ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1745/20 от 17.11.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2020-001404-30

№ 3а-1745/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2020 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «А-Бизнес» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

ООО «А-Бизнес» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, просит установить кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером **52, площадью 940,09 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: **** (участок **), равной его рыночной стоимости в размере 683 192 руб. по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **53, площадью 3848,39 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: **** (участок **), равной его рыночной стоимости в размере 2796 740 руб. по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **55, площадью 539,12 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 391 795 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **4, площадью 6218 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 4238 196 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **1, площадью 16754 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 10162 086 рубля по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **1, площадью 10206 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6665 171 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **20, площадью 1111 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 793 243 рубля по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **50, площадью 1945 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: ****, участки №**, **, равной его рыночной стоимости в размере 1 413 744 рубля по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **57, площадью 1632,22 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, (участок **), равной его рыночной стоимости в размере 4 993 206 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **54, площадью 1641 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: ****, (участок **), равной его рыночной стоимости в размере 5 132 119 рублей по состоянию на 1.01.2019.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником части земельных участков, другая часть находится у него в аренде. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что подтверждается отчетами об оценке независимого оценщика. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет уплату земельного налога и арендной платы в завышенном размере.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец изменил предмет заявленных требований, в окончательной форме просит установить по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером **52, равной его рыночной стоимости в размере 1 509 014 руб.;

- с кадастровым номером **53, равной его рыночной стоимости в размере 4 130 592 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **55, равной его рыночной стоимости в размере 391 795 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **4, равной его рыночной стоимости в размере 8 051 771 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **1, равной его рыночной стоимости в размере 23 208 574 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **1, равной его рыночной стоимости в размере 13 621 819 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **20, равной его рыночной стоимости в размере 793 243 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **50, равной его рыночной стоимости в размере 1 413744 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **57, равной его рыночной стоимости в размере 4 993 206 руб.

- земельного участка с кадастровым номером **54, равной его рыночной стоимости в размере 5 132 119 руб.

В подтверждение изменившейся рыночной стоимости земельных участков Общество представило отчеты об оценке от 25 августа 2020 года № 738.2/О-20 и от 16 ноября 2020 г. №738.1/О-20, выполненные оценщиком ООО «Р-Консалтинг» Б.

В судебном заседании представитель административного истца на уточненных исковых требованиях настаивал.

Административный ответчик Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в суд представителя не направило, представило заявление о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, в заявлении просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку рыночная стоимость земельных участков существенно отличается от их кадастровой стоимости.

Заинтересованные лица Государственное бюджетное учреждение «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Пермскому краю), администрация города Перми в суд представителей не направили, о слушании дела извещены надлежаще.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Законом Пермского края № 604-ПК от 07.04.2010 «О порядках определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» исчисление арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Из материалов дела следует, что ООО «А-Бизнес» является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером **52, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание пожарного депо (лит. А), общая площадь 940,09 кв.м, адрес объекта: **** (участок **);

- с кадастровым номером **53, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада огнеопасных материалов (лит.Я5), общая площадь 3 848,39 кв. м., адрес объекта: **** (участок **);

- с кадастровым номером **55, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание зарядной станции огнетушителей (лит.Б) и склад для хранения пенообразователя (лит.В), общая площадь 539,12 кв. м., адрес объекта: ****;

- с кадастровым номером: **57, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание инженерно-бытового корпуса №1 (лит.О), общая площадь 1 632,22 кв.м, адрес объекта: ****, (участок **).

Кроме того, в аренде у административного истца ООО «А-Бизнес» находятся земельные участки:

- с кадастровым номером: **4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под артезианскую скважину **, общая площадь 6 217,92 кв. м., адрес объекта: ****. Земельный участок находится в аренде ООО «А-Бизнес» на основании договора ** от 09.07.1998;

- с кадастровым номером **1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под артезианские скважины **, **, общая площадь 16 754,19 кв. м., адрес объекта: ****. Земельный участок находится в аренде ООО «А-Бизнес» на основании договора ** от 09.07.1998;

- с кадастровым номером: **1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под насосную станцию второго подъема, общая площадь 10 205,75 кв. м., адрес объекта: ****. Земельный участок находится в аренде ООО «А-Бизнес» на основании договора ** О от 31.12.2013;

- с кадастровым номером: **20, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под насосную станцию технической воды, общая площадь 1 111 кв.м, адрес объекта: ****. Земельный участок находится в аренде ООО «А-Бизнес» на основании договора ** от 25.12.2014;

- с кадастровым номером: **50, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание транспортного блока (лит.С), общая площадь 1 945,35 кв.м, адрес объекта: ****, участки №**, **. Земельный участок находится в аренде ООО «А-Бизнес» на основании Договора ** от 16.07.2002;

