ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1751/20 от 18.03.2021 Московского областного суда (Московская область)

<данные изъяты>а-209/2021 (<данные изъяты>а-1751/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Румянцевым М.С.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-209/2021 по административному исковому заявлению Ушаковой М.А. к Совету депутатов Дмитровского городского округа Московской области о признании не действующими отдельных положений Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа, утвержденных решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 № 833/102,

установил:

решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 № 833/102 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области.

Административный истец Ушакова М.А. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Дмитровского городского округа Московской области, в котором, с учетом последующего уточнения, просит признать недействующими Правила землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа, утвержденные решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 № 833/102, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, к территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории (КУРТ-7).

Требования мотивированы тем, что административный истец Ушакова М.А. является собственником земельного участка, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к категории земель населенного пункта, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, на основании договора дарения земельного участка от 20.10.2015 года и решения Дмитровского городского суда Московской области от 27.09.2016 года. Являясь собственником указанного земельного участка, истец имеет намерение возведение на нем жилого дома с целью постоянного проживания. Между тем, решением Администрации муниципального района Московской области №119 от 20.11.2018 года истцу отказано в выдаче Градостроительного плана земельного участка ввиду того, что земельный участок находится в границах территории КУРТ-7, не предусматривающей такой вид разрешенного использования как «для индивидуального жилищного строительства». Согласно ответу Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 30.05.2019 года истцу отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Принятие решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселения, городского округа Московской области», с указанием на то, что в отношении Дмитровского городского округа Московской области Правила землепользования и застройки не утверждены. Одновременно, в данном ответе истцу сообщено, что проект Правил землепользования и застройки разработан и направлен в орган местного самоуправления Дмитровского городского округа Московской области для организации и проведения процедуры публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки и Ушакова М.А. вправе принять участие в публичных слушаниях по проекту Правил землепользования и застройки и представить в адрес органов местного самоуправления свои замечания и предложения. В свою очередь, административный истец приняла участие в публичных слушаниях и, исходя из заключения по результатам общественных обсуждений по рассмотрению проекта Правил землепользования и застройки Дмитровского городского округа Московской области 19.09.2019 года, предложения Ушаковой М.А. включены в заключение и принято решение направить на рассмотрение. Между тем, 09.09.2020 года Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области был дан ответ, что в соответствии с решением Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Московской области предложения (замечания) Ушаковой М.А. не учтены.

В то же время, решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 № 833/102 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области, в соответствии с которыми принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, отнесен к территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории (КУРТ-7).

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Ушакова М.А. считает, что произвольное отнесение указанного земельного участка к территориальной зоне КУРТ-7 нарушает положения ст.ст. 9, 30, 41.1, 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не учитывает сложившуюся планировку территории и существующее землепользование. Так, установленная зона КУРТ-7 ставит ее как собственника земельного участка с исторически сложившимся видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» в зависимость от усмотрения органов государственной власти и местного самоуправления, не позволяя осуществлять фактическое владение и использование земельного участка по целевому назначению. В обоснование нарушений прав административный истец ссылается на получение уведомлений о несоответствии строительства градостроительному регламенту.

В судебном заседании представители административного истца Ушаковой М.А. на основании доверенностей Ушаков С.В., Гурылев Б.В. заявленные административные исковые требования, с учетом последующего уточнения, поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области по доверенности Попова Я.В. в судебном заседании просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области по доверенности Семионичев А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, указав, что доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта в части установления зоны КУРТ-7 в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, несостоятельны.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Исходя из части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 1 и 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с Уставом муниципального образования Дмитровский городской округ Московской области, принятым решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 22.11.2018 №630/67, к вопросам местного значения района относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки; к полномочиям Совета депутатов городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования городского округа и внесенных изменений в местные нормативы градостроительного проектирования (п. 30 ст. 7, п. 13 ст. 30 Устава).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения Градостроительного совета Московской области от 23.04.2019 протокол №15, постановления Главы Дмитровского городского округа Московской области от 23.05.2019 №1155-П «О назначении общественных обсуждений по рассмотрению проекта Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» в данном муниципальном образовании назначены и проведены общественные обсуждения по рассмотрению проекта правил землепользования и застройки.

При этом, оповещения о проведении общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области были размещены в печатном издании – газете нормативно-правовые документы «Советская, 2» от 01.06.2019 года №1; на официальном сайте Дмитровского городского округа в телекоммуникационной сети «Интернет»: http://dmitrov-reg.ru/.

По результатам проведения общественных обсуждений 19.09.2019 года утверждено Заключение по результатам общественных обсуждений по рассмотрению проекта Правил землепользования и застройки (части территории) Дмитровского городского округа Московской области.

Решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 № 833/102 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области, опубликованные в сети Интернет на сайте Администрации Дмитровского городского округа Московской области: http://dmitrov-reg.ru/, а также в печатном издании – газете «Советская, 2» от 27.09.2019 года №13.

При таких обстоятельствах, предусмотренная законодательством процедура принятия оспариваемого решения была соблюдена, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования, и административным истцом по порядку проведения публичных слушаний, порядку принятия и опубликования не оспаривается.

Из материалов административного дела следует, что административному истцу Ушаковой М.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к категории земель населенного пункта, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, на основании договора дарения земельного участка от 20.10.2015 года и решения Дмитровского городского суда Московской области от 27.09.2016 года.

Установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что Правилами землепользования и застройки земельный участок административного истца отнесен к территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории (КУРТ-7).

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование наряду с территориальным планированием призвано в соответствии с ГрК РФ обеспечить условия для устойчивого развития территорий. Определение градостроительного зонирования дано в пункте 6 статьи 1 ГрК РФ, в котором установлено, что градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а также в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Согласно статье 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (часть 3); деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории – осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов (часть 34).

Таким образом, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

При этом, сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.

В соответствии с частью 2 статьи 46.10 ГрК РФ решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Следовательно, принятию решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, равно как и заключению договора либо соглашения при осуществлении комплексного развития территории по инициативе правообладателей, и их реализации предшествует установление в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, а соблюдение требований части 3 статьи 46.10 ГрК РФ необходимо при принятии решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, но не при установлении в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию.

Таким образом, утверждение административного истца о том, что при отнесении определенной территории к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию нарушены требования статьи 46.10 ГрК РФ, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку статьи 46.9 и 46.10 ГрК РФ определяют порядок и условия реализации положений генеральных планов и правил землепользования и застройки в части осуществления двух видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории: по частной инициативе, то есть по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества либо на основании решения органа местного самоуправления. Обе эти модели регулируются различными правовыми нормами и предусматривают свою последовательность действий. При этом сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.

При этом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки, градостроительный регламент территориальной зоны КУРТ-7 предусматривает в числе основных видов разрешенного использования - осуществление индивидуального жилищного строительства, что позволяет использовать принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок в соответствии с установленными видами разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в месте расположения земельного участка, принадлежащего административному истцу, разработан утвержденный в 2007 году Проект планировки территории, не оспоренный в установленном законом порядке.

Изложенное выше указывает на то, что факт отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.

Доводы, изложенные Ушаковой М.А. в административном иске, не опровергают приведенные выше выводы суда и установленные по делу фактические обстоятельства, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для принятия иного решения.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований Ушаковой М.А. о признании недействующими Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа, утвержденных решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 № 833/102, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, к территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории (КУРТ-7).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Ушаковой М.А. к Совету депутатов Дмитровского городского округа Московской области о признании недействующими Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа, утвержденных решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 № 833/102, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, к территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории (КУРТ-7) – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2021года.