ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-176/18 от 21.11.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Матрозе Л.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Администрации города Иркутска ФИО1,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО2,

представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Парапет-А» конкурсного управляющего ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-176/2018 по административному исковому заявлению Администрации города Иркутска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, заинтересованные лица Правительство Иркутской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, Общество с ограниченной ответственностью «Парапет-А», о признании незаконным решения от 13 сентября 2018 года № 17.1 и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 1 января 2014 года,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Иркутска обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения от 13 сентября 2018 года № 17.1 и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят".

В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что Общество с ограниченной ответственностью «Парапет-А» является собственником земельного участка с кадастровым "номер изъят", общей площадью 5 300 кв.м., расположенного по "адрес изъят".

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп, исходя из кадастровой стоимости земли за 1 кв.м. по 9-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) в размере 1 035 рублей 65 копеек, и составляет 5 488 945 рублей.

На основании заявления Общества с ограниченной ответственностью «Парапет-А» распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска от 18 февраля 2011 года № 504-02-829/11 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в "адрес изъят"», вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым "номер изъят" изменен с «под производственное здание» на «универсальный торговый центр», однако сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не были внесены в государственный кадастр недвижимости.

30 июля 2018 года, а затем повторно 21 августа 2018 Администрация города Иркутска обращалась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, однако заявление было отклонено решением Комиссии от 13 сентября 2018 года в связи с не подтверждением недостоверности сведений об объекте недвижимости.

На земельном участке с 2011 года расположен торговый центр "данные изъяты", в связи с чем указанный земельный участок следовало отнести к 5-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), исходя из удельного показателя кадастровой стоимости по данной группе видов разрешенного использования в размере 7 918 рублей 14 копеек, кадастровая стоимость земельного участка составит 41 966 142 рубля.

В соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 24 апреля 2018 года, полученного в порядке межведомственного информационного взаимодействия, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым "номер изъят" изменен на основании декларации от 18 апреля 2018 года с «под производственное здание» на «универсальный торговый центр».

Установленная постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения с 1 января 2014 года, поэтому за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2017 года в бюджет города Иркутска недополучено 2 188 631 рубль 28 копеек, что нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления.

Административный истец просил суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 13 сентября 2018 года № 17.1 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в связи с использование достоверных сведений при определении его кадастровой стоимости и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 1 января 2014 года в размере 41 966 142 рубля, с указанием, что исправленная кадастровая стоимость применяется для целей, установленных действующим законодательством с 1 января 2014 года.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи Иркутского областного суда от 30 октября 2018 года к участию в деле привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области (л.д.2-8 том 1).

В судебном заседании представитель административного истца Администрации города Иркутска ФИО1 поддержала административные исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО2 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направила.

Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Парапет-А» в лице конкурсного управляющего ФИО3 в судебном заседании указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Правительства Иркутской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, просили рассмотреть дело в их отсутствие, получили извещение о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, по правилам статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку неявившиеся лица не просили об отложении дела и не представили доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Согласно части 2.1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы местного самоуправления вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования.

Таким образом, в силу указанных положений законодательства, Администрация города Иркутска вправе оспорить в суде решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, которым отказано в пересмотре кадастровой стоимости по мотиву использования недостоверных сведений относительно земельного участка, находящегося в частной собственности ООО «Парапет-А».

В соответствии положениями Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2017 года № АКПИ16-1364, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган размещает информацию о принятии решения о формировании комиссии в субъекте Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет уведомление о предоставлении кандидатур членов комиссии в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки на территории субъекта Российской Федерации, орган кадастрового учета, осуществляющий свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации, Национальный совет по оценочной деятельности.

Включение в состав комиссии представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности осуществляется на основе сведений о кандидатурах членов комиссии, представленных в уполномоченный федеральный орган.

Уполномоченный федеральный орган размещает информацию о создании комиссии в субъекте Российской Федерации и копию приказа о создании комиссии в субъекте Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней с даты издания приказа о создании комиссии в субъекте Российской Федерации.

Комиссия состоит из членов комиссии. Председателем комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа уполномоченного федерального органа; заместителем председателя комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем органа кадастрового учета. Секретарь комиссии не является ее членом.

Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 февраля 2012 года № П/58 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области» создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области и утвержден ее состав.

Согласно приложению к данному приказу в состав комиссии вошли: заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области В. - председатель комиссии; заместитель начальника отдела кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области Ш. - заместитель председателя комиссии, представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – заместитель начальника отдела управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области Министерства имущественных отношений Иркутской области С.., представитель Национального совета по оценочной деятельности Ф. Полномочия секретаря комиссии возложены на начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области В.., а в случае ее отсутствия на специалиста-эксперта отдела кадровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области О.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17 апреля 2012 года № П/157 в состав Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области внесены изменения: исключен из состава комиссии В.., включена в состав комиссии Ч. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 февраля 2013 года № П/43 полномочия секретаря комиссии возложены на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области О.., а в случае ее отсутствия на Ш... Вместо председателя комиссии Ч. на эту должность назначена В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области; вместо заместителя председателя комиссии Ш. на эту должность назначена С. – начальник отдела ввода данных и обработки документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 января 2014 года № П/39 из состава комиссии исключена С., включена в состав комиссии Н. – заместитель министра имущественных отношений Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 апреля 2015 года № П/201 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области М..

