ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-176/2023 от 29.11.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-176/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 29 ноября 2023 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Выдриной О.И.,

с участием прокурора Спировой К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО10 о признании недействующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 года № 520 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области»,

установил:

28.12.2015 постановлением Правительства Ленинградской области № 520 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов (далее – Порядок, Постановление № 520).

В п.2.1 Порядка указано, что расчет арендной платы за использование земельного участка осуществляется по формуле:

А = Б x S x Кри x Кз x Кио x Ку x Кр,

где:

А - расчетная сумма арендной платы за использование земельного участка, руб. в год;

Б - базовая ставка арендной платы, руб./кв. м, определяется в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку;

S - площадь земельного участка, кв. м;

Кри - коэффициент разрешенного использования земельного участка, устанавливается правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом;

Кз - коэффициент территориального зонирования, устанавливаемый в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления городских поселений и городского округа на основании генерального плана и правил землепользования и застройки. В случае если решение уполномоченного органа местного самоуправления отсутствует, принимается равным 1;

Кио - коэффициент наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей, устанавливаемый решением уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) в диапазоне от 1 до 2,323. В случае если решение уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) отсутствует, принимается равным 1;

Ку - коэффициент учета водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, определяемый согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Применяется только для площадей обременений в виде водоохранной зоны и(или) прибрежной защитной полосы (по данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости или иного документа, подтверждающего наличие обременений);

Кр - коэффициент развития, устанавливаемый в диапазоне от 0,1 до 1 решением уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) для отдельных видов разрешенного использования земельных участков. Коэффициент носит инвестиционный характер и должен соответствовать политике муниципального района (городского округа) в части поддержки развития отдельных отраслей экономики. В случае если решение уполномоченного органа местного самоуправления отсутствует, принимается равным 1.

Размер базовой ставки указан в приложении 1 к Порядку.

Оспариваемый нормативный правовой акт 29.12.2015 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, а 30.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

ФИО11 (далее также ФИО19) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановление № 520 в той мере, в которой в его тексте отсутствует дифференцированный подход к определению арендной платы за земельные участки коммерческими и некоммерческими организациями, а также отсутствуют корректирующие коэффициенты для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на арендуемых участках, указав, что ФИО18 является арендатором земельного участка с кадастровым номером , размер арендной платы за который рассчитан арендодателем в соответствии с Порядком. Постановление № 520 не отвечает принципам экономической обоснованности и учета поддержки социально-значимых видов деятельности, установленным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 528. Порядок не содержит разграничения арендаторов на коммерческие и некоммерческие организации и не учитывает осуществление арендатором благотворительной деятельности на арендуемых участках. При определении размера арендной платы необходимо применять корректирующие коэффициенты, исходя из специального субъекта-арендатора и цели использования земельного участка, так как доходность земельного участка и объекта недвижимости отсутствует ввиду благотворительного характера осуществляемой деятельности. Указав в Порядке, что право на размер арендной платы в размере земельного налога имеют только лица, указанные в п.5 ст.39.7 Земельного кодекса РФ, административный ответчик необоснованно сузил круг лиц, имеющих такое право по сравнению с федеральным законодательством.

В отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Верховным Судом РФ по делу № 33-ПГ16-32 проверена и подтверждена законность Порядка в части соблюдения принципа экономической обоснованности. Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности реализован в Порядке путем использования в формуле коэффициента разрешенного использования земельного участка, размер которого устанавливается правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом. Приказом Леноблкомимущества от 11.01.2016 № 2 предусмотрены пониженные коэффициенты, в том числе, для земельных участков с видом разрешенного использования для размещения спортивных клубов, а также, для строительства объектов, предназначенных для осуществления основной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Доводы административного истца об отсутствии в Порядке дифференцированного подхода к определению арендной платы за земельные участки коммерческими и некоммерческими организациями, организациями, осуществляющими благотворительную деятельность, сводятся к необходимости изменения правового регулирования в сфере установления арендной платы. При применении постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 528 необходимо учитывать, что п.5 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ определен закрытый перечень субъектов, имеющих право на уплату арендной платы в размере, не превышающем земельного налога, и постановлением Правительства РФ указанный перечень не может быть расширен. Приказ Минэкономразвития от 29.12.2017 № 710 не является обязательным для применения, носит рекомендательный характер. Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности урегулирован в п.2.5 Отчета от 10.12.2014 № 10.14-03/1, содержащего методику определения размера арендной платы.

