ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-176/2023
УИД 75OS0000-01-2023-000316-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Борейша Л.О.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Синельниковой Т.В.,
представителя административного истца, заинтересованного лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае Бартель С.В.,
представителей административного ответчика Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 Акшинского Поповой Е.А., Деникиной Н.И., Михайловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борискин И.А. о признании незаконным и отмене постановления Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 Акшинского от 18 июля 2023 года № 150 «Об отказе Борискин И.А. , выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае», в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому», возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому»,
установил:
Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 8 июня 2023 года № 203 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва на 10 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 19 мая 2023 года № 197/1111-3 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва» на Кыринскую районную территориальную избирательную комиссию, возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 Акшинский по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва.
Постановлением Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 Акшинского от 18 июля 2023 года № 150 «Об отказе Борискин И.А. , выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае», отказано Борискин И.А. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому, поскольку на день, предшествующий дню заседания территориальной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Борискин И.А. , отсутствовал документ, подтверждающий сведения о принадлежности кандидата к политической партии и его статус в этой политической партии, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных кандидатом Борискин И.А. для его регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края.
20 июля 2023 года Борискин И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая, что 23 июня 2023 года он представил в территориальную избирательную комиссию пакет документов для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому. 9 июля 2023 года в территориальную избирательную комиссию был представлен пакет документов для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому, в том числе 242 подписных листа с 843 подписями избирателей. Принятое 18 июля 2023 года административным ответчиком постановление об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края Борискин И.А. считает незаконным по следующим основаниям. Представленная в избирательную комиссию справка достоверно подтверждала сведения, ранее указанные Борискин И.А. в заявлении о согласии баллотироваться, о том, что кандидат Борискин И.А. является членом Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» и является Председателем регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае. При этом действующим законодательством не установлены требования к оформлению такой справки, порядку и способу ее изготовления и выдачи. Все подписи избирателей были получены и оформлены в строгом соответствии с Федеральным законодательством. Проверка подписных листов проводилась не в помещении избирательной комиссии, кандидат либо иные уполномоченные лица к участию в ней с использованием регистра избирателей допущены не были. При этом сведения, проставленные избирателями в подписных листах могли уточняться у кандидата или его уполномоченного представителя. Послужившая основанием для признания 23 подписей недействительными справка УМВД России по Забайкальскому краю составлена на основании сведений об избирателях, содержащих ошибки и не соответствует установленной форме. Оспариваемое постановление не содержит сведений о конкретных подписях избирателей, признанных недостоверными (недействительными) и оснований для признания их таковыми. Представленные административным истцом письменные мотивированные возражения на результаты проверки подписных листов не были рассмотрены на заседании комиссии при принятии решения об отказе в регистрации кандидата Борискин И.А. Полагает, что отказ в регистрации на основании пункта 7 части 5 статьи 30 Закона Забайкальского края от 6 декабря 2012 года № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного собрания Забайкальского края» (далее – Закон края № 753-ЗЗК) не может быть применен, поскольку в силу положений подпункта «а» пункта 5 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) для выдвижения Борискин И.А. не требовался сбор подписей избирателей.
Административный истец Борискин И.А. извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованного лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае Бартель С.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 Акшинского Попова Е.А., Деникина Н.И., Михайлова Е.В., с заявленными требованиями не согласились, представили письменные возражения, в которых председатель Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Деникина Н.И. указала, что 14 июля 2023 года территориальная комиссия в порядке 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК известила кандидата Борискин И.А. о недостатках, выявленных в представленных им для уведомления о выдвижении и регистрации документах. По состоянию на день, предшествующий дню заседания территориальной комиссии, выявленные в представленных им в территориальную комиссию документах недостатки кандидатом Борискин И.А. устранены не были. Справка, датированная 17 июня 2023 года, представленная 16 июля 2023 года в территориальную комиссию Бартелем С.В., не могла быть принята комиссией во внимание, поскольку была представлена неуполномоченным лицом, а также кандидатом Борискин И.А. был выбран неверный способ устранения выявленного недостатка, поскольку кандидат Борискин И.А. должен был представить в территориальную комиссию не новый документ, а уточнения в ранее представленные документы, содержащие сведения о нем. Проверка подписных листов, представленных кандидатом Борискин И.А. , осуществлялась рабочей группой 11 и 12 июля 2023 года в помещении территориальной комиссии с привлечением эксперта-почерковеда ЭКЦ УМВД России по Забайкальскому краю Пьянниковой Н.В. О датах и времени проведения проверок кандидат Борискин И.А. был извещен. При проведении рабочей группой проверки подписных листов присутствовал Зубков Н.Н., уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата Борискин И.А. Одна подпись избирателя признана недействительной по коду нарушения 3 («подпись избирателя собрана вне периода сбора подписей»), поскольку согласно платежному поручению № 1 от 27 июня 2023 года оплата изготовления подписных листов из избирательного фонда кандидата Борискин И.