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 февраля 2017 года № П/0052 из состава комиссии исключена Н. и включена Ч.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 марта 2017 года № П/0154 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области П.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 июля 2017 года № П/0329 включена в состав комиссии Н.., исключена – Ч.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 ноября 2017 года № П/0564 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Я.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 мая 2018 года № П/0187 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Я.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Ш.

Из информационного письма Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов – оценщиков «СМАО» (НП «СМАО») от 4 марта 2014 года № 000780и/1, направленного в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, следует, что НП «СМАО», являясь одним из учредителей Национального Совета по оценочной деятельности, принимает участие в формировании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. В состав членов комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от Национального Совета по оценочной деятельности НП «СМАО» делегировало Ф., кандидатура которой была утверждена большинством голосов членов Национального Совета по оценочной деятельности. В письме исполнительного директора Национального Совета по оценочной деятельности – Р. была допущена опечатка в фамилии и отчестве этого представителя.

Таким образом, представителем от Национального Совета по оценочной деятельности в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области является Ф.

Следовательно, порядок формирования Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области федеральным органом исполнительной власти соблюден, и указанная комиссия действовала на территории Иркутской области в момент принятия оспариваемого решения от 13 сентября 2018 года в следующем составе:

- председатель комиссии В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области;

- заместитель председателя комиссии С. – начальник отдела ввода данных и обработки документов филиала ФГБУ ФКП Росреестра» по Иркутской области;

- член комиссии Н. –заместителя министра имущественных отношений Иркутской области;

- член комиссии Ф. – представитель Национального совета по оценочной деятельности;

- секретарь комиссии Я. – ведущий специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2017 года № АКПИ16-1364, заседания комиссии проводятся по мере необходимости рассмотрения поступивших заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. О дате, времени и месте заседаний комиссии, определяемых ее председателем, члены комиссии извещаются секретарем комиссии не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания.

На официальном сайте территориального органа уполномоченного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии размещаются дата, время и место проведения заседания; фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение; основания, по которым подано заявление; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.

Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поступившее в комиссию, должно быть рассмотрено не позднее срока рассмотрения заявления, установленного Федеральным законом, при этом датой поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата его регистрации территориальным органом уполномоченного федерального органа.

Секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии.

Секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание.

На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов и секретаря комиссии; фамилии, инициалы, места работы, должности лиц, присутствующих на заседании комиссии и не являющихся ее членами; фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии); основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании; пояснения оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, и (или) пояснения исполнителя работ по определению кадастровой стоимости по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, результаты которого оспариваются, и (или) иных лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде; результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания.

При рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.

В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.

В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (пункт 19).

Копия решения комиссии в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

Судом установлено, что заявление Администрации города Иркутска о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" от 25 июля 2018 года, поступившее в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков 30 июля 2018 года, не принято к рассмотрению согласно уведомлению от 1 августа 2018 года, поскольку к заявлению не приложены документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости.

На основании поступившего 21 августа 2018 года заявления Администрации города Иркутска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым "номер изъят" было назначено заседание на 13 сентября 2018 года.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 13 сентября 2018 года № 17.1 заявление Администрации города Иркутска отклонено в связи с использованием достоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят".

24 августа 2018 года о заседании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области извещены Общество с ограниченной ответственностью «Парапет-А», Общество с ограниченной ответственностью «ФинГрупп», которое составляло отчет о государственной кадастровой оценке на территории Иркутской области, а также уведомлены мэр города Иркутска и и.о. заместителя мэра – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.

По результатам проведенного заседания Комиссии составлен протокол от 13 сентября 2018 года, содержащий все необходимые реквизиты и сведения, предусмотренные пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259.

По результатам рассмотрения заявления Администрация города Иркутска Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области приняла решение от 13 сентября 2018 года № 17.1, из содержания которого, а также из содержания протокола усматривается, что кворум имелся, комиссия заседала в составе председателя комиссии В. и члена комиссии Ф.., что составляет половину членов комиссии, решение принято большинством голосов - единогласно, члены комиссии проголосовали против принятия решения.

20 сентября 2018 года в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Парапет-А», мэра города Иркутска и и.о. заместителя мэра – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска направлены уведомления от отклонении заявления Администрации города Иркутска о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости.

Таким образом, порядок создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, а также порядок рассмотрения заявления Администрации города Иркутска соблюдены.

Административное исковое заявление об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Иркутской области от 13 сентября 2018 года № 17.1 подано в суд Администрацией города Иркутска 22 октября 2018 года, определением судьи Иркутского областного суда от 23 октября 2018 года оно оставлено без движения сроком до 6 ноября 2018 года, 29 октября 2018 года в суд поступило исправленное административное заявление (л.д. 10-14, 42-45, 48-52 том 1), то есть административное исковое заявление поступило в пределах установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока, который начинает течь с 13 сентября 2018 года в соответствии с правилами части 3 статьи 92 указанного кодекса.

