ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-176/18 от 22.10.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-176/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ровенко П.А.

при секретаре Петровой Е.В.

с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «...» Струкова А.Ю., представителя Администрации города Владивостока Понитаева В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «...» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского краю Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО «...») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю (далее – Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю), Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости арендуемого юридическим лицом земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв. м., местоположение которого установлено примерно в 10 м. по направлению на север от ориентира – жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>).

В обоснование своих требований административный истец указал, что по результатам проведённой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена по состоянию на 1 февраля 2015 года в размере ... рублей ... копеек, что значительно превышает рыночную стоимость данного объекта недвижимости.

Так, согласно представленному ООО «...» отчёту об оценке от 11 сентября 2017 года № 176, составленному оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Краевой центр оценки» (далее – ООО «Краевой центр оценки»), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 февраля 2015 года составляла ... рублей.

В связи с тем, что размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 25:28:010042:99 исчисляется из его кадастровой стоимости, несоответствие такой стоимости указанного объекта недвижимости его рыночной стоимости, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку необоснованно увеличивает арендные платежи.

29 ноября 2017 года ООО «...» в досудебном порядке обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Комиссия по рассмотрению споров) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, в удовлетворении которого было отказано.

Со ссылкой на положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) ООО «...» просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ; площадью ... кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: торговая зона; местоположение которого установлено примерно в 10 м. по направлению на север от ориентира – жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>), в размере его рыночной стоимости, равной по состоянию на 1 февраля 2015 года ... рублей.

12 июля 2018 года по результатам рассмотрения ходатайства представителя ООО «...» Струкова А.Ю. по делу назначалась оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 февраля 2015 года, проведение которой было поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Экпертно-Оценочное Бюро» (далее – ООО «Экпертно-Оценочное Бюро»).

В связи с назначением указанной экспертизы производство по административному делу приостанавливалось и было возобновлено 24 сентября 2018 года.

Также определением судьи Приморского краевого суда от 24 сентября 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Управление Росреестра по Приморскому краю).

Представители Управления Росреестра по Приморскому краю, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю, Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель ООО «...» Струков А.Ю. требования административного искового заявления поддержал в полном объёме, дополнительно пояснив, что административный истец согласен с выводами заключения от 19 сентября 2018 года № 18-09/15853, составленного экспертом ООО «Экпертно-Оценочное Бюро» о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 февраля 2015 года составляла ... рублей. В связи с этим, представитель административного истца просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определённом экспертом в указанном выше заключении.

Представитель Администрации города Владивостока Понитаев В.И. просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку уменьшение размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером приведёт к уменьшению размера арендных платежей, поступающих в доход местного бюджета. Вместе с тем представитель Администрации города Владивостока пояснил, что у него не имеется возражений относительно выводов заключения эксперта ООО «Экпертно-Оценочное Бюро» от 19 сентября 2018 года № 18-09/15853 о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером .

От Управления Росреестра по Приморскому краю, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю, Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края каких-либо возражений относительно выводов экспертизы, проведённой на основании определения Приморского краевого суда от 12 июля 2018 года, также не поступило.

Выслушав объяснения представителя ООО «...» Струкова А.Ю., объяснения представителя Администрации города Владивостока Понитаева В.И., исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и заключение эксперта, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Из содержания пунктов 4 и 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что размер арендной платы определяется договором аренды и является существенным условием договора аренды земельного участка.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 данного Федерального закона.

Постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края», опубликованным 16 декабря 2015 года в «Приморской газете» № 146 (1164), по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:010042:99 по состоянию на 1 февраля 2015 года была определена равной 18234 247 рублям 50 копейкам.

Как следует из материалов дела, 13 декабря 2013 года между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Общество с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО «...») заключен договор аренды № 01-Ю-17421 в отношении земельного участка с кадастровым номером ; площадью ... кв. м.; площадью ... кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: торговая зона; местоположение которого установлено примерно в 10 м. по направлению на север от ориентира – жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>).

Согласно приложению № 3 к данному договору сумма арендных платежей арендатора определяется путём умножения размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером на коэффициент ставки арендной платы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 мая 2018 года № 25/ИСХ/18-218376, составленной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю, размер кадастровой стоимости данного объекта недвижимости (... рублей ... копеек) определён по состоянию на 1 февраля 2015 года.

Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, при этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), определено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, равно как и лица, имеющие исключительное право выкупа или аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата (выкупная цена) исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, требования ООО «...» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, заявленные в рамках настоящего дела, подлежат рассмотрению по существу.

В силу положений части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказывания несоответствия кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости возлагается на административного истца.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела со стороны Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и Администрации города Владивостока были высказаны сомнения в обоснованности и достоверности выводов отчёта № 205 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , составленного 16 октября 2017 года оценщиком ООО «Краевой центр оценки», с учётом разъяснений, приведённых в пунктах 20, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, после обсуждения данных обстоятельств, по результатам рассмотрения ходатайства представителя административного истца определением Приморского краевого суда от 12 июля 2018 года по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости указанного земельного участка, проведение которой было поручено ООО «Экспертно-Оценочное бюро».

Согласно заключению эксперта ООО «Экспертно-Оценочное бюро» Беловой Е.В., предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, от 19 сентября 2018 года № 18-09/15853 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв. м., по состоянию на 1 февраля 2015 года составляла ... рублей.

У суда отсутствуют основания ставить под сомнение достоверность выводов, изложенных экспертом в заключении от 19 сентября 2018 года № 18-09/15853. Исследовав указанное заключение, сопоставив его с содержанием других материалов настоящего административного дела, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует действующему законодательству и отвечает требованиям относимости и допустимости (статьи 60, 61 КАС РФ).

Каких-либо возражений относительно выводов заключения проведённой по делу оценочной экспертизы со стороны административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица приведено не было.

Учитывая данные обстоятельства, руководствуясь статьями 82 и 84 КАС РФ, суд признаёт заключение эксперта ООО «Экспертно-оценочное бюро» от 19 сентября 2018 года № 18-09/15853 надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года.

По мнению суда, с учётом положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, именно указанный в заключении эксперта размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером (... рублей) должен быть установлен в качестве его кадастровой стоимости.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором заинтересованное лицо подало заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В силу разъяснений, приведённых в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи соответствующего заявления будет являться дата обращения заинтересованного лица в Комиссию по рассмотрению споров или в суд.

Поскольку административный истец подал заявление о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров 29 ноября 2017 года, установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению с 1 января 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «...» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ; площадью ... кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: торговая зона; местоположение которого установлено примерно в 10 м. по направлению на север от ориентира – жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>); в размере его рыночной стоимости, равной по состоянию на 1 февраля 2015 года ... рублей.

Указанный размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером установить на период с 1 января 2017 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о его новой кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи Обществом с ограниченной ответственностью «...» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать 29 ноября 2017 года.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в апелляционную инстанцию Приморского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморского

краевого суда П.А. Ровенко