В отзыве заинтересованного лица администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области указано, что согласно п.1.4 Порядка базовые ставки арендной платы, коэффициенты и их значения установлены в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков. Таким образом, обжалуемое постановление разработано с учетом принципа экономической обоснованности. Исходя из данного принципа, при установлении базовых ставок необходимо обеспечивать эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. В удовлетворение заявленных требований административному истцу следует отказать.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО20 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указала, что нормативные правовые акты Санкт-Петербурга содержат положения, учитывающие принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.

Представитель административного ответчика ФИО21 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно указала, что неправильное применение арендодателем нормативных правовых актов, определяющих порядок расчета арендной платы за земельный участок, не может свидетельствовать о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права административного истца.

Представитель заинтересованного лица ФИО22 в судебном заседании сообщила, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области Спировой К.Н., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что между администрацией МО «Муринское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области и ФИО12 заключен срочный договор аренды от 11.07.2018, согласно которому административный истец принимает во временное владение и пользование за плату земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства здания конно-спортивного центра.

17.07.2023 № 4164/01-12 администрация МО «Муринское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области направила административному истцу пояснения по расчету арендной платы на основании Порядка, а также указала, что в период с 2020 по 2022 гг. административным истцом не вносилась арендная плата за земельный участок.

Сведения об ФИО13 внесены в государственный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций Ленинградской области – получателей государственной поддержки в Ленинградской области.

Следовательно, ФИО14 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются её права, свободы и законные интересы.

Решением Ленинградского областного суда от 12.09.2016 по административному делу № 3а-67/2016 установлено, что Постановление № 520 принято в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.

В рамках настоящего административного дела указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В подп.7 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (ст.65 ЗК РФ).

Согласно п.1 ст.39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582) утверждены семь основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением № 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу п.1 ст.39.7 ЗК РФ Постановление № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Согласно Постановлению № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом принципа экономической обоснованности (далее – Принцип № 1), в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Административный истец усматривает несоответствие оспариваемого Порядка Принципу №1 в том, что приведенная в Порядке формула расчета арендной платы не учитывает организационно-правовую форму арендатора, а именно, не определяет размер арендной платы в зависимости от того, предоставлен земельный участок в аренду коммерческой или некоммерческой организации.

Наряду с принципом экономической обоснованности, Постановление № 582 содержит и такой принцип определения арендной платы как принцип запрета необоснованных предпочтений (Принцип № 6), в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Как указано в п.26 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 № 710 (далее – Методические рекомендации), в целях применения Принципа № 6, положениями порядка определения размера арендной платы рекомендуется исключить возможность создания дискриминационных условий в отношении арендаторов земельных участков (в том числе в зависимости от организационно-правовой формы арендаторов) при определении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые по одним и тем же основаниям, принадлежащие одному публично-правовому образованию, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности.

Как указано, в «ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм», утвержденном приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст, под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Следовательно, ни нормы Земельного кодекса РФ, ни положения Постановления № 520, в том числе Принцип № 1, не предусматривают дифференцированного определения размера арендной платы в зависимости от того, является арендатор коммерческой, либо некоммерческой организацией.

В связи с этим доводы административного истца о несоответствии оспариваемого Порядка Принципу № 1 судом отклоняются.

Согласно Постановлению № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (далее – Принцип № 5).

Исходя из положений пп. 24-27 Методических рекомендаций в целях применения Принципа № 5, рекомендуется исходить из возможности отнесения видов деятельности к социально значимым в случае, если осуществляемая деятельность, например: направлена на реализацию социально значимой функции; относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы; имеет в соответствии с государственными программами соответствующую поддержку. При реализации данного принципа рекомендуется также исходить из целей, обусловленных приоритетами социально-экономического развития субъекта РФ или муниципального образования. При определении размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, осуществляющим социально значимую деятельность, размер арендной платы устанавливается в пределах размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков.

