УИД: 78OS0000-01-2023-000670-59
Дело № 3а-175/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2023 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре Ивановой С.С.
с участием прокурора Соловьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бровко Сергея Игоревича о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года №836 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной береговой линией р. Кменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе» (в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 сентября 2017 года №801 «О внесении изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 года №836») в части,
УСТАНОВИЛ:
29 октября 2013 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 836 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной береговой линией р. Кменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе" (далее – Постановление № 836, оспариваемый нормативный правовой акт), пунктом 1 которого утвержден проект планировки территории, ограниченной чертеж планировки территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе в составе:
- чертеж планировки территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе (красные линии, линии связи, объекты инженерной инфраструктуры) согласно приложению N 1;
- чертеж планировки территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению 2;
- положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе согласно приложению 3;
Пунктом 2 Постановления № 836 утвержден проект межевания территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра в Приморском районе в составе:
- чертеж межевания территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра в Приморском районе (красные линии, линии отступа от красных линий, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению 4;
- чертеж межевания территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра в Приморском районе (границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложению N 5.
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://www.gov.spb.ru) 08 ноября 2013 года (л.д. 131 том 2).
В Постановление №836 внесены изменения постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.09.2017 №801 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 N 836 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе»» (далее - Постановление №801), которое опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru – 28.09.2017 года (л.д. 106 том 1).
Постановление №836 дополнено положениям, которыми утвержден проект планировки территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе в составе:
-чертеж планировки территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе (границы существующих элементов планировочной структуры) согласно приложению N 1-1;
- положение об очередности планируемого развития территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе, содержащие этапы проектирования и строительства объектов капитального строительства жилого, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, необходимые для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, согласно приложению N 3-1.
Названным Постановлением №801 постановлено:
- в пункте 1.1 слова «, линии связи, объекты инженерной инфраструктуры» исключить;
- в пункте 1.2 Постановления №836 слова "линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;" исключить;
- в пункте 1.3 слова "Положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения," заменить словами "Положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и";
- Постановление №836 дополнено приложениями N 1-1 и 3-1, в приведенной в Постановлении N 801 редакции согласно приложениям N 4 и 5 к настоящему постановлению.
- приложения N 1, 2 и 3 к постановлению №836 изложить в редакции согласно приложениям N 1, 2 и 3 к постановлению №801.
После внесения изменений пункт 2 приложения 3 к Постановлению N 836 предусматривает характеристику планируемого развития территории.
Согласно подпункту 2.3 пункта 2 приложения 3 к Постановлению № 836 в отношении квартала 3 установлена плотность застройки 457,92 кв. м общей площади/га.
Согласно подпункту 2.4 пункта 2 приложения 3 к Постановлению N 836 в отношении квартала 4 установлена плотность застройки 5021,26 кв. м общей площади/га.
В пункте 3 приложения к Постановлению N 836 установлены характеристики объектов капитального строительства жилого, общественно-делового и иного назначения, объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Согласно подпункту 1.3.3 пункта 3 приложения к Постановлению N 836 в отношении земельного участка №38 определено функциональное значение объекта капитального строительства как объект капитального строительства, необходимый для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; объект гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий, максимальная площадь объекта 5600 кв.м., максимальная высота – 15 м.
Согласно подпункту 1.4.1 пункта 3 приложения к Постановлению N 836 в отношении земельного участка №18 определено функциональное назначение объекта капитального строительства как многоярусный гараж, объект капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности отвод канализационных стоков (очистные сооружения (локальные очистные сооружения поверхностного стока), максимальная площадь объекта 25000 кв.м., максимальная высота – 40 м.
Согласно подпункту 1.4.2 пункта 3 приложения к Постановлению N 836 в отношении земельного участка №19 определено функциональное назначение объекта капитального строительства как объекты капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности поставки электричества (две трансформаторные подстанции), максимальная площадь объекта – 3000 кв.м., максимальная высота – 15 м.
Пунктом 4 приложения 3 к Постановлению №836 определена характеристика планируемого развития объектов социальной инфраструктуры, необходимых для развития территории.
Пунктом 5 приложения 3 к Постановлению №836 определена характеристика планируемого развития объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для развития территории.
Пунктом 6 приложения 3 к Постановлению №836 установлена характеристика планируемого развития объектов коммунальной инфраструктуры, необходимых для развития территории.
