ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-173/2022 от 06.10.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-173/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 октября 2022 года г. Иваново

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре судебного заседания Жаворонковой Е.А.

с участием прокурора Хохловой А.П.,

а также представителей:

административного истца – ФИО1,

административного ответчика – ФИО2, ФИО3, ФИО4,

заинтересованного лица – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЭльСеть» о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2021 г. № 61-э/1 «О единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» и № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) № 61-э/1 от 30 декабря 2021 г. «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2022 год, в строке 11 таблицы 1 приложения 2 к которому необходимая валовая выручка Общества с ограниченной ответственностью «ЭльСеть» (далее – ООО «ЭльСеть», Общество) на 2022 г. без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, определена в размере 9934,40 тыс. рублей; при этом в столбце «Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов)» в отношении данной сетевой организации установлено нулевое значение.

Постановлением Департамента от 30 декабря 2021 г. № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «ЭльСеть» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») в одноставочном и двухставочном вариантах, ставка на оплату технологического расхода (потерь) в двухставочном тарифе установлена в нулевом размере.

Указанные постановления опубликованы в официальном печатном издании «Ивановская газета» №3(6440) от 18 января 2022 г.

ООО «ЭльСеть», являющееся сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии, обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующими с момента принятия постановления Департамента:

- 61-э/1 от 30 декабря 2021 г. «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» в части установления необходимой валовой выручки ООО «ЭльСеть» на 2022 г. (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в размере 9934,40 тыс. рублей в связи с указанием величины «0» в таблице 1 в столбце «Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов)» по строке сетевой организации «ООО «ЭлСеть»;

- № 61-э/2 от 30 декабря 2021 г. «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов в отношении пары сетевых организаций ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») - ООО «ЭльСеть» с учетом установления для ООО «ЭльСеть» необходимой валовой выручки на 2022 г. в размере 9934,40 тыс. рублей с указанием величины «0» в столбце «ставка на оплату технологического расхода (потерь)»;

- возложить на Департамент энергетики и тарифов Ивановской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части нормативные правовые акты, и взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в рамках тарифной заявки в соответствии с пунктом 11 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – Сводный прогнозный баланс, СПБ) ООО «ЭлСеть» в целях включения впервые в Сводный прогнозный баланс на 2022 год направило в Департамент предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности по своему электросетевому комплексу в формате таблицы 3.1, соответствующей форме и объему, предусмотренными Таблицей 3.1. Приложения № 2 к указанному Порядку. Вместе с тем технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях ООО «ЭлСеть» не включены в утвержденный ФАС России Сводный прогнозный баланс на 2022 год. В этой связи Департамент при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г. принял величину потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ООО «ЭлСеть» равной «0» и не учел расходы на оплату потерь в оспариваемых тарифах.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, дополнительно указав, что Общество обращалось в Департамент с письмом о необходимости представления дополнительных документов, однако о наличии проблем при направлении в ФАС России предложений для формирования Сводного прогнозного баланса на 2022 год, как и о необходимости заполнения шаблонов по форме 3.1 в системе ФГИС ЕИАС ФАС России Департамент не сообщал.

Представители административного ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4 просили в удовлетворении административного иска отказать, сославшись на то, что 25 марта 2021 г. ООО «ЭльСеть» представило в Департамент на бумажном носителе предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности по своему электросетевому комплексу в формате таблицы 3.1 к Порядку формирования Сводного прогнозного баланса, однако шаблон по форме 3.1. «Предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях» на 2022 г. ООО «ЭлСеть» в системе ФГИС ЕИАС ФАС России не размещало. Департамент неоднократно обращался в ФАС России с просьбой обеспечить организации доступ к заполнению шаблонов в этой электронной системе, но в итоге плановые показатели по потерям были заполнены с использованием идентификатора реестра Сводного прогнозного баланса по ранее действующей сетевой организации ООО «Рефор» и включены в утвержденный на 2022 г. Сводный прогнозный баланс за этой организацией. Вместе с тем, в связи с отсутствием в утвержденном ФАС России Сводном прогнозном балансе установленного непосредственно для ООО «ЭльСеть» на 2022 г. объема потерь, стоимость потерь электрической энергии в сетях была принята в размере 0,0 тыс. руб. Вместе с тем в зкспертном заключении от 10 декабря 2021 г. по расчету необходимой валовой выручки ООО «ЭлСеть» на содержание электрических сетей на 2022 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2022 год, экспертной группой определен уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ООО «ЭлСеть» в размере 12,52 %, с учетом которого фактически понесенные в 2022 г. экономически обоснованные расходы ООО «ЭльСеть», связанные с приобретением потерь электрической энергии в сетях, будут учтены при установлении НВВ для ООО «ЭльСеть» на 2024 г.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») ФИО5 согласился с позицией представителей Департамента.

