Дело №3а-174/2022
УИД 21OS0000-01-2022-000045-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2022 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности, представившего суду диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 09 марта 2022 года № - об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером -, площадью 1024,7 кв.м., назначение: нежилое здание, наименование: магазин «-», количество этажей 3, расположенного по адресу: -.
В обоснование заявленных требований указав, что являясь собственником нежилого здания, административный истец 09 февраля 2022 года обратилась в БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития ЧР, осуществившее определение кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером -, площадью 1024,7 кв.м., назначение: нежилое здание, наименование: магазин «-», количество этажей 3, расположенного по адресу: -, кадастровая стоимость которого определена в ходе государственной кадастровой оценки БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития ЧР в размере 24553393,36 руб. и впоследствии утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики».
По мнению административного истца, оценщиком допущены следующие ошибки:
неверно определен год постройки объекта. Согласно данным технического паспорта от 23 января 2015 года объект представляет собой одноэтажное кирпичное здание (лит.Б) с одноэтажным кирпичным пристроем (лит.Б1) и трехэтажным кирпичным пристроем (лит.Б2) с годом постройки 1993г., 1993г., 2008 г.. соответственно;
согласно данным технического паспорта объект лит.Б1 представляет собой 1-этажный пристрой, используемый под склад, обеспеченный только электричеством («холодный» пристрой, отсутствует ряд коммуникаций – отопление водопровод, канализация);
согласно данным технического паспорта объект лит.Б2 представляет собой 3-этажный пристрой с деревянными чердачными перекрытиями.
Для расчета стоимости в рамках затратного подхода отобран аналог (шифр по справочнику КО-ИНВЕСТ ОЗ.08.000.0045, ОЗ.08.000.0046) не сопоставимый с объектом (существенное различие в строительном объеме и площади). Наиболее сопоставимым является аналоги, имеющие шифр по Справочнику КО-ИНВЕСТ ОЗ.08.000.0017, ОЗ.08.000.0018.
Полагает, что права административного истца нарушены, поскольку установление кадастровой стоимости в таком размере повлекло увеличение размера налога на имущество, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
Административный истец ФИО2, извещенная о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, на судебное заседание не явилась, реализовав свои процессуальные права через участие представителя.
Представитель административного истца ФИО1, участвуя в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и вновь привел их суду.
Административный ответчик Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, извещенное о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Иные лица, извещенные о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, на судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Из системного толкования приведенных норм следует, что положениями федерального закона предусмотрено право гражданина либо юридического лица оспорить в судебном порядке решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО2 является собственником нежилого здания с кадастровым номером -, площадью 1024,7 кв.м., назначение: нежилое здание, наименование: магазин «-», количество этажей 3, расположенного по адресу: -.
Право собственности на данный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 25 апреля 2013 г.
Кадастровая стоимость нежилого здания определена по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 24553393,36 руб. в ходе очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики, проводившейся в 2018 г. и утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 № 457 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики".
Административный истец, полагая наличие ошибки в определении размера кадастровой стоимости нежилого здания, 09 февраля 2022 г. обратилась в БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашской Республики с заявлением об исправлении технических ошибок, заключающихся в неверном определении года постройки объекта, указании сегмента и группы объектов недвижимости, к которому относится объект недвижимости, отсутствие коммуникаций в нежилом помещении. В подтверждение указанных доводов административный истец сослалась на технический паспорт, изготовленный 23 января 2015 г. АУ «Бюро технической инвентаризации» г.Канаш Чувашской Республики.
В уведомлении от 10 марта 2022 г. № - на обращение ООО «Юридическая фирма «Защита», действующего в интересах административного истца, БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» сослалось на отсутствие выявленных при проверке технических и методологических ошибок, в связи с чем в перерасчете кадастровой стоимости решением от 09 марта 2022 г. за № 2022-684 отказано.
Обращаясь в суд административным иском ФИО2 заявляет требования об оспаривании решения бюджетного учреждения на основании части 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с указанной нормой Закона о государственной кадастровой оценке, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (в редакции, действовавшей в юридически значимый период), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка (часть 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).
Согласно части 3 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке с обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу положений частей 13, 22 данного Закона по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено. Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного здания определена по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 24553393,36 руб. и утверждена Постановление Кабинета Министров ЧР от 14.11.2018 N 457 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики" на основании отчета об итогах государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), расположенных на территории Чувашской Республики.
Государственная кадастровая оценка нежилого здания с кадастровым номером -, площадью 1024,7 кв.м., назначение: нежилое здание, расположенного по адресу: - проводилась БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашской Республики в 2018 г. на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 226 (далее - Методические указания, (действовавших на момент утверждения кадастровой стоимости)
Настоящие методические указания о государственной кадастровой оценке определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства (ОКС) и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 2.2. Методических указаний для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) обеспечивается предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (далее - техническая документация (при наличии).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным истцом, Управлением Росреестра по Чувашской Республике в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о государственной кадастровой оценке и пунктом 22 Методических указаний сформированы и предоставлены в БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития сведения о характеристиках объектов недвижимости, содержащихся в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной оценке, на основании информации, единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г.
Согласно пункту 5.1 Методических указаний примерный перечень ценообразующих факторов для целей Указаний приведен в приложении N 3 к Указаниям, где под пунктами 31 и 32 приведены "Год ввода объекта в эксплуатацию или завершения строительства", "Дата проведения капитального ремонта (реконструкции)" соответственно. Отказ от рассмотрения указанных факторов должен быть обоснован.
