ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1776/2021 от 20.01.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-80/2022

УИД 32OS0000-01-2021-000996-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2022 года г. Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.

при секретаре Мирошниковой Д.С.

с участием

прокурора Сайфутдиновой А.Т.,

представителя административного истца акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» Боровика А.Н., представителей административного ответчика управления государственного регулирования тарифов Брянской области Батрака В.Ф., Саликовой С.А., представителя заинтересованного лица филиала публичного акционерного общества «Россети Центр» - «Брянскэнерго» Треуховой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» об оспаривании отдельных положений приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 39/2-э от 26 декабря 2019 года «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Брянской области на 2020-2024 г.г.»,

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 26 декабря 2019 года № 39/2-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Брянской области на 2020-2024 года»» (далее – Приказ, Приказ № 39/2-э), опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2019 года, установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетом между сетевыми организациями Брянской области на 2020-2024 г.г. с календарной разбивкой; необходимая валовая выручка (далее - НВВ) по сетевым организациям на долгосрочный период регулирования 2020-2024 г.г. (без учета потерь); долгосрочные параметры регулирования деятельности сетевых организаций на период 2020-2024 г.г.

Пунктом 7 приложения № 1 Приказа № 39/2-э установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетом между филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» и акционерным обществом «Оборонэнерго» на 2020 год, а именно: двухставочный тариф на I полугодие (ставка на содержание электрических сетей в размере <данные изъяты>./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере <данные изъяты>./МВт.ч.), одноставочный тариф в размере <данные изъяты>кВт.ч., а также двухставочный тариф на II полугодие (ставка на содержание электрических сетей в размере <данные изъяты>./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере <данные изъяты>./МВт.ч.), одноставочный тариф в размере <данные изъяты>./кВт.ч.

Пунктом 7 приложения 7 Приказа № 39/2-э для акционерного общества «Оборонэнерго» как сетевой организации, в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, установлены долгосрочные параметры регулирования, а именно:

- на 2020 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере <данные изъяты> индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 6%, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов в размере 75%, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в размере 10,34%, показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии по точку поставки в размере 1,64453 час., показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки в размере 0,43783 шт., показатель уровня качества оказываемых услуг в размере 1,00000;

- на 2021 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере <данные изъяты> индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 6%, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов в размере 75%, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в размере 10,34%, показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии по точку поставки в размере 1,61987 час., показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки в размере 0,43127 шт., показатель уровня качества оказываемых услуг в размере 1,00000;

- на 2022 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере <данные изъяты> индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 6%, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов в размере 75%, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в размере 10,34%, показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии по точку поставки в размере 1,59557 час., показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки в размере 0,42480 шт., показатель уровня качества оказываемых услуг в размере 1,00000;

- на 2023 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере <данные изъяты> индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 6%, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов в размере 75%, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в размере 10,34%, показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии по точку поставки в размере 1,57163 час., показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки в размере 0,41842 шт., показатель уровня качества оказываемых услуг в размере 1,00000;

- на 2024 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере <данные изъяты> индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 6%, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов в размере 75%, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в размере 10,34%, показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии по точку поставки в размере 1,54806 час., показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки в размере 0,41215 шт., показатель уровня качества оказываемых услуг в размере 1,00000.

Акционерное общество «Оборонэнерго» филиала «Волго-Вятский» (далее - АО «Оборонэнерго»), осуществляющее регулируемые виды деятельности, обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия в течение всего периода действия пункт 7 приложения № 1 Приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 26 декабря 2019 года № 39/2-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Брянской области на 2020-2024 г.г.»; пункт 7 приложения 7 Приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 26 декабря 2019 года № 39/2-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Брянской области на 2020-2024 г.г.» о долгосрочных параметрах регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций; обязать управление государственного регулирования тарифов Брянской области в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу, устранить нарушения законодательства путем принятия заменяющего акта; взыскать с управление государственного регулирования тарифов Брянской области расходы по оплате государственной пошлины.