- с кадастровым номером: **54, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, гараж (лит.П), общая площадь 1 641,38 кв.м, адрес объекта: **** (участок **). Земельный участок находится в аренде ООО «А-Бизнес» на основании Договора ** от 16.07.2002.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Принимая во внимание, что административный истец является собственником и арендатором земельных участков, следовательно, плательщиком земельного налога и арендной платы, то с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, ООО «А-Бизнес» вправе оспорить их кадастровую стоимость.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 12 постановления от 30 июня 2015 года № 28, необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12.11.2019 № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» по состоянию на 01.01.2019 кадастровая стоимость земельного участка: с кадастровым номером **52 установлена в размере 4 406 067,31 руб.; с кадастровым номером **53 установлена в размере 8 897 146,33 руб.; с кадастровым номером **55 установлена в размере 2 029 041,15 руб.; с кадастровым номером **4 установлена в размере 14 877 244,11 руб.; с кадастровым номером **1 установлена в размере 40 086 745,16 руб.; с кадастровым номером **1 установлена в размере 24 418 685,68 руб.; с кадастровым номером **20 установлена в размере 2 658 223,04 руб.; с кадастровым номером **50 установлена в размере 3 636 287,13 руб.; с кадастровым номером **57 установлена в размере 8 491454,66 руб.; с кадастровым номером **54 установлена в размере 8 995 005,07 руб.

Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении каждого объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правовых актов об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, в подтверждение заявленных уточненных исковых требований административным истцом представлены отчеты об оценке, выполненные оценщиком ООО «Р-Консалтинг» Б.

Согласно отчету об оценке от 16 ноября 2020 г. № 738.1.И/О-20 по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером **:52 составляла в размере 1 509 014 рублей; с кадастровым номером **53 составляла в размере 4 130 592 руб.; с кадастровым номером **55 составляла размере 391 795 руб.; с кадастровым номером **4 составляла в размере 8 051 771 руб.; с кадастровым номером **1 составляла в размере 23 208 574 руб.; с кадастровым номером **1 составляла в размере 13 621 819 руб.; с кадастровым номером **20 составляла в размере 793 243 руб.; с кадастровым номером **50 составляла в размере 1 413 744 руб.

Согласно отчету об оценке от 25 августа 2020 года № 738.2/О-20 по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером **57 составляла в размере 4 993 206 руб.; с кадастровым номером **54 составляла в размере 5 132 119 руб.

В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названное статье.

В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299.

В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данным Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Как указано в пункте 3 ФСО № 4, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Проанализировав представленные в материалы дела отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что они соответствуют требованиям статьи 14 Закона о кадастровой оценке и федеральным стандартам оценки, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации.

Указанные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и специальными познаниями.

Б. является членом Саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков», включена в реестр оценщиков 03 апреля 2018 года за регистрационным номером **, свидетельство **. Оценщик имеет необходимое образование в области оценки: диплом ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» от 4 июля 2014 года ** по специальности «Финансы и кредит»; квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 10 августа 2018 года ** по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости». Ответственность оценщика застрахована по полису СПАО «РЕСО-Гарантия» от 24 июля 2019 года ** со сроком действия полиса с 28 августа 2019 года по 27 августа 2020 года.

Исходя из категории земель (земли населенных пунктов) и разрешенного использования земельных участков, с учетом того, что участки используются по назначению, согласно градостроительному зонированию города Перми они расположены в зонах ПК-3 «Зона производственно коммунальных объектов III класса вредности», Р-3 «Зона садовых и дачных участков», С1 «Зона инженерных, технических сооружений», Р2 «Зона рекреационно-ландшафтных территорий», Ц-6 «Зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства» оценщиком они отнесены к сегменту рынка земельных участков – участки промышленного назначения (земельные участки с кадастровыми номерами: **52, **53, **55, **4, **1, **1, **20, **50) и земельные участки коммерческого назанчения (земельные участки с кадастровыми номерами **57 и **54).

В ходе подготовки отчетов об оценке оценщик произвел анализ рынка земельных участков промышленного и коммерческого назначения (то есть того сегмента рынка, к которому отнесены объекты оценки) на территории города Перми за 4 квартал 2018 года, анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым могут быть отнесены оцениваемые объекты при фактическом, а также при альтернативном вариантах их использования, с указанием интервала цен на дату, предшествующую дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, а также произвел анализ ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки.

