Дело №3а-175/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 6 мая 2022 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Быковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации Региональной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Архангельской области»,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Региональной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Архангельской области» (далее – Организация, Общественное объединение) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц за основным государственным регистрационным №.
В обоснование заявленного требования указало, что Организация зарегистрирована в качестве юридического лица 30 сентября 2015 г. Основной государственный регистрационный № присвоен Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 8 октября 2015 г. Ссылаясь на не устранение многочисленных и грубых нарушений, предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях), Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) просит его ликвидировать.
Административный истец – Управление в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещался по юридическому адресу. Судебное извещение административным ответчиком получено не было, поскольку возвращено Почтой России по истечении срока хранения. Сведений о перемене общественным объединением юридического адреса не имеется, следовательно, извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела суд признает надлежащим.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. №26, разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64) Управление Министерства юстиции России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу является уполномоченным территориальным органом Минюста России по обращению в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Судом установлено, что согласно протоколу учредительного собрания Региональной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Архангельской области» от 3 сентября 2015 г. создана указанная Организация, утвержден ее Устав, сформированы органы управления Организации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц запись о государственной регистрации изменений Организации внесена в названный реестр 8 октября 2015 г. за основным государственным №.
Адрес (место нахождения) юридического лица согласно сведениям, изложенным в ЕГРЮЛ: <адрес>.
Управлением в рамках осуществления контроля за деятельностью Организации в период с 5 по 30 апреля 2021 г. проведена плановая проверка Организации.
По результатам проверки Управлением выявлено, что устав Общественного объединения, утвержденный учредительным собранием 3 сентября 2015 г. (далее – устав), противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, а именно:
- в нарушение пункта 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях подпункт 2.6, пункт 3.1.7 устава общественного объединения содержит указание на открытый перечень видов деятельности Общественного объединения (проведение иных мероприятий, направленных на достижение целей и задач общественного объединения);
- в нарушение пункта 3 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях к исключительной компетенции общего собрания не отнесено решение следующих вопросов: определение порядка приема в состав членов некоммерческой организации и исключения из состава ее членов; принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации;
- в нарушение абзаца 11 пункта 3 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях подпункты 8.1.3, 24.1 устава Общественного объединения предусматривают утверждение порядка и размер уплаты членами членских и иных имущественных взносов постоянно действующим исполнительным органом общественного объединения – исполкомом;
- в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях порядок использования имущества в случае ликвидации общественного объединения уставом не определен;
- в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях и пункта 2 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях Общественным объединением не соблюдаются положения устава в части периодичности проведения общих собраний, периодичности заседаний исполкома, а также в части периодичности избрания исполкома, председателя и ревизора общественного объединения.
В связи с этим, Управлением 30 апреля 2021 г. в адрес руководящего органа Общественного объединения вынесено письменное предупреждение (исх. №29/03-2611) со сроком устранения нарушения до 19 июля 2021 г. Указанное предупреждение, направленное по юридическому адресу Общественного объединения, возвращено в Управление почтовой службой в связи с истечением срока хранения.
1 декабря 2021 г. Управлением в адрес Организации вынесено повторное письменное предупреждение (исх. № 29/03-7076) с установленным сроком для устранения нарушений до 31 января 2022 г. Указанное предупреждение, направленное по юридическому адресу Общественного объединения, возвращено в Управление почтовой службой в связи с истечением срока хранения.
Документы, необходимые для устранения нарушения требований законодательства Российской Федерации, в установленные предупреждениями от 30 апреля 2021 г. и 1 декабря 2021 г. сроки в Управление не представлялись.
Кроме того, за неисполнение в установленный срок законного предписания (письменного предупреждения от 30 апреля 2021 г.) постановлением мирового судьи судебного участка №3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 14 января 2022 г. по делу №5-2/2022-3 председатель правления – Трухин Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
В нарушение абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественным объединением в адрес Управления не представлены сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц и информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по формам, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г. №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2020 г. в срок до 15 июля 2021 г., установленный пунктом 2 приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности».
В связи с этим, Управлением в адрес постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, 30 ноября 2021 г. (исх. №29/03-7037) вынесено письменное предупреждение о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 31 января 2022 г. Данное предупреждение возвращено в Управление почтовой службой за истечением срока хранения.
Отчетные документы за 2020 г. Общественным объединением в Управление до настоящего времени не представлены.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты.
Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением).
При проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений.
Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом.
В частности, указанный в вынесенном в адрес религиозного объединения, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения политической партии либо другого общественного объединения или некоммерческой организации предупреждении (представлении) срок не может быть менее одного месяца, в адрес политической партии - не менее двух месяцев, в случае вынесения предупреждения об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности - не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64).
По мнению суда, сроки для устранения нарушений законодательства, указанные в предупреждениях являлись разумными, то есть предоставляли административному ответчику возможность их устранить.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Объективных причин, препятствующих Общественному объединению устранить выявленные нарушения по делу не усматривается.
До настоящего времени документы, необходимые для устранения нарушений, указанных в вышеперечисленных предупреждениях Общественным объединением в Управление не представлены, что указывает на неоднократное нарушение требований законодательства. Предупреждения Общественным объединением не обжаловались.
Также в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях Организацией не соблюдается обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом за 2020 г.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об общественных объединениях ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 Закона об общественных объединениях.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям является основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности.
Неоднократность нарушений законодательства выражается в невыполнении Общественным объединением требований по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных Управлением в ходе проведения проверки, изложенных в предупреждениях от 30 апреля 2021г., 1 декабря 2021 г., а также в совершении Общественным объединением после вынесения в его адрес предупреждений об устранении нарушений закона иного нарушения действующего законодательства, указанного в предупреждении от 30 ноября 2021 г.
Противодействие проведению проверки повлекло невозможность всестороннего изучения Управлением деятельности Общественного объединения на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации Региональной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Архангельской области» удовлетворить.
Ликвидировать Региональную общественную организацию «Федерация компьютерного спорта Архангельской области» (основной государственный регистрационный №) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 г.
Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин