ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1748/18 от 05.12.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

5 декабря 2018 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Шабер И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1748/2018 по административному исковому заявлению ООО «Рубикон» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «Рубикон» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 154 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 544 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 7 572 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 94 145 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных выше земельных участков установлена по состоянию на 13 февраля 2018 года и составляет:

- земельного участка с кадастровым номером – 2 012 157 рублей 38 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером – 985 025 рублей 68 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером – 4 830 708 рублей 84 копейки;

- земельного участка с кадастровым номером – 60 061 685 рублей 65 копеек.

Административный истец не согласен с кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости, считает ее завышенной и несоответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога.

В обоснование заявленных требований ООО «Рубикон» ссылается на отчет об оценке от 2 августа 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «АМД КОНСАЛТИНГ», согласно которому рыночная стоимость указанных выше земельных участков составляет:

- земельного участка с кадастровым номером – 1 234 212 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером – 650 519 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером – 2 706 605 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером – 26 286 742 рубля.

Будучи не согласным с указанной выше кадастровой стоимостью земельного участка, 18 сентября 2018 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемых земельных участков. Однако, в принятии заявления Комиссией было отказано.

При таких обстоятельствах, административный истец полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в судебном порядке.

На основании изложенного, ООО «Рубикон» просит суд:

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 154 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 февраля 2018 года в размере 1 234 212 рублей;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 544 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 февраля 2018 года в размере 650 519 рублей;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 7 572 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 февраля 2018 года в размере 2 706 605 рублей;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 94 145 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 февраля 2018 года в размере 26 286 742 рубля.

В судебном заседании представитель ООО «Рубикон» Джаваншир Ю.Т., действующая на основании доверенности от 7 сентября 2018 года № , административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области в письменном отзыве на административный иск оставляет заявленные требования на усмотрение суда.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области направил в адрес суда письменные пояснения, в которых оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск ООО «Рубикон» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Рубикон» на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 154 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 544 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 7 572 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 94 145 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи земельного участка от 20 ноября 2006 года № , постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 11 сентября 2006 года № , а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14 февраля 2018 года.

Постановлением Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 года № 815 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Самарской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе и земельных участков с кадастровыми номерами , , и .

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 12 июля 2018 года №№ , , и , кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 13 февраля 2018 года и составляет:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 2 012 157 рублей 38 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 985 025 рублей 68 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 4 830 708 рублей 84 копейки;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 60 061 685 рублей 65 копеек.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

Полагая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права, 18 сентября 2018 года ООО «Рубикон» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимости. Однако, в принятии заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , и Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области было отказано.

Считая свои права нарушенными, ООО «Рубикон» обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

В обосновании заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке от 2 августа 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «АМД КОНСАЛТИНГ», из которого усматривается, что объектами оценки являлись земельные участки с кадастровыми номерами , , и , итоговая рыночная стоимость которых по состоянию на 13 февраля 2018 года составила:

- земельного участка с кадастровым номером – 1 234 212 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером – 650 519 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером – 2 706 605 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером – 26 286 742 рубля.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка спорных объектов недвижимости выполнена по состоянию на 13 февраля 2018 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , и , содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчет об оценке от 2 августа 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «АМД КОНСАЛТИНГ», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , и по состоянию на 13 февраля 2018 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения ООО «Рубикон» в суд является 24 октября 2018 года, а в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 18 сентября 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статей 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ООО «Рубикон» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 154 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 февраля 2018 года в размере 1 234 212 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 544 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 февраля 2018 года в размере 650 519 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 7 572 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 февраля 2018 года в размере 2 706 605 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 94 145 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 февраля 2018 года в размере 26 286 742 рубля.

Дата подачи ООО «Рубикон» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 18 сентября 2018 года, в суд – 24 октября 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 6 декабря 2018 года.

Председательствующий: Непопалов Г.Г.