Используя информацию ООО «Аналитический центр «КД-Консалтинг», оценщик пришел к следующему:

- диапазон цен, установившийся на земельные участки промышленного назначения в 3 зоне престижности производственной недвижимости города Перми, составляет от 222,30 руб./кв.м. до 174,04 руб./кв.м. Учитывая местоположение объектов (3 зона престижности), их площадь (средняя), физические характеристики (рельеф ровный), оценщик делает вывод, что стоимость земельных участков может находиться в диапазоне от 195, 85 руб./кв.м. до 1741, 04 руб./кв.м., преимущественно выше среднего значения диапазона – 857,52 руб./кв.м., с учетом предполагаемой скидки на торг в размере -11,9%;

-диапазон цен, установившийся на земельные участки коммерческого назначения в 3-4 зоне престижности коммерческой недвижимости города Перми, составляет от 866, 67 руб./кв.м. до 9 990, 01 руб./кв.м. Учитывая местоположение объектов (4 зона престижности), расположения относительно красной линии крупных автодорог (на удалении от красной линии крупных автодорог), их площадь (средняя), физические характеристики (рельеф ровный), оценщик делает вывод, что стоимость земельных участков может находиться в диапазоне от 778, 27 руб./ кв.м. до 8971, 03 руб./ кв.м, в районе среднего значения диапазона 2957, 42 руб./кв.м., с учетом предполагаемой скидки на торг в размере 10, 2 %.

При составлении отчетов оценщик определил основные факторы, влияющие на цены земельных участков промышленного и коммерческого назначения: имущественные права, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидка на торг, местоположение, площадь, рельеф, коммуникации, подъездные пути, разрешенное использование.

При проведении оценки каждого земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, основанного на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Указанный подход наиболее полно учитывает цель оценки и обеспечен исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в отчетах полностью обоснован.

Оценщиком при выборе аналогов были проанализированы данные о ценах предложений (публичные оферты), опубликованные на официальных сайтах в сети Интернет.

Из предложенного рынка купли-продажи земельных участков промышленного и коммерческого назначения оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения объекты. Исключив из выборки крайние значения (максимумы и минимумы), оценщик выбрал по 3 объекта-аналога для каждого земельного участка промышленного назначения и по 5 объектов аналогов для земельных участков коммерческого назначения. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объектам оценки. При внесении разумных корректировок, сведения о стоимости объектов достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов, типичных для объектов оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказ от применения корректировок, оценщиком приведены в отчетах со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.

Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, поскольку имеется возможность проверить использованные оценщиком сведения о цене продажи объектов-аналогов из предложений, размещенных в сети Интернет. Приложенные к отчетам скриншоты страниц интернет-сайтов являются читаемыми. С учетом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по основным ценообразующим факторам.

Оценщиком подбор объектов-аналогов должным образом мотивирован, то обстоятельство, что объекты-аналоги по некоторым элементам сравнения разнятся, было нивелировано оценщиком, как уже указывалось выше, путем использования корректировок на основные ценообразующие факторы в соответствии с подпунктом «е» пункта 22 ФСО № 7.

Проанализировав отчеты оценщика в данной части, суд также полагает, что каких-либо нарушений требований ФСО при отборе объектов-аналогов оценщиком не допущено.

Содержание отчётов об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчёты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельных участков, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Статьей 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Суд считает, что при подготовке отчётов об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик Б. при оценке спорных объектов недвижимости не допустила нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.

Выполненные в отчетах расчеты стоимости объектов оценки соответствуют выбранному подходу и методу, полученные результаты находятся в определенном оценщиком на основе анализа рынка диапазоне средней рыночной стоимости объектов аналогичного назначения.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в настоящем деле административный истец представил надлежащие доказательства в подтверждение рыночной стоимости объектов. Между тем, доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости или несоответствия представленных заявителем отчетов требованиям закона, ответчиками не представлено, данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административными ответчиками также не приведено, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы административными ответчиками не заявлялось, напротив, как следует из представленных в суд заявлений, к моменту рассмотрения настоящего административного дела административные ответчики не возражают против установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в соответствии с уточненными исковыми требованиями.

Таким образом, величина рыночной стоимости земельных участков, указанная в отчетах оценщика, является достоверной, вследствие чего требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Принимая во внимание, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 19.10.2020, следовательно, дата обращения в суд подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «А-Бизнес» к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером **52, площадью 940,09 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: **** (участок **), равной его рыночной стоимости в размере 1509014 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **53, площадью 3848,39 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: **** (участок **), равной его рыночной стоимости в размере 4130592 рубля по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **55, площадью 539,12 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 391795 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **4, площадью 6218 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8051771 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **1, площадью 16754 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 23208574 рубля по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **1, площадью 10206 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 13621819 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **20, площадью 1111 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 793243 рубля по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **50, площадью 1945 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: ****, участки №**, **, равной его рыночной стоимости в размере 1413744 рубля по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **57, площадью 1632,22 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, (участок **), равной его рыночной стоимости в размере 4993206 рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **54, площадью 1641 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: ****, (участок **), равной его рыночной стоимости в размере 5132119 рублей по состоянию на 1.01.2019.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 19.10.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-1745/2020 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 20.10.2020.