ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-175/2022 от 20.06.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-175/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

Председательствующего Аганиной Т.А.,

при помощнике судьи Кононенко О.А.,

с участием прокурора Гиззатуллина Д.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Лебедева А.В. к Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконными постановлений о признании незаконными постановлений избирательной комиссии Челябинской области, принятых 09 июня 2022 года, о возложении обязанности,

установил:

Лебедев А.В. обратился в Челябинский областной суд с уточненным административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/388-7, № 12/389-7, № 12/390-7, № 12/391-7, № 12/392-7, № 12/393-7, № 12/394-7, № 12/395-7, № 12/396-7, № 12/397-7, № 12/398-7, № 12/399-7, № 12/400-7, № 12/401-7, № 12/420-7, об определении способа и сроков восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, сообщить о принятых решениях заявителю и суду (л.д. 3-7,156-162,165-174).

Требования мотивированы тем, что он обладает пассивным и активным избирательным правом на территории Челябинской области. 09 июня 2022 года Избирательной комиссией Челябинской области назначены на 11 сентября 2022 года дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25. Также на заседании от 09 июня 2022 года Избирательной комиссии Челябинской области были приняты:

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/388-7 «О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/389-7 «О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 на территориальную избирательную комиссию города Троицка»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/390-7 «О количестве подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидатов, выдвинутых по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/391-7 «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/392-7 «О Порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, внесших свои подписи в подписные листы, подлежащие проверке, представленных кандидатами в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/393-7 «О Перечне и формах документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательные комиссии Челябинской области при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/394-7 «Об удостоверениях, выдаваемых в период проведения дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/395-7 «О форме нагрудного знака наблюдателя на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/396-7 «О Рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательную комиссию Челябинской области при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/397-7 «Об обеспечении реализации избирательных прав кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения, регистрации, а также иных избирательных документов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/398-7 «О применении Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/399-7 «О применении Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/400-7 «О применении Разъяснений порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/401-7 «О печатях избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов и дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/420-7 «О графике работы избирательной комиссии Челябинской области, окружной избирательной комиссии по приему документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25».

Считает принятые 09 июня 2022 года постановления незаконными, нарушающими права заявителя, в силу следующего.

Избирательная комиссия Челябинской области является нелегитимным органом, сформирована незаконно, не отвечает принципам избирательного законодательства о независимости избирательных комиссий и равноуделенности от партий и органов власти. Из 14 членов комиссии большинство состоит в партии «Единая Россия», более 50% членов комиссии это государственные и муниципальные служащие - 8, с работниками бюджетной сферы их число увеличится до 10. Избирательная комиссия Челябинской области формировалась с нарушением прав других парламентских и непарламентских партий. Губернатор Челябинской области и Законодательное Собрание Челябинской области должны были назначить не менее 50 % представителей партий, не провели рейтинговое голосование. Неизвестны причины выбора кандидатов в члены избирательной комиссии Губернатором Челябинской области. Считает, что Избирательная комиссия Челябинской области сформирована с нарушениями законодательства и не имеет право принимать решения по выборам депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, как нелегитимный орган.

Неизвестна версия регионального законодательства, которая действует при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25. Данное основание относится ко всем оспариваемым постановлениям от 09 июня 2022 года для признания их незаконными.

Не согласен с возложением полномочий окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 на Территориальную избирательную комиссию города Троицка (далее – ТИК г. Троицка). Считает, что ТИК г. Троицка должна осуществлять только технические полномочия по проведению выборов. Председатель ТИК г. Троицка назначен партией «Единая Россия», что свидетельствует о предвзятости председателя и заинтересованности в меньшем количестве кандидатов на выборах. Два члена ТИК г. Троицка привлекались следственными органами за должностные преступления, либо были под следствием. Часть членов ТИК г. Троицка работают в Администрации г. Троицка, а также назначены Собранием депутатов г. Троицка, которое возглавляет лидер партии «Единая Россия» в г. Троицке. Считает, что при таком составе комиссии невозможно обеспечить беспристрастное отношение ко всем кандидатам. Все полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 должна осуществлять Избирательная комиссия Челябинской области. Кроме того, в ТИК г. Троицка должен быть не более 1-го представителя каждой партии. В составе ТИК г. Троицка два представителя от партии «Справедливая Россия», что противоречит законодательству.

