Дело № 3а-176/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 09 декабря 2015 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда Вершинина А.В.,
при секретаре Казанковой Н.В.,
с участием прокурора Подчередниченко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профмастер» к Правительству Архангельской области, министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области о признании недействующим постановления Минэнергосвязи Архангельской области от 17 августа 2012 года №9-пн «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области» в части установления норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,
установил:
постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года №9-пн (далее – Постановление) утверждены определенные методом аналогов нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области согласно приложению № 1 к настоящему Постановлению (пункт 1).
Названное Постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 года (пункт 3).
Впоследствии, в указанное Постановление министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – Министерство ТЭК и ЖКХ АО) вносились изменения постановлениями от 12 декабря 2013 года №189-пн, от 29 сентября 2014 года №47-пн, от 03 ноября 2015 года №135-пн.
Текст Постановления с приложениями официально опубликован в печатном издании «Волна», №34, 28 августа 2012 года и №35, 04 сентября 2012 года (с исправлениями), также на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru, 10 ноября 2015 года.
Согласно пункту 1 Постановления, утверждены определенные методом аналогов нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области (далее – нормативы потребления) согласно приложению №1 к настоящему Постановлению.
В приложении №1 нормативы потребления классифицированы по группам: 1.Многоквартирные дома с централизованным отоплением и горячим водоснабжением (оспариваемая часть); 2.Многоквартирные дома без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения; 3.Многоквартирные дома (бывшие общежития коридорного и секционного типа); 4. Частные (индивидуальные) жилые дома.
В свою очередь, многоквартирные дома 1-й группы с централизованным отоплением и горячим водоснабжением условно подразделяются на подгруппы в зависимости от количества этажей: 6 этажей и выше, 3 – 5 этажей и 1 – 2 этажей.
Норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды для домов 1-й группы: 6 этажей и выше, 3 – 5 этажей определен 4 кВт*ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профмастер» (далее – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Архангельской области, Министерству ТЭК и ЖКХ АО о признании недействующим приложения №1 к Постановлению.
Суть требований Общества сводится к тому, что при применении метода аналогов Министерством ТЭК и ЖКХ АО, при снятии показаний приборов учета, для определения нормативов потребления неверно взята за основу площадь нежилых помещений многоквартирных домов, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанная согласно сведений технических паспортов. По мнению Общества, в расчет указанной площади должны включаться площади чердаков и технических подвалов, сведения о которых не содержатся в технических паспортах многоквартирных домов. Управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, вынуждена нести дополнительные расходы на покрытие сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Административный истец – Общество направило в судебное заседание представителя ФИО1, который административные исковые требования поддержал, уточнив их. Просил признать недействующим Приложение №1 к Постановлению в части многоквартирных домов 3-5 этажей и свыше 6 этажей, которые имеются на обслуживании Общества, то есть в той части, что затрагивает права Общества.
Представитель административного ответчика - Правительства Архангельской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Министерство ТЭК и ЖКХ АО своего представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве просило в удовлетворении требований отказать. Привлеченный судом к участию в деле в качестве специалиста ФИО3 полагал Постановление законным, поскольку при применении метода аналогов при определении площади нежилых помещений, а также помещений, входящих в состав общего имущества участвующих в выборке многоквартирных домов, таковая рассчитывалась на основании сведений из технических паспортов.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Архангельской области Подчередниченко О.С. считал доводы административного истца необоснованными. Вместе с тем, примененный органом регулирования критерий дифференциации многоквартирных домов в зависимости от этажности здания не соответствует требованиям федерального законодательства, а потому обжалуемое Постановление подлежит признанию недействующим.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По смыслу пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено, что Общество на основании договоров управления многоквартирными жилыми домами осуществляет управление расположенными в границах муниципального образования «Город Архангельск» Архангельской области многоквартирными жилыми домами, домами 3 – 5 этажей и свыше 6 этажей.
