ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-175/20 от 28.07.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-175/2020

42OS0000-01-2020-000081-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

с участием прокурора Гейэр Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«28» июля 2020 года

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «ОЭСК» о признании недействующими в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 895 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 895 внесены изменения в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также РЭК, Комиссия) от 31 декабря 2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области».

Пунктом 8 приложения 2 указанного постановления Обществу с ограниченной ответственностью «ОЭСК» (далее также ООО «ОЭСК», Общество), как территориальной сетевой организации, установлена необходимая валовая выручка на 2020 года в размере 183 817, 29 тыс.руб., на 2021 год – 268 961, 71 тыс.руб., на 2022 год – 263 176, 18 тыс.руб., на 2023 год – 264 001,00 тыс.руб., на 2024 год – 257 152,76 тыс.руб (без учета оплаты потерь, далее - НВВ) (том 1 л.д. 152 - 170).

31.12.2019 года Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год», приложением № 1 к которому установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям на 2020 года; пунктом 8 таблицы 2 приложения № 1 установлен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области на 2020 года; пунктом 20 приложения № 3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области ООО «ОЭСК» и «МРСК Сибири» ПАО (филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Кубзассэнерго – региональные электрические сети» на 2020 год (том 1 л.д. 171 – 198).

Постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 31 декабря 2019 года (том 1 л.д. 200, 201, 199).

Общество с ограниченной ответственностью «ОЭСК» обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований – том 2 л.д. 152 – 159), просит признать недействующими с момента издания Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 895 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год» в приведенной выше части, по причине не соответствия их Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178.

Административный истец считает, что при установлении необходимой валовой выручки (далее также НВВ) на 2020 год органом регулирования в нарушение абз. 10 и 11 пункта 7 Основ ценообразования не учтены признанные РЭК КО экономически обоснованными расходы организации за 2015 и 2016 годы, подлежащие учету по статье выпадающие доходы в сумме 56 390, 20 тыс.руб., кроме того, к данной статье не применены параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Полагает, что спариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.

В судебном заседании представители административного истца Щепина И.В., Геворков А.Р., действующие на основании доверенностей № 5 от 10.01.2020 и № 02 от 09.01.2020, предоставившие дипломы о высшем юридическом образовании, генеральный директор Общества Фомичев А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса (ранее Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области) Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности № 1 от 09.01.2020, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против требований административного истца, предоставила письменные возражения, приобщенные к материалам дела (том 1 л.д. 93 – 99).

Представитель заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная сетевая компания Сибири» (далее ПАО «МРСК Сибири») Зуева А.А., действующая на основании доверенности № 42/145 от 17.12.2019, представившая диплом о высшем юридическом образовании, возражала против заявленных требований, возражения в письменном виде приобщены к материалам дела (том 2 л.д. 243 – 244).

Свидетель ФИО8 суду пояснила, что состоит в должности экономиста в Агентстве энергетических экспертиз, в 2019 производила анализ документации, поступившей в РЭК от ООО «ОЭСК». Тарифы на услуги по передаче электрической энергии рассчитаны Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. 2020 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования. При определении выпадающих доходов Общества ею были учтены суммы, содержащиеся в соглашениях об урегулировании разногласий, исходя из чего НВВ на содержащие сетей составила 236 300, 83 тыс. руб., а общая сумма НВВ – 507 362,68 тыс. руб. Параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (индекс потребительских цен – ИПЦ) ею при расчете выпадающих доходов не учитывался. Метод сглаживания тарифов не применялся. Корректировка НВВ связана с тарифными ограничениями. Относительно необходимости корректировки НВВ организации именно в сумме 52 483, 54 тыс. руб. пояснить не может, поскольку данный показатель рассчитывался не ею.