Кроме того, не согласен с тем, что он как кандидат должен собрать 3% подписей от числа избирателей в округе. Считает, что фактически в округе проживает меньшее количество избирателей, а установленное количество подписей 2761 составляет 3,6% от числа избирателей, что нарушает его конституционные права как кандидата и затрудняет пассивное избирательное право. В 2020 году вносились изменения в схему округов, неизвестно с какими целями. Решения об изменении схемы округов могли быть приняты и в текущем году.

Не согласен с установленным образцом подписного листа, в части установления 5 строк, куда необходимо поставить подпись, полностью указать адрес. Считает, что должно быть меньше строк, либо необходимы разъяснения, что например, отсутствие надписи: Челябинская область» не делает подпись недействительной. В 2017 году законодатель дал право не указывать части адреса, однако, Избирательная комиссия Челябинской области по этому поводу не высказалась.

Указывает, что Избирательная комиссия Челябинской области, в нарушение действующих законов, не выполнила действия по защите избирательных прав кандидатов и избирателей.

Так, несмотря на то, что в постановлении № 12/393-7 от 09 июня 2022 года установлена рекомендация сдавать документы, которые заполнены в СПИ «Кандидат» - данного программного обеспечения на сайте избирательной комиссии не размещено.

Законодательством РФ установлена возможность осуществлять добровольные пожертвования кандидатам от граждан и юридических лиц на специальный избирательный счет в ПАО Сбербанк. Неоднократные попытки сторонников заявителя сделать пожертвования через приложение Сбербанка не увенчались успехом.

Законодательством Челябинской области установлена возможность сбора подписей через портал Госуслуг. Согласно закону право сбора подписей наступает на следующий день, после подачи документов. Однако прошло два дня, ни у него, ни у избирателей не появилась кнопка «Мои выборы» и копка «Поддержать». Учитывая краткие сроки сбора подписей – это реальное нарушение прав кандидатов и избирателей. Считает, что законодательство дает 30 дней на сбор подписей и соответственно срок должен исчисляться с того момента, когда у кандидата и избирателей появилась реальная возможность реализовать свои избирательные права.

На сайте Избирательной комиссии Челябинской области отсутствует актуальная версия законодательства, которое применяется при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25. 31 мая 2022 года Законодательное Собрание Челябинской области приняли изменения в избирательные законы, включая Закон о выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, который опубликован 01 июня 2022 года. Согласно данного закона он вступает в силу по истечении 10 дней после его опубликования. Соответственно изменения в закон вступили 11-12 июня 2022 года, а решение о назначении выборов было принято 09 июня 2022 года, когда еще действовала иная версия закона. Согласно избирательному законодательству новые нормы действуют после вступления в силу закона и назначения новых выборов, которые были назначены после вступления закона в силу. Соответственно ему, как кандидату, который обладает юридическим образованием, неясно какой версией Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области», «Об избирательных комиссиях в Челябинской области» он должен руководствоваться при проведении избирательной компании. Считает, что отсутствие актуальной применяемой полной версии регионального избирательного законодательства на сайте избирательной комиссии Челябинской области создано с целью воспрепятствования избирательных прав, а также возможностью лишить кандидата пассивного избирательного права.