По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт в части установления НВВ, индивидуальных тарифов для административного истца для взаиморасчетов с сетевыми организациями на территории Брянской области не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 1 статьи 6, пунктам 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 6, 7, 15 - 19, 24 - 29, 31 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, требованиям приказа ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки», требованиям приказа ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2 «Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Брянской области. Размер НВВ, индивидуальные тарифы рассчитаны с нарушением установленных правовыми актами принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики. Оспариваемым приказом административный ответчик исключил из необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» на 2020 год экономически обоснованные расходы Общества в общей сумме <данные изъяты>. по следующим статьям расходов: по оплате труда, отчислениям на социальные нужды, прибыли на социальное развитие, по ремонту на объекты ЭСХ, на материалы, на обучение, на транспортные услуги, на сертификацию электроэнергии, на формирование охранных зон и границ земельных участков, по аренде нежилых помещений. Расчет базового уровня операционных расходов и индекса эффективности операционных расходов произведен с нарушением установленного метода. Вследствие допущенных нарушений Управление установило экономически необоснованный объем финансовых средств (НВВ), необходимых Обществу для осуществления регулируемой деятельности в течение 2020 года на территории Брянской области, и тем самым не обеспечило экономическую обоснованность затрат в установленном тарифе на 2020 год, чем значительно ухудшило условия коммерческой деятельности Общества, способные привести к получению убытка по итогам расчетного периода.

Определениями суда от 17 сентября 2021 года и от 15 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных привлечены филиал публичного акционерного общества «Россети Центр» - «Брянскэнерго», Федеральная антимонопольная служба России.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Оборонэнерго» Боровик А.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители административного ответчика управления государственного регулирования тарифов Брянской области Батрак В.Ф., Саликова С.А. просили заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что Приказ от 26 декабря 2019 года № 39/2-э принят в рамках компетенции с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры. Указали, что исходя из системного толкования пунктов 2, 17, 19, 63 Основ ценообразования и пункта 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы. В силу пункта 17 Правил государственного регулирования обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. Поскольку регулируемая организация не предоставила надлежащим образом обоснованные материалы, орган регулирования утвердил НВВ в меньшем размере от заявленного Обществом в своем предложении. Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии был произведен с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э. Расчет индекса эффективности операционных расходов и величины базового уровня операционных расходов также произведен с учетом утвержденной методологии.

Представитель заинтересованного лица филиала публичного акционерного общества «Россети Центр» - «Брянскэнерго» Треухова Н.И. в судебном заседании полагала, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку АО «Оборонэнерго» не подтвердило экономическую обоснованность заявленных затрат.

Представитель Федеральной антимонопольной службы России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство с просьбой рассмотрения дело в его отсутствие.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых общество оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям, в том числе на территории Брянской области.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Основами ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Основы ценообразования, Правила государственного регулирования); Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 6 августа 2004 года № 20-э/2; Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метола долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными ФСТ от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э, Методические указания).

Согласно пункту 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) (пункт 4 статьи 23.1 указанного Федерального закона).

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) (пункт 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике).

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 63 Основ ценообразования).

В силу положений пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 55).

Уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением об управлении государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 года № 45, является управление государственного регулирования тарифов Брянской области (пункт 3.1 Положения).

Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами (пункт 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике).

Регулирующий орган в течение 14 рабочих дней с даты регистрации проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу пункт 20 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике).

В силу пункта 22 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не позднее чем до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования.

Согласно пунктам 25, 26 Правил государственного регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

Заседание коллегиального органа регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов коллегиального органа.

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой (пункт 27 Правил государственного регулирования).

Как следует из материалов дела, 29 апреля 2019 года в УГРТ Брянской области поступили материалы АО «Оборонэнерго» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой АО «Оборонэнерго» потребителям Брянской области на 2020-2024 г.г.

30 апреля 2019 года Управление уведомило АО «Оборонэнерго» об открытии тарифного дела № 85тд.

По результатам рассмотрения представленных материалов УГРТ Брянской области подготовлено экспертное заключение экономической обоснованности индивидуальных тарифов для расчетов за услуги по передаче электрической энергии между филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» и АО «Оборонэнерго» на 2020-2024 г.г.

26 декабря 2020 года состоялось заседание Правления по вопросу утверждения долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Брянской области на 2020-2024 г.г., по итогам которого принят Приказ от 26 декабря 2019 года № 39/2-э.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, оспариваемый Приказ от 26 декабря 2019 года № 39/2-э издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка опубликования.

Проверяя Приказ на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

В соответствии пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методологическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе с учетом базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующим органом и индекса эффективности подконтрольных расходов определенного регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой

Подпунктом 3 пункта 7 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, величина неподконтрольных расходов.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 8 Методических указаний).

Под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного период регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Пунктами 18, 19 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на топливо; расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442; расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и страховые взносы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.

Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов: капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; другие расходы из прибыли после уплаты налогов; взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования цен организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования.

В силу подпункта 8 пункта 17 Правил государственного регулирования к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагается в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих. регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности.

В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Из приведенных положений Основ ценообразования следует, что орган тарифного регулирования определяет экономическую обоснованность тех или иных затрат на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и (или) иных материалов, а при непредставлении таких документов орган тарифного регулирования, не имея возможности проверить экономическую обоснованность тех или иных затрат, обязан исключить из расчета тарифа затраты, не подтвержденные документально.

На административном истце лежит обязанность представить обоснование того, что понесенные им затраты связаны с регулируемым видом деятельности и увеличение данных затрат по сравнению с плановыми расходами носит объективный характер. Безосновательное увеличение затрат с последующим их возложением на контрагентов регулируемой организации противоречит целям и задачам законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник планово – экономического отдела филиала «Волго-Вятский «АО «Оборонэнерго» ФИО10 пояснил, что готовил для УГРТ Брянской области тарифную заявку и пакет документов для установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой АО «Оборонэнерго», на 2020-2024 г.г. В направленных в адрес Управления документах содержалась вся необходимая и достаточная документация, обосновывающая заявленные Обществом расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату труда и страховые взносы (подпункт 6 пункта 18 Основ ценообразования).

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из материалов дела, по статье «Расходы на оплату труда» Обществом предложены ко включению в НВВ расходы в размере <данные изъяты> при этом за основу в произведенных расчетах принята планируемая численность персонала - 47 человек и среднемесячная заработная плата в размере <данные изъяты> рассчитанная исходя из отраслевого тарифного соглашения.

Регулирующим органом расходы по указанной статье приняты в сумме <данные изъяты> рассчитанной из планируемой численности – 47 человек и средней заработной платы по данным официальной статистики в размере <данные изъяты>

Таким образом, регулирующий в орган в нарушении норм действующего законодательства принял к расчету неверный размер средней заработной платы на 1 работника.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что численность производственного и администартивно - управленческого персонала АО «Оборонэнерго» приходящегося на Брянскую область, согласно данным статистической и бухгалтерской отчетности, в 2018 года составила 32,22 человека.

Однако, неверный расчет УГРТ Брянской области затрат на оплату труда не нарушает прав административного истца, поскольку при заявленном Обществом уровне средней заработной платы на 1 работника в размере <данные изъяты> и численности персонала исходя из фактически данных 2018 года планируемые затраты на оплату труда должны составлять <данные изъяты> что ниже учтенных Управлением затрат по данной статье.

При этом регулируемая организация не лишена права заявить к учету в последующих периодах регулирования расходы, понесенные в связи с увеличением штатной численности, при их экономическом обосновании.

Тарифы страховых взносов в 2017 - 2020 годах определены статьей 426 Налогового кодекса Российской Федерации и составляют:

1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и составляет 0,4%.

В ходе рассмотрения дела установлено, что расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» определены тарифным органом на 2020 год в сумме <данные изъяты> исходя из размера принятых расходов по оплате труда в размере <данные изъяты>., при этом тариф страховых взносов определен в размере 30,4%, ставка отчислений на обязательное социальное страхование - 0,4%.

Учитывая, что затраты на оплату труда на 2020 год исходя из уровня средней заработной платы на 1 работника в размере <данные изъяты> и численности персонала исходя из фактически данных 2018 года, составляют <данные изъяты>, размер отчислений на социальные нужды в указанный период должен составлять <данные изъяты>

Таким образом, установление указанных расходов в сумме <данные изъяты> также не влечет нарушение прав АО «Оборонэнерго».

