ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-176/19 от 14.06.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-176/19

25ОS0000-01-2019-000158-43

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

14 июня 2019 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

судьи Приморского краевого суда Римского Я.А.,

при секретаре Петровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Дилан» к Администрации Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованные лица администрация Находкинского городского округа Приморского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому, об оспаривании определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Дилан» (далее - ООО «Торговый Дом «Дилан») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040, площадью 405,8 кв.м; назначение: Нежилое; этаж № 01; адрес: <...>. В обоснование заявленных требований, представитель юридического лица указал, что ООО «Торговый Дом «Дилан» является собственником указанного объекта, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 30 июля 2009 года № 25-25-18/036/2009-172 Постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края» (далее – постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па) утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края, минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населённых пунктов, муниципальных районов (городских округов), Приморского края. B соответствии с данным постановлением и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 марта 2019 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040 по состоянию на 27 июня 2012 года составляет – 13330179 рублей 12 копеек. Вместе с тем, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости, согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 21 марта 2019 года № 073 выполненного Обществом с ограниченной ответственностью «Краевой центр оценки» по состоянию на 27 июня 2012 года составляет – 8 963 000 рублей. Указанное нежилое помещение входит в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Поскольку налог на имущество организаций исчисляется, в том числе, из кадастровой стоимости недвижимого имущества, несоответствие установленной кадастровой стоимости спорного нежилого помещения величине его рыночной стоимости нарушает права Общества. Просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040 равной его рыночной стоимости в размере – 8 963 000 рублей, возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость в размере – 8 963 000 рублей.

До рассмотрения административного дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве административных соответчиков Администрацию Приморского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, в качестве заинтересованных лиц администрацию Находкинского городского округа Приморского края и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, исключив его из числа административных ответчиков.

Представитель административного истца ООО «Торговый Дом «Дилан» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом, направил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом, суду представил отзыв, в котором указал, что постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па обосновано и соответствует требованиям действующего законодательства. Администрация Приморского края обладала всеми необходимыми полномочиями для принятия, данного постановления. На сегодняшний день оно является действующим и не оспорено. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом, направил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица администрации Находкинского городского округа Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом. Согласно представленному отзыву на административное исковое заявление против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал. Считает, что отчёт об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, предоставленный административным истцом является ненадлежащим доказательством. Поскольку с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости прошло более пяти лет, административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу статей 372 и 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество организаций относится к числу региональных налогов и сборов, плательщиками которого являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. К числу такого имущества относится недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта (часть 1 статьи 373 НК РФ).

Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определённая в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 данного Федерального закона.

Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, при этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьёй.

В суде установлено и подтверждается материалами дела, ООО «Торговый Дом «Дилан» является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040, площадью 405,8 кв.м; назначение: Нежилое; этаж № 01; адрес: <...>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 30 июля 2009 года № 25-25-18/036/2009-172.

Постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населённых пунктов, муниципальных районов (городских округов), Приморского края.

Указанное нежилое помещение входит в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 марта 2019 года, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010208:5040 по состоянию на 27 июня 2012 года составляет – 13330179 рублей 12 копеек.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Так, в обоснование заявленных требований ООО «Торговый Дом «Дилан» был представлен отчёт от 21 марта 2019 года № 073 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, составленный ООО «Краевой центр оценки» из которого следует, что рыночная стоимость объекта капитального строительства – нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040 по состоянию на 27 июня 2012 года составляет – 8 963 000 рублей.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Суд, оценивая отчёт от 21 марта 2019 года № 073 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, составленный ООО «Краевой центр оценки» приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.

Указанное заключение выполнено экспертом ООО «Краевой центр оценки» - ФИО1, имеющей необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, указанное заключение отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Так, экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтённых экспертом при расчёте итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Также, в заключении объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В Заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а административными ответчиками не доказано, что отчёт об оценке от 21 марта 2019 года № 073 выполненный ООО «Краевой центр оценки» имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемого объекта недвижимости, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчёта, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040 по состоянию на 27 июня 2012 года в размере – 8963 000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчёта.

Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, ООО «Торговый Дом «Дилан» указало на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении административного дела. Рыночная стоимость спорного нежилого помещения существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении его прав, как плательщика налога на имущество.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ООО «Торговый Дом «Дилан» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040 равной его рыночной стоимости в размере – 8963 000 рублей.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, поскольку согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ соответствующая обязанность у органа регистрации прав возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения указанного требования отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Дилан» - удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040, площадью 405,8 кв.м; назначение: Нежилое; этаж № 01; адрес: <...> в размере его рыночной стоимости равной – 8 963 000 рублей рублей по состоянию на 27 июня 2012 года.

Датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером 25:31:010208:5040 считать 3 апреля 2019 года.

В удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Дилан» о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010208:5040 – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.

Судья Я.А. Римский