Согласно части 2 статьи 19 Закона Челябинской области от 08 сентября 2005 года № 398-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» документы с подписными листами сдаются не ранее через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Согласно Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК России от 09 июня 2021 года № 9/75-8), которые основаны на статье 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» и согласно части 2 статьи 19 Закона Челябинской области от 08 сентября 2005 года № 398-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» сроки для сбора подписей на выборах в органы государственной власти составляет не менее 30 дней. Однако исходя из логики действий по сбору подписей избирателей – в первый день подписи собирать невозможно. Сначала необходимо подать заявление в избирательную комиссию о выдвижении, затем получить разрешение на открытие специального избирательного счета, затем пополнить счет и оплатить изготовление подписных листов. Межбанковские переводы идут гарантированно до 3-х дней. Изготовление подписных листов запрещено до даты оплаты. Сбор подписей избирателей запрещен до оплаты подписных листов за счет средств избирательного фонда. Таким образом, требование сдать все документы на регистрацию кандидатом, включая сбор подписей избирателей в период 30 дней с момента опубликования решения о назначении выборов – ограничивает срок на процедуру сбора подписей. Такой сокращенный срок действует только в Челябинской области. 29 апреля 2022 года Избирательная комиссия внесла законодательную инициативу в Законодательное Собрание Челябинской области для приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, однако положений и изменений в статью 19 Закона Челябинской области от 08 сентября 2005 года № 398-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» не предложено.

Просил также в случае обнаружения невозможности решить вопросы в ходе рассмотрения дела, направить запрос в Конституционный Суд РФ на соответствие указанных норм избирательного законодательства, которое невозможно исполнить, Конституции РФ и о запрете конституционного права избирать и быть избранным.

В удовлетворении ходатайства Лебедева А.В. в части принятия дополнительных требований Лебедева А.В. о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Челябинской области, принятых 14 июня 2022 года, было отказано, в связи с отсутствием оспариваемых постановлений, сокращенных сроков рассмотрения требований о защите избирательных прав, а также ввиду того, что данные требования не являются уточнением первоначального иска об оспаривании постановлений Избирательной комиссии Челябинской области, принятых 09 июня 2022 года. Дополнительные требования переданы на регистрацию как самостоятельные 17 июня 2022 года.

Определением судьи Челябинского областного суда от 10 июня 2022 года к участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены: Центральная избирательная комиссия РФ, ТИК г. Троицка (л.д. 1).

Административный истец Лебедев А.В. поддержал заявленные требования, просил отменить постановления Избирательной комиссии Челябинской области, принятые 09 июня 2022 года. Дополнительно к административному иску указал, что графы в подписных листах маленькие, непонятно можно ли изменить шрифт в подписных листах, использовать свои подписные листы, которые он разработал лично. Считает, что схема округов была изменена, изменилась численность избирательного округа, это влияет на количество подписей, которые необходимо собрать в большую сторону. Только сегодня прошло обучение по программе «Кандидат», ранее программа не была размещена. Он сдал документы на регистрацию не на программном комплексе, возможно, это буде нарушением. Документы у него приняли 14 июня 2022 года во второй половине дня, когда опубликовали постановление о назначении выборов. Он обращается с иском также в целях предотвращения нарушение прав в будущем. Считает, что все сомнения должны трактоваться в пользу кандидата. Избирательная комиссия Челябинской области не указала, какие точно реквизиты адреса должны быть указаны в подписном листе, а какие могут не указываться, и что будет считаться нарушением. Гражданин может не дать паспорт, сам захочет внести данные, это нужно урегулировать. После обращения в ЦИК РФ заработала система на Госуслугах. Законы Челябинской области самые суровые по выборам – 30 дней на сбор подписей. Не определено с кем работать по Госуслугам, куда обращаться, куда ставить подпись. На сайте Избирательной комиссии Челябинской области нет актуальной версии законодательства о выборах. Просит вынести в адрес Избирательной комиссии Челябинской области частное определение за нарушение избирательных прав. Срок рассмотрения жалоб Избирательной комиссией Челябинской области не прописан.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Челябинской области Кашнова В.В. возражала против удовлетворения требований Лебедева А.В., по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск (л.д. 25-29). Кроме того, пояснила, что 14 июня 2022 года опубликовано постановление Избирательной комиссии Челябинской области о назначении выборов на 11 сентября 2022 года, следовательно, Закон Челябинской области № 398-ЗО действует в актуальной редакции и распространяет свое действие на избирательную компанию 2022 года. На сайте создан баннер «Единый день голосования», в котором размещены актуальные версии законов по выборам для удобства граждан. При этом законом такой обязанности на Избирательную комиссию Челябинской области не возложено. Нарушений при формировании Избирательной комиссии Челябинской области не имеется, комиссия создана в 2021 году. Схема избирательных округов была утверждена в 2015 году, принимается на 10 лет. Изменения могут быть внесены в случае увеличения или уменьшения нормы представительства на 20 %. В данном случае оснований для внесения изменения в схему избирательных округов не имеется. При этом необходимо учитывать, что проводятся довыборы. Образец подписного листа утвержден Федеральным законом № 67-ФЗ, приложение 4.1 и 5. Оспариваемый образец подписного листа изменен только в части наименования органа и избирательного участка, наименования выборов (шапка), иных изменений, дополнений нет. Избирательная комиссия Челябинской области никаких разъяснений по заполнению подписных листов не дает, все должно соответствовать Федеральному закону. Кроме того, про 30 дней на сбор подписей не указано в оспариваемых постановлениях. Программа «СПО» не является обязательной, а только рекомендована для использования. Процедура принятия оспариваемых постановлений является законной, постановления приняты 10 членами комиссии, единогласно, что подтверждается протоколом заседания от 09 июня 2022 года. Ответы на обращение избирательная комиссия дает в течение 5 дней, данный срок может быть продлен до 10 дней. Пункт 7 постановления № 12/397-7 от 09 июня 2022 года не нарушает прав заявителя, в нем указано «рекомендовано». Спорные вопросы по внесению денежных средств на избирательный счет необходимо адресовать в банк. В каждом постановлении указано ответственное лицо. Законом не предусмотрено вручение удостоверения выдвиженца, которое действует до регистрации лица кандидатом. Проверкой подписных листов занимается Окружная избирательная комиссия - ТИК г. Троицка.