Федеральная антимонопольная служба, привлеченная к участию в данном деле в качестве заинтересованного лица, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в направленных в суд письменных объяснениях указано на возможность учета в отношении организации – правопреемника показателей потерь, утвержденных в Сводном прогнозном балансе для иной организации в отношении тех же объектов ЭСХ, ранее использовавшихся для осуществления регулируемой деятельности.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).

Закон об электроэнергетике устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В статье 23 Закона об электроэнергетике закреплены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, к которым отнесены определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2).

Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) (абзац 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п, является названный Департамент.

Согласно пункту 8 Правил регулирования установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

Пунктом 12 Правил регулирования цен предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с приложением обосновывающих материалов.

Из материалов дела следует, что ООО «ЭльСеть», являясь территориальной сетевой организацией, осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности).

Письмом от 29 апреля 2021 г. № 101-003 Общество направило в Департамент заявление об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022-2026 годы с Предложением о размере тарифа и приложением расчетных (обосновывающих) материалов, в том числе, таблиц по расчету расходов, связанных с передачей электрической энергии, расчету ставки по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям и экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей.

17 мая 2021 г. Департаментом открыто дело об установлении для ООО «ЭлСеть» тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования с сопроводительным письмом от 08 ноября 2021 г. № 101-005 ООО «ЭлСеть» направило в Департамент уточняющие материалы о размере цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в том числе, баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6); калькуляция расходов, связанных с передачей электрической энергии (Таблица П1.18.2); расчет ставки по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям (таблица П1.25), экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей (таблица П1.27) и предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях по форме 3.1 к приказу ФСТ России от 12 апреля 2012 г. № 53-э/1, где рассчитало норматив потерь в размере 13,86%, определило плановую величину потерь электрической энергии в сети в размере 3,9588 млн кВтч, ставку на оплату потерь в размере 557,78 руб./МВтч и заявило НВВ на компенсацию потерь в размере 14 918,25 тыс. руб.

Департаментом проведена экспертиза представленных Обществом материалов, по результатам которой 10 декабря 2021 г. составлено экспертное заключение по расчету необходимой валовой выручки ООО «ЭльСеть» на содержание электрических сетей на 2022 г., 20 декабря 2021 г. – экспертные заключения по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2022 год и по расчету для ООО «ЭльСеть» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предназначенных для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, на 2022 год (т.2 л.д.188-215).

Оспариваемые нормативные правовые акты, которыми установлены единые (котловые) и индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год приняты Департаментом на заседании правления при наличии необходимого кворума в соответствии с полномочиями, предоставленными тарифному органу пунктом 5.2 вышеназванного Положения о Департаменте энергетике и тарифов Ивановской области, в подтверждение чему в материалы дела представлены выписки из протоколов № 55/1 от 10 декабря 2021 г., № 61/1 от 30 декабря 2021 г. (т.2 л.д.176-187).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения в Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области решения данного органа оформляются постановлениями и опубликовываются в «Собрании законодательства Ивановской области» и (или) «Ивановской газете» и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru) (пункт 1.4 Положения), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».

Указанные требования нормативных правовых актов Департаментом выполнены.

Правомочность органа, принявшего оспариваемые постановления, порядок введения в действие и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

Проверяя оспариваемые нормативные акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 2 и 15-34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка (далее — НВВ) - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулировании, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные обоснованные расходы.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э), единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, дифференцируемые по уровням напряжения (пункт 81(1) Основ), формируются для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) в рамках предельных уровней, утвержденных ФАС России, на основе суммарных НВВ на содержание сетей и затрат на оплату потерь, рассчитанных для каждой территориальной сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации, а также суммарных величин заявленной мощности потребителей и полезного отпуска электрической энергии из сетей каждой территориальной сетевой организации.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой (доход) сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

В ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, учитываются расходы на оплату величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемой в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.

В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа.

Для территориальных сетевых организаций, при регулировании цен (тарифов) которых используется метод экономически обоснованных расходов (затрат), величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учитываемая в указанных ценах (тарифах), определяется в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:

двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;

одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями осуществляется в соответствии с пунктами 50 – 52 Методических указаний № 20-э/2.