А. была осуществлена 27 июня 2023 года, а дата проставления указанной в исковом заявлении подписи избирателя указана 28 мая 2023 года, то есть вне периода сбора подписей. 23 подписи избирателей признаны недействительными по коду нарушения 5 («сведения об избирателе не соответствуют действительности», на основании поступивших результатов проверки из Отделения полиции по Кыринскому району МО МВД России «Акшинский» УМВД России по Забайкальскому краю. 5 подписей избирателей признаны недействительными по коду нарушения 14 («неоговоренные избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей, исправления в сведениях об избирателе») в связи с наличием неоговоренных исправлений в установочных данных избирателей. 10 подписей избирателей признаны недействительными по коду нарушения 17 («фамилия, имя, отчество указаны избирателем несобственноручно»). 4 подписи избирателей признаны недействительными по коду нарушения 23 («недостоверна подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей»). 7 подписей избирателей признаны недействительными по коду нарушения 10 («не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи»), поскольку набор цифр, проставленный в графе «Дата внесения подписи», не может быть годом, в котором избирателем была внесена подпись. 8 подписей избирателей признаны недействительными по коду нарушения 13 («дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно») на основании Заключения по проверке подписных листов эксперта-почерковеда от 14 июля 2023 года. 6 подписей избирателей признаны недействительными по коду нарушения 31 («неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей») по причине неоговоренных исправлений в дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей. 5 подписей избирателей признаны недействительными по коду нарушения 32 («неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей») по причине наличия очевидных неоговоренных исправлений в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей. 53 подписи избирателей признаны недействительными по коду нарушения 40 («форма подписного листа не соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ») поскольку в подписных листах имели место незаполненные строки. Количества достоверных подписей избирателей (722 подписи), представленных кандидатом Борискин И.А. , было недостаточно для его регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края. Кандидат Борискин И.А. , его уполномоченный представитель по финансовым вопросам Зубков Н.Н. не изъявили желания присутствовать при опечатывании либо снятии печатей с сейфа, в котором хранились подписные листы. Полагала довод административного истца об освобождении от сбора подписей избирателей в поддержку своего выдвижения основанным на ошибочном толковании положений избирательного законодательства, поскольку результаты последних выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва, состоявшихся 19 сентября 2021 года, согласно которым список кандидатов, выдвинутый избирательным отделением «Местное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Ононском районе Забайкальского края» был допущен к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, правового значения не имеют по причине преобразования Законом Забайкальского края от 3 февраля 2023 года № 2147-ЗЗК всех поселений, входящих в состав муниципального района «Ононский район» Забайкальского края, в Ононский муниципальный округ Забайкальского края». Кроме того, региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае не включено в Список политических партий, на которые распространяется действие пунктов 4, 5 статьи 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ и выдвижение которыми (их региональными отделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанными избирателями и не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края, утвержденный Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 5 июня 2023 года № 199/1135-3.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив в качестве специалиста Пьянникову Н.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Синельниковой Т.В., полагавшей требования административного истца неподлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон 67-ФЗ, имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административные дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции в порядке административного судопроизводства.
Порядок и особенности рассмотрения административных дел указанной категории закреплены в главе 24 КАС РФ.
В соответствии с частями 2, 10 статьи 239, части 4 статьи 240 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, в отношении которого вынесено такое решение, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 8 июня 2023 года № 203 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва на 10 сентября 2023 года.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 Постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 19 мая 2023 года № 197/1111-3 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва» на Кыринскую районную территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 Акшинский по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 1 статьи 21 Закона края № 753-ЗЗК граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.
Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (части 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24 Закона края № 753-ЗЗК избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов по одномандатным избирательным округам списком. Избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным избирательным округам).
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 22 Закона края № 753-ЗЗК соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
К числу оснований для отказа в регистрации кандидата подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 3 части 5 статьи 30 Закона края № 753-ЗЗК отнесено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что 20 июня 2023 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» в Избирательную комиссию Забайкальского края был представлен пакет документов для заверения списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатным избирательным округам. В указанном пакете документов, в том числе, избирательным объединением в Избирательную комиссию Забайкальского края был представлен список кандидатовпо одномандатным избирательным округам, в котором был указан кандидат Борискин И.А., выдвигаемый по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому, а также заявление Борискин И.А. о согласии баллотироваться в депутаты Законодательного собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскомуот 17 июня 2023 года. При этом, в заявлении о согласии баллотироваться Борискин И.А. указал свой партийный статус – председатель регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае (том 1 л.д. 129).
Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 22 июня 2023 года № 201/1161-3 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Забайкальского края четвертого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае», по одномандатным избирательным округам, в составе которого по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому выдвинут Борискин И.А. (том 1 л.д. 111-113).
23 июня 2023 года Борискин И.А. представил в Кыринскую районную территориальную избирательную комиссию (далее – территориальная комиссия) пакет документов для уведомления о выдвижении избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому, в том числе справку от 17 июня 2023 года, согласно которой Борискин И.А. является членом Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА», председателем регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» (том 1 л.д. 130).
9 июля 2023 года кандидатом Борискин И.А. в территориальную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому, в том числе 4 папки с 242 подписными листами, содержащих 843 подписи избирателей.
Согласно постановлению территориальной комиссии от 14 июля 2023 года № 144 «Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому Борискин И.А. » и приложенному к нему извещению от 14 июля 2023 года № 99, в представленных кандидатом Борискин И.А. документах были выявлены недостатки: сведения, указанные в справке от 17 июня 2023 года о принадлежности Борискин И.А. к политической партии и о его статусе в политической партии, не подтверждают соответствующие сведения, указанные кандидатом Борискин И.А. в заявлении о согласии баллотироваться. В тот же день копии вышеуказанных постановления и извещения вручены Бартелю С.В., уполномоченному представителю по финансовым вопросам кандидата Борискин И.А. (том 1 л.д. 122-124).
Проанализировав содержание заявления Борискин И.А. о согласии баллотироваться от 17 июня 2023 года и справки от 17 июня 2023 года суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 22 Закона края № 753-ЗЗК исследуемая справка от 17 июня 2023 года не подтверждала статус Борискин И.А. в политической партии, указанный им в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом от 17 июня 2023 года.
Представитель административного ответчика Деникина Н.И. в судебном заседании пояснила, что на заседании территориальной комиссии 14 июля 2023 года представителю Бартелю С.В. дополнительно было разъяснено существо нарушения, выразившееся в указании в справке от 17 июня 2023 года статуса Борискин И.А. в политической партии как Председателя регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА», в то время как в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Борискин И.А. было указано, что он является Председателем регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае. Данное обстоятельство опровергает довод административного истца о том, что избирательная комиссия не указала кандидату, в чем состоит выявленное нарушение.
Поскольку административным ответчиком было выявлено несоблюдение кандидатом Борискин И.А. требований закона к оформлению документа о его принадлежности к политической партии и о его статусе в политической партии территориальная комиссия во исполнение положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК в установленный законом срок известила кандидата Борискин И.А. о недостатках, выявленных в представленных им для уведомления о выдвижении документах.
16 июля 2023 года Бартелем С.В., уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата Борискин И.А. , в территориальную комиссию представлена справка от 17 июня 2023 года, согласно которой Борискин И.А. является Председателем регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае (том 3 л.д. 26)
Как отмечалось выше, вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат предоставляет избирательной комиссии, в том числе документ, подтверждающий принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии (пункт 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 22 Закона края № 753-ЗЗК).
При этом в силу пункта 5 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Данные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Таким образом, положения пункта 5 статьи 33, пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 5 статьи 22, части 4 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК предусматривают личное предоставление кандидатом в избирательную комиссию документов для устранения выявленных недостатков в случаях, установленных указанными положениями избирательного законодательства, чего в рассматриваемом случае кандидатом Борискин И.А. сделано не было.
Вопреки позиции представителя административного истца, действующее законодательство не предусматривает делегирование кандидатом своих полномочий на предоставление в избирательную комиссию документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также указанных документов для устранения недостатков, своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам либо иному лицу, действующему на основании нотариальной доверенности.
Соглашается суд и с позицией административного ответчика о неверном способе устранения выявленного недостатка Борискин И.А. в силу следующего.
Согласно пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗ кандидат вправе заменить представленный ранее документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Представленная Борискин И.А. 23 июня 2023 года в пакете документов для уведомления о выдвижении справка от 17 июня 2023 года была заверена уполномоченным на то лицом, однако содержала недостоверные сведения о статусе кандидата в политической партии, что указывает на отражение в ней не соответствующей действительности информации, в связи с чем, в силу требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК кандидат Борискин И.А. должен был представить в территориальную комиссию не новый документ, а уточнение в ранее представленные документы, содержащее недостающие сведения.
