ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-176/2022 от 25.08.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2021-000828-30

Дело № 3А-176/2022

011а Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Васильевой О.В.,

представителя ООО «РостТех»- ФИО1,

представителя министерства тарифной политики Красноярского края- ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «РостТех» о признании частично не действующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 27 октября 2021 года № 198-в «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 № 1182-в и о признании утратившим силу приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 № 950-в»

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 года № 1182-в «Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «РостТех» (Березовский район, пгт Березовка, ИНН <***>) по Красноярской правобережной технологической зоне» (далее – Приказ от 19.12.2019 года № 1182-в) для потребителей общества с ограниченной ответственностью «РостТех» (далее – ООО «РостТех») по Красноярской правобережной технологической зоне на период с 01.01.2020 года по 31.12.2022 года установлены единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Приказ от 19.12.2019 года № 1182-в опубликован 20.12.2019 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 96(1), 26.12.2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 года № 950-в «О внесении изменений в Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 № 1182-в «Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «РостТех» (Березовский район, пгт Березовка, ИНН <***>) по Красноярской правобережной технологической зоне» (далее – Приказ от 18 декабря 2020 года № 950-в) в Приказ от 19.12.2019 года № 1182-в внесены изменения, в соответствии с Приложением к Приказу от 18.12.2020 года № 950-в уменьшен тариф на период с 01.10.2020 года по 31.12.2020 года, а также на 2021 год, в частности на период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года тариф для прочих потребителей снижен с 949,31 руб./куб.м. до 901,79 руб./куб.м., для населения с 1139,17 руб./куб.м. до 1082,15 руб./куб.м., на период с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года тариф для прочих потребителей снижен с 1053,72 руб./куб.м. до 967,62 руб./куб.м., для населения с 1264,46 руб./куб.м. до 1082,15 руб./куб.м. (т.1 л.д. 10-13). Тарифы на периоды с 01.01.2020 года по 30.06.2020 года, с 01.07.2020 года по 30.09.2020 года, на 2022 год остались без изменения.

Приказ от 18.12.2020 года № 950-в опубликован 25.12.2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, 18.12.2020 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 95(1). В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Решением Красноярского краевого суда от 10.06.2021 года, вступившим в законную силу 28.09.2021 года, признано не действующим со дня принятия Приложение к Приказу от 18.12.2020 года № 950-в, в части установления единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «РостТех» (Березовский район, пгт Березовка, ИНН <***>) по Красноярской правобережной технологической зоне» на 2021 год.

На министерство тарифной политики Красноярского края возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим- Приложение к Приказу от 18.12.2020 года № 950-в, в части установления единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «РостТех» (Березовский район, пгт Березовка, ИНН <***>) по Красноярской правобережной технологической зоне» на 2021 год.

Во исполнение решения Красноярского краевого суда от 10.06.2021 года, министерством тарифной политики Красноярского края 27.10.2021 года за № 198-в принят приказ «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 № 1182-в и о признании утратившим силу приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 № 950-в» (далее Приказ от 27.10.2021 года № 198-в).

Приложением к Приказу от 27.10.2021 года № 198-в установлены тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в частности: на период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года для прочих потребителей (без учета НДС) в размере 901,79 руб./куб.м., для населения (с учетом НДС) в размере 1082,15 руб./куб.м.; на период с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года для прочих потребителей (без учета НДС) в размере 1275,19 руб./куб.м., для населения (с учетом НДС) в размере 1530,23 руб./куб.м.

Приказ от 27.10.2021 года № 198-в опубликован 10.11.2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 85, 01.11.2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 4 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим со дня вступления в силу Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 N 950-в.

ООО «РостТех» обратилось с административным иском (с учетом уточнения) о признании не действующим со дня принятия Приложение к Приказу от 27.10.2021 года № 198-в, в части установления единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «РостТех» (Березовский район, пгт Березовка, ИНН <***>) по Красноярской правобережной технологической зоне, на период с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года, возложении обязанности на министерство тарифной политики Красноярского края принять замещающий нормативный правовой акт в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, взыскании с министерства тарифной политики Красноярского края судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Требования административного иска мотивированы тем, что оспариваемый Приказ от 27.10.2021 года № 198-в противоречит требованиям законодательства и нарушает права ООО «РостТех», поскольку министерством тарифной политики Красноярского края при определении необходимой валовой выручки административного истца необоснованно снижены расходы на приобретение контейнеров и бункеров, расходы связанные с предоставлением банковской гарантии, а также иные расходы, не учтена необходимость возмещения недополученных доходов, связанных со снижением объема твердых коммунальных отходов. В результате установления экономически не обоснованного тарифа были нарушены права административного истца.

Представитель ООО «РостТех» в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом его уточнений.

Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает прав административного истца.

Прокурор в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 24.8 указанного Федерального закона оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.

Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части государственного регулирования тарифов.

Пунктом 3.16 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поскольку федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, то оспариваемый нормативный правовой акт об установлении тарифов принят и оформлен приказом Министерства, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. По данным основаниям Приказ от 27.10.2021 года № 198-в административным истцом не оспаривается.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее – Методические указания).

Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06.08.2018 года № 1/1576-од ООО «РостТех» по результатам конкурсного отбора присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.

В этот же день, то есть 06.08.2018 года между ООО «РостТех» и министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключено соглашение № 12 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Красноярской правобережной технологической зоны, в соответствии с которым на ООО «РостТех» возлагается обязанность осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в Красноярской правобережной технологической зоне в соответствии с Территориальной схемой и конкурсной документацией (пункт 2.1.). К исполнению обязательств по соглашению ООО «РостТех» надлежало приступить с 01.01.2019 года при условии утверждения тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (пункт 3.2).

В соответствии с пунктом 4 Правил регулирования тарифов, тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются.

Регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов (пункт 6).

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов (пункт 7).

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов, орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования принимаются на основании представляемых регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения органа регулирования.

Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

Согласно пункта 18 Правил регулирования тарифов, экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Министерством в соответствии с решением Красноярского краевого суда от 10.06.2021 года по делу 3а-297/2021 подготовлено заключение по корректировке тарифов ООО «РостТех» на 2021 год по делу об установлении тарифов (цен) № 172-19в на 2020-2022 годы, в соответствии с которым уменьшена предложенная ООО «РостТех» необходимая валовая выручка (далее НВВ) до 772535,38 тыс.руб. и произведен расчет единых предельных тарифов на 2021 год для ООО «РостТех» (т.1 л.д.152).

Обращаясь в суд с настоящим административным иском ООО «РостТех» указало, что исполняя решение Красноярского краевого суда от 10.06.2021 года по делу № 3а-297/2021, Министерство по прежнему не учло следующие выводы суда:

- Министерством незаконно не были возмещены недополученные доходы, связанные со снижением объемов ТКО;

- Министерством незаконно не была учтена корректировка тарифа, определяемая как отрицательная разница между фактической выручкой и фактическими расходами за 2019 год;

- Министерством незаконно не учтена при корректировке тарифов компенсация ООО «РостТех» затрат, в связи с изменением законодательства- расходы на бункера, контейнера и банковскую гарантию, понесенные в 2019 году.

В силу пункта 2 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» действующей с 27 декабря 2018 года, расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента НВВ регионального оператора на очередной период регулирования (абзац 2). Расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению, указанному в абзаце 1 данного пункта, определяются в размере, не превышающем 2 процентов НВВ регионального оператора на очередной период регулирования (абзац 4).

При корректировке тарифов на 2021 год ООО «РостТех» предлагало учесть фактически понесенные в 2019 году затраты на общую сумму 30464,64 тыс.руб., из них расходы на приобретение и содержание бункеров и контейнеров в размере 10154,88 тыс.руб. и расходы, связанные с предоставлением банковской гарантии в размере 20309,75 тыс.руб.

Однако, поскольку расходы на приобретение контейнеров документально подтверждены в размере 7973,20 тыс.руб., то они были приняты правомерно регулирующим органом в размере не более 1% от НВВ, определенной с учетом фактических параметров, в размере 5897,32 тыс.руб. (т.1 л.д.149).

Расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантией, также обоснованно приняты в размере фактических расходов 5404,38 тыс.руб., которые подтверждены представленными договорами и платежным поручением № 721 от 31.07.2018 года на эту же сумму, что не превышает 2% экономически обоснованной НВВ организации, определенной на 2019 год, с учетом фактических параметров. В оставшейся части расходы по данной статье документально не подтверждены, в связи с чем, не приняты тарифным органом (т.1л.д.149).

Таким образом, затраты ООО «РостТех» на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание, а также расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии учтены Министерством в экономически обоснованном размере.

Расчет фонда оплаты труда выполнен Министерством исходя из пункта 42 Основ ценообразования, в соответствии с которым при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расчет нормативной численности выполнен в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22.03.1999 года № 66. Поскольку на период установления в 2018 году, плановых расходов на 2019 год данные Рекомендации действовали, то приведение плановых значений к экономически обоснованным фактическим произведено в соответствии с указанными Рекомендациями.

В соответствии с таблицей 3 Рекомендаций, при количестве абонентов свыше 5000- 10000 нормативная численность составляет от 6 до 9 человек.

