ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-174/2016 от 30.06.2016 Рязанского областного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Логвина В.Н.,

при секретаре Русановой О.М., с участием:

представителя административных истцов Яковлевой Т.Н.,

представителей административного ответчика Прониной Е.К. и Кудиновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Рязанского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании неправомочным состава Рязанской районной Думы пятого созыва,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рязанского района Рязанской области обратился в суд с названным административным иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование указал, что решением Рязанской районной Думы от 16.03.2012 №1 были признаны полномочия 40 депутатов Рязанской районной Думы пятого созыва, избранных на территории Рязанского муниципального района Рязанской области. Состав этого созыва Думы был сформирован из глав поселений, входящих в состав Рязанского муниципального района Рязанской области, а также депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых ими из своего состава по одному депутату от представительного органа каждого поселения в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами соответствующих поселений. В соответствии с ч. 2 ст. 43, ч. 2 ст. 50 Устава МО – Рязанский муниципальный район, утвержденного решением Рязанской районной Думы от 26.01.2006 №221, срок полномочий Рязанской районной Думы пятого созыва, как и срок полномочий ее депутатов, составлял четыре года и истек 16.03.2016 года. Решением Рязанской районной Думы от 21.03.2013 № 111 был утвержден Устав МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области (новая редакция), которым установлено, что срок полномочий Рязанской районной Думы и срок полномочий ее депутатов будет составлять пять лет, но только с момента формирования Думы нового созыва (ч.1 ст. 26, ч.1 ст. 33, ст. 96 Устава).

В целях предупреждения принятия неправомочных решений, 30.03.2016 в Рязанскую районную Думу прокурором была направлена информация о необходимости формирования представительного органа нового созыва, которая осталась без рассмотрения. Ссылаясь на то, что деятельность Рязанской районной Думы в неправомочном составе нарушает права граждан на осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования – Рязанский муниципальный район, с учетом уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ, прокурор просил признать неправомочным состав Рязанской районной Думы пятого созыва.

Административный ответчик - Рязанская районная Дума, в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям. Решением Рязанской районной Думы от 16.03.2012 №1 Рязанская районная Дума была сформирована из состава представительных органов поселений, на предусмотренный Уставом муниципального образования, принятым решением Рязанской районной думы от 26.01.2006 № 221 (в редакции от 17.11.2011 № 558), срок полномочий 4 года. В силу ч. 10.2 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в случае формирования представительного органа местного самоуправления по указанному выше принципу, полномочия депутата представительного органа муниципального района прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий, соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района. Данное положение подтверждается позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении №30-П от 01.12.2015 года. В 2013 году в связи с прошедшими местными выборами, большая часть депутатского корпуса Рязанской районной Думы была заменена (произошла ротация). Сроки полномочий глав сельских поселений и депутатов Советов депутатов сельских поселений Рязанского муниципального района истекают в сентябре 2017 года, а следовательно и их полномочия, как депутатов Рязанской районной Думы истекут лишь в сентябре 2017 года. Оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов Рязанской районной Думы, установленных Федеральным законодательством и Уставом муниципального образования, не имеется. Сроки полномочий глав муниципальных образований – сельских поселений и депутатов Советов депутатов сельских поселений определены представительными органами поселений, входящих в состав Рязанского муниципального района - Советами депутатов сельских поселений и закреплены в уставах муниципальных образований, входящих в состав Рязанского муниципального района. Согласно разъяснениям Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ при формировании представительного органа муниципального района путем делегирования в соответствии с п.1 ч.4 Закона срок, на который он избирается, нельзя определить, поскольку замена представительного органа происходит путем ротации, по принципу частичного обновления. Созывы в данном случае не определяются. В связи с чем, нельзя говорить и о досрочном прекращении полномочий представительного органа. Пунктом 7 части 1 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 определено, что Уставом муниципального образования должны определяться сроки полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, но случаи несоблюдения данного пункта статьей не установлены. Полномочия глав сельских поселений и депутатов Советов депутатов сельских поселений, делегированных в состав Рязанской районной Думы, были подтверждены соответствующими решениями Территориальной избирательной комиссии Рязанского муниципального района, которая в силу действующего законодательства в области избирательного права, наделена правом подтверждения полномочий избранных в результате всенародных выборов указанных выше лиц. Дума сформирована полностью. Решения Советов депутатов сельских поселений о делегировании своих депутатов в состав Рязанской районной Думы не отменены, полномочия глав сельских поселений и депутатов сельских поселений, делегированных в состав Рязанской районной Думы не прекращены. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Частью 3 статьи 25 Устава МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области установлен численный состав Рязанской районной Думы - 42 депутата. В настоящее время общее количество депутатов Думы - 41 человек. Согласно ч. 4 ст. 28 Устава Рязанская районная Дума подлежит новому формированию (вновь сформированная Рязанская районная Дума) в случае одновременного прекращения полномочий не менее 2/3 депутатов от установленной численности Рязанской районной Думы. Административный ответчик полагает, что Рязанская районная Дума в сформированном составе правомочна принимать любые решения по вопросам, отнесенным к ее полномочиям. В силу действующего законодательства оснований для признания Рязанской районной Думы неправомочной не имеется. Устанавливать новые основания для прекращения полномочий депутатов и представительного органа, не предусмотренные законом, суд не вправе.