Довод административного истца о том, что избирательным законодательством не установлены требования к оформлению справки о принадлежности кандидата к политической партии и о его статусе в политической партии, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права, поскольку положения пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 22 Закона края № 753-ЗЗК предписывают предоставлять кандидату в избирательную комиссию документ, подтверждающий не только принадлежность кандидата к политической партии, но и его статус в этой политической партии, чего в рассматриваемом случае Борискин И.А. сделано не было.
Установление избирательной комиссией не предусмотренных законом требований к оформлению документов, на что имеется указание в административном иске, судом при рассмотрении дела не установлено.
Поскольку на день, предшествующий дню заседания территориальной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Борискин И.А. , отсутствовал документ, подтверждающий сведения о статусе Борискин И.А. в политической партии, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться, административный ответчик, на основании пункта 3 части 5 статьи 30 Закона края № 753-ЗЗК, принял правомерное решение об отказе в регистрации кандидата Борискин И.А.
Давая оценку доводам административного истца об отсутствии у территориальной комиссии оснований для признания недостоверными (недействительными) 121 подпись избирателей, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 части 1 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК предусмотрено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем на тридцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания края (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию пакет документов для регистрации, в том числе, подписные листы с подписями избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей).
Согласно постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 9 июня 2023 года № 200/1139-3 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, краевого списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва» количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому, составляет 767 подписей. При этом максимальное количество подписей избирателей, которое кандидат вправе представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 12 Акшинского, составляет 843 подписи.
9 июля 2023 года кандидатом Борискин И.А. в пакете документов для регистрации в территориальную комиссию были представлены 843 подписи избирателей, собранные в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертного созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому, на 242 подписных листах.
Согласно протоколу заседания рабочей группы по проверке сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного собрания Забайкальского края по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинский от 11 июля 2023 года № 8 проверка подписных листов, представленных кандидатом Борискин И.А. , осуществлялась рабочей группой 11 июля 2023 года с 10 часов до 13 часов в помещении территориальной комиссии с участием эксперта-почерковеда Пьянниковой Н.В., уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Зубкова Н.Н., уполномоченного представителя Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае Бартель С.В. (том 2 л.д. 186).
Согласно протоколу заседания рабочей группы по проверке сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного собрания Забайкальского края по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинский от 12 июля 2023 года № 9 проверка подписных листов, представленных кандидатом Борискин И.А. , осуществлялась рабочей группой 12 июля 2023 года с 15 часов до 16 часов 48 минут в помещении территориальной комиссии с участием уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Зубкова Н.Н., который покинул помещение территориальной комиссии в 15 часов 18 минут (том 2 л.д. 187-188).
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов кандидата Борискин И.А. , по результатам проверки 121 подписи избирателей были признаны недействительными на основании подпунктов «а», «в», «г», «е», «ж» «з», «и», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктов 1, 3, 5, 8, 9, 11, 16, 17, 22, 26 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК, в том числе: 1 подпись по коду нарушения 3; 23 подписи по коду нарушения 5; 7 подписей по коду нарушения 10; 8 подписей по коду нарушения 13; 5 подписей по коду нарушения 14; 10 подписей по коду нарушения 17; 4 подписи по коду нарушения 23; 5 подписей по коду нарушения 31; 5 подписей по коду нарушения 32; 53 подписи по коду нарушения 40. Количество достоверных подписей составило 722 (том 2 л.д. 200).
В соответствии с положениями частей 5 – 9 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК если кандидатом представлены подписные листы, соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях избирательные комиссии используют ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. Проверке подлежит 100 процентов от установленного в частях 1 и 1(1) статьи 28 настоящего Закона края необходимого для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов количества подписей избирателей. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей, извещаются при приеме документов, необходимых для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, в порядке, установленном Избирательной комиссией края. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в окружную избирательную комиссию. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Порядок проверки подписных листов также регламентирован Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 года № 9/75-8 (далее - Методические рекомендации).
В приложении № 2 к Методическим рекомендациям содержится перечень кодов нарушений и их содержание: код нарушения 3 - подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов; код нарушения 5 – сведения об избирателе не соответствуют действительности; код нарушения 10 - не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи; код нарушения 13 - дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно; код нарушения 14 - неоговоренные избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, исправления в сведениях об избирателе; код нарушения 17 - Фамилия, имя, отчество избирателя указаны избирателем несобственноручно; код нарушения 23 - недостоверна подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; код нарушения 31 - неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей; код нарушения 32 - неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей; код нарушения 40 - Форма подписного листа не соответствует требованиям Федерального закона.