Поскольку ООО «РостТех» заключен агентский договор с ПАО «Красноярскэнергосбыт» № 24-ЕА на оказание услуг агента по юридическим, техническим, организационным и иным действиям в отношении потребителей- население, то административному истцу содержание персонала по заключению и обслуживанию договоров необходимо только в части прочих потребителей, не относящихся к населению, количество финансово-лицевых счетов по которым составляет 7916 штук.

Таким образом, Министерством, с учетом метода интерполяции правомерно определена нормативная численность 7 единиц, вместо предложенных 11.

Предлагаемый ООО «РостТех» расчет дополнительной численности прочих специалистов согласно штатному расписанию организации относится к категории «Административно-управленческий персонал» и учтен в составе административных расходов.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования, Министерством размер фонда оплаты труда определен исходя из плановой ставки рабочего первого разряда в размере 9568 рублей в месяц, предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения от 08.12.2016 года (в ред. от 03.08.2018 года). Поскольку по итогам 2019 года ООО «РостТех» получило отрицательный финансовый результат, оснований для увеличения плановой ставки не имелось. Также, отсутствовали основания для индексации базовой ставки, поскольку индексация не предусмотрена Положением о выплате заработной платы в организации на 2019 год.

Проверяя доводы административного истца о неправомерном снижении административных расходов, в части расходов на оплату труда административно-управленческого персонала, суд исходит из следующего.

Документами представленными ООО «РостТех» в качестве подтверждения фактических расходов на оплату труда (счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за 2019 год), подтверждаются фактические выплаты, но экономическая обоснованность данных расходов не подтверждена, а также не определено, какой персонал учтен в данных расходах.

В связи с чем, фонд оплаты труда к учету, Министерством принят правомерно исходя из: численности предусмотренной штатным расписанием административного истца, с учетом ставки рабочего первого разряда в размере 9568 рублей в месяц, предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы; среднего тарифного коэффициента, в размере определенным штатным расписанием; размера средней премии 35%, предусмотренного Положением о текущем премировании организации; районного коэффициента 30 % и северной надбавки в размере 30%.

Также, вопреки доводам административного истца в разделе 3.2.1.2. дополнительного заключения содержится обоснование исключения расходов на транспортирование по договорам со сторонними организациями в размере 17658,40 тыс.руб., которое произведено в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования, как экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования.

В данном случае Министерством проведена оценка экономической обоснованности фактических расходов организации, с учетом разницы между плановыми расходами, учтенными при установлении тарифов на 2019 год определенными исходя из фактических параметров, и экономически обоснованными фактическими расходами организации за 2019 год.

В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.

Следовательно, разница между плановыми расходами, на основании которых был рассчитан тариф организации, по которому оплачивались потребителями услуги административного истца, а соответственно формировался доход организации и экономически обоснованными фактическими расходами, является экономически необоснованными доходами прошлых периодов регулирования и подлежат исключению согласно пункту 12 Основ ценообразования.

Судом отклоняются доводы административного истца о том, что в пункте 3.2.3.4.2. дополнительного экспертного заключения Министерством не приведено обоснование исключения расходов в размере 7555,37 тыс.руб.

Так, тарифы на 2019 год были установлены Министерством методом экономически обоснованных расходов (затрат).

ООО «РостТех» подтверждает факт неисполнения обязательств, предусмотренных производственной программой, в части объемных показателей: фактически объем ТКО ниже, чем предусмотренный утвержденной производственной программой.

Следовательно экономией расходов признается снижение фактических расходов по сравнению с планово-утвержденными.

В данном случае снижение расходов связано не с экономией затрат, а со снижением фактических объемов и не может быть признано экономией расходов.

В связи с чем, разница между плановыми расходами, с учетом фактического объема и экономически обоснованными фактическими затратами подлежит исключению в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования.

Также, судом отклоняются доводы административного истца о необоснованном исключении из НВВ расчетной предпринимательской прибыли в размере 1718,79 тыс.руб., поскольку основания исключения указаны в пункте 3.2.4. дополнительного экспертного заключения, которые не опровергнуты стороной административного истца.

Кроме того, как следует из решения Красноярского краевого суда от 10.06.2021 года по административному делу № 3а-297/2021, ООО «РостТех» была заявлена к возмещению сумма недополученных доходов в предыдущем периоде регулирования, в 2019 году, в связи со снижением объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом и (или) массой твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов, в размере 366542,29 тыс.руб. (разница между фактическим объемом ТКО, реализованным потребителям и объемом ТКО, учтенным при установлении тарифа), которая Министерством при установлении тарифа исключена, а также отрицательная разница в сумме 48180,1 тыс.руб., между фактической величиной НВВ в 2019 году и выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности.

Однако, в данном решении суда не содержится выводов об экономической необоснованности указанных расходов, суд в решении указал только на отсутствие надлежащего обоснования выводов экспертного заключения, об их исключении.