Так, согласно пункту 50 приведенных Методических указаний расчет двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок, в том числе, единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.

Расчет индивидуальных тарифов производится в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 20-э/2 и предусматривает в своем двухставочном варианте определение ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·ч без разбивки по напряжениям ТСпот.

Названная ставка определяется по формуле 15.24 Методических указаний №20-э/2.

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

Ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик рассчитывается с организацией - получателем платы, определяется как отношение избытка (недостатка) средств, относимого на потери электроэнергии, определяемого по формуле 15.22 Методических указаний № 20-э/2, предусматривающей наличие данных о величине технологического расходы (потерь) электроэнергии в сетях соответствующего уровня напряжения и расходов на их оплату, к суммарному сальдированному перетоку электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации-плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения, МВт.ч.

При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

В соответствии с пунктом 57 Методических указаний № 20-э/2 для расчета тарифов (цен) используются в том числе баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6); калькуляция расходов, связанных с передачей электрической энергии (Таблица П1.18.2); расчет ставки по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям (таблица П1.25) и экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей (таблица П1.27).

Обязанность по представлению данных таблиц лежит на регулируемой организации (пункт 17 Правил регулирования цен).

Позиция Департамента по оценке тарифного предложения ООО «ЭлСеть» выражена в Экспертном заключении от 10 декабря 2021 г. по расчету необходимой валовой выручки ООО «ЭлСеть» на содержание электрических сетей на 2022 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2022 год.

В соответствии с данным экспертным заключением экспертной группой определена величина НВВ на содержание электрических сетей в размере 9934 тыс. руб., а также уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ООО «ЭлСеть» в размере 12,52 %, произведено обоснование данного расчета в соответствии с пунктами 40(1), 81 Основ ценообразования, предусматривающими особенности установления уровня потерь в отношении организаций, пришедших на регулирование впервые. В приложении к экспертному заключению, поименованном как прогнозный баланс на 2022 г. по сетям ООО «ЭльСеть», указаны потери электроэнергии в сетях всего в размере 3520,777 тыс. кВтч и потери мощности 881,075 кВт, а также установленный уровень потерь в размере 12,52%.

Однако при принятии оспариваемых постановлений об установлении единых (котловых) и индивидуальных тарифов на 2022 г. расходы ООО «ЭльСеть» на покупку электроэнергии для компенсации потерь в электрических сетях Департаментом не учтены.

Как следует их экспертного заключения от 20 декабря 2021 г. по расчету единых (котловых) тарифов на 2022 г., экспертная группа Департамента руководствовалась при проведении экспертизы, в том числе, Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по Ивановской области на 2022 год, утвержденным приказом ФАС России от 23 ноября 2021 г. № 1299/20-ДСП.

Согласно содержанию данного экспертного заключения в перечень сетевых организаций, расходы на оказание услуг по передаче электрической энергии которых включены в состав единых (котловых) тарифов на 2022 г., ООО «ЭльСеть» включено за номером 11.

Расходы на электроэнергию, приобретаемую сетевыми организациями для компенсации потерь электроэнергии в сетях, учтенные при формировании единых (котловых) тарифов определены экспертной группой исходя из объема потерь электроэнергии в сетях перечисленных сетевых организаций в общей сумме за два полугодия – 340,95 млн. кВтч и прогнозных тарифов на электроэнергию на 2022 г.

Вместе с тем, как видно из таблицы, устанавливающей размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2022 год, в столбце «Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов)» в строке 11 в отношении ООО «ЭльСеть» установлено нулевое значение.

Одновременно согласно экспертному заключению от 20 декабря 2021г. по расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ООО «ЭльСеть» со смежными территориальными сетевыми организациями на 2022 год стоимость потерь электрической энергии в сетях ООО «ЭльСеть» принята в размере 0,0 тыс. руб. в связи с отсутствием в Сводном прогнозном балансе установленного объема технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях ООО «ЭльСеть» на 2022 г.

Суд не может согласиться с правомерностью действий Департамента по исключению из формируемых тарифов на 2022 г. затрат Общества на оплату потерь в сетях по следующим основаниям.

В соответствии с Основами ценообразования (в том числе в соответствии с положениями п. 14) объем технологических потерь электроэнергии определяется исходя из формируемого ФАС России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – сводный прогнозный баланс).

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 12 апреля 2012 г. №53-э/1 утвержден Порядок формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – Порядок №53-э/1).

Кроме того, Приказом ФАС России от 18 апреля 2018 г. № 507/18 утверждено Положение о порядке формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации в ФАС России (далее — Положение № 507/18), содержащее подробный механизм формирования сводного прогнозного баланса.