Согласно пункту 1 приложения 3-1 к Постановлению №836 установлены этапы проектирования и строительства объектов капитального строительства жилого, общественно-делового и иного назначения.
В подпункте 3.1 пункта 1 приложения к Постановлению №836 в отношении зоны планируемого размещения объектов капитального строительства – земельный участок №38 установлена вторая очередь планируемого развития территории и второй этап проектирования и строительства для объектов капитального строительства с функциональным назначением объект капитального строительства, необходимый для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; объект гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий.
Согласно пункту 2 приложения 3-1 к Постановлению №836 установлены этапы строительства, необходимые для функционирования указанных в пункте 1 настоящего приложения объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Подпунктом 4.1 пункта 2 приложения 3-1 к Постановлению №836 в отношении зоны планируемого размещения объектов капитального строительства (земельный участок № 18) установлена первая очередь строительства и первый этап проектирования для объектов капитального строительства с функциональным назначением многоярусный гараж, объект капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности отвод канализационных стоков (очистные сооружения (локальные очистные сооружения поверхностного стока).
Подпунктом 4.1 пункта 2 приложения 3-1 к Постановлению №836 в отношении зоны планируемого размещения объектов капитального строительства (земельный участок № 19) установлена первая очередь строительства и первый этап проектирования для объектов капитального строительства с функциональным назначением объекты капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности поставки электричества (две трансформаторные подстанции).
Бровко С.И. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, где уточнив 04 сентября 2023 года административные исковые требования, просил признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года №836 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе» (в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 сентября 2017 года №801 «О внесении изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 года №836») в части:
-подпункта 2.3 пункта 2, параметров застройки установленных в подпункте 1.3.3 пункта 3, пункта 4 и пункта 5 Приложения №3, подпункта 3.1 пункта 1 Приложения №3-1 в отношении земельных участков с кадастровым номером 78:34:0428601:4494 и с кадастровым номером 78:34:0428601:4495;
-подпункта 2.4 пункта 2, параметров застройки установленных в подпункте 1.4.1 пункта 3, пункта 5 и пункта 6 Приложения №3, подпункта 4.1 пункта 2 Приложения №3-1 в отношении земельных участков с кадастровым номером 78:34:0428601:1405 и с кадастровым номером 78:34:0428601:1406;
-подпункта 2.4 пункта 2, параметров застройки установленных в подпункте 1.4.2 пункта 3, пункта 6 Приложения №3, подпункта 4.2 пункта 2 Приложения №3-1 в отношении земельных участков с кадастровым номером 78:34:0428601:2326, с кадастровым номером 78:34:0428601:2327 и с кадастровым номером 78:34:0428601:2328.
В обоснование административного иска указал, что является собственником семи земельных участком с кадастровыми номерами кадастровым номером 78:34:0428601:4494, 78:34:0428601:4495, 78:34:0428601:1405, 78:34:0428601:1406, 78:34:0428601:2326, 78:34:0428601:2327, 78:34:0428601:2328. Полагает, что Постановление №836 и Постановление №801, которым внесены изменения, приняты с нарушением установленной процедуры принятия, поскольку отсутствует согласование Росохранкультуры и Министерства культуры России. Также указывает, что земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности с кадастровыми номерами 78:34:0428601:1405 и 78:34:0428601:1406 входят в границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства (земельный участок № 18 по ППТ), земельные участки с кадастровыми номерами 78:34:0428601:2328, 78:34:0428601:2326, 78:34:0428601:2327 соответствуют границам земельного участка №19 по ППТ, земельные участки с кадастровыми номерами 78:34:0428601:4495 и 78:34:0428601:4494 соответствуют границам земельного участка №38 по ППТ. Полагает, что формирование земельных участков №18 по ППТ и №19 по ППТ в границах двух функциональных зон и двух территориальных зон противоречит пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не позволяет при установлении территориальных зон соблюсти требование принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне и установить единый градостроительный регламент в отношении такого земельного участка, а соответственно определить единое функциональное назначение объектов капитального строительства, что является препятствием для реализации правомочий административным истцом как собственника земельных участков. Кроме того, ссылается, что установленное в оспариваемых пунктах функциональное назначение объектов капитального строительства для участка №18 по ППТ как многоярусный гараж, противоречит действующим Правилам землепользования и застройки, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, так и ранее действующему Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», Закону Санкт-Петербурга N 728-99 от 22 декабря 2005 года «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», поскольку установленная функциональная зона не предусматривала такой вид разрешенного использования как для размещения паркингов. Касаемо участков с кадастровыми номерами 78:34:0428601:4494, 78:34:0428601:4495 (земельный участок по ППТ №38), административный истец указал, что установленное функциональное назначение - объект капитального строительства, необходимый для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; объект гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий, нарушает его права как собственника земельного участка, поскольку административный истец не является субъектом, управомоченным на принятие и реализацию соответствующих решений, земельный участок на котором расположен такой объект капитального строительства не может находится в частной собственности.