Свидетель ФИО9 суду пояснил, что занимает должность начальника отдела ценообразования РЭК Кузбасса. В 2019 году, после анализа документации, поступившей в РЭК от организаций для тарифного регулирования в области электроэнергетики, в ФАС России были направлено соответствующее предложение об установлении уровней тарифов исходя из фактических данных. Однако данные предложения ФАС не учтены, тарифы приняты в размере ниже предложенного РЭК. В связи с этим, поскольку ст. 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» превышение уровней тарифов, утвержденных приказами ФАС, не допускает, произведен расчет единых котловых тарифов исходя из максимальных уровней тарифов, установленных Приказами ФАС России. Единый котловой тариф включает в себя НВВ на содержание и потери. НВВ организаций устанавливали обратным путем, отталкивались от установленных единых котловых тарифов, а далее методом подбора. Сначала установили значение суммарной НВВ всех организаций исходя из максимальных тарифов, утвержденных ФАС, затем НВВ каждой организации рассматривалось отдельно, всем был дан рост в размере 2 %, после чего индивидуально устанавливали потребность в НВВ исходя из характеристик организации, например, условных единиц. Соответственно НВВ организаций снижалось относительно реальной потребности, установленной по экспертизе. Разница между суммарной НВВ всех организаций, рассчитанной исходя максимальных тарифов ФАС, и суммарной НВВ вошедшей в котел, которая составила 256 932 тыс. руб., никуда не распределялась.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Гейэр Е.И., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно п. 3 ст. 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371 (утратило силу в связи с принятием Правительством Кемеровской области - Кузбасса Постановления от 19.03.2020 № 142 «О Региональной энергетической комиссии Кузбасса»), Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Аналогичные положения относительно полномочий Региональной энергетической комиссии Кузбасса содержатся в пункте 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утружденном Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142 «О Региональной энергетической комиссии Кузбасса».

Таким образом, оспариваемые постановления приняты Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых РЭК вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (Правила регулирования № 1178).

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил № 1178).

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Согласно пункту 4 этой же нормы Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 1178 установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Судом установлено, что ООО «ОЭСК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для общества определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (второй долгосрочный период регулирования).

В первый долгосрочный период регулирования в 2016 году Обществом были фактически понесены затраты на оперативно-диспетчерское облуживание в сумме 18 593,8 тыс. руб., которые Комиссия признала экономически обоснованными и не учтенными в ходе тарифного регулирования на 2018 год, в связи с чем подлежащими учету в необходимую валовую выручку по статье выпадающие доходы (экономия средств), за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, на 2019 год, о чем сторонами 29 декабря 2017 года подписано соглашение (том 1 л.д. 71).

Также в первый долгосрочный период регулирования в 2015 году Обществом были фактически понесены затраты на оперативно-диспетчерское облуживание в сумме 18 593,8 тыс. руб. и на ремонтную программу в сумме 19 202,6 тыс. руб., которые Комиссия признала экономически обоснованными и не учтенными в ходе тарифного регулирования на 2017 год, в связи с чем подлежащими учету в необходимую валовую выручку по статье выпадающие доходы (экономия средств), за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, на 2019 год, о чем сторонами 26 января 2018 года подписано соглашение (том 1 л.д. 72).

31 декабря 2018 года на заседании правления Комиссии в целях сглаживания изменения тарифов было принято решение вышеуказанные выпадающие доходы в сумме 56 390, 20 тыс. руб. перенести и включить в НВВ 2020 года (том 1 л.д. 30 – 70, корректировка НВВ - л.д. 51, 51 оборот том 1).

28 апреля 2019 года ООО «ОЭСК» обратилось в адрес РЭК с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д. 26). Впоследствии, 30 сентября 2019 года направлено заявление об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в связи с изменением состава имущества (том 1 л.д. 27), направлены корректирующие материалы (том 1 л.д. 28, 29).

31 декабря 2019 года на заседании правления Комиссии были приняты оспариваемые постановления (том 1 л.д. 100 – 102).

Как видно из положений оспариваемого в части нормативного правового акта, Постановлением № 896 для ООО «ОЭСК» необходимая валовая выручка на 2020 год определена в размере 183 817,29 тыс. руб. (т. 1 л. д. 177).

Обратившись в суд и утверждая о недействительности нормативных правовых актов, административный истец указывает, что необходимая валовая выручка необоснованно занижена на 54 175, 25 тыс. руб., поскольку в ходе тарифного регулирования на 2020 год выпадающие доходы за предыдущий период регулирования в сумме 58 081, 91 тыс. руб. (с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации) не были включены в полном объеме регулятором в состав необходимой валовой выручки.

Как было указано ранее, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В этом же пункте Основ ценообразования (абзац 10) предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 11 пункта 7 Основ ценообразования).

Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Основные методологические положения по формированию регулируемых тарифов (цен) с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов определены в Методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей определен пунктами 11 - 12 Методических указаний № 98-э.

Согласно пункту 10 Методических указаний № 98-э результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих Методических указаний.

