дело № 3а-176/2018
Решение
именем Российской Федерации
16 октября 2018 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего А. И. Бурова,
при секретаре М.В. Токаревой,
с участием: прокурора прокуратуры Удмуртской Республики Т.А. Борзенковой, представителя административных истцов – Общества с ограниченной ответственностью «Зуринский Агрокомплекс» и Сельскохозяйственного производственного кооператива – колхоз «Трактор» ФИО1, представителей административного ответчика – Правительства Удмуртской Республики ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Зуринский Агрокомплекс» и Сельскохозяйственного производственного кооператива – колхоз «Трактор» о признании недействующими пунктов 6, 8, 9 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года в редакции от 16 июля 2018 года,
у с т а н о в и л :
23 марта 2015 года постановлением Правительства Удмуртской Республики №120 утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса (далее – Положение). Данное Положение опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 27 марта 2015 года.
В указанное Положение внесены изменения постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года №291 (опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 18 июля 2018 года).
Общество с ограниченной ответственностью «Зуринский Агрокомплекс» (далее – ООО «Зуринский Агрокомплекс», Общество) и Сельскохозяйственный производственный кооператив – колхоз «Трактор» (далее – СПК – колхоз «Трактор», СПК) обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Положения о предоставлении субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, в редакции от 16 июля 2018 года.
Иск мотивирован тем, что оспариваемое Положение нарушает права и законные интересы административных истцов, которые заключаются в: ограничении в равенстве прав и свобод, а также в отсутствии равных возможностей их реализации; в ограничении в праве на равные условия при ведении сельхозтоваропроизводителями предпринимательской деятельности, которая направлена не только на реализацию своих внутренних потребностей и целей, но и на развитие и поддержку всего агропромышленного комплекса Удмуртской Республики; в нарушении права на предусмотренную федеральными законами господдержку, направленную на развитие всего сельского хозяйства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела по существу, представителем административных истцов изменен предмет административного иска на требование – признать недействующими пункты 6, 8, 9 Положения о предоставлении субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года №120 в редакции от 16 июля 2018 года.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 на удовлетворении административного иска настаивала. Считала, что обжалуемым постановлением Правительства УР нарушается равноправие сторон, нарушается принцип конкуренции, сужен номенклатурный перечень техники (исключен, в частности, такой вид техники как сеялка), сужено количество субъектов, имеющих право на получение субсидии (исключен, в частности, такой субъект, как сельскохозяйственный производственный кооператив) и нарушает ч.1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, создание дискриминационных условий. Кроме того, появляется новое условие, вследствие чего идет удорожание по лизингу «среднегодовое удорожание по заключенному договору лизинга (сублизинга) не превышает 5 процентов». Здесь идет нарушение в том, что ни один договор по лизингу не подходит под данное Положение. При расчете, которое делает Министерство сельского хозяйства УР по представленным документам, годовое удорожание по договорам лизинга будет гораздо выше. После внесенных в Положение изменений административные истцы утратили право на возмещение части расходов по технике, приобретенной ранее, чем нарушены их права.
Представители административного ответчика – Правительства Удмуртской Республики ФИО2, ФИО3, ФИО4 поддержали возражения относительно административного иска. Пояснили, что нормативный правовой акт принят Правительством УР с соблюдением установленного порядка. В части о ведении в действие данной нормы, введен общий порядок, который закреплен в ФЗ и вступает в силу со дня подписания. В данном случае нормативный правовой акт вступил в силу 16.07.2018 года. Обратной силы он не имеет, поскольку данная норма отсутствует. В данном случае, если регулирует возмещение затрат в виде предоставления субсидий, то сами затраты появились в прошлом, но это не означает, что действие данного правового акта распространяется только на прошлые отношения. Те заявители, которые обратились до 16.07.2018 года за предоставлением субсидий, им будут предоставлены субсидии в соответствии с ранее действующей редакцией, а те заявители, которые обратились за предоставлением субсидий после 16.07.2018 года, то субсидии будут предоставлены в соответствии с новой редакцией Положения.
Указали, что как применять тот или иной порядок, как и полномочия Правительства УР, органа власти субъекта РФ действует практика Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, данные суды исходят из того, что по вопросам, которого совместного ведения, а в данном случае, оказание поддержки в области сельскохозяйственного производства, находится в совместном ведении субъекта РФ и определяется самим органом принявши акт. Решение вопроса, когда вступает правовой акт в законную силу, принадлежит Правительству УР.
Считают, что по преданию акту обратной силы административные истцы ссылаются на ст. 55 Конституции РФ о запрете применения обратной силы актам, которые ухудшают положение граждан. В практике Конституционного Суда РФ указано два решения и Конституционный Суд РФ применял данный запрет только в отношении прав, которые закреплены в Конституции РФ, а именно: право на жилище; конституционное обеспечение прав граждан. Предоставление субсидии не гарантированно Конституцией РФ и запрета применения обратной силы здесь не предусмотрено. В письменных пояснениях мы приводим практику Правительства РФ и Правительство РФ придерживается точно таково же подхода В одном случае Правительство РФ распатронило норму на право предоставлении субсидий на ранее возникшее правоотношение, в другом случае данного сделано не было. В том и другом случае субсидии остались без возмещения затрат.