Из содержания ведомостей по проверке подписных листов следует, что по коду нарушения 3 «подпись избирателя собрана вне периода сбора подписей» признана одна подпись избирателя (папка 1 лист 68 подпись 4), которая датирована 28.06.2023 года.
Согласно подпункту «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 1 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, признаются недействительными.
Административный ответчик полагает, что избирателем проставлена дата 28.05.2023 года, в связи с чем, признал спорную подпись собранной до начала периода сбора подписей, который начинался с 28 июня 2023 года.
Однако, вопреки позиции территориальной комиссии, в папке 1 на листе 68 подпись 4 дата однозначно читается как 28.06.2023, вследствие чего у территориальной комиссии не имелось оснований для признания данной подписи недействительной по коду нарушения 3.
По коду нарушения 5 «сведения об избирателе не соответствуют действительности» признаны недействительными 23 подписи избирателей (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи и существо нарушения): 1-11-3 - неверно указана фамилия, 1-21-2 - неверно указана фамилия, 1-55-3 - неверно указано отчество, 1-57-2 - неверно указано имя, 2-3-3 - неверно указано отчество, 2-4-5 - неверно указан адрес, 2-5-2 - неверно указано отчество, 2-8-4 - неверно указана фамилия, 2-21-4 - неверно указано отчество, 2-38-1 - неверно указано отчество, 2-39-2 - неверно указано отчество, 2-40-4 - неверно указана фамилия, 2-45-1 - неверно указаны имя и отчество, 2-50-3 - неверно указана фамилия, 3-1-1 - неверно указан адрес, 3-2-5 - неверно указан адрес, 3-5-3 - неверно указан адрес, 3-16-1 - неверно указано отчество, 3-17-5 - неверно указано имя, 3-39-2 - неверно указано отчество, 3-64-1 - неверно указано отчество, 4-14-5 - неверно указаны фамилия и отчество, 4-16-4 - неверно указано отчество).
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, части 6 статьи 28 Закона края № 753-ЗЗК избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Согласно подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от № 67-ФЗ, пункту 3 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Основанием для признания указанных выше 23 подписей избирателей недействительными послужили поступившие из Отделения полиции по Кыринскому району МО МВД России «Акшинский» УМВД России по Забайкальскому краю результаты проверки, датированные 13 июля 2023 года, которыми подтверждаются имевшие место несоответствия в указании паспортных данных избирателей, за исключением одной записи в папке 3 строка 1 запись 1, где указанный кандидатом Б.А.В. адрес: <адрес>, соответствует данным проверки (том 2 л.д. 202-204).
Поскольку административным ответчиком не представлено в суд относимых и допустимых доказательств, послуживших основанием для признания подписи избирателя Б.А.В. недействительной, данная подпись подлежит признанию судом действительной.
Остальные 22 указанные выше подписи избирателей правомерно признаны административным ответчиком недействительными по коду нарушения 5.
Доводы административного истца об особенностях почерка избирателей, неверном прочтении установочных сведений об избирателях членами территориальной комиссии, подлежат отклонению, поскольку спорные данные относятся к сведениям об избирателе и должны отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя. Обязанность по надлежащему оформлению подписных листов возлагается на кандидата, собирающего подписи избирателей в свою поддержку, при этом действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные в подписных листах сведения о фамилии, имени, отчестве и адресе места жительства избирателей. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов.
По коду нарушения 10 «не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи» признаны недействительными 7 подписей избирателей (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи и вид записи): 1-31-3 - «20.23», 1-40-5 - «20.23», 1-41-4 - «23», 1-68-5 - «2029», 2-6-1 - «20.23», 2-6-4 - «20.23», 2-8-4 - «20.23».
В силу подпункта «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 5 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Исследуемые записи даты (год) внесения избирателем своей подписи препятствует однозначному их восприятию, что в силу прямого указания закона является основанием для признания подписей недействительными, в связи с чем, правомерно признаны территориальной комиссией недействительными по коду нарушения 10.
По коду нарушения 13 «дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно», 8 подписей избирателей признаны недействительными (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи): 1-44-4, 2-8-5, 3-33-1, 3-33-3, 3-53-1, 3-64-1, 3-68-2, 4-26-4.
Согласно подпункту «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 8 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, признаются недействительными.
По коду нарушения 17 «фамилия, имя, отчество указаны избирателем несобственноручно», 10 подписей избирателей признаны недействительными (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи): 1-16-2, 1-16-5, 1-64-1, 2-27-1, 2-27-5, 2-47-4, 3-4-4, 3-15-5, 3-32-3.