Пункт 11 Методических указаний содержит две формулы расчета необходимой валовой выручки: на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования (формула 1) и на год долгосрочного периода регулирования, отличный от базового (первого) (формула 2).

Поскольку для ООО «ОЭСК» 2020 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования расчет необходимой валовой выручки осуществлен по формуле 1 (заключение РЭК по материалам, предоставленным ООО «ОЭСК» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2020 год – том 1 л.д. 202 – 250, том 2 л.д. 1 – 128).

Указанная формула содержит следующие составляющие: ПР1 – подконтрольные расходы, учтенные в базовом году долгосрочного периода регулирования; НР1 – неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, для базового долгосрочного периода регулирования; В1 – результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемые в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования (тыс. руб.).

Определенные регулятором уровни подконтрольных и неподконтрольных расходов административным истцом не оспариваются. Также стороны не имеют разногласий относительно сумм расходов, понесенных Обществом в 2015 и 2016 годах, признанных регулятором экономически обоснованными.

При определении величины В1 в составе необходимой валовой выручки на базовый год долгосрочного периода регулирования следует учитывать, что В1, согласно Методических указаний 98-э, соответствует величине Вiраспред, определенной для первого года долгосрочного периода регулирования.

Под Вiраспред в Методических указаниях № 98-Э понимается учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.

Вiраспред не определяется для территориальных сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, за исключением результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что величина необходимой валовой выручки ООО «ОЭСК» за три последних периода регулирования ниже 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем действие абзаца одиннадцатого пункта 7 Основ ценообразования в части применения механизма распределения расходов в целях сглаживания изменения тарифов на Общество не распространяется.

Исходя из этого административным ответчиком осуществлен расчет выпадающих расходов Общества на 2020 год, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком плюс) или полученного избытка (со знаком минус), выявленных, в том числе, по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанные с необходимостью корректировки НВВ регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (том 2 л.д. 75).

В состав значения В1 учтены излишне полученный доход за 2018 год (-65 911, 25), соглашение об урегулировании разногласий от 29.12.2017 (+ 18 593,80, + 19 202,60), соглашение об урегулировании разногласий от 26.01.2018 (+18 593,80), исходя из чего В1 определено равным 9 521,05 тыс. руб. со знаком минус.

С учетом указанного значения составляющей В1 необходимая валовая выручка на содержание сетей на 2020 год для ООО «ОЭСК» определена регулятором в размере 236 300, 83 тыс. руб. (том 2 л.д. 75).

Всего НВВ на 2020 год для Общества составила 507 362,68 тыс. руб. (том 2 л.д. 75).

Таким образом основания полагать, что Комиссией при тарифном регулировании на 2020 год не были включены в НВВ Общества экономически обоснованные и не учтенные в ходе предыдущего тарифного регулирования расходы, подлежащие учету в необходимую валовую выручку по статье выпадающие доходы (экономия средств), понесенные в 2015 и 2016 годах и признанные соглашениями об урегулировании разногласий, у суда отсутствуют.

Последующая корректировка размера НВВ на содержание сетей в сумме 52 483, 54 тыс. руб. с предложением включить недополученный доход в указанном размере в периоде регулирования на 2021 год, не свидетельствует о применении в рассматриваемом случае механизма сглаживания тарифов, предусмотренного абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования, и перераспределении на последующие периоды регулирования именно выпадающих доходов 2015 и 2016 года. Такого суждения заключение РЭК не содержит, произведенные расчеты НВВ с учетом спорной корректировки также не позволяют прийти к такому выводу (том 2 л.д. 76, 99 - 100).

Необходимость корректировки НВВ в сторону её уменьшения мотивирована Комиссией ограничением роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» и установленными ФАС России в Приказах от 14.11.2019 № 1508/19 и от 14.11.2019 № 1509/19 предельными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Соответственно в указанной части противоречий вышеизложенным положениям нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, не установлено, доводы административного истца о применение механизма сглаживания, предусмотренного абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования, не нашли своего подтверждения.

При этом суд соглашается с позицией административного истца в части нарушения регулятором Основ ценообразования и Методических указаний 98-э при определении численного значения выпадающих расходов, поскольку для них не были учтены параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Установлено, что в предыдущем периоде регулирования РЭК было принято решение в целях сглаживания изменения тарифов выпадающие доходы Общества, понесенные в 2015 и 2016 годах в общей сумме 56 390, 20 тыс. руб., перенести и включить в НВВ 2020 года (том 1 л.д. 51, 51 оборот том 1).