В соответствии с пунктом 6 Порядка №53-э/1, основой для формирования Сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые в том числе сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию потерь, а также величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.

Пунктом 5 Порядка № 53-э/1 установлено, что Сводный прогнозный баланс формируется согласно Графику прохождения документов (приложение №1 к Порядку).

В силу пункта 11 Порядка № 53-э/1 поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности - участники оптового рынка, производители (поставщики) электрической энергии розничного рынка, организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, и сетевые организации, в том числе и организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса (приложение № 2 к Порядку) в увязке с экономическими показателями и направляют их региональным диспетчерским управлениям Системного оператора (далее — РДУ), организациям, осуществляющим диспетчерское управление на изолированных территориях, в технологически изолированных электроэнергетических системах, Совету рынка и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 11 Порядка № 53-э/1 и пунктом 2 Графика прохождения документов к Порядку №53-э/1, ООО «ЭлСеть» в целях включения впервые (с 01 января 2022 г.) в Сводный прогнозный баланс на 2022 год направило предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности по своему электросетевому комплексу в формате таблицы 3.1, соответствующей форме и объему, предусмотренными Таблицей 3.1. Приложения № 2 к Порядку №53-э/1 следующими письмами:

- от 25 марта 2021 г. №125/Эл/7 – в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (т.1, л.д. 89-94);

- от 25 марта 2021 г. №125/Эл/6 – в филиал АО «СО ЕЭС» Костромское РДУ (т.1 л.д.95);

- от 25 марта 2021 г. №125/Эл/5 – в Ассоциацию НП «Совет рынка» (т.1 л.д.96).

В соответствии с пунктом 14 Порядка № 53-э/1 во взаимодействии с Системным оператором органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в Ивановской области – Департамент энергетики и тарифов) проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона поступивших предложений, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и представляют их и предложения, указанные в пункте 11 Порядка организаций, в ФАС России для утверждения сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.

Одновременно с представлением вышеуказанной информации в ФАС России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информируют (в том числе с использованием ЕИАС ФАС России) РДУ, Совет рынка и участников формирования баланса о результатах рассмотрения предложений, в том числе об изменениях, внесенных в предложения, указанные в пункте 11 Порядка организаций, с обоснованием конкретных изменений.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения № 507/18 Сводный прогнозный баланс утверждается в текущем периоде регулирования на очередной период регулирования в следующие сроки:

- Не позднее 1 июля года с определением суммарных по субъекту Российской Федерации показателей баланса электрической энергии (мощности) по соответствующим группам точек поставки, зарегистрированным за организациями, являющимися субъектами оптового рынка и осуществляющими поставку (покупку) электрической энергии на оптовый рынок, состав которых определен на дату представления соответствующей информации от Ассоциации "НП Совет рынка";

- Итоговый сводный прогнозный баланс принимается не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен ФАС России.

В соответствии с Выпиской из Сводного прогнозного баланса на 2022 г. по Ивановской области, представленной Департаментом в материалы дела (т.3 л.д.18), утверждены следующие величины технологического расхода электрической энергии (потери) в электрических сетях на 2022 г. за год (с разбивкой по месяцам):

потери в электрической сети, млн кВтч - 344,47

потери мощности в сети, МВт - 56,19

Данные величины включают, в том числе, заявленные и рассчитанные по объектам ООО «ЭлСеть» и поименованные строками ООО «Рефор»:

потери в электрической сети, млн кВтч - 3,52

потери мощности в сети, МВт - 0,88

Данный факт не отрицается Департаментом энергетики и тарифов и подтверждается его перепиской с ФАС России (т.2 л.д.131-145), в которой Департамент неоднократно сообщал в ФАС России, что направил сведения в отношении объектов ООО «ЭлСеть», разместив их в строку ООО «Рефор», и впоследствии просил ФАС России произвести соответствующую замену в Сводном прогнозном балансе на 2022 г. (письмо 07 декабря 2021 г. № 2562-018/7-07.).

Но в связи с техническими сложностями, на которые неоднократно указывал сам Департамент в письмах в ФАС России от 18 мая 2021 г. № 1043-018/7-07, от 20 мая № 1116-018/6-03, от 28 сентября 2021 г. № 2121-018/7-07, от 14 октября 2021 г. №2235-018/7-06, от 02 ноября 2021 г. № 2342-018/7-06, от 07 декабря 2021 № 2562-018/7-07, сведения о сетевых организациях, НВВ которых участвует в формировании тарифов на 2022 г., не приведены в соответствие, и в столбце «Организация» в утвержденном СПБ указано ООО «Рефор» вместо ООО «ЭлСеть».