Согласно подпункту «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 26 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК подписи избирателей, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, признаются недействительными.
По коду нарушения 23 «недостоверна подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей» 4 подписи избирателей признаны недействительными (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи): 2-12-1, 2-12-2, 2-12-3, 2-12-4.
Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 11 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, недостоверна, признаются недействительными.
Указанные подписи избирателей по кодам нарушений 13, 17, 23 были признаны территориальной комиссией недействительными на основании Заключения по проверке подписных листов эксперта-почерковеда от 14 июля 2023 года, согласно которому:
подпись З.С.В., осуществляющей сбор подписей избирателей, в папке № 2, на листе № 12 - не соответствует подписи З.С.В., имеющейся в нотариально заверенном списке;
рукописные цифровые записи в графе «Дата внесения подписи» в папке № 3 на листе № 68 в строке № 2 и в папке № 4 на листе № 26 в строке № 4- выполнены одним лицом;
рукописные цифровые записи в графе «Дата внесения подписи» в папке № 1 на листе № 44 в строке № 4 и в папке № 2 на листе № 8 в строке № 5- выполнены одним лицом;
рукописные цифровые записи в графе «Дата внесения подписи» в папке № 3 на листе № 53 в строке № 1 и в папке № 3 на листе № 61 в строке № 4- выполнены одним лицом;
рукописные цифровые записи обозначения года «2023» в графе «Дата внесения подписи» в папке № 3 на листе № 33 в строке № 1 и в строке № 3- выполнены одним лицом;
рукописные записи, имеющиеся в графе «Фамилия, имя, отчество» в папке № 1 на листе № 16 в строке № 5, в папке № 1 на листе № 16 в строке № 2, в папке № 1 на листе № 64 в строке № 1, в папке № 2 на листе № 27 в строке № 1, в папке № 2 на листе № 47 в строке № 4, в папке № 3 на листе № 4 в строке № 4, в папке № 3 на листе № 32 в строке № 3- выполнены одним лицом;
в папке № 2 на листе № 27 в строке № 5 рукописные записи, имеющиеся в графе «Фамилия, имя, отчество» и подпись, имеющаяся в графе «Подпись» - выполнены разными лицами;
в папке № 3 на листе № 11 в строке № 1 рукописные записи, имеющиеся в графе «Фамилия, имя, отчество» и подпись, имеющаяся в графе «Подпись» - выполнены разными лицами;
в папке № 3 на листе № 15 в строке № 5 рукописные записи, имеющиеся в графе «Фамилия, имя, отчество» и подпись, имеющаяся в графе «Подпись» - выполнены разными лицами.
Указание в исследуемом заключении даты составления 14 июля 2022 года, с учетом информации специалиста-почерковеда Пьянниковой Н.В. (том 3 л.д. 25), свидетельствует о допущенной технической описке в дате, которая не ставит под сомнение правильность выводов эксперта.
Исследованными в судебном заседании протоколами заседания рабочей группы по проверке сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного собрания Забайкальского края по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинский от 11 июля 2023 года № 8, от 12 июля 2023 года № 9, пояснениями эксперта Пьянниковой Н.В. подтверждается, что эксперт-почерковед осуществляла проверку подписных листов в помещении территориальной комиссии, из помещения территориальной комиссии подписные листы не выносились. В ходе проверки подписных листов присутствовал Зубков Н.Н., уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата Борискин И.А.
Допрошенная в судебном заседании эксперт Пьянникова Н.В. подробно изложила аргументацию своих выводов и подтвердила их правильность, в связи с чем, оснований ставить под сомнение правильность Заключения по проверке подписных листов от 14 июля 2023 года у суда не имеется.
Вместе с тем, при оценке заключения эксперта-почерковеда территориальной комиссией не учтены положения пункта 3.2.3.10 Методических рекомендаций, согласно которым в случаях, когда экспертом-почерковедом в проверяемой папке (нескольких папках) выявляются фамилии, имена, отчества избирателей, даты внесения подписей избирателей, выполненные одним лицом (так называемые цепочки), недействительными признаются все подписи избирателей с фамилиями, именами, отчествами, датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Поскольку в заключении по проверке подписных листов от 14 июля 2023 года усматривается наличие 5 «цепочек» (пункты 2-6 заключения), подлежат признанию достоверными 5 подписей избирателей.
По коду нарушения 14 «неоговоренные избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей, исправления в сведениях об избирателе» признаны недействительными 5 подписей избирателей (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи и существо нарушения): 1-4-1 - неоговоренное исправление в фамилии, 1-36-2 - неоговоренное исправление в отчестве, 2-68-5 - неоговоренное исправление в отчестве, 3-17-3 - неоговоренное исправление в отчестве, 4-15-4 - неоговоренное исправление в фамилии.