Судом установлено, что 06.08.2014 Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом был заключен с ООО «Центр менеджмента оценки и консалтинга» государственный контракт на выполнение работ по разработке методики определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Ленинградской области, а также земельными участками, расположенными на территории Ленинградской области, государственная собственность на которые не разграничена.

В п.5.3.2. Технического задания к государственному контракту указано, что необходимо определить экономически обоснованные значения факторов, влияющих на величину арендной платы за пользование земельными участками, в том числе, фактор, учитывающий социально-значимые виды деятельности арендатора. Проанализировать категории арендаторов, которым предполагается применить указанный фактор. Наименование категории должно соответствовать видам деятельности, установленным ОКВЭД.

В разделе 6.9 Отчета указано, что согласно Техническому заданию, в методику расчета арендной платы должен быть включен фактор, учитывающий социально значимые виды деятельности арендатора. Для социально значимых видов деятельности устанавливаются ставки арендной платы с понижающим коэффициентом 0,1(расчет коэффициента представлен в разделе 6.6. Отчета).

В разделе 7 Отчета приведена Методика определения арендной платы, в п.2.7 которой указано, что размер арендной платы за земельный участок, предоставленный в аренду организации, входящей в реестр Ленинградской области социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей государственной поддержки, не может превышать размер земельного налога за этот участок.

В разделе 9 Отчета «Оценка социально-экономических последствий определения размера арендной платы в соответствии с разработанной Методикой…» указано, что во исполнение принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и категорий арендаторов – физических лиц предусмотрены понижающие ставку арендной платы коэффициенты.

В приложении 3 к Отчету приведены социально-значимые виды деятельности арендаторов (наименование в соответствии с ОКВЭД).

Следовательно, разработанная в соответствии с государственным контрактом методика определения размера арендной платы учитывала социально значимые виды деятельности арендатора и предусматривала установление арендной платы в размере, не превышающем земельного налога, для лиц, осуществляющих социально значимую деятельность.

Постановлением № 520 порядок определения размера арендной платы утвержден в соответствии с методикой, приведенной в Отчете, за исключением ряда положений методики, в том числе, за исключением положений методики касающихся необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.

Доводы административного ответчика о наличии противоречий между положениями Принципа № 5 и п.5 ст.39.7 Земельного кодекса РФ судом отклоняются, поскольку п.5 ст.39.7 Земельного кодекса РФ не содержит положений, запрещающих определение арендной платы в размере не выше земельного налога для иных арендаторов, не указанных в п.5 ст.39.7 Земельного кодекса РФ.

Вопреки доводам административного ответчика, принятие Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом приказа от 11.01.2016 № 2 «Об установлении коэффициента разрешенного использования земельного участка», не свидетельствует о соблюдение Принципа № 5, поскольку указанный приказ не содержит положений, предусматривающих установление размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, в целях поддержки социально значимых видов деятельности.

Кроме того, суд учитывает, что оспариваемый Порядок противоречит ст.5 областного закона Ленинградской области от 29.06.2012 № 52-оз «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ленинградской области» предусматривающей такую форму государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, как установление социально ориентированным некоммерческим организациям особенностей определения размера арендной платы за пользование государственным имуществом Ленинградской области, а также внесение этой платы.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый Порядок не соответствует Принципу № 5, то административное исковое заявление ФИО15 подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Постановления № 357 в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

Частью 4 статьи 216 КАС РФ определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства и учитывая, что отсутствие в оспариваемом Порядке положений о необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, осуществляющих социально значимые виды деятельности на арендованных земельных участках, суд полагает необходимым возложить на Правительство Ленинградской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий Постановление № 520 в признанной судом недействующей части.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО16 удовлетворить частично.

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 года № 520 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» в той мере, в которой в Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, не учитывается необходимость поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.

Возложить на Правительство Ленинградской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 года № 520 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО17 о признании недействующим постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 года № 520 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» в той мере, в которой в его тексте отсутствует дифференцированный подход к определению арендной платы за земельные участки коммерческими и некоммерческими организациями отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2023 года.