Представитель административного истца по доверенности фио. в судебное заседание явилась, административные исковые требования с учетом уточнений поддержала по основаниям в том числе, изложенным в письменных позициях (л.д. 133-139, 167-172 том 2).
Представитель административных ответчиков Правительства Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности фио. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 88-93 том 1, л.д. 200-206 том 2, представленные в настоящем судебном заседании). Пояснила, что нормативный правовой акт принят с соблюдением установленных норм, компетентным органом. Постановление №801 согласовано Министерством культуры Российской Федерации письмом от 23.08.2017 № 7820-12-04, Постановление № 836 согласовано Министерством культуры РФ письмом от 17.01.2018 № 510-01.1-55-01, кроме того, территория проектирования, оспариваемого в настоящем дел Постановления №836, не входит в границы исторического поселения, в связи с чем, согласование с Росохранкультурой не момент утверждения Постановления №836 нельзя считать существенным нарушением процедуры принятия нормативного правового акта. Указывала, что нахождение участков 18 по ППТ, 19 по ППТ в двух функциональных зонах не доказывает противоречия документации нормам действующего законодательства, поскольку это обстоятельство не подтверждает несоответствия документации Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», участки учтены в документации в соответствии с зонированием Генерального плана, и Градостроительный кодекс Российской Федерации не устанавливает требований об учете конкретных землепользователей при функциональном зонировании территории. Кроме того, нахождение участка 19 по ППТ в двух функциональных и территориальных зонах не нарушает прав административного истца, поскольку фактически в границах указанного участка в 2020 году произведен государственный кадастровый учет трех самостоятельных земельных участков, каждый из которых отнесен к одной функциональной и территориальной зонам. Земельные участки с кадастровыми номерами 78:34:0428601:1405 и 78:34:0428601:1406 входят в границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства (земельный участок № 18 по ППТ) в части более 75 % от площади эти участки расположены в территориальной зоне ТИ1-1, указанное обстоятельство можно отнести к реестровой ошибке, допущенной кадастровым инженером при образовании земельных участков в 2020 году, что может быть исправлено при обращении административного истца в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением в порядке, установленном Законом о регистрации, земельные участки 1405, 1406 будут отнесены к территориальной зоне ТИ1-1, что устранит выявленную реестровую ошибку. Функциональное назначение объектов капитального строительства, установленное оспариваемым нормативным правовым актом закону, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Согласно обосновывающим материалам земельные участки 18 по ППТ, 19 по ППТ, 38 по ППТ изначально предполагались для целей хранения автотранспорта, обеспечения планируемой к строительству жилой застройки коммунальными услугами и организациями, обеспечивающими правопорядок. С учетом этих целей, в обосновывающих материалах произведены расчеты нормативной обеспеченности жителей кварталов, входящих в границы проектирования. До настоящего времени проект планировки находится в стадии реализации, в том числе, продолжают возводиться многоквартирные жилые дома, ввиду чего признание недействующим документации по планировке территории не будет отвечать целям и задачам градостроительного законодательства.
Суд, выслушав объяснение представителей сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72, частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
До 1 января 2023 года действовал Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 которого предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.