При этом ООО «Рефор» не является сетевой организацией и завершило свою деятельность по передаче электрической энергии еще 31 декабря 2020 г., ООО «Рефор» не подавало в Департамент тарифных предложений на 2022 г., соответственно, сведения о величине потерь ООО «Рефор» и не могли быть учтены при формировании Сводного прогнозного баланса на 2022 г.

По иным организациям, которые числятся в реестре сетевых организаций, но которые не подавали тарифных заявок на 2022 г., в Сводном прогнозном балансе указано «0».

В сложившейся ситуации тарифным регулированием в Ивановской области нарушен баланс интересов субъектов розничного рынка и нормативный порядок – объем потерь электроэнергии в объектах ООО «ЭлСеть» фактически учтен в Сводном прогнозном балансе на 2022 г., но указан по строке ООО «Рефор», которое не является сетевой организацией на 2022 г.

Как следует из экспертного заключения от 20 декабря 2021 г. по расчету единых (котловых) тарифов, расходы на электроэнергию для компенсации потерь определены исходя из объема потерь электроэнергии в сетях сетевых организаций Ивановской области в общем размере 340,95 млн. кВтч, то есть за минусом величины 3,52 млн кВтч, составляющей рассчитанную самим Департаментом величину потерь в сетях ООО «ЭльСеть».

Такие действия Департамента нарушают приведенные выше положения тарифного законодательства, предусматривающие обязанность органов регулирования формировать тарифы на передачу электрической энергии в строгом соответствии со Сводным прогнозным балансом, который на 2022 г. фактически включал объем потерь электрической энергии в сетях ООО «ЭлСеть».

Доводы Департамента и заинтересованного лица ПАО Россети «Центр и Приволжье» со ссылкой на пункт 22 Порядка №53-э/1 о том, что сама организация должна была направить в Департамент и ФАС России шаблоны по форме 3.1 в системе ФГИС ЕИАС ФАС России противоречат предпринятым действиям Департамента, который неоднократно обращался в ФАС России с просьбой обеспечить допуск организации к заполнению шаблонов по форме 3.1 в электронном виде в системе ФГИС ЕИАС и указывал об отсутствии у организации возможности выбора идентификатора реестра сводного прогнозного баланса для заполнения данных.

При этом законодательство не содержит требований непосредственно к сетевой организации о размещении предложений в системе ФГИС ЕИАС ФАС России, так как сетевая организация не обязана взаимодействовать с ФАС России напрямую.

Согласно положениям приведенного административным ответчиком пункта 22 Порядка № 53-э/1 предложения по формированию сводного прогнозного баланса направляются в ФСТ России в формате шаблонов по системе ЕИАС, а в адрес Совета рынка в электронном виде в формате шаблонов ЕИАС в соответствии с информацией, публикуемой на официальном сайте Совета рынка в сети Интернет. На бумажных носителях предложения по формированию сводного прогнозного баланса по таблицам приложения № 2 к Порядку направляются в адрес Системного оператора.

Вместе с тем согласно Графику прохождения документов сетевые организации направляют предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Системный оператор (РДУ), Совет рынка (АТС), и напрямую с ФАС РФ не взаимодействуют.

Эта обязанность закреплена за органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 14 Порядка № 53-э/1.

В данном случае на Департамент возложена обязанность направления в ФАС России консолидированных по субъекту Российской Федерации предложений по формированию сводного прогнозного баланса, в том числе сводного предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях на год в регионе по форме 3.1 свод.

Доводы Департамента о сложившейся ранее аналогичной практике во взаимоотношении с ФАС России при передаче данных по системе ФГИС ЕИАС, как и о бездействии ООО «ЭльСеть» в решении этой проблемы не могут быть приняты во внимание, как не имеющие юридического значения для данного дела.

Наличие технических сложностей во взаимодействии государственных органов не должно приводить к нарушению прав и законных интересов сетевой организации - ООО «ЭлСеть», сформировавшей в соответствии с Правилами регулирования тарифное предложение и представившей необходимые расчетные материалы, на установление экономически обоснованных тарифов.

При этом ООО «ЭлСеть» письмом от 20 сентября 2021 г. № 4991/1 обращалась в Департамент с целью уточнения необходимости предоставления каких-либо дополнительных материалов для установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2022 год.