В судебном заседании представитель административных истцов – помощник прокурора Рязанской области Яковлева Т.Н. поддержала уточненные исковые требования и доводы.

Представители административного ответчика Рязанской районной Думы - Пронина Е.К. и Кудинова И.А., действующие по доверенностям, в судебном заседании возразили против удовлетворения административного иска, по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора Рязанского района Рязанской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.

Согласно положениям ч. 3 ст. 34, ч. 1 и ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Уставом муниципального образования должны определяться в том числе, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц. Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Рязанской области от 14.11.2014 №78-ОЗ «О порядке формирования представительных органов и о порядке избрания глав муниципальных образований Рязанской области» представительный орган муниципального района формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Данные положения соответствуют содержанию п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Как установлено судом, 16.03.2012 Рязанской районной Думой было принято решение №1 о признании полномочий 40 депутатов Рязанской районной Думы пятого созыва, избранных на территории Рязанского муниципального района Рязанской области.

Названный состав Рязанской районной Думы пятого созыва был сформирован из глав поселений, входящих в состав Рязанского муниципального района, а также депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых ими из своего состава по одному депутату от представительного органа каждого поселения в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами соответствующих поселений.

Первое заседание Рязанской районной Думы пятого созыва было проведено 16.03.2012 года.

Указанные обстоятельства были признаны в судебном заседании стороной административного ответчика и в силу ч. 1 ст. 65 КАС РФ, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Действовавший на дату формирования Рязанской районной Думы пятого созыва Устав МО – Рязанский муниципальный район, утвержденный решением Рязанской районной Думы от 26.01.2006 № 221 (признанный утратившим силу решением Рязанской районной Думы от 21.03.2013 № 111) в ч. 2 ст. 43 и ч. 2 ст. 50 указывал, что срок полномочий Рязанской районной Думы, как и срок полномочий ее депутатов, составляет 4 года.

Решением Рязанской районной Думы от 21.03.2013 № 111 был утвержден Устав МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области (новая редакция), которым установлено, что срок полномочий Рязанской районной Думы составляет пять лет (ч. 1 ст. 26). Полномочия начинаются с момента первого заседания Рязанской районной Думы нового созыва и оканчиваются с момента начала работы Рязанской районной Думы нового созыва (ч. 2 ст. 26). Срок полномочий депутата Рязанской районной Думы составляет пять лет (ч. 1 ст. 33). Полномочия депутата Рязанской районной Думы прекращаются одновременно с прекращением их полномочий, как глав или депутатов представительных органов поселений, входящих в состав Рязанского муниципального района, или по окончании срока действия созыва Рязанской районной Думы (ч. 2 ст. 33).

При этом ст. 96 Устава МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области (новая редакция) определено, что ч.1 ст. 26 и ч.1 ст. 33 Устава, определяющие пятилетний срок полномочий представительного органа и его депутатов, вступают в силу с момента формирования Рязанской районной Думы нового созыва.

Доказательств формирования Рязанской районной Думы нового созыва административным ответчиком не представлено.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что срок действия пятого созыва Рязанской районной Думы, составляющий четыре года, окончился 16.03.2016 года.

В силу ч. 2 ст. 33 Устава МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области (новая редакция) по окончании срока действия созыва Рязанской районной Думы полномочия депутатов Рязанской районной Думы прекращаются.

Согласно положениям ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе о принятии устава муниципального образования и внесении в него изменений и дополнений, утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов, контроле за исполнением полномочий по решению вопросов местного значения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Удовлетворяя административный иск, суд исходит из того, что деятельность Рязанской районной Думы пятого созыва в неправомочном составе нарушает права граждан на осуществление местного самоуправления и надлежащее решение вопросов местного значения на территории муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области.

Доводы возражений Рязанской районной Думы связаны с игнорированием требований Устава МО - Рязанский муниципальный район, отклоняются судом, как не соответствующие положениям ч. 3 ст. 34, ч. 1 и ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненный административный иск прокурора Рязанского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Рязанской районной Думе, удовлетворить.

Признать неправомочным состав Рязанской районной Думы пятого созыва.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Рязанский областной суд.

Председательствующий- В.Н. Логвин