Согласно части 4 статьи 41, части 2 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
В случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Согласно части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить данному Кодексу.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определён статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частями 1 и 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Статьёй 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено (с учётом особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге), что полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года №508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» установлены разграничения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 данного Закона к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.2 Регламента Правительства, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года №100, Правительство издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Из материалов дела следует, что 23 сентября 2011 года Комитетом по градостроительству и архитектуре издано распоряжение №2654 «О принятии решения о подготовке документации по планировки территории в составе проекта планировки и проекта межевания в границах территории земельного участка с кадастровым номером78:34:4286A:5, в Приморском районе» (л.д. 211 том 1), документация по планировке и межеванию территории рассматривалась, согласовывалась и проверялась в порядке, установленном действовавшим в указанный период времени постановлением Правительства от 16 мая 2006 года №596 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий» (далее – Постановление № 596), заключением Комитета по градостроительству и архитектуре от 04.06.2012 №1-4-34464/2 документация по планировки территории была согласована и направлена для проведения публичных слушаний (л.д. 203-204 том 1), информационное сообщение о месте и времени проведения публичных слушаний было опубликовано в газете «Невское время» №105 (5083) от 16.06.2012 (л.д. 201 том 1), экспозиция документации была организована с 25.06.2012 по 13.07.2012 в здании администрации Приморского района Санкт-Петербурга (л.д. 201 том 1), обсуждение документации проведено 16.07.2012 (л.д. 197-200 том 1), заключение о публичных слушаниях опубликовано в газете «Невское время» 31.07.2012 (л.д. 192-196 том 1), распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 13.08.2012 №1631 документация по планировке территории направлена Правительству Санкт-Петербурга на утверждение (л.д. 191 том 1).
Постановление № 863 было утверждено Правительством Санкт-Петербурга с учётом протокола и заключения о результатах публичных слушаний и опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://www.gov.spb.ru) 08.11.2013 в порядке, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти».
Таким образом, указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке.
20.02.2017 Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга издано распоряжение №211-19 «О подготовке изменений в проект планировки территории, ограниченной береговой линией р. Каменки, границей базисного квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 №836» (далее – Распоряжение №211-19) (л.д. 111-112 том 2), на основании заключения Комитета по градостроительству и архитектуре от 28.07.2017 №221-2-20529/17 документация по планировки территории была согласована, информационное сообщение о проведении публичных слушаний было опубликовано, в том числе, на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 04.08.2012 (л.д. 120 том 2) и газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 04.08.2017 №143(6005), экспозиция документации проведена с 14.08.2017 по 04.09.2017 в здании администрации Приморского района Санкт-Петербурга, обсуждение документации состоялось 04.09.2017, публичные слушания проведены в период с 04.08.2017 по 08.09.2017, заключение о результатах публичных слушаний, в том числе, опубликовано 12.09.2017 в издании «Санкт-Петербургские ведомости» (л.д. 32-34 том 2).
Материалами дела подтверждено, что публичные слушания по проекту планировки и межевания территории были проведены в соответствии с требованиями действовавших в указанный период времени редакции части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 №400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
После проведения публичных слушаний по проекту документации по планировке и межеванию территории, дальнейшее согласование проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении разработанной документации по планировке территории осуществлялись в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга».
В соответствии с положениями части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учётом результатов публичных слушаний по проектам документации по планировке и межеванию территории, Постановление № 801 утверждено Правительством Санкт-Петербурга и опубликовано 28.09.2017 на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru в порядке, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 №865 (л.д. 106 1 том).
Таким образом, Постановление №801 принято уполномоченным органом государственной власти, с соблюдением формы правового акта, в которой Правительство Санкт-Петербурга вправе принимать нормативные правовые акты, при обеспечении опубликования данного правового акта в порядке, предусмотренном для официального опубликования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Из приведенного разъяснения следует, что не любые нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку только несоблюдение существенных положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида, может повлечь исключение такого акта из системы действующих правовых актов субъекта Российской Федерации.
Таких нарушений при принятии оспариваемого нормативного правового акта допущено не было, в связи с чем оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в связи с нарушением процедуры принятия нормативного правового акта не имеется.
В соответствии с пунктами 4, 8 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подлежат проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. До утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
Санкт-Петербург включен в Перечень исторических поселений федерального значения, утвержденный совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 года № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений».
Согласно представленному административным ответчиком письму от 12 января 2022 года (л.д. 103-104 том 1), в связи с вступлением в силу приказа Минкультуры России № 1295 об утверждении предмета охраны, границ территорий и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Санкт-Петербург, после внесения изменений в правила землепользования и застройки, подготовленных применительно к территории данного исторического поселения, согласование проектов планировки территории и проектов межевания территорий в городе Санкт-Петербурге с Минкультуры России не будет требоваться. До утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территории исторического поселения федерального значения город Санкт-Петербург, проекты планировки и межевания территорий в границах исторического поселения подлежат согласованию с Минкультуры России в порядке, установленном приказом Минкультуры России от 31 июля 2013 года № 1062. Вне границ территории исторического поселения федерального значения согласование с Минкультуры России проектов планировки и межевания территорий не требуется.
