ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1742/18 от 27.12.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 декабря 2018 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Гуриной К.О.,

с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,

представителей административного истца ФИО4 – ФИО5, Думы городского округа Самара ФИО6, Департамента градостроительства городского округа Самара ФИО7, Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1742/2018 по административному исковому заявлению ФИО4 к Думе городского округа Самара, Департаменту градостроительства городского округа Самара и Администрации городского округа Самара о признании недействующим в части Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре. Постановление официально опубликовано в издании «Самарская неделя» от 16 июня 2001 года № 24.

ФИО4 обратился в Самарский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , площадью 503 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне природных ландшафтов (Р-3), с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 503 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>. Названный земельный участок находится в двух территориальных зонах: Ж-1 «Зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами» и Р-3 «Зона природных ландшафтов».

ФИО4 обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Однако, распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 10 августа 2018 года № РД-1251 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, по тому основанию, что из Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, следует, что образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зона природных ландшафтов (Р-3).

Административный истец полагает, что нахождение принадлежащего ему земельного участка в двух территориальных зонах противоречит требованиям части 2 статьи 36 и части 4 статьи 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон установлены с нарушением требования о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, без учета существующего землепользования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности от 5 декабря 2017 года № , административный иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель Думы городского округа Самара ФИО6, действующий на основании доверенности от 6 марта 2018 года № 5-д, в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагает, что предусмотренные законом основания для признания недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, отсутствуют, поскольку данный нормативный правовой акт принят в соответствии с положениями вышестоящего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца. Спорный земельный участок с кадастровым номером , как объект права, образован 29 апреля 2004 года, с момента его постановки на кадастровый учет. Учитывая, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта границы спорного земельного участка не были сформированы, требования части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации к данному нормативному правовому акту не могут применяться. Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах само по себе не создает препятствий в его использовании. Статьи 1 и 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат императивного требования о необходимости нахождения земельных участков только в одной функциональной зоне.

Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара ФИО7, действующая на основании доверенности от 12 июля 2018 года № , в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддерживая доводы Думы городского округа Самара.

Представитель Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара ФИО8, действующая на основании доверенности от 13 ноября 2018 года № , в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, поддерживая доводы Думы городского округа Самара.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

На основании статьи 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области», муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением.

Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, которые включают карту правового зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в городском округе Самара.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ, под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

На основании пункта 5 статьи 1 ГрК РФ, под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ).

В соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

В силу требований части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статей 1, 34, 35 ГрК РФ, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке, разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

Генеральный план городского округа Самара утвержден решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, официально опубликован в издании «Самарская Газета», от 3 апреля 2008 года № 59(3852), (карты и схемы) 10 апреля 2008 года № 64(3857).

Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 и официально опубликованы в издании «Самарская неделя» от 16 июня 2001 года № 24.

Судом установлено, что оспариваемые Правила застройки и землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, по процедуре их принятия не оспариваются.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 18 июня 2008 года ФИО4 приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером , площадью 503 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 18 июня 2008 года, свидетельством о государственной регистрации права от 2 июля 2008 года, кадастровым паспортом земельного участка от 19 августа 2008 года № , а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 ноября 2018 года № .

Из договора купли-продажи от 18 июня 2008 года следует, что земельный участок с кадастровым номером приобретен ФИО4 у ФИО1 и ФИО2, которым данный земельный участок принадлежал на праве общей собственности – по 1/2 доле в праве каждой, на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию от 20 ноября 2007 года.

ФИО1 и ФИО2. унаследовали указанный выше земельный участок после смерти ФИО3, которому он принадлежал на праве собственности на основании свидетельства на право собственности на землю от 8 сентября 1994 года № 170 ().

На земельном участке с кадастровым номером расположен жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО4

Указанный выше земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 29 апреля 2004 года, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19 августа 2008 года № , а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 ноября 2018 года № .

Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, земельный участок с кадастровым номером расположен в двух территориальных зонах: часть земельного участка расположена в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), часть в зоне природных ландшафтов (Р-3). На часть земельного участка градостроительный регламент не распространяется.

По карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, земельный участок с кадастровым номером расположены в двух территориальных зонах: часть земельного участка расположена в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), часть земельного участка расположена в зоне природных ландшафтов (Р-3).

ФИО4 обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Однако, распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 10 августа 2018 года № РД-1251 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, по тому основанию, что из Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, следует, что образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зона природных ландшафтов (Р-3).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ и пункту 2 статьи 85 ГрК РФ.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Согласно пунктам 5, 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и частям 3, 11 статьи 35 ГрК РФ, жилые и рекреационные зоны имеют различное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон.

Согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самара, основными видами деятельности и использования земельных участков в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) являются: отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа, блокированные жилые дома на одну семью 1-3 этажа, выращивание сельскохозяйственных культур – цветов, овощей, фруктов, строения для содержания мелких животных, сады, огороды.

В соответствии с вышеуказанными Правилами зона природных ландшафтов (Р-3) имеет основные разрешенные виды использования земельных участков: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе.

В ходе рассмотрения дела по существу административными ответчиками не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером , относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для садоводства, располагается в двух территориальных зонах.

Поскольку территориальное зонирование указанного выше земельного участка не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, то Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в этой части приняты в нарушение действующего законодательства и ограничивают право административного истца на использование земельного участка по назначению.

Доводы административных ответчиков об отсутствии нарушения прав административного истца установлением в отношении земельного участка двух территориальных зон являются необоснованными, поскольку нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 10 августа 2018 года № РД-1251 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, по тому основанию, что образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зона природных ландшафтов (Р-3), однако не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.

Ссылки административных ответчиков на то обстоятельство, что территориальное зонирование было определено ранее, чем сформирован спорный земельный участок, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что административные требования о признании недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , площадью 503 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне природных ландшафтов (Р-3), обоснованны и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, административные исковые требования ФИО4, предъявленные к Департаменту градостроительства городского округа Самара и Администрации городского округа Самара, суд полагает необходимым оставить без удовлетворения, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт был принят в установленном законом порядке Думой городского округа Самара, в связи с чем названные выше лица не являются надлежащими ответчиками по настоящему административному делу.

В соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и были реализованы права граждан и организаций, суд полагает, что указанный акт подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО4 к Думе городского округа Самара, Департаменту градостроительства городского округа Самара и Администрации городского округа Самара о признании недействующими в части Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, удовлетворить в части.

Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , площадью 503 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне природных ландшафтов (Р-3).

Административные исковые требования ФИО4, предъявленные к Департаменту градостроительства городского округа Самара и Администрации городского округа Самара, оставить без удовлетворения.

Обязать Думу городского округа Самара опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2018 года.

Председательствующий: Непопалов Г.Г.