Согласно подпункту «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 9 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, признаются недействительными.
Поскольку рабочей группой были выявлены очевидные неоговоренные исправления в сведениях об избирателях указанные выше 5 подписей правомерно признаны недействительными по коду нарушения 14.
По коду нарушения 31 «неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей» признаны недействительными 6 подписей избирателей (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи): 2-19-3, 2-20-4, 2-20-5, 2-21-1, 2-22-3, 2-22-4.
Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 16 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные указанным лицом, признаются недействительными.
Из содержания подписных листов 19, 20, 21 в папке 2 следует, что изначально в исследуемые подписные листы были внесены сведения: «П.С.С., 1987 г.р.». После чего имели место очевидные неоговоренные исправления, а именно дописаны цифры «11.04» над цифрами «1987».
Поскольку членами рабочей группы были выявлены очевидные неоговоренные исправления, указанные выше 6 подписей избирателей правомерно признаны недействительными по коду нарушения 31.
По коду нарушения 32 «неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей» признаны недействительными 5 подписей избирателей (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи): 1-8-1, 1-8-2, 1-8-3, 1-8-4, 1-8-5.
Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 17 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК все подписи избирателей в подписном листе, если в дате внесения подписи лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, признаются недействительными.
Поскольку в папке 1 в подписном листе 8 членами рабочей группы были выявлены очевидные неоговоренные исправления в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, все 5 подписей избирателей на указанном листе правомерно признаны административным ответчиком недействительными по коду нарушения 32.
По коду нарушения 40 «форма подписного листа не соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ» признаны недействительными 53 подписи избирателей (далее по порядку указание соответственно номера папки, номера листа, номера подписи): 1-14-1, 1-14-3, 1-67-1, 1-67-3, 1-67-4, 1-70-4, 2-13-2, 2-13-3, 2-13-4, 2-29-2, 2-29-4, 2-39-1, 2-39-4, 2-44-2, 2-44-3, 2-52-1, 2-52-2, 2-52-3, 2-52-4, 2-59-1, 2-66-1, 2-66-2, 2-66-3, 2-66-4, 3-11-2, 3-11-3, 3-35-2, 3-35-3, 3-35-4, 3-40-2, 3-40-3, 3-40-4, 3-41-2, 3-44-2, 3-44-4, 3-44-5, 3-50-2, 3-50-4, 3-52-1, 3-52-2, 3-52-5, 3-54-1, 3-54-3, 3-54-4, 3-60-4, 3-64-3, 4-11-1, 4-11-2, 4-11-3, 4-18-1, 4-18-4, 4-19-1, 4-19-2.
Основанием для признания указанных подписей недействительными послужило наличие в подписных листах незаполненных строк.
Так, в папке 1: на листе 14 не заполнено 2 строки, на листе 67 не заполнена 1 строка; в папке 2: на листе 13 не заполнена 1 строка, на листе 29 не заполнена 1 строка, на листе 44 не заполнено 2 строки, на листе 52 не заполнена 1 строка, на листе 66 не заполнена 1 строка; в папке 3 на листе 11 не заполнено 2 стоки, на листе 35 не заполнена 1 строка, на листе 40 не заполнена 1 строка, на листе 41 не заполнено 3 строки, на листе 44 не заполнена 1 строка, на листе 50 не заполнена 1 строка, на листе 52 не заполнено 2 стоки, на листе 54 не заполнено 2 строки, на листе 60 не заполнена 1 строка, на листе 64 не заполнена 1 строка; в папке 4: на листе 11 не заполнено 2 строки, на листе 18 не заполнена 1 строка, на листе 19 не заполнено 3 строки.
Согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 22 части 13 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением № 5 к Федеральному закона № 67-ФЗ, признаются недействительными.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены пунктами 5 - 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, приложением N 5 к нему.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что подписные листы изготавливаются для заполнения только с одной стороны листа и должны содержать пять строк для проставления подписей избирателей, участников референдума. Например, указание сведений о кандидате на двух отдельных листах свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа. Несоблюдение требований закона к количеству строк в подписном листе для проставления подписей избирателей нарушает принцип равенства кандидатов и влечет признание подписей в таком подписном листе недействительными (пункт 8 статьи 37, подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Следовательно, необходимость указания в представленных кандидатом подписных листах сведений о пяти избирателях и проставление пяти подписей избирателей (за исключением случаев, когда количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, меньше, чем предусмотрено в подписном листе) является прямым требованием федерального закона, выполнение которого не может зависеть от усмотрения кандидата.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение соблюдения принципа равенства кандидатов, требующего, чтобы регистрация всех кандидатов осуществлялась на одних и тех же условиях.