При рассмотрении данного дела суд истребовал у Правительства Иркутской области документы, касающиеся проведения государственной кадастровой оценки земельных участков. В результате анализа указанных документов судом установлено следующее.

В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 274-ФЗ, под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Действия на этапах формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки; определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости; проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости; утверждения результатов определения кадастровой стоимости; внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, регламентированы положениями статей 24.12-24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании статьи 24.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу статей 24.15 и 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, по результатам проведения которой саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 6 августа 2013 года № 293-пп, опубликованы в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75 и от 12 августа 2013 года № 88, вступили в силу через десять календарных дней после опубликования документов).

В Приложении к указанным постановлениям Правительства Иркутской области имеется перечень объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области.

Данный перечень земельных участков был сформирован ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2012 года, и направлен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в адрес заместителя министра имущественных отношений Иркутской области 7 марта 2012 года.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФиннГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 года № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 года заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 года.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 года № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 года отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).

Общество с ограниченной ответственностью «Парапет-А» является собственником земельного участка с кадастровым "номер изъят", общей площадью 5 300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: универсальный торговый центр, местоположение: "адрес изъят".

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка «универсальный торговый центр» были внесены в Единый государственный реестр (кадастр) недвижимости только 19 апреля 2018 года на основании заявления ООО «Парапет-А» и представленного распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска от 18 февраля 2011 года № 504-02-829/11.

В связи с этим, согласно пункту 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, в редакции последующих изменений, кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Приложением № 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции последующих изменений) по 5-й группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания – в размере 41 966 142 рубля.

Судом также установлено, что земельный участок с кадастровым "номер изъят" был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 1 июля 2004 года со следующими характеристиками: площадь 5300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственное здание. Кадастровая стоимость земельного участка всегда определялась по 9-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) первоначально постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года № 101-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления от 8 ноября 2010 года № 277-пп, и впоследствии постановлением Правительства Иркутской области № 517-пп.

Действительно, распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска от 18 февраля 2011 года № 504-02-829/11 на основании заявления ЗАО «Парапет» был изменен вид разрешенного использования земельного участка с «под производственное здание» на «универсальный торговый центр».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утратил силу с 1 января 2017 года), в редакции, действующей в момент принятия указанного распоряжения органа местного самоуправления, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов. То есть принципом внесения сведений является заявительный порядок.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включает в себя сведения о разрешенном использовании земельного участка (статья 7 Федерального закона № 221-ФЗ).

Статья 15 указанного закона регламентирует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости.

Орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.

Аналогичные положения об обязанности органа местного самоуправления представлять указанные сведения содержатся и в редакции Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», действующей после 1 января 2017 года.

Судом установлено, что Администрация города Иркутска не направила в орган кадастрового учета копию распоряжения от 18 февраля 2011 года № 504-02-829/11 об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Данный документ поступил в ФГБУ «ФКП Росреестра» только 19 апреля 2018 года от ООО «Парапет-А».

Указанные обстоятельства подтверждаются документами, содержащимися в кадастровом (реестровом) деле, истребованном и изученном судом в судебном заседании.

В связи с этим, сведения об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым "номер изъят" не могли быть переданы в государственный орган Иркутской области для проведения очередной государственной кадастровой оценки земельных участков, поскольку они отсутствовали в государственном кадастре недвижимости.

Вопросы регистрации недвижимости, внесения изменений об объекте недвижимости, до 1 января 2017 года регулировал Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а после указанной даты Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости.

Оба закона регламентируют, что для третьих лиц являются обязательными сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в государственном кадастре недвижимости (после 1 января 2017 года Едином государственном реестре недвижимости).

В связи с этим, не влияют на выводы суда представленные Администрацией города Иркутска документы о фактическом использовании земельного участка для торговой деятельности в период с 2011 по 2018 годы.

Поскольку при государственной кадастровой оценке недвижимости не были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым "номер изъят", Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области правильно отказала Администрации города Иркутска в пересмотре указанных результатов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 13 сентября 2008 года № 17.1 и об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований о признании его незаконным.

По этим же основаниям не подлежат удовлетворению требования об исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 1 января 2014 года в размере 41 966 142 рубля, с указанием, что исправленная кадастровая стоимость применяется для целей, установленных действующим законодательством с 1 января 2014 года.

В связи с этим, следует отказать в полном объеме в удовлетворении административного искового заявления Администрации города Иркутска о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 13 сентября 2018 года № 17.1 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в связи с использование достоверных сведений при определении его кадастровой стоимости и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 1 января 2014 года в размере 41 966 142 рубля, с указанием, что исправленная кадастровая стоимость применяется для целей, установленных действующим законодательством с 1 января 2014 года.

Руководствуясь статьями 175-179, частью 5 статьи 245, статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Администрации города Иркутска о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 13 сентября 2018 года № 17.1 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в связи с использование достоверных сведений при определении его кадастровой стоимости и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 1 января 2014 года в размере 41 966 142 рубля, с указанием, что исправленная кадастровая стоимость применяется для целей, установленных действующим законодательством с 1 января 2014 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2018 года.

Судья М.А. Ткачук