Дело № 3а-175/18 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Владивосток 23 августа 2018 года
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Шевченко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Спасскцемент» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Администрация Спасского муниципального района Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости,
установил:
постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 ноября 2015 года. Данное постановление опубликовано в издании «Приморская газета» 26 октября 2016 года, спецвыпуск № 135 (1306).
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения определена в разрезе 6 групп видов разрешенного использования, в частности, к группе 4 отнесены «земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для использования в целях добычи цементных известняков Длинногорского карьера, площадь 1706879 кв.м, Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 7376 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлена названным актом в размере ... рублей, исходя из удельного показателя для 4 группы видов разрешенного использования, равного 94,79 руб./кв.м.
Актом об утверждении кадастровой стоимости от 26 января 2018 года №, в связи с изменением вида разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была определена в размере ... рубль, исходя из удельного показателя для 2 группы видов разрешенного использования, равного 52,30 руб./кв.м.
АО «Спасскцемент» обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, уточненным представителем ФИО5 в ходе рассмотрения дела, о пересмотре архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в связи с допущенной кадастровой ошибкой; об установлении кадастровой стоимости данного земельного участка на период с 1 января 2018 года до 25 января 208 года в размере равном ... рублей исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 4 группы видов разрешенного использования - 1,67 руб./кв.м. В обоснование своих требований Общество указало, что является арендатором спорного земельного участка на основании договора аренды земельного участка № от 1 сентября 2017 года. Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п утверждены результаты кадастровой оценки стоимости спорного земельного участка в размере ... рублей на основании данных Отчета № 0116-10 от 22 июня 2016 года (Таблица 1 Приложения 8 Отчета). Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к 4 группе, рассчитывается с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков категории и (или) вида использования, граничащих с оцениваемыми земельными участками (раздел 6 Методических рекомендаций по государственной оценке земель промышленности и иного специального значения, утвержденных приказом Росземкадастра № П/49 от 20 марта 2003 года). Считает, что оценщиком неверно определены категория и группа земельных участков, граничащих с оцениваемым земельным участком с кадастровым номером №. Так, категория земельных участков, граничащих со спорным земельным участком, оценщиком была отнесена к землям населенных пунктов, к 13 группе земельных участков, удельный показатель кадастровой стоимости которых равен 94,79 руб./кв.м. Согласно сведениям из публичной кадастровой карты категория и группа земельных участков, граничащих с земельным участком с кадастровым номером № – «Земли сельскохозяйственного назначения», отнесенные к 1 группе, удельный показатель кадастровой стоимости которых равен 1,67 руб./кв.м. Оценщиком при расчете удельного показателя кадастровой стоимости соседнего земельного участка с кадастровым номером 25:16:020504:59 с таким же назначением, как и у спорного земельного участка, было принято, что он окружен участками сельскохозяйственного назначения. Считает, что земельные участки с кадастровыми номерами № и 25:16:020702:4 являются одним и тем же земельным участком. При этом, оценщиком, проводившим государственную кадастровую оценку, при расчете удельного показателя кадастровой стоимости было принято, что земельный участок с кадастровым номером 25:16:020702:4 окружен участками сельскохозяйственного назначения. Использование недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером № привело к необоснованному увеличению его кадастровой стоимости. В связи с изменением вида разрешенного использования указанного земельного участка с «Для использования в целях добычи цементных известняков Длинногорского карьера» на «Предприятия IV класса вредности по классификации СанПиН» его кадастровая стоимость была пересчитана по 2 группе видов разрешенного использования, и составила ... рубль исходя из удельного показателя кадастровой стоимости – 52,30 руб./кв.м. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 26 января 2018 года. Таким образом, за период действия договора аренды с 1 января 2018 года по 1 августа 2018 года при определении размера арендной платы в качестве базы для расчета подлежит применению архивная кадастровая стоимость земельного участка в размере ... рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 поддержал уточненные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, ходатайстве об изменении предмета административного иска.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Администрации Спасского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
От Администрации Спасского муниципального района Приморского края поступили письменный отзыв на административный иск, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю о причинах неявки суд в известность не поставили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО5, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 1, 2 и 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки. К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Материалами дела установлено, что 1 сентября 2017 года между Администрацией Спасского муниципального района Приморского края («Арендодатель») и АО «Спасскцемент» («Арендатор») заключен договор аренды земельного участка №, согласно которого Арендодатель в соответствии с Земельным кодексом РФ и на основании постановления администрации Спасского муниципального района от 1 сентября 2017 года № 1252-па предоставляет в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 1706879 кв.м., находящийся примерно в 7376 м по направлению на юго-запад от ориентира – жилой дом, расположенного за пределами участка, по адресу: <адрес>, для использования в целях добычи цементных известняков Длинногорского карьера (категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости. Срок аренды Участка устанавливается с 1 сентября 2017 года до 1 августа 2018 года (пункт 2.1.).
Согласно пункту 3.1. данного договора аренды, за указанный в пункте 1. настоящего договора земельный участок Арендатор оплачивает годовую арендную плату в размере ... рубль с 1 сентября 2017 года.
Из расчета арендной платы за земельный участок, указанного в Приложении № 1 к договору аренды земельного участка № от 1 сентября 2017 года, следует, что сумма арендной платы рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для использования в целях добычи цементных известняков Длинногорского карьера, площадь 1706879 кв.м, Адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 7376 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 15 августа 2011 года (кадастровый паспорт земельного участка, выданный 15 августа 2011 года).
Из сообщения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 16 июля 2018 года следует, что на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определена по 4 группе видов разрешенного использования, с учетом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 94,79 руб./кв.м., и составила ... рублей. На основании заявления администрации Спасского муниципального района Приморского края от 24 января 2018 года был изменен вид разрешенного использования данного земельного участка (постановление № 1714-па от 23 ноября 2017 года) с «Для использования в целях добычи цементных известняков Длинногорского карьера» на «Предприятия IV класса вредности по классификации СанПиН» кадастровая стоимость земельного участка была пересчитана по 2 группе видов разрешенного использования, с учетом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 52,30 руб./кв.м., составила ... рубль (Акт об утверждении кадастровой стоимости от 26 января 2018 года №).
20 февраля 2018 года АО «Спасскцемент» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № ввиду недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которое было отклонено решением № от 16 марта 2018 года.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (часть 1).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2).
В соответствии с пунктами 4 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Согласно пункту 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения была разработана Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденная приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года № П/49 (далее – Методика), которая действовала до 21 сентября 2017 года.
В силу пунктов 1.3., 1.3.1. Методики предусмотрено, что для целей определения кадастровой стоимости земельные участки промышленности и иного специального назначения подразделяются на земельные участки промышленности – земельные участки, которые используются или предназначены для:
- размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
- разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности.
Это предполагает, в том числе, необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1.4. Методики определение кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения предполагает следующую последовательность действий:
- группировка различных видов использования земель промышленности и иного специального назначения;
- определение удельных показателей кадастровой стоимости земель (далее УПКСЗ) для видов использования земель каждой группы;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков по каждой группе земель промышленности и иного специального назначения.
Виды использования земель промышленности и иного специального назначения объединяются в шесть групп. В четвертую группу включены, в частности, земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель (пункт 2).
Согласно подпункту 6.2. пункта 6 Методики, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения, удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к четвертой группе, рассчитываются исходя из значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков категории и (или) вида использования, граничащих с указанными земельными участками.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
В нарушение данных требований, доказательств, в подтверждение неправильности установления кадастровой стоимости спорного земельного участка вследствие недостоверности использованных сведений относительно земельного участка по целевому назначению и по виду функционального использования, административным истцом не представлено.
В обоснование своих требований административным истцом указано, что оценщиком, проводившим государственную кадастровую оценку в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения на территории Приморского края № 0116-10 от 22 июня 2016 года (выполнен ООО ФИО8), неверно определены категория и группа земельных участков, граничащих с оцениваемым земельным участком. Между тем, Обществом свой расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и доказательства правильности своего расчета не приведены.
Применение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 94,79 рубля за 1 кв.м. для 4 группы видов разрешенного использования «Для использования в целях добычи цементных известняков Длинногорского карьера» не свидетельствует о незаконности результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 февраля 2015 года.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии кадастровой ошибки, ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в Государственный кадастр недвижимости, административным истцом не представлено.
Из имеющихся в материалах настоящего административного дела сведений из публичной кадастровой карты, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, следует, что земельный участок с кадастровым номером № граничит с множеством земельных участков, в частности с земельными участками с кадастровыми номерами: 25:16:000000:2451 – земли промышленности, 25:16:000000:2029 – земли сельскохозяйственного назначения, 25:16:020504:59 – земли промышленности. Таким образом, отсутствуют доказательства, что спорный земельный участок граничит со всех сторон с земельными участками сельскохозяйственного назначения.
Ссылка в административном иске на то, что земельный участок с кадастровым номером 25:16:020504:59, кадастровая стоимость которого исчислена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для земель сельскохозяйственного назначения равного 1,67 рублей за 1 кв.м., имеет тоже самое назначение, что и земельный участок с кадастровым номером №, несостоятельна, поскольку вышеуказанный земельный участок отнесен к 4 группе видов разрешенного использования - для использования в целях размещения отвала № 4 Длинногорского карьера известняка, в то время как спорный земельный участок, на момент проведения государственной кадастровой оценки, был предназначен для использования в целях добычи цементных известняков Длинногорского карьера.
А указание на то, что земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером 25:16:020702:4, удельный показатель которого принят как для земель сельскохозяйственного назначения, являются одним и тем же земельным участком, поскольку имеют одинаковую площадь, суд признает необоснованным, поскольку указанные земельные участки имеют разные кадастровые номера. Более того, земельный участок с кадастровым номером 25:16:020702:4 имеет иной вид разрешенного использования «Другие промышленные объекты (Длинногорский карьер известняка)».
Кроме этого, ссылка административного истца на Методику государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденную приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года № П/49, в настоящее время является необоснованной, поскольку данная Методика утратила силу с 21 сентября 2017 года.
Таким образом, административным истцом не предоставлены доказательства, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № были использованы недостоверные сведения о нем, а именно допущено искажение данных об указанном объекте оценки, выразившееся в неправильном определении оценщиком категории и группы земельных участков, граничащих со спорным земельным участком, и что указанное обстоятельство повлекло недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в Государственный кадастр недвижимости.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что наличие кадастровой ошибки не установлено, исключается возможность пересмотра и установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере ... рублей, исчисленной исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 4 группы видов разрешенного использования по состоянию на 1 ноября 2015 года, равного 1,67 рубль, на период с 1 января 2018 года по 25 января 2018 года, в связи с чем требования АО «Спасскцемент» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Спасскцемент» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Администрация Спасского муниципального района Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева