ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1764/2021 от 24.11.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара 24 ноября 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Галкиной А.Н., представителя административного истца Савватеева Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1764/2021 по административному исковому заявлению Федосеевой Ирины Алексеевны об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части,

у с т а н о в и л :

Федосеева И.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 (далее также Перечень), в части включения в него под пунктом 30257 нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. <адрес>, со дня его принятия как не соответствующего действующему законодательству.

Требования обоснованы тем, что в Перечень на 2018 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, которое не отвечало критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено в жилом доме, не предназначено и не использовалось под офисы, объекты торговли, общественного питания или бытового обслуживания. В спорные периоды было передано в аренду ООО «<данные изъяты>» под размещение медицинской организации. Считает нормативный правовой акт в оспариваемой части незаконным, нарушающим ее права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в повышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Савватеев Н.Н. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, а также указал, что по результатам осмотра помещения, проведенного 27.04.2021, министерством имущественных отношений вид фактического использования объекта определен как объект медицинского назначения.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых просит в удовлетворении административного иска отказать. Полагает, что нежилое помещение обоснованно включено в Перечень на 2018 год на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, так как помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 «Налог на имущество физических лиц»), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

При этом, согласно пункта 1 Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 г. № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти», ставка налога на имущество физических лиц в отношении нежилых помещений, включенных в Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, установлена в повышенном размере.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год. Приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете «Волжская коммуна» N 281(30176) 31.10.2017; N 283(30178) 01.11.2017, N 285(30180) 02.11.2017; N 297(30192) 16.11.2017.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.

Несмотря на истечение срока действия приказа об утверждении Перечня на 2018 год, оспариваемый нормативный акт затрагивает права административного истца, поскольку сохраняется право на перерасчет налога за данный налоговый период.

Под пунктом 30257 в указанный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером , принадлежащее административному истцу на праве собственности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Федосеева И.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 168, 5 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. <адрес>, комнаты 49-56, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 15.09.2021.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое помещение имеет назначение и наименование - нежилое помещение.

Нежилое помещение находится на 1 этаже в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером , которое расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями».

По сведениям технического паспорта, выполненного <данные изъяты>» 30.11.1999, по состоянию на 13.03.2000 (последняя отметка в тех.паспорте) нежилое помещение, расположенное на +1 этаже по адресу: <адрес>, площадью 168, 5 кв.м, включает части назначением: кабинеты, площадью 13,9 кв.м, 10,6 кв.м, 12,1 кв.м, 15,0 кв.м; подсобные, площадью 3,8 кв.м, 3,8 кв.м, 3,8 кв.м, 3,8 кв.м, 5,8 кв.м, 7,2 кв.м; коридор, площадью 13, 6 кв.м, а также офис, площадью 59,3 кв.м.

Принимая во внимание, что по сведениям технического паспорта в нежилом помещении имеется офис, площадь которого от общей площади помещения составляет 35,19 %, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером обоснованно включено в Перечень на 2018 год на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) более 20% площади помещения предназначены для размещение офиса.

То обстоятельство, что в рамках рассмотрения заявления Федосеевой И.А. от 22.03.2021 по вопросу исключения спорного объекта из Перечней на 2019-2021 г.г., 27.04.2021 был проведен осмотр объекта недвижимости, по результатам которого установлено, что спорное помещение используется под инновационный центр стоматологии доктора Федосеева, о чем ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» составлен акт, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку проведенный в 2021 году осмотр не подтверждает фактическое использование помещения на момент принятия оспариваемого приказа и в налоговый период 2018 года.

Кроме того, по смыслу п.п. 2 п. 1, п. 5 ст. 378.2 НК РФ, для признания помещения объектом делового, административного или коммерческого назначения в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и включения его в соответствующие Перечни достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме. При этом фактическое использование объекта имеет значение только в случае, если отсутствуют иные условия.

В данном случае объект обоснованно включен в Перечень на 2018 год в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации).

В связи с этим, суд не принимает во внимание доводы административного истца о том, что нежилое помещение в период с 01.01.2017 находится в аренде у ООО «<данные изъяты>» под размещение медицинской организации в целях оказания платных медицинских услуг в области стоматологии.

Ссылки административного истца на предоставленный в материалы административного дела «технический план» помещения от 24.09.2015, подготовленный кадастровым инженером ФИО1., в котором отсутствует характеристика (назначение) частей помещения, суд считает необоснованными.

По смыслу ст. 378.2 НК РФ, данные технической документации, на основании которых объект может быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения из его кадастровой стоимости, должны носить официальный характер и, соответственно, пройти государственный кадастровый учет в целях последующей проверки уполномоченными органами.

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Как видно из «технического плана», он подготовлен в соответствии с заданием заказчика на выполнение кадастровых работ, в связи с изменением наименования помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г. <адрес>, 1 этаж, комнаты 49-56, КН .

В целях проверки доводов административного истца, судом был направлен запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области через электронный портал о предоставлении технического плана на нежилое помещение с кадастровым номером , сведения о котором внесены в ЕГРН.

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представлена выписка из технического паспорта на спорное нежилое помещение, содержащая экспликацию частей помещения, аналогичную техническому паспорту, ранее представленному административным истцом, содержащая сведения о наличии в составе помещения офиса, площадью 59,3 кв.м.

Таким образом, в порядке, установленном пунктом 7.3 части 2 статьи 14, статьей 20, частями 4, 6 статьи 21, статьей 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», новые сведения о нежилом помещении, содержащиеся в техническом плане от 24.09.2015, не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а, соответственно, не могут служить допустимым доказательством юридически значимых обстоятельств для разрешения настоящего административного дела.

То обстоятельство, что министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях не ссылается на сведения технического учета, как на основание для включения объекта недвижимости в Перечень на 2018 год, основанием к удовлетворению административного иска не является, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, проверяя законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Федосеевой Ирины Алексеевны о признании недействующим со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 201 года № 1647, в части включения в него под пунктом 30257 нежилого помещения с кадастровым номером - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 6 декабря 2021 года.