По поводу необходимости принятия оспариваемого правового акта. В настоящее время произошло падение закупочных цен на молоко и бюджет УР является в дефиците и данная ситуация потребовала Правительство УР вмешаться. В данном случае по статье доходы, заложенные в бюджете на предоставлении субсидии, произошло уменьшение на 87 миллионов рублей, и связи с этим был пересмотрен механизм предоставления субсидий, в том числе условий для предоставления субсидий. На данный момент имеется государственная программа на развитие сельского хозяйства и продовольствия УР и она рассчитана на долгосрочный период времени до 2021 года. Целевыми показателями являются: обновление парка сельскохозяйственной техники. Упор делается на лизинговые отношения, т.к. лизинг более доступная форма государственной поддержки. Правительство РФ поддерживает лизингодателей для уменьшения процента по лизингу для лизингополучателей. Считаю, что лизинговые отношения более доступны для сельхозпроизводителя в рамках государственной программы. В связи со значительным сокращением бюджетных ассигнований на предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на приобретение техники и оборудования. При этом, учитывая необходимость поддержки наиболее слабых в финансовом отношении организаций – сельхозпроизводителей все виды техники и оборудования были включены в Перечень техники и оборудования, в отношении которых субсидия предоставляется по лизингу, поскольку сильные в финансовом отношении организации – производители приобретают технику и оборудование по договорам купли-продажи. Считаю, что административный истец не называет наступившие для него последствия при принятии данного правового акта.
Прокурор Борзенкова Т.А. дала заключение о соблюдении законности при принятии оспариваемого нормативного правового акта, соблюдении требований к форме, порядку принятия и опубликованию.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца подлежит оставлению без удовлетворения.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативно-правовых актов урегулирован нормами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец просит признать недействующими пункты 6, 8, 9 Положения о предоставлении субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года №120 в редакции от 16 июля 2018 года.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации. Такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1, 2 пункта 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, определен состав информации, подлежащей указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий, в том числе, которым должны соответствовать получатели субсидий.
В соответствии со статьей 52 Конституции Удмуртской Республики Правительство Удмуртской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, законов Удмуртской Республики и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с Законом Удмуртской Республике «О Правительстве Удмуртской Республики» постановления Правительства Удмуртской Республики и нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступаю в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (пункт 11 статьи 13 Закона).
Установленные на основании письменных доказательств и объяснений сторон обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что оспариваемый нормативный акт принят Правительством Удмуртской Республики в пределах предоставленных вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Оценивая доводы административных истцов о том, что принятие в новой редакции Положения, в оспариваемой ими части – пункты 6, 8 и 9, нарушает их права, суд не может признать их обоснованными.
Так, пункт 6 Положения регламентирует условия предоставления субсидий на приобретаемую технику по договорам купли-продажи и лизинга. Само по себе изменение условий не может рассматриваться как ущемляющее права административных истцов и противоречащее законодательству, имеющему более высокую юридическую силу. Как указано выше исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в пределах собственной компетенции самостоятельны, реализуют государственную политику, в данном случае в сфере развития сельскохозяйственного производства. Соответственно, Правительство Удмуртской Республики вправе определять приоритетные направления развития производства, стимулируя те или иные его виды, что не может свидетельствовать о нарушении принципов равенства участников гражданско-правового оборота.
По аналогичным причинам не является противоречащим федеральному законодательству и изменение перечня техники и оборудования при приобретении которой предоставляется субсидия (пункты 8 и 9 Положения).
Фактически, требования административных истцов основаны на тех обстоятельствах, что после внесения изменения в оспариваемые нормы Положения они утратили право на предоставление субсидии, которое имели бы при регулировании спорных правоотношений нормами Положения в прежней редакции. Между тем, оспариваемые нормы не регулируют вопросы действия правовых норм во времени. Заявляемые административными истцами основания могут быть предметом самостоятельной проверки но в иных спорах, в том числе судебных, например, при оспаривании отказов в предоставлении субсидий, или взыскания убытков вследствие действия (бездействия), решения органов государственной власти.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав административных истцов оспариваемыми нормами Положениям.
Установленные по делу обстоятельства приводят суд к убеждению о том, что оспариваемые административными истцами нормы приняты в полном соответствии с требованиями законодательства, имеющего более высокую юридическую силу без нарушения прав административного истца.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Зуринский Агрокомплекс» и Сельскохозяйственного производственного кооператива – колхоз «Трактор» о признании недействующими пунктов 6, 8, 9 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года в редакции от 16 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики в течение месячного срока со дня вступления в силу решения опубликовать его резолютивную часть в официальном издании органов власти Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 19 октября 2018 года.
Председательствующий А.И. Буров