В дополнительном экспертном заключении (т.1 л.д.133-163) и представленных возражениях Министерства от 03.02.2022 года (т.5 л.д.223-230), от 19.08.2022 года данный недочет устранен, произведено обоснование исключения данных сумм, при корректировке тарифа на 2021 год, оснований не согласиться с которым вопреки позиции административного истца суд не усматривает (т.1 л.д. 133-152).

Вопреки доводам административного истца расчет недополученных доходов, представленный ООО «РостТех» является необоснованным и некорректным, так как расходы организации напрямую зависят от фактических объемов, и в данном случае, организация не может претендовать на возмещение расходов, которые фактически не понесла. Доказательств обратного стороной административного истца не представлено.

В соответствии с пунктом 91 Основ ценообразования, при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом:

а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

б) изменений законодательства Российской Федерации;

в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

г) изменений территориальной схемы;

д) возмещения расходов, предусмотренныхпунктом 11настоящего документа.

Пунктом 11 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Согласно пункта 92 Методических указаний, корректировка НВВ регионального оператора по обращению с ТКО рассчитывается по формуле № 52, предусматривающей учет разницы между фактической величиной НВВ и выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности (определяется исходя из фактического объема (массы) ТКО и установленных тарифов).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 предусмотрено, что в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

Следовательно, средняя плотность ТКО свидетельствует о количестве единиц объема ТКО в 1 единице массы ТКО, то есть определяется коэффициент соотношения между величинами.

Административным истцом в материалы тарифного дела представлен отчет о реализации производственной программы по оказанию услуг региональным оператором по обращению в ТКО по Красноярской правобережной технологической зоне за 2019 год, согласованный с генеральным директором ООО «РостТех». В пункте 2 данного отчета указаны значения фактического объема принимаемых ТКО 1619,15 тыс.куб.м. и 171,92 тыс.т.

Данный отчет принят Министерством в качестве основы для расчета фактической массы и объема собранных ТКО.

При переводе 171,92 тыс.т. в метры кубические получается 687,68 тыс.куб.м. Министерством при корректировке НВВ на 2021 год учтены данные фактического объема ТКО за 2019 год в размере 683,6 тыс.куб.м. или 170,9 тыс.т.

Учитывая, что для ООО «РостТех» на 2019 год тарифы устанавливались впервые, то фактических данных за прошлый период регулирования не имелось, в связи с чем, объем и (или) масса ТКО определена Министерством на основании территориальной схемы, утвержденной приказом министерства экологии и рационального природопользования от 23.09.2016 года № 1/451-од, что не противоречит пункту 18 Основ ценообразования.

В случае возникновения выпадающих доходов по независящим от регионального оператора причинам, в том числе возникших от фактически вывезенных объемов ТКО, не учтенных при начислении в соответствии с договорами и в связи с несоответствием нормативов накопления фактически вывезенным объемам ТКО, а также от фактически вывезенных объемов ТКО, оплата за которые не начислена потребителям, он вправе обратиться в суд с иском о компенсации выпадающих доходов из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При пересмотре тарифа по решению суда учтена корректировка НВВ в размере «-55825,22 тыс.руб.», оставшаяся часть в размере «-27427,85 тыс.руб.» подлежит учету при корректировке и установлению тарифа на 2022 год, в целях выравнивания тарифа на последующий период регулирования.

Таким образом, произведенный Министерством расчет корректировки НВВ соответствует формуле 52 пункта 92 Методических указаний. Формула корректировки НВВ учитывает все расходы, подлежащие дополнительному учету или исключению согласно пункта 12 Основ ценообразования и пункта 12 Методических указаний.

Доводы административного истца о допущенной Министерством технической ошибке при установлении тарифа на 2021 год не влечет изменение оспариваемого тарифа и подлежит учету при установлении тарифа на 2022 год.

Кроме того, отсутствие в экспертном заключении информации предусмотренной пунктом 18 Правил регулирования тарифов само по себе не свидетельствует о недействительности приказа органа регулирования тарифов об установлении размера тарифа.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из указанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку оспариваемый Приказ от 27.10.2021 года № 198-в в оспариваемой части не противоречит иному нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу и не нарушает права и законные интересы административного истца. Доказательств обратного стороной административного истца суду не представлено.

Поскольку в удовлетворении требований административного искового заявления отказано, отсутствуют основания для взыскания в пользу административного истца судебных расходов на оплату государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного иска общества с ограниченной ответственностью «РостТех» о признании частично не действующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 27 октября 2021 года № 198-в «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 № 1182-в и о признании утратившим силу приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 № 950-в»- отказать.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru., в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2022 года