Согласно абзацу 11 пункта 7 Основ ценообразования распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в Методических указаниях 98-э, применяемых при определении значения Вiраспред.

В рассматриваемом случае при включении в НВВ 2020 года сумм по статье выпадающие доходы организации за предыдущие периоды регулирования, в отношении которых ранее применен метод сглаживания изменения тарифов, параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в расчете не учтены, соответствующий повышающий коэффициент не применен, что не оспаривается органом регулирования.

С доводами административного ответчика о правомерности такого регулирования, основанными на том, что включенные в НВВ суммы закреплены соглашениями об урегулировании разногласий в силу чего на них не распространяются положения абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования, суд не может согласиться.

Действительно, заявленные Обществом и включенные в НВВ на 2020 год фактически понесенные в 2015 и 2016 годах расходы, были зафиксированы Соглашениями об урегулировании разногласий, заключенными между ООО «ОЭСК» и РЭК (том 1 л.д. 71, 72).

Вместе с тем заключение данных соглашений не меняет существа признанных регулятором экономически обоснованными расходов, которые являясь результатами деятельности регулируемой организации за предыдущие периоды регулирования, подлежат учету при расчете НВВ на базовый год в составляющей В1. Наличие заключенных соглашений в рамках тарифного регулирования расценивается исключительно как доказательство признания Комиссией экономически обоснованными понесенных Обществом в определенном периоде расходов по перечисленным в соглашении статьям и в установленном размере.

Таким образом, исключение при расчете НВВ параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к суммам выпадающих доходов за предыдущие периоды регулирования (составляющая В1), в нарушение Методических указаний 98-э и абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования, привело к занижению значения В1 и размера НВВ соответственно.

В силу действующего законодательства в области электроэнергетики необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии НВВ не имеет.

Согласно пункту 49 Методических указаний № 20-э/2 (абзац 6) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения (то есть выручкой по котловым тарифам), и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования). Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Таким образом, пересмотр НВВ сетевой организации обуславливает пересмотр органом регулирования индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Поскольку необходимая валовая выручка ООО «ОЭСК» на базовый 2020 год и, соответственно, долгосрочный период, рассчитана неправильно, то размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ОЭСК» и «МРСК Сибири» ПАО (филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Кузбассэнерго – региональные электрические сети») на 2020 год, которые определены (рассчитаны), в том числе, на основании НВВ административного истца, также подлежат пересчету.

Согласно пункту 15 (4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных во исполнение пункта 3 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, потребители оплачивают услуги территориальных сетевых организаций по передаче электрической энергии по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.

Котловой метод формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии предусматривает расчет ставок тарифов на каждом уровне напряжения на основе суммы необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая участвует в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используется при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункт 49, 50, 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2.

Соответственно изменение размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от которой, в том числе, зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок, неизбежно приведет к изменению расчетной общекотловой выручки, участвующей в расчете котловых тарифов на год регулирования и изменению единых котловых тарифов, утвержденных, в рассматриваемом случае, на 2020 год.

Относительно применения Комиссией спорной корректировки в сумме 52 483, 54 тыс. руб. при определении окончательного значения НВВ Общества на 2020 год, обоснованной ограничением роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).

Соответственно возможность корректировки НВВ организаций, связанной с тарифными ограничениями, действующее законодательство в области электроэнергетики не исключает.

Приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1508/19 утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год.

Для Кемеровской области Приказом № 1508/19 установлены следующие предельные минимальный и максимальный уровни тарифов по уровню напряжения на I полугодие 2020 года:

двухставочный тариф: высокий уровень напряжения (ВН) - 712 565,11 руб./МВт. и 866 333,77 руб./МВт.; средний первый уровень напряжения (СН1) - 901 671,37 руб./МВт. и 1 010 392,53 руб./МВт.; средний второй уровень напряжения (СН2) - 790 343,77 руб./МВт. и 896 972,57 руб./МВт.; низкий уровень напряжения (НН) - 872 216,38 руб./МВт. и 995 371,79 руб./МВт.;

одноставочный тариф: ВН - 1,22761 руб./КВт.ч. и 1,45082 руб./ КВт.ч.; СН1 - 1,49173 руб./ КВт.ч. и 1,81205 руб./ КВт.ч.; СН2 - 1,74499 руб./ КВт.ч. и 1,95051 руб./ КВт.ч.; НН - 3,70475 руб./ КВт.ч. и 3,70475 руб./ КВт.ч.