Представитель Центральной избирательной комиссии РФ в суд не явился, был извещен, направлены возражения на административный иск, в которых ЦИК РФ просит в удовлетворении требований отказать (л.д. 179-181).

Председатель Территориальной избирательной комиссии города Троицка просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ТИК г. Троицка. С требованиями Лебедева А.В. не согласны в полном объеме (л.д. 186).

Прокурор прокуратуры Челябинской области Гиззатуллин Д.З. в заключении полагал требования Лебедева А.В. не подлежащими удовлетворению, поскольку Лебедев А.В. не указал факты и обстоятельства, не обосновал чем нарушены права Избирательной комиссией Челябинской области; не указал какому нормативному акту, Федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, противоречат оспариваемые постановления. Все доводы заявителя сводятся к правилам применения.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ).

Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации закреплены в части 10 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ, в частности избирательная комиссия осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (пп. «а», «в», «м»).

Компетенцию избирательной комиссии Челябинской области, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий, порядок их деятельности в течение срока полномочий, их полномочия при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, Губернатора Челябинской области, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также при решении иных вопросов, отнесенных федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области к компетенции избирательных комиссий определяет Закон Челябинской области от 26 октября 2006 года № 70-ЗО «Об избирательных комиссиях в Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области № 70-ЗО).

В силу частей 2, 3 статьи 6 Закона Челябинской области № 70-ЗО избирательная комиссия Челябинской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Избирательная комиссия Челябинской области состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса.

Исходя из статьи 30 Регламента избирательной комиссии Челябинской области, утвержденного постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 14 ноября 2019 года № 120/1026-6 (далее – Регламент), комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.

Избирательная комиссия Челябинской области является государственным органом Челябинской области, организующим подготовку и проведение выборов на территории Челябинской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, законами Челябинской области.

В соответствии с частью 7 статьи 53 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года № 398-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области № 398-ЗО) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия Челябинской области назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. В 2022 году выборы должны быть назначены на 11 сентября 2022 года.

Согласно части 1 статьи 8 Закона Челябинской области № 398-ЗО решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, то есть не ранее 2 июня и не позднее 12 июня 2022 года. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Как следует из материалов административного дела, 09 июня 2022 года избирательной комиссией Челябинской области, в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, избранного по Троицкому одномандатному округу № 25, в соответствии с пунктом 7 статьи 10, пунктом 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 1 статьи 8, частью 7 статьи 53 Закона Челябинской области № 398-ЗО, было принято постановление № 12/388-7 «О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25», в соответствии с которым дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 назначены на 11 сентября 2022 года (л.д. 34).

