефирийных участках муниципального образования «Город Архангельск», понесенных МУП «<данные изъяты>» за предыдущие периоды регулирования (2012-2013 г.г. и 9 месяцев 2014 г.).
Форма и процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, что следует из представленных суду материалов, административным истцом не оспаривается.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что приложение № к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2014 г. №, исходя из указанного в данном судебном постановлении истолкования данной нормы, действующему федеральному законодательству не противоречит.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления СТ «Полянка» не имеется.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании – газете «<данные изъяты>».
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Полянка» о признании недействующим с момента принятия приложения № к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2014 г. № «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые МУП «Водоочистка» на территории Исакогорского и Цигломенского территориальных округов (жилых районов Зеленец, Зеленый Бор, Кирпичного завода, станции Исакогорка, Цигломень, поселков Лесная речка и Турдеевск), Маймаксанского территориального округа (жилых районов Маймаксанского лесного порта о. Бревенник, 23 лесозавода о. Бревенник и 29 лесозавода), Октябрьского территориального округа (о. Кего), Соломбальского территориального округа (о. Хабарка) муниципального образования «Город Архангельск» оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «<данные изъяты>».
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 ноября 2015 г.
Судья Н.В. Лобанова