Иной подход дает кандидату необоснованное преимущество в реализации права быть избранным перед другими кандидатами, заполнившими подписной лист на предусмотренное в нем количество избирателей, поскольку в случае выявления нарушений, при наличии которых недействительными признаются все пять подписей избирателей в подписном листе, против нескольких у иного лица, не заполнившего все строки в подписном листе.
При таких обстоятельствах указанные 53 подписи избирателей правомерно признаны административным ответчиком недействительными по коду нарушения 40.
Поскольку количества подписей избирателей, представленных кандидатом Борискин И.А. и признанных достоверными территориальной комиссией - 722, даже с учетом признанных судом достоверными 7 подписей в рамках рассмотрения настоящего административного дела, недостаточно для его регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертного созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому (необходимо 767 подписей), суд признает обоснованным отказ в регистрации кандидата Борискин И.А. в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 30 Закона Забайкальского края от 6 декабря 2012 года № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края».
Вопреки соответствующему доводу административного истца, оспариваемое постановление территориальной комиссии содержит основания, по которым были признаны недостоверными и (или) недействительными подписи избирателей, итоговый протокол проверки подписей избирателей, был приложен к указанному постановлению, заверенные копии ведомостей проверки подписных листов (с указанием оснований (причин) признания подписей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, вручены стороне кандидата Борискин И.А.
При этом действующее избирательное законодательство не содержит требований, обязывающих в решении избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата указывать какие конкретно подписи избирателей признаны недостоверными и (или) недействительными, поскольку, согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 16 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК, итоговый протокол проверки подписных листов прилагается к указанному решению.
Не влечет отмену оспариваемого постановления территориальной комиссии и довод административного истца о том, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва, освобожден от сбора подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, в силу следующего.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 статьи 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ, на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 и 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на указанных выборах в случае, если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном из них.
Согласно Списка политических партий, на которые распространяется действие пунктов 4, 5 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и выдвижение которыми (их региональными отделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 5 июня 2023 года № 199/1135-3, Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае не включено указанный список политических партий.
Законом Забайкальского края от 3 февраля 2023 года № 2147-ЗЗК «О преобразовании всех поселений, входящих в состав муниципального района «Ононский район» Забайкальского края, в Ононский муниципальный округ Забайкальского края» (далее – Закона края № 2147-ЗЗК), был создан Ононский муниципальный округ Забайкальского края, в связи с чем, с 3 февраля 2023 года в Забайкальском крае перестало существовать муниципальное образование «Муниципальный район «Ононский район».
Поскольку в настоящее время на территории Забайкальского края не существует муниципального образования «Муниципальный район «Ононский район», результаты последних выборов депутатов Совета указанного муниципального образования, состоявшихся 19 сентября 2021 года, где список кандидатов, выдвинутый избирательным отделением «Местное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Ононском районе Забайкальского края» был допущен к распределению депутатских мандатов в представительном органе несуществующего в настоящее время муниципальном образовании, не может служить основанием для применения положений подпункта «а» пункта 5 статьи 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ и освобождения кандидата Борискин И.А. от сбора подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.
Кроме того, 28 мая 2023 года состоялись выборы депутатов Совета первого созыва Ононского муниципального округа, которые проводились на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по двухмандатным избирательным округам, списки кандидатов (выдвигаемые избирательными объединениями по общемуниципальному избирательному округу при проведении выборов в представительный орган по смешанной избирательной системе) на указанных выборах не выдвигались. Избирательным отделением «Местное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Ононском районе Забайкальского края» список кандидатов по общемуниципальному избирательному округу на указанных выборах не мог быть выдвинут и, соответственно, не мог быть допущен к распределению депутатских мандатов в Совете первого созыва Ононского муниципального округа.
Следовательно, суд не усматривает правовых оснований для освобождения кандидата Борискин И.А. от предоставления в территориальную комиссию подписных листов с необходимым количеством достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку своего выдвижения.
При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания незаконным и отмене постановления Кыринской районной территориальной избирательной комиссии от 18 июля 2023 года № 150 «Об отказе Борискин И.А. , выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае», в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому», в связи с чем заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Борискин И.А. о признании незаконным и отмене постановления Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 Акшинского от 18 июля 2023 года № 150 «Об отказе Борискин И.А. , выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае», в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому», возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинскому», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья М.Н. Бурак
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2023 года.