Указанное постановление опубликовано 14 июня 2022 года в газете «Южноуральская панорама» № 47 (4375) спецвыпуск № 7 (л.д. 35-36).

Постановление № 12/388-7 о назначении дополнительных выборов является законным, принятым в пределах компетенции Избирательной комиссии Челябинской области, в соответствии с законодательством о выборах.

Кроме того, 09 июня 2022 года избирательной комиссией Челябинской области приняты постановления:

- № 12/389-7 «О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 на территориальную избирательную комиссию города Троицка» (л.д. 37);

- № 12/390-7 «О количестве подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидатов, выдвинутых по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 38-39);

- № 12/391-7 «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 40-41);

- № 12/392-7 «О Порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, внесших свои подписи в подписные листы, подлежащие проверке, представленных кандидатами в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 42-57);

- № 12/393-7 «О Перечне и формах документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательные комиссии Челябинской области при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 58-84);

- № 12/394-7 «Об удостоверениях, выдаваемых в период проведения дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 85-88);

- № 12/395-7 «О форме нагрудного знака наблюдателя на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 89-90);

- № 12/396-7 «О Рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательную комиссию Челябинской области при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 91-97);

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/397-7 «Об обеспечении реализации избирательных прав кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения, регистрации, а также иных избирательных документов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 98-106);

- № 12/398-7 «О применении Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 107);

- № 12/399-7 «О применении Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 108);

- № 12/400-7 «О применении Разъяснений порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 109);

- № 12/401-7 «О печатях избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов и дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 110);

- № 12/420-7 «О графике работы избирательной комиссии Челябинской области, окружной избирательной комиссии по приему документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» (л.д. 111).

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона Челябинской области № 70-ЗО заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В порядке частей. 14, 15 статьи 13 Закона Челябинской области № 70-ЗО отдельные решения избирательной комиссии, указанные в части 14, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, а остальные – большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Согласно части 17 этой же статьи Закона Челябинской области № 70-ЗО решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Аналогичные положений также содержатся в частях 11, 13, 14, 16 статьи 28 Федерального закона №67-ФЗ.

Согласно статьей 29 Регламента избирательной комиссии Челябинской области заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее восьми членов Комиссии с правом решающего голоса.

Из протокола заседания Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12 следует, что оспариваемые постановления от 09 июня 2022 годы, были приняты единогласно «за» 10 членами Избирательной комиссии Челябинской области с правом решающего голоса (л.д. 112-127), в полном соответствии с Регламентом (л.д. 128-151).

Постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/388-7, № 12/389-7, № 12/390-7, № 12/391-7, № 12/392-7, № 12/393-7, № 12/394-7, № 12/395-7, № 12/396-7, № 12/397-7, № 12/398-7, № 12/399-7, № 12/400-7, № 12/401-7, № 12/420-7 оспариваются Лебедевым А.В.

При рассмотрении административного дела, судом установлено, что Лебедев А.В. 11 июня 2022 года зарегистрирован по месту жительства в Троицком районе Челябинской области, 14 июня 2022 года подал заявление на участие в дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

В силу части 1 статьи 3 Закона Челябинской области № 70-ЗО подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области осуществляют, в том числе, окружные избирательные комиссии, формируемые в соответствии с законами Челябинской области при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Согласно части 5 статьи 11 Закона Челябинской области № 70-ЗО при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам окружные избирательные комиссии по решению избирательной комиссии Челябинской области могут создаваться, их полномочия возлагаются на одну из территориальных избирательных комиссий, входящих в избирательный округ.

Постановлением законодательного Собрания Челябинской области от 12 марта 2015 года № 2529 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области и графических изображений схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» определено место нахождения окружной избирательной комиссии каждого одномандатного избирательного округа. Место нахождения окружной избирательной комиссии Троицкого одномандатного избирательного округа № 25 – город Троицк.

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/389-7 полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 возложены на территориальную избирательную комиссию города Троицка.