Источниками информации о значениях ценообразующих факторов могут служить в том числе: 1) данные, имеющиеся в распоряжении организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органам муниципальных образований; 2) данные Росреестра, в том числе из фонда данных государственной кадастровой оценки автоматизированной информационной системы "Мониторинг рынка недвижимости", дежурных кадастровых карт государственного фонда данных, сформированного в результате проведения землеустройства; 3) адресные цифровые планы и цифровые тематические карты; 4) архивы органов и организаций технической инвентаризации; 5) иные источники информации, представленные в информационных системах, примерный перечень которых для целей Указаний приведен в приложении N 5 к Указаниям (пункт 5.2 Методических указаний).
По итогам сбора ценообразующих факторов проводится анализ их значений на полноту, достоверность и непротиворечивость (пункт 5.6 Методических указаний).
В соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям, данный объект недвижимости отнесен к 4 группе "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", подгруппе 0402 - "магазины более 250 кв. м".
Согласно характеристикам объекта оценки (согласно выписки из ЕГРН) материал стен – кирпичные, исходя из технического паспорта - наименование материала стен " кирпич", объекту недвижимости с кадастровым номером № - в соответствии с приложением N 4 к Методическим указаниям был присвоен класс конструктивной системы (КС) - 1 (код поля 61001001001), основной материал - кирпичные). Оценка объекта произведена с использованием Справочника "Ко-Инвест "Общественные здания", 2016 года, в частности, согласно отчету № 01-ГКО-21-2-18 БУ «Чуваштехинвентаризация» содержащемуся на стр.367 Расчетной главы, в таблице 149, проводится расчет среднего значения строительного объема и базового удельного показателя стоимости строительства в рамках затратного подхода (ОЗ.08.000.0045, ОЗ.08.000.0046), которые наиболее сопоставимы по техническим характеристикам с объектом недвижимости с кадастровым номером № -.
Административный истец, полагая наличие ошибки в определении размера кадастровой стоимости, среди прочего ссылается на то обстоятельство, что не верно определен год постройки, что, по его мнению, существенным образом влияет на величину физического износа.
В соответствии с пунктом 7.3.4 Методических указаний, физический износ для целей Указаний - утрата полезности объекта недвижимости или его компонентов, связанная с временным фактором (естественное старение) или условиями эксплуатации, которая приводит к потере стоимости.
Из того же пункта Методических указаний следует, что расчет физического износа здания возможен на основании данных технической документации. При использовании данных технической документации следует учитывать дату заполнения этой документации.
В случае проведения капитального ремонта или реконструкции объекта в качестве срока ввода объекта в эксплуатацию (даты начала нормативного срока его службы) принимается дата завершения капитального ремонта в целом (капитальный ремонт отдельных систем и (или) конструктивных элементов не относится к капитальному ремонту в целом) или реконструкции.
Так, административным истцом был представлен технический паспорт, подготовленный 23 января 2015 года АУ «Бюро технической инвентаризации» г.Канаш, в отношении здания расположенного по адресу: -. В техническом паспорте отражены сведения о параметрах объекта капитального строительства – общая площадь 1024,7 кв.м., определен физический износ здания - в размере 11%. Кроме того, в техническом паспорте имеются сведения о годе постройки здания литера Б и Б1, равно и о проведении реконструкции– год постройки 1993 г. (реконструкция 2008), литера Б2- год постройки 2008 год.
В силу комментируемого абз.15 пункта 7.3.4 Методических указаний в случае проведения реконструкции объекта в качестве срока ввода объекта в эксплуатацию принимается дата завершения реконструкции здания в целом.
Из представленного технического паспорта следует, что реконструкция спорного объекта недвижимости в целом была завершена в 2008 году, площадь объекта составляет 1024,7 кв.м., данные сведения и нашли отражение в выписки из ЕГРН.
При проведении государственной кадастровой оценки объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года административный ответчик располагал сведениями о годе постройки здания, которые были внесены регистрирующим органом в ЕГРН – указан год завершения строительства 2008 год, площадь объекта составляет 1024.7 кв.м.
Кроме того, обосновывая наличие кадастровой ошибки в расчете, административный истец ссылается на отсутствие ряда коммуникаций - отопления, водопровода, канализации в спорном объекте недвижимости (литера Б1).
В силу пункта 1.14 Методических указаний при определении кадастровой стоимости зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (ОНС) учитывается неотделимое внутреннее инженерное оборудование, без которого эксплуатация этих зданий, сооружений, ОНС в соответствии с их видом использования и назначением невозможна или существенно затруднена.
Основанием к актуализации кадастровой стоимости согласно статье 16 Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" выступает изменение только тех характеристик, которые отражаются в ЕГРН, наличие либо отсутствие неотделимого внутреннего инженерного оборудования в объекте капитального строительства, поскольку они не отражаются в ЕГРН, их отсутствие по общему правилу не приведет к пересмотру и актуализации кадастровой стоимости. При этом, следует принять во внимание, что административным истцом не представлено доказательств, что спорный объект, и здание под литера Б1 в общем объекте недвижимости поименованном «магазин», не отапливается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При изложенных обстоятельствах, административным истцом не представлены доказательства наличия ошибки (технической и (или) методологической), допущенной БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашской Республики при определении кадастровой стоимости нежилого здания, в связи с чем суд не находит правовых оснований для признания незаконным решения административного ответчика об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта капитального строительства от 09 марта 2022 года № 2-22-685, в связи чем в удовлетворении требований административного истца отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о признании незаконным решения Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 09 марта 2022 года № - об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером -, площадью 1024,7 кв.м., назначение: нежилое здание, наименование: магазин «-», количество этажей 3, расположенного по адресу: - – отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Н.Э.Фомина
Мотивированное решение изготовлено: 28.07.2022г.
Решение05.08.2022