Из материалов дела следует, сторонами не оспаривается, что территория проектирования, в отношении которой принят оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт, находится вне границ территории исторического поселения федерального значения город Санкт-Петербург, в связи с чем доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта неполучением согласования документации по планировке территории в Минкультуры России до направления документации на публичные слушания вопреки требованиям пункта 8 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не свидетельствуют о существенном нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, в последующем Постановление №801 согласовано Министерством культуры Российской Федерации письмом от 23.08.2017 № 7820-12-04 (л.д. 88 том 2), Постановление № 836 согласовано Министерством культуры РФ письмом от 17.01.2018 № 510-01.1-55-01 (л.д. 94-95 том 1).
Таким образом, вопреки доводам административного истца, в соответствии с позицией изложенной в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласование проекта планировки территории и проекта межевания позднее, не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, и не является безусловным основанием для признания данного нормативного правового акта недействующим.
Проанализировав приведенные выше нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что нарушений по процедуре принятия нормативного акта, которые явились бы основанием для признания его недействующим, при принятии оспариваемого нормативного правового акта не допущено, в связи с чем суд счел возможным проверить нормативный акт на соответствие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в той части, которая затрагивает права административного истца и им оспаривается.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником следующих земельных участков:
- земельный участок кадастровый номер 78:34:0428601:2326 на основании договора купли-продажи от 24.03.2023, право собственности зарегистрировано 28.03.2023;
-земельный участок кадастровый номер 78:34:0428601:2327,на основании договора купли-продажи от 24.03.2023, право собственности зарегистрировано 28.03.2023;
-земельный участок кадастровый номер 78:34:0428601:2328, на основании договора купли-продажи от 24.03.2023, право собственности зарегистрировано 28.03.2023;
-земельный участок кадастровый номер 78:34:0428601:1405, на основании договора купли-продажи от 24.03.2023, право собственности зарегистрировано 28.03.2023;
-земельный участок кадастровый номер 78:34:0428601:1406, право собственности зарегистрировано 28.03.2023;
-земельный участок кадастровый номер 78:34:0428601:4494, право собственности зарегистрировано 11.05.2023;
-земельный участок кадастровый номер 78:34:0428601:4495, на основании договора купли-продажи от 04.05.2023, право собственности зарегистрировано 11.05.2023.
В соответствии с подпунктом 1.4.1, 1.4.2 пункта 1.4, подпунктом 1.3.3 пункта 1.3 таблицы пункта 3 Приложения №3, чертежом Приложения № 5 к Постановлению №836, были учтены формируемые земельные участки:
1) в квартале №4: участок 18 площадью 1,80 га с функциональным назначением объектов капитального строительства «Распределительный пункт и подстанция, трансформаторная подстанция, блок-модульная котельная, центральный и индивидуальный тепловой пункт» и участок 19 площадью 1,09 га с функциональным назначением объектов капитального строительства «Распределительный пункт и подстанция»,
2) в квартале №3: участок 38 площадью 1,50 га с функциональным назначением объектов капитального строительства «Объект охраны общественного порядка».
Согласно чертежу Приложения №2 к Постановлению №836 все участки вошли в зону размещения объектов капитального строительства.
Приложением №4 к Постановлению №836 установлены красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории.
Впоследствии Постановлением № 801 были внесены изменения, в части земельных участков № 18, 19, 38 изменилось функциональное назначение объектов капитального строительства, а именно:
- участок № 18 – «Многоярусный гараж, объект капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности отвод канализационных стоков (очистные сооружения (локальные очистные сооружения поверхностного стока)»;
- участок № 19 – «Объекты капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности поставки электричества (две трансформаторные подстанции)»;
- участок № 38 – «Объект капитального строительства, необходимый для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; объект гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий».
Земельные участки административного истца с кадастровыми номерами 78:34:0428601:2326, 78:34:0428601:2327, 78:34:0428601:2328 соответствуют границам участка №19 по ППТ, с кадастровыми номерами 78:34:0428601:1405 и 78:34:0428601:1406 соответствуют границам участка №18 по ППТ, с кадастровыми номерами 78:34:0428601:4494 78:34:0428601:4495 соответствуют границам участка №38 по ППТ.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» земельные участки, принадлежащие административному истцу с кадастровыми номерами 78:34:0428601:2326, 78:34:0428601:2328 полностью расположены в функциональной зоне И1 «зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов» и в в территориальной зоне ТИ1-1 «зона объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов IV и V классов опасности».
