ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-173/2021 от 03.06.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Дело № 3а- 173/2021

УИД 21 OS 0000-01-2021-000079-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 июня 2021 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Ленковского С.В.,

с участием представителей:

истца ООО « Авто.РУ» Ширыпкина В.Н.,

административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Марковой Е.В.,

при секретаре Семенове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Авто.РУ» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании определения результатов кадастровой стоимости земельного участка и установления его кадастровой стоимости, равной рыночной,

установил:

ООО «Авто.РУ» (далее Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании определения результатов кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 1599 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленного требования административный истец указал на то, что Общество является собственником указанного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 12.02.2020 года составляет 6 527 293,89 рублей. Общество, посчитав установленную кадастровую стоимость завышенной и необоснованной, обратилось в оценочную организацию в целях определения рыночной стоимости указанного земельного участка. Согласно отчету №О – 0180/2021 от 10.03.2021, составленного ООО « Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 12.02.2020 года составляет 3583 600 рублей. Считает, что указанные диапазоны расхождения кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью не могут являться приемлемыми и допустимыми и свидетельствуют о нарушении прав Общества как плательщика платы налога за землю в справедливом размере. Просит установить кадастровую стоимость равной её рыночной стоимости в размере 3583600 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Ширыпкин В.Н. административный иск поддержал; представитель Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Маркова Е.В. не возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв на иск, согласно которого не имеется возражений против установления кадастровой стоимости оспариваемого участка согласно сведений в отчете и рассмотрение иска оставляет на усмотрение суда.

Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее Учреждение) представителя не направило, представило письменное возражение и просило отложить рассмотрение дела в связи с нахождением в отпуске юриста.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики в судебное заседание представителя не направило, в письменном сообщении указано о рассмотрении дела без участия представителя, разрешение иска оставлено на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо - администрация г. Чебоксары Чувашской Республики в судебное заседание представителя не направило, отзыв в письменном виде не представила, заявления об отложении дела не имеется.

Суд обсудил ходатайство Учреждения об отложении дела, не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку указанное обстоятельство (нахождение в отпуске юриста) не является основанием для отложения рассмотрения дела, поскольку вместо юриста участвовать в суде может другой сотрудник учреждения. Необоснованное отложение рассмотрения дела затягивает сроки рассмотрения дела, что является недопустимым.

Кроме того, в суде принимала участие представитель других ответчиков, которая высказала свою позицию по требованиям иска, а также представлены письменные возражения с приведением мотива несогласия с иском.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и сведения, изложенные в отзывах и возражении, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером площадью 1599 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автомойки.

Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В пункте 2 ст.66 ЗК РФ указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости утверждена 6527293, 89 рублей.

Административный истец не обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Частью 1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 ст.390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2).

В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1.1 ст.391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В Письме ФНС России от 27.11.2018 № БС-4-21/22899@ "О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019" разъяснено, что кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

С учетом того, что Общество является собственником указанного выше земельного участка, размер кадастровой стоимости спорного объекта затрагивает права и обязанности административного истца, в связи, с чем оно имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.

В соответствии с ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 237 –ФЗ « О государственной кадастровой оценке» ( в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №274-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в ЕГРН внесены 24.03.2020 года. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 12.02.2020 года. Данных о том, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, не имеется. В комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка истец не обращался. Таким образом, установленный ч.3 ст.245 КАС РФ пятилетний срок для оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости земельного участка административным истцом не пропущен, и его восстановление не требуется.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равного его рыночной стоимости, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон) для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В силу ст.24.15 Закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 12 февраля 2020 года. При этом в соответствии с ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 и ст.248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на сторону административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В обоснование исковых требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка истцом представлен отчет №О – 0180/2021 от 10.03.2021, составленного ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 12.02.2020 г. составляет 3583 600 рублей.

В судебном заседании никто из ответчиков и заинтересованных лиц не ходатайствовал о назначении экспертизы.

Суд в соответствии с положениями ст.82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании приходит к выводу, что указанный отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Суд, проанализировав названный отчет в совокупности с другими представленными по делу доказательствами и, руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, полагает возможным определить кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 12 февраля 2020 года на основании результата, указанного в отчете.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Из материалов дела следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано в суд 22 апреля 2021 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 марта 2020 года.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.

При рассмотрении указанного дела суд не разрешает вопрос о судебных расходах, так как в административном исковом заявлении не указано о взыскании с ответчиков денежных средств, связанных с рассмотрением дела. В судебном заседании истец также не заявлял об этом.

Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Авто.РУ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении его кадастровой стоимости в размере равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1599 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 12 февраля 2020 года в размере 3583600 ( три миллиона пятьсот восемьдесят три тысячи шестьсот) рублей.

Датой подачи заявления считать 22 апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 4 июня 2021 года.

Решение22.06.2021