В своем ответе от 19 октября 2021 г. № 2259-018/7-07 Департамент подтвердил, что дело об установлении для ООО «ЭлСеть» тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год будет рассмотрено на основании представленных 29 апреля 2021 г. расчетных материалов, вместе с тем о необходимости заполнения шаблонов по форме 3.1 в электронном виде для направления их по системе ФГИС ЕИАС ФАС России, наличии возникшей проблемы в заполнении сводного шаблона по форме 3.1 в системе ФГИС ЕИАС с данными ООО «ЭльСеть» и наличии многочисленной безрезультатной переписки с ФАС России по вопросу предоставления доступа этой организации к заполнению шаблонов в электронном виде в письме не сообщалось.

В этой связи ссылка регулятора на разъясняющее письмо ФАС России от 13 марта 2019 г. № ВК/19394/19, которым до организаций была доведена информация о дополнительных требованиях к порядку формирования СПБ, согласно которым регулируемым организациям надлежит, кроме заполнения шаблонов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, также загружать шаблоны по форме 3.1. в систему ФГИС ЕИАС ФАС России, при установленных по делу обстоятельствах не может быть принята в качестве основания для признания оспариваемых тарифов экономически обоснованными. При этом необходимо отметить, что административный истец ранее не находился на государственном регулировании.

Позиция ФАС России о возможности учета показателей потерь, утвержденных в Сводном прогнозном балансе, в отношении правопреемника организации, ранее использовавшей объекты ЭСХ, является не относимой к настоящему делу, поскольку ООО «ЭльСеть» не является правопреемником ООО «Рефор».

Согласно положениям Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций (пункт 50).

Из содержания нормативных предписаний пункта 4 статьи 26, пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг следует, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.

При этом сетевые организации обязаны заключить договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины (пункт 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, неучтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.

В силу пункта 50 Методических указаний № 20-э/2 тариф покупки потерь устанавливается регулирующим органом для каждой сетевой организации, отдельно по каждому ГП и рассчитывается на основании величины потерь электрической энергии (мощности), учтенной в сводном прогнозном балансе (формула 15.21. МУ).

Таким образом, потери в электрических сетях являются неотъемлемой частью процесса передачи электрической энергии, в связи с чем величина потерь не может принимать нулевые значения.

В этой связи суд полагает, что тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и права регулируемой организации.

Поскольку ООО «ЭльСеть» в рамках тарифного заявки направило предложения по технологическому расходу электроэнергии (потерям) и представило соответствующие расчеты величины потерь и тарифной ставки, в свою очередь объемы потерь по объектам электросетевого хозяйства ООО «ЭльСеть» математически были включены в Сводный прогнозный баланс на 2022 г., то величина потерь и расходы на их покупку должны были быть учтены при формировании единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г.

Оспариваемые постановления нарушают права и законные интересы ООО «ЭлСеть», поскольку сетевая организация лишена возможности получать оплату за оказанные услуги в период с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в полном объеме с учетом ставки на оплату потерь электрической энергии, и, соответственно, не имеет источника финансирования на оплату потерь на 2022 г.

Возможность учета в последующих периодах регулирования экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, на что указывали представители административного ответчика и заинтересованного лица со ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования, предусмотрена законодателем в качестве восстанавливающего механизма по возмещению убытков вследствие недостаточного тарифа во внесудебном порядке и не может обуславливать отказ в удовлетворении административного иска при наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в области тарифного регулирования не законным в связи с нарушением тарифным органом порядка ценообразования.

В противном случае нарушается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при своевременном возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).

При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по формирования единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, нормативные правовые акты в оспариваемой части нельзя признать законными и обоснованными, в связи с их несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С учетом положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, то признание их не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Таким образом, оспариваемые положения постановлений Департамента от 30 декабря 2021 г. №№ 61-э/1 и 61-э/2 подлежат признанию не действующими с момента их принятия.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 33 (1) Правил государственного регулирования тарифов в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части.

В связи с удовлетворением административного иска с административного ответчика в пользу административного истца в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ЭльСеть» удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2021 г.:

- № 61-э/1 «О единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» в части указания в строке 11 таблицы 1 приложения 2 к постановлению нулевого значения в столбце «Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов)» в отношении сетевой организации Общества с ограниченной ответственностью «ЭлСеть»;

- № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для пары сетевых организаций ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») - Общества с ограниченной ответственностью «ЭльСеть».

Обязать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части нормативные правовые акты.

Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Эльсеть» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании «Ивановская газета».

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.

Решение суда в окончательной форме принято 14 октября 2022 г.