На II полугодие 2020 года предельные минимальный и максимальный уровни тарифов по уровню напряжения установлены в следующих значениях:

двухставочный тариф: ВН - 733 942,06 руб./МВт. и 881 927,78 руб./МВт.; СН1 - 928 721,51 руб./МВт. и 1 030 600,38 руб./МВт.; СН2 - 814 054,08 руб./МВт. и 914 912,02 руб./МВт.; НН - 898 382,87 руб./МВт. и 1 015 279,23 руб./МВт.;

одноставочный тариф: ВН - 1,22761 руб./КВт.ч. и 1,47984 руб./ КВт.ч.; СН1 - 1,49173 руб./ КВт.ч. и 1,84829 руб./ КВт.ч.; СН2 - 1,79734 руб./ КВт.ч. и 1,98952 руб./ КВт.ч.; НН - 3,70475 руб./ КВт.ч. и 3,77885 руб./ КВт.ч.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям на 2020 год (Приложение № 1 к постановлению).

Из них тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области на 2020 год установлены Комиссией в максимальных величинах в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных Приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1508/19, для двухставочного тарифа на 1 полугодие по высокому, среднему первому и низкому уровням напряжения, на 2 полугодие по среднему первому уровню напряжения; для одноставочного тарифа на 1 полугодие по высокому, среднему первому, среднему второму и низкому уровням напряжения, на 2 полугодие по высокому, среднему первому и среднему второму уровням напряжения.

В остальной части тарифы по уровням напряжения находятся в пределах установленных Приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1508/19 величин, не достигая максимального значения таковых.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2020 год, установленные Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896, не превышают предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных Приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1509/19 для Кемеровской области. Размер тарифов находится в среднем диапазоне величин.

Соответственно факт установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области на 2020 год в пределах максимальных значений, установленных по всем уровням напряжения Приказами ФАС, из Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 не прослеживается.

Представленные Комиссией расчет реальной потребности сетевых организаций в НВВ и расчет суммарной НВВ по котловой выручке исходя из предельных значений тарифов, установленных Приказами ФАС России от 14.11.2019, равно как и расчет потребности в НВВ непосредственно для ООО «ОЭСК» и НВВ учтенное в котловые тарифы, также не позволяют прийти к выводу об установлении тарифов в максимальном размере, что, в свою очередь, явилось основанием для применения тарифных ограничений.

Показания допрошенного в качестве свидетеля начальника отдела ценообразования по электроэнергетике РЭК Кузбасса ФИО9 пояснившего относительно значений единых котловых тарифов по Кемеровской области на 2020 год о невозможности в некоторых случаях установления размера одноставочного и двухставочного тарифов по одному уровню напряжения в максимальном размере, утвержденном Приказом ФАС, суд находит неубедительными.

При государственном регулировании тарифов в электроэнергетике должен достигаться баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Основой формирования тарифов является их экономическая обоснованность.

Формирование экономически обоснованных тарифов в соответствии с принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», является нормативно установленной обязанностью органов регулирования.

Между тем, в ходе рассмотрения дела установление РЭК единых котловых тарифов на 2020 год в максимальных величинах в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных Приказами ФАС России, что явилось основанием для применения корректировки НВВ административного истца в целях ограничения роста тарифов, не установлено, в силу чего применение такого регулирования противоречит требованиям действующего законодательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нормативные правовые акты - постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 895 и постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 в оспариваемой части не соответствуют действующему федеральному законодательству.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующими в части Постановлений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 895 и № 896.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемые административным истцом Постановления следует признать не действующими в части с момента их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующими со дня принятия:

Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 895 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», в части пункта 8 приложения № 2 (Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Кемеровской области на долгосрочный период регулирования (без учета потерь);

Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год» в части:

установления в приложении № 1 единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям на 2020 год;

пункта 8 таблицы 2 приложения № 1 (Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области на 2020 год);

пункта 20 приложения № 3 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области на 2020 год).

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Мотивированное решение составлено 06 августа 2020 года.