Доводы административного истца о нелегитимности Избирательной комиссии Челябинской области, территориальной избирательной комиссии города Троицка являются голословными, опровергаются материалами дела. Решения об их создании не оспорены.

Лебедев А.В. оспаривает целесообразность принятия Избирательной комиссией Челябинской области решения о возложении полномочий окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 на территориальную избирательную комиссию города Троицка.

Вместе с тем, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (пункт 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Учитывая изложенное, при принятии Избирательной комиссией Челябинской области постановления о возложении полномочий окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 на территориальную избирательную комиссию города Троицка, нарушения требований законодательства о выборах не допущено.

Доводы Лебедева А.В. о завышенном количестве подписей, необходимых для регистрации кандидата, об изменении схемы избирательных округов, об уменьшении численности избирателей более чем на 20%, не основаны на законе.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Согласно части 3 статьи 18 Закона Челябинской области № 398-ЗО количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 12 марта 2015 года № 2529 утверждена Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, которая действует до 2025 года.

Таким образом, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, исчисляется от числа избирателей, указанных в Схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 12 марта 2015 года № 2529.

Согласно указанной Схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области численность избирателей в Троицком одномандатном избирательном округе № 25 составляет 92028, следовательно, количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 2761.

При этом законодательство о выборах не предусматривает возможность определения количества подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата по одномандатному округу на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, исходя из числа избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования на последних по времени выборах.

Таким образом, постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/390-7 «О количестве подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидатов, выдвинутых по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» является законным, принятым в соответствии с законодательством о выборах.

Суд не может согласиться с доводами административного истца относительно подписных листов, возможных трудностях в их заполнении, что может повлечь нарушение прав кандидата.

Так, пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону.

Согласно указанным приложениям подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк проставления подписей избирателей.

На основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации и наименования субъекта Российской Федерации, наименования и (или) номер избирательного округа.

Согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5 к Федеральному закону, признаются недействительными.

Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ реквизитов (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства. Иных исключений законодательством о выборах не установлено.

При этом закрепленное пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ полномочие организующей выборы избирательной комиссии по утверждению образца заполнения подписного листа не предполагает обязанности соответствующей избирательной комиссии разъяснять в соответствующем решении какой-либо иной порядок заполнения строки подписного листа «Адрес места жительства», кроме того, который предусмотрен Федеральным законом № 67-ФЗ.

Таким образом, принятое постановление № 12/391-7 «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» также полностью соответствует законодательству о выборах, является законным.

Постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/392-7 «О Порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, внесших свои подписи в подписные листы, подлежащие проверке, представленных кандидатами в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» полностью согласуется с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ и Закона Челябинской области № 398-ЗО, не содержит требований, не предусмотренных законодательством о выборах, является законным, отмене не подлежит.

Довод административного истца о необходимости разработки двух порядков проверки подписных листов, не основан на законе, не свидетельствует о незаконности утвержденного Порядка приема и проверки подписных листов.

В силу части 9 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней. При этом временем окончания указанного периода на выборах в федеральные органы государственной власти является время, установленное федеральным законом, а на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - 18 часов по местному времени.

В пунктом 1.2 Порядка приема и проверки подписных листов, установлено, что в случае если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 осуществляется сбор подписей избирателей, подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени одновременно с иными документами, в том числе связанными с подписными листами, представляемыми для регистрации кандидата.

Таким образом, установленный в постановлении № 12/392-7 срок предоставления подписных листов в окружную избирательную комиссию соответствует Федеральному закону № 67-ФЗ. Максимальный срок составляет не позднее чем через 30 дней со дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени, то есть 30 дней.

Постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/393-7 «О Перечне и формах документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательные комиссии Челябинской области при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» издано в целях единообразного применения законодательства в период работы с избирательными документами при проведении дополнительных выборов, в полном соответствии со статьями 21,25,26,27,36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», в пунктом 10 статьи 23, статьями 30,32-35.1,37,38,40,43,58 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 14-17,18-23,37 Закона Челябинской области № 398-ЗО, Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными постановлением Центральной Избирательной комиссии РФ от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, является законным, отмене не подлежит.

