Дело № 3а-174/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 ноября 2018 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Пензеник М.Ю.,
с участием прокурора Андреевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12 февраля 2008 года № 166 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе»,
У С Т А Н О В И Л:
Правительством Санкт-Петербурга 12 февраля 2008 года принято постановление № 166 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе».
Постановлением утверждены проект планировки территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе площадью, 18146 кв. м в составе:
чертёж планировки территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе (красные линии, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур) (приложение 1);
чертёж планировки территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) (приложение 2);
положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе (приложение 3);
и проект межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе, в составе:
чертёж межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) (приложение 4);
чертёж межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе (застроенные земельные участки, формируемые земельные участки, планируемые для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) (приложение 5).
Приложения 1 – 5 изложены в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 года № 691 (далее - постановление); постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга «gov.spb.ru» 11 октября 2013 года (л.д. 180).
ФИО1 обратились в суд с административным иском, в котором просил признать недействующим с даты принятия подпункты 2.2 и 3.2 пункта 3 приложения 3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 12 февраля 2008 года № 166 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе» (с учётом уточнённых административных исковых требований, л.д. 179).
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что постановление в оспариваемой части противоречит положениям части 1 статьи 41 и пункта 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 12 главы 4 Приложения 1 части I Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года №29-10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», таблицы 10.1 статьи 10 главы 1 приложения 3 части II Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года № 29-10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», поскольку не обеспечивает территорию, в отношении которой утверждены проект планировки и проект межевания, нормативным количеством автостоянок легкового автотранспорта и объектами социального и коммунально-бытового назначения.
Административный истец полагал нарушенными оспариваемым нормативным правовым актом его права как жителя квартала, в отношении которого утверждён проект планировки и проект межевания территории, на благоприятную среду проживания.
Административный истец в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемый нормативный правовой акт принятым в пределах полномочий, с соблюдением требований к процедуре принятия и опубликования, и не противоречащим положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, устанавливающих правила расчёта обеспеченности территории автостоянками и объектами социального и коммунально-бытового назначения. Представитель административного ответчика представил письменные возражения относительно административного иска (л.д. 64-71).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ, подлежащей применению в силу пункта 4 статьи 9 того же Федерального закона, далее – в подлежащей применению редакции) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.
Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в подлежащей применению редакции).
Частями 1 и 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Полномочиями по утверждению документации по планировке территории, подготовленной на основе документов территориального планирования Санкт-Петербурга, в силу положений статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» наделено Правительство Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года № 100, Правительство Санкт-Петербурга издает, в том числе, постановления - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга, отнесено к компетенции Правительства.
Постановление, как указывалось, опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru), то есть в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга».
Таким образом, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 года № 691 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме и официально опубликовано.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определены статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, в соответствии с требованиями части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.Порядок организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
Как усматривается из материалов дела проект планировки с проектом межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе, утверждённый постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 года № 691, подготовлен на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 24 октября 2011 года №2681 «О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории квартала 8, района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе», опубликованного в газете «Невское время», №5192 (4934) 26 октября 2011 года в соответствии с частями 1, 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года № 387-75) (л.д. 91-92, 93-94).
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории размещено 6 октября 2011 года, то есть не позднее чем за 30 дней до проведения обсуждения, в номере 178 (4920) газеты «Невское время» (л.д. 160), что соответствует пункту 1 статьи 5 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга и пункту 1.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга»; экспозиция документации проведена в период с 24 октября 2011 года по 8 ноября 2011 года (л.д. 139), то есть не позднее 20 дней со дня опубликования информационного сообщения о проведении публичных слушаний и в течение более 10 дней, что соответствует пунктам 1, 2 статьи 6 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга.
Как предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61, обсуждение документации проведено 8 ноября 2011 года, то есть не позднее чем через 7 дней после окончания работы экспозиции, в обсуждении приняли участие представители уполномоченного органа – администрации Невского района Санкт-Петербурга, органа градостроительства Санкт-Петербурга - Комитета по градостроительству и архитектуре, организатора подготовки документации – общества с ограниченной ответственностью «Валенсия», представители общественности, по результатам обсуждения составлен протокол, отвечающий требованиям пункта 3 указанной статьи (л.д. 143-146).
Заключение о результатах публичных слушаний по документации подготовлено 14 ноября 2011 года, опубликовано 19 ноября 2011 года в газете «Невское время» (л.д. 138, 139-142), что соответствует пунктам 1, 2 статьи 8 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга и пункту 1.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года № 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Из заключения усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися.
В соответствии с пунктом 8 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
Город Санкт-Петербург включен в перечень исторических поселений совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 года № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 года № 2 утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны (далее – Положение о порядке согласования).
Действие данного Положения постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2011 года № 257 в части согласования проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, было приостановлено до 1 января 2013 года.
Позднее приказом Минкультуры России от 31 июля 2013 года № 1062 утверждено Положение о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения.
Таким образом, действующее в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта правовое регулирование не исключало необходимости согласования проектов планировки и проектов межевания территории, подготовленных применительно к территориям исторических поселений с федеральным органом охраны объектов культурного наследия
Из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика усматривается, что согласование с федеральным органом охраны объектов культурного наследия документации по планировке территории произведено не было.
С учетом данных обстоятельств и приведенных положений градостроительного законодательства, законодательства в области охраны памятников истории и культуры, суд приходит к выводу о нарушении процедуры принятия постановления, установленной федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу необходимо выяснять порядок принятия нормативного правового акта; если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленной вышеуказанным федеральным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, по смыслу пункта 2 части 8 статьи 213 и части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и приведённых разъяснений является самостоятельным основанием для удовлетворения административного иска.
В связи с изложенным суд полагает административные исковые требования о признания постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12 февраля 2008 года № 166 недействующим в части подлежащими удовлетворению.
Определяя момент, с которого вышеназванные положения подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которым если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые положения применялись, нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12 февраля 2008 года № 166 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе» удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункты 2.2 и 3.2 пункта 3 приложения 3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 12 февраля 2008 года № 166 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 8 района Рыбацкое, ограниченной Прибрежной ул., Рыбацким пр., наб. р. Славянки, Шлиссельбургским пр., в Невском районе».
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Павлова