Следовательно, оспариваемое Постановление затрагивает права и законные интересы Общества.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила №306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В связи с реорганизацией органов государственной власти Архангельской области правопреемником Министерства энергетики и связи Архангельской области по вопросам утверждения нормативов потребления коммунальных услуг со 2 июля 2013 года является Министерство ТЭК и ЖКХ АО (Указ Губернатора Архангельской области от 27 июня 2013 года №77-у и постановление Правительства Архангельской области от 19 июня 2013 года №279-пп).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В соответствии с пунктом 11 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением №2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам №306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил №306).
В соответствии с пунктом 22 Правил №306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Суд считает, что уполномоченным органом при определении нормативов потребления коммунальных услуг правомерно применен метод аналогов, имеющий приоритетное применение по отношению к расчетному методу.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
В соответствии с пунктами 19, 21 Правил, рассматриваемые нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области установлены с применением метода аналогов, поскольку Министерство ТЭК и ЖКХ АО обладало сведениями, полученными в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Метод аналогов для определения нормативов потребления коммунальных услуг регулирующим органом выбран правомерно.
Довод представителя Общества о том, что подсчет площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме нельзя основывать на сведениях, содержащихся в технических паспортах домов, поскольку в них не включена площадь чердаков, технических подвалов и подполий, является неправомерным.
В обоснование позиции Общество ссылается на справку №266 от 16 сентября 2015 года Архангельского отделения БТИ о том, что в жилом доме, расположенном по <адрес> имеется техническое подполье площадью 682, 3 кв. м., не входящее в площадь жилого дома и не отраженное в техническом паспорте данного дома, что соответствует пункту 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04 августа 1998 года №37 (далее – Инструкция).
Инструкция определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.37 Инструкции площади подполья для проветривания здания, возведенного на вечно мерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую площадь здания не включаются.
Согласно статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому законодатель относит прежде всего помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичное правовое предписание содержится и в пункте 2 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт/ч в месяц на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:
SUM W
общ.i
W = ------------
ои
12 x S
где:
W
общ.i - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт. ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
ои
S - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году (пункт 34 приложения к Правилам №306).
ои
Содержание показателя S раскрывается в пункте 27 приложения к Правилам №306 в редакции Постановления от 16 апреля 2014 года №344, согласно которому общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном
доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Следовательно, регулирующий орган правомерно использовал сведения по площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, указанные в технических паспортах домов, в которые не включалась площадь чердаков, технических подвалов и подполий.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Среди указанных обстоятельств, имеется такое, как соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3 части 8 статьи 213 упомянутого Кодекса).
Вместе с тем, примененный в этом нормативном правовом акте критерий дифференциации многоквартирных домов – в зависимости от этажности здания, не соответствует приведенным положениям пункта 37 Приложения №1 к Правилам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, данное Постановление не может применяться для целей установления оспариваемых нормативов в оспариваемой части.
Такой показатель как этажность многоквартирного дома не может быть критерием дифференциации многоквартирных жилых домов для целей определения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так как для конкретного многоквартирного дома величина этого норматива зависит от общей площади расположенных на всех этажах помещений мест общего пользования.
Установление дифференцированных нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды для потребителей, проживающих в домах различной этажности, не соответствует принципу равенства граждан в жилищной сфере и не обусловлено объективными различиями в их технических характеристиках, наличием, либо отсутствием отдельных видов энергопотребляющего инженерного оборудования.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем норма принята без учета приведенных положений пунктов 11, 21 и 22 Правил, а также пункта 37 Приложения № 1 к названным Правилам, в связи с чем, подлежит признанию недействующей.
Довод Министерства ТЭК и ЖКХ АО о том, что критерий дифференциации многоквартирных домов – в зависимости от этажности здания использован для разграничения домов оборудованных лифтами и не оборудованных таковыми, противоречит тексту оспариваемых положений Постановления.
Поскольку оспариваемые нормативы применялись при расчетах за коммунальные услуги с населением Архангельской области, суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В силу требований пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете «Волна».
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные Обществом судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей (государственная пошлина) подлежат возмещению Министерством ТЭК и ЖКХ АО.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профмастер» удовлетворить.
Признать частично недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение №1 к постановлению министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года №9-пн «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области» в части установления норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды для многоквартирных домов 3-5 этажей и свыше 6 этажей, кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Взыскать с министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профмастер» расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин