ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-175/18 от 26.09.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-175/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 26 сентября 2018 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи

Ильюхиной О.Г.

при секретаре

ФИО1,

с участием представителя административного истца ООО «Столярные изделия» - ФИО2, административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области ФИО3, представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Столярные изделия» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Столярные изделия» обратилось в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, ссылаясь, что является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого здания - лесопильни общей площадью 419,9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 14 238 502 руб. 48 коп.,

- нежилого здания - столярного цеха общей площадью 1031, 9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 42 113 479 руб. 72 коп.

В соответствии с отчетом об оценке ООО «Бизнес Фаворит» от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером составляет 1 984 207 руб. 81 коп., с кадастровым номером - 6 537 723 руб. 95 коп.

Полагая, что кадастровая стоимость завышена, несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца, как плательщика налога, размер которого начисляется в зависимости от кадастровой стоимости указанных объектов, ООО «Столярные изделия» просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого здания - лесопильни общей площадью 419,9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости - 1 984 207 руб. 81 коп.,

- нежилого здания - столярного цеха общей площадью 1031,9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости – 6 537 723 руб. 95 коп.

Определением судьи от 03.08.2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованного лица привлечена Брянская городская администрация.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Столярные изделия» ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области ФИО3 полагала отнесение спора на усмотрение суда, пояснив, что доказательства по делу не оспаривает.

Представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области ФИО4 не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что право истца, отчет и экспертизу по делу не оспаривает.

Дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 247 КАС РФ в отсутствие представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и представителя заинтересованного лица Брянской городской администрации, ходатайствующего о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Столярные изделия» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- нежилое здание - лесопильня общей площадью 419,9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 14 238 502 руб. 48 коп.; сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ,

- нежилое здание - столярный цех общей площадью 1031,9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 42 113 479 руб. 72 коп.; сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Удельный показатель утвержден Приказом Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с отчетом об оценке ООО «Бизнес Фаворит» от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером 32:28:0032201:4489 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 984 207 руб. 81 коп., с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 537 723 руб. 95 коп.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Столярные изделия» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Брянской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отклонено заявление ООО «Столярные изделия» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки.

В силу ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу ч. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет ООО «Бизнес Фаворит» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости: нежилого здания - лесопильни с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 984 207 руб. 81 коп., нежилого здания – столярного цеха с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 537 723 руб. 95 коп.

В ходе рассмотрения дела, в связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости по делу судом назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».

Согласно заключению ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ отчет об оценке ООО «Бизнес Фаворит» от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Выявленные в процессе экспертизы технические ошибки и опечатки, не влияют на итоговую величину рыночной стоимости объектов недвижимости имущества: нежилого здания - лесопильни общей площадью 419,9 кв.м с кадастровым номером и нежилого здания - столярного цеха общей площадью 1031,9 кв.м с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, согласно требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости:

- нежилого здания - лесопильни общей площадью 419,9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении ООО «Бизнес Фаворит» от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 984 207 руб. 81 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

- нежилого здания - столярного цеха общей площадью 1031,9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении ООО «Бизнес Фаворит» от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 6 537 723 руб. 95 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 Постановления Пленума от 30.06.2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (абз. 4 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Материалами дела установлено, что ООО «Столярные изделия» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Брянской области, и из представленного решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отклонено его заявление, следует, что данное заявление поступило в Комиссию ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости находящихся в пользовании административного истца объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости следует считать ДД.ММ.ГГГГ, то есть дату обращения в Комиссию.

В соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28).

В силу п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, следовательно, установленная настоящим решением кадастровая стоимость применяется с 1 января 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Столярные изделия» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания - лесопильни общей площадью 419,9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости – 1 984 207 руб. 81 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания - столярного цеха общей площадью 1031, 9 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости - 6 537 723 руб. 95 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ – дату обращения ООО «Столярные изделия» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Указанную кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости считать на период с 01.01.2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.Г. Ильюхина

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2018 г.