Земельный участок с кадастровым номером 78:34:0428601:2327 полностью расположен в функциональной зоне У «зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной инфраструктуры» и в территориальной зоне ТУ «зона улично-дорожной сети Санкт-Петербурга - скоростных дорог, магистральных улиц городского значения, магистральных улиц районного значения с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур».
Земельные участки с кадастровыми номерами 78:34:0428601:1405 и 78:34:0428601:1406 большей частью расположены в функциональной зоне И1 «зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов», незначительной частью – в зоне У «зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной инфраструктуры», и в территориальной зоне большей частью ТИ1-1 «зона объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов IV и V классов опасности», незначительной частью – в зоне ТУ «зона улично-дорожной сети Санкт-Петербурга - скоростных дорог, магистральных улиц городского значения, магистральных улиц районного значения с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур».
Земельный участки с кадастровыми номерами 78:34:0428601:4494 и 78:34:0428601:4495 полностью расположены в функциональной зоне Р2 «зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения» и в территориальной зоне ТР2 «зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры».
Административный истец, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ссылается на формирование участков №18 и №19 в двух функциональных зонах и двух территориальных зонах.
Вместе с тем, само формирование в ППТ земельных участков №18 и №19 в двух функциональных зонах не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку положениями части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне в целях создания правовой определенности правового режима его использования, в отношении функциональных зон действующее градостроительное законодательство такого требования не содержит.
Касаемо доводов административного истца о нахождении участка №19 по ППТ в двух территориальных зонах, то такое обстоятельство могло бы являться основанием для признания недействующими положений оспариваемого нормативного правового акта, поскольку в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность в отношении правового режима земельного участка.
Вместе с тем, следует учитывать, что еще до обращения административного истца в суд, а именно в 2020 году земельный участок, сформированный в границах участка №19 по ППТ как объект кадастрового учета не существует, в 2020 году на этой территории образованы три новых земельных участка с кадастровыми номерами 78:34:0428601:2326, 78:34:0428601:2327, 78:34:0428601:2328, формирование которых осуществлено с учетом вышеуказанного принципа принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела суд должен руководствоваться актуальными данными Единого государственного реестра недвижимости, а соответственно отсутствует нарушение прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом.
Касаемо нахождения земельных участков 78:34:0428601:1405 и 78:34:0428601:1406, находящихся в границах участка №18 по ППТ, в двух территориальных зонах, то здесь следует отметить, что по сведениям Государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью» исходным земельным участком для участков 1405, 1406 являлся земельный участок с кадастровым номером № 78:34:0428601:1346, кадастровый учет которого был произведен 08.07.2014 и прекращен 14.04.2020.
После чего, земельные участки 78:34:0428601:1405 и 78:34:0428601:1406 в части более 75 % от их площади расположены в территориальной зоне ТИ1-1 «зона объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов IV и V классов опасности», и незначительной частью – в зоне ТУ «зона улично-дорожной сети Санкт-Петербурга - скоростных дорог, магистральных улиц городского значения, магистральных улиц районного значения с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур», что можно отнести к реестровой ошибке, допущенной кадастровым инженером при образовании земельных участков в 2020 году.
Частью 8 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.
При этом согласно части 10 указанной статьи приведенное выше положение применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.
Таким образом, истец не лишен возможности в установленном порядке внести изменения в сведения о границе территориальной зоны с отнесением земельных участков к территориальной зоне ТИ1-1.
В отношении довода административного истца о противоречии функционального назначения - «Многоярусный гараж, объект капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности отвод канализационных стоков (очистные сооружения (локальные очистные сооружения поверхностного стока)», установленного Постановлением № 801 действующим Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» и постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» в отношении участка 18 по ППТ, то суд приходит к следующему.
В соответствии с градостроительным регламентом территориальных зон ТИ1-1и ТУ, установленным действующими правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», к одному из основных видов разрешенного использования земельных участков относится вид разрешенного использования с кодом 2.7.1 «Хранение автотранспорта».
В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования с кодом 2.7.1 «Хранение автотранспорта» предполагает размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 2.7.2, 4.9.
В соответствии с п. 3.3 раздела 3 "СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*", утвержденных Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 776/пр под гаражом понимается здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.
Согласно определению, вводимому ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 24.07.2023 № 338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 01.10.2023 гараж - нежилое здание, предназначенное исключительно для хранения транспортных средств. Гаражи могут иметь подвальные помещения и не более двух наземных этажей.
Таким образом, размещение на участке 18 многоярусных гаражей не противоречит нормам действующего законодательства.
В отношении участка 19 противоречие также отсутствует, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» вид разрешенного использования «Предоставление коммунальных услуг» (код 3.1.1), которое в соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» подразумевает, в том числе, размещение трансформаторных подстанций, относятся к основным видам разрешенного использования в территориальных зонах ТИ1-1 (соответственно).
Таким образом, функциональное назначение объектов капитального строительства, установленное оспариваемым нормативным правовым актом закону, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Доводы административного истца о наличии в документации по обоснованию охранной зоны воздушных линий электропередач, которая прекратила свое существование, несостоятельны, поскольку в отношении зон с особыми условиями использования территории в Приложении №4 отражены лишь две зоны – это водоохранная зона водного объекта и прибрежная защитная полоса водного объекта. Таким образом, в утвержденной документации по планировке территории ограничение в виде охранной зоны воздушных линий электропередач отсутствует.
Вместе с тем, заслуживает внимание довод административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта в части установления функционального назначения объектов капитального строительства в отношении земельных участков 78:34:0428601:4494 и 78:34:0428601:4495, расположенных в границах участка №38 по ППТ.
Как следует, оспариваемым Постановлением №836 в действующей редакции для формируемого земельного участка установлено функциональное назначение объектов капитального строительства - «Объект капитального строительства, необходимый для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; объект гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий».
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» земельные участки с кадастровыми номерами 78:34:0428601:4494 и 78:34:0428601:4495 полностью расположены в функциональной зоне Р2 и в территориальной зоне ТР2, в настоящее время зонирование не изменено.
Градостроительным регламентом территориальной зоны ТР2 в качестве одного основного вида разрешенного использования действительно предусмотрен вид разрешенного использования: - обеспечение внутреннего правопорядка код (8.3), который допускает размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел, Росгвардии и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; размещение объектов гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий.
Согласно Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны отнесены к объектам федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" указано, что принадлежность земель под воинскими формированиями на праве собственности государству и в порядке оперативного управления воинским формированиям напрямую определена в законе, в связи с чем дополнительных подтверждений, этому не требуется.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами), изъяты из оборота. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 14 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Таким образом, административный истец не может выступать субъектом, управомоченным на принятие и реализацию соответствующих решений о строительстве объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел, Росгвардии и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; размещение объектов гражданской обороны.
При наличии утвержденного проекта планировки территории, отчуждение земельного участка с планируемым на нем объектом капитального строительства из государственной собственности, как верно указывает административный истец, свидетельствует об отсутствии намерения его использовать для размещения таких объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных регламентов и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка и его разрешенном использовании.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
При этом, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Вместе с тем, такое ограничение не может носить произвольный характер.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28 марта 2017 года № 10-П «По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» указал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации – города Санкт-Петербурга при разработке документов градостроительного зонирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, признанием Постановления № 836 недействующим в указанной оспариваемой административным истцом части не будут затронуты права иных лиц, однако будет обеспечена возможность собственнику земельного участка реализовать свои права, закрепленные нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации без несоразмерных ограничений, не оправданных с точки зрения необходимости обеспечения публичных интересов.
Довод представителя административного ответчика о незаконности отчуждения указанных земельных участков не могут быть приняты во внимание, поскольку право собственности административного истца зарегистрировано в установленном порядке и не оспорено.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при установлении не соответствия оспариваемого в части нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований и признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Бровко Сергея Игоревича удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года №836 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной береговой линией р. Кменки, границей кадастрового квартала 4281, Плесецкой ул., перспективной трассой Западного скоростного диаметра, в Приморском районе» (в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 сентября 2017 года №801 «О внесении изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 года №836») в части подпункта 2.3 пункта 2, параметров застройки установленных в подпункте 1.3.3 пункта 3, пункта 4 и пункта 5 Приложения №3, подпункта 3.1 пункта 1 Приложения №3-1 в отношении земельных участков с кадастровым номером 78:34:0428601:4494 и с кадастровым номером 78:34:0428601:4495.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований - отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о данном решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.gov.spb.ru).
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья подпись Т.С. Чистякова
<...>
<...>
<...>