Довод административного истца Лебедева А.В. о том, что пункт 7 содержит противоречивые сведения, которые распространяются на пункты 2,3,4, что может повлечь нарушение прав, является несостоятельным, поскольку пункт 7 носит разъяснительный характер относительно использования форм документов, указанных в пунктах 2-5 постановления:

- в пункте 2 утверждены формы документов, с указанием их в соответствующем приложении;

- в пункте 3 указано об использовании форм, утвержденных Федеральным законом, Указом Президента РФ от 06 июня 2013 года № 546, со ссылкой на соответствующие приложения;

- в пункте 4 рекомендовано представлять документы по формам согласно приложений, которые также перечислены;

- в пункте 5 рекомендовано использовать специализированное программное изделие «Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах» ГАС «Выборы», со ссылкой на номера приложений.

Постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/394-7 «Об удостоверениях, выдаваемых в период проведения дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» соответствует Федеральному закону 67-ФЗ, статье 12 Закона Челябинской области № 70-ЗО. Довод административного истца о необходимости, по его мнению, выдачи удостоверения лицу, выдвинувшему свою кандидатуру на выборы, не свидетельствует о незаконности постановления относительно утвержденных образцов удостоверений.

Оснований для признания незаконными постановлений Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/397-7 «Об обеспечении реализации избирательных прав кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения, регистрации, а также иных избирательных документов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»; № 12/398-7 «О применении Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»; № 12/395-7 «О форме нагрудного знака наблюдателя на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»; № 12/396-7 «О Рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательную комиссию Челябинской области при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»; № 12/399-7 «О применении Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»; № 12/400-7 «О применении Разъяснений порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»; № 12/401-7 «О печатях избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов и дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»; № 12/420-7 «О графике работы избирательной комиссии Челябинской области, окружной избирательной комиссии по приему документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» административным истцом не приведено, и таковых не имеется.

Из содержания оспариваемых постановлений избирательной комиссии Челябинской области, принятых 09 июня 2022 года, следует, что они полностью законные, не противоречат законодательству о выборах, приняты в соответствии с компетенцией Избирательной комиссии Челябинской области, с целью обеспечения проведения дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному округу № 25, а также в соответствии с Регламентом избирательной комиссии Челябинской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления вынесены избирательной комиссией Челябинской области, как уполномоченным органом, в связи с проведением дополнительных выборов, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования постановлений, согласуются с федеральным и региональным законодательством.

Обстоятельства и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых постановлений от 09 июня 2022 года.

В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемые постановления приняты в соответствии с действующим законодательством, ведут к обеспечению легитимности избирательного процесса, максимальному соблюдению требований закона при проведении дополнительных выборов по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, и не нарушают права административного истца.

Учитывая принятое решение об отказе в признании незаконными постановлений, суд также не находит оснований для удовлетворения требования о возложении на Избирательную комиссию Челябинской области обязанности по определению способа и сроков восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, сообщению о принятых решениях заявителю и суду.

Отсутствуют основания для вынесения частного определения и для направления запроса в Конституционный Суд РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Лебедева А.В. к Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконными:

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/388-7 «О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/389-7 «О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 на территориальную избирательную комиссию города Троицка»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/390-7 «О количестве подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидатов, выдвинутых по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/391-7 «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/392-7 «О Порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, внесших свои подписи в подписные листы, подлежащие проверке, представленных кандидатами в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/393-7 «О Перечне и формах документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательные комиссии Челябинской области при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/394-7 «Об удостоверениях, выдаваемых в период проведения дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/395-7 «О форме нагрудного знака наблюдателя на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/396-7 «О Рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательную комиссию Челябинской области при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/397-7 «Об обеспечении реализации избирательных прав кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения, регистрации, а также иных избирательных документов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/398-7 «О применении Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/399-7 «О применении Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/400-7 «О применении Разъяснений порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/401-7 «О печатях избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов и дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

- постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года № 12/420-7 «О графике работы избирательной комиссии Челябинской области, окружной избирательной комиссии по приему документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»;

об определении способа и сроков восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, сообщить о принятых решениях заявителю и суду - отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года

Судья