Поскольку статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют, постольку определенный тарифным органом размер отчислений на социальные нужды соответствует действующему законодательству и обоснованно рассчитан от размера расходов на оплату труда.

Согласно пункту 17, подпункту 4 пункта 19 Основ ценообразования в НВВ включаются прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

В тарифной заявке Обществом в составе НВВ по статье «Прибыль на социальное развитие» заявлены расходы в сумме <данные изъяты>., состоящие из расходов на выплаты социального характера в размере <данные изъяты> и прочих расходов из прибыли в размере <данные изъяты> рассчитанных исходя из Положения о выплатах социального характера ОАО «Оборонэнерго», утвержденного приказом генерального директора Общества от 19 февраля 2015 года № 43 (с учетом изменений) и планируемой численности – 47 человек.

Согласно плану расходов на выплаты социального характера филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» в границах Брянской области на 2020 год они включают в себя: единовременную выплату в связи с праздничными днями: 8 марта (Международный женский день), 23 февраля (День защитника Отечества); единовременную выплату в связи с праздничным днем 22 декабря (День энергетика); единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску; подарки детям к Новому году; единовременную материальную помощь работнику при рождении ребенка; единовременную материальную помощь работнику при первом вступлении в брак; единовременную выплату в случае смерти близких родственников работника; единовременную выплату работнику, достигшему 50, 55, 60 лет.

Однако, положения пункта 6.5 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 21.12.2018, гласят, что организации, исходя из своих финансовых возможностей, предусматривают предоставление льгот, гарантий и компенсаций, в порядке и на условиях, устанавливаемых непосредственно в Организации.

Таким образом, введение дополнительных выплат, является правом, а не обязанностью работодателя и могут устанавливаться с учетом финансово – экономического положения Общества. Бремя несения таких расходов при установлении дополнительных льгот возложено на организацию, установившую их для своих работников.

Документов обосновывающих размер прочих расходов из прибыли в сумме <данные изъяты> указанный в тарифной заявке, административным истцом в адрес Управления представлено не было, в связи с чем указанные расходы не могли быть приняты тарифным органом в расчет НВВ.

Поскольку представленная Обществом в подтверждение понесенных затрат по данной статье в 2018 году расшифровка расходов по статье «Прибыль на прочие цели» не являлась надлежащим доказательством несения указанных расходов, УГРТ Брянской области обоснованно в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования приняло решение об установлении размера расходов по статье «Прибыль на прочие цели» исходя из подтвержденного экономически обоснованного факта 2017 года с учетом индекса потребительских цен 2018, 2019, 2020 годов в сумме <данные изъяты>.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении НВВ, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ.

Согласно пункту 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (подпункт 1).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

При этом, как следует из пункта 24 Правил регулирования цен, не представление регулируемыми организациями материалов, предусмотренных названными Правилами, не является безусловным основанием для отказа в установлении цен (тарифов), поскольку регулирующий орган также изучает результаты проверки их хозяйственной деятельности и имеющиеся данные за предшествующие периоды регулирования, использованные в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Согласно пунктам 1.6.3, 1.6.4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденным Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229 (далее - Правила эксплуатации) объем технического обслуживания и планового ремонта, определяется необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, здании и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования, а также периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий, сооружений электростанций и сетей, в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков, а также в нормативно-технических документах на ремонт данного вида оборудования.

Обществом заявлены расходы по статье «ремонт объектов ЭСХ» в размере <данные изъяты>. (капитальный ремонт – <данные изъяты>, текущий ремонт – <данные изъяты>.) с приложением: годовых программ производства работ по текущему ремонту оборудования электрических сетей, зданий и сооружений филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» на 2020 -2024 г.г., планов – графиков производства работ по текущему ремонту оборудования электрических сетей, зданий и сооружений филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» на 2020 -2024 г.г., годовых программ производства работ по капитальному ремонту оборудования электрических сетей, зданий и сооружений филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» на 2020 -2024 г.г., планов – графиков производства работ по капитальному ремонту оборудования электрических сетей, зданий и сооружений филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» на 2020 -2024 г.г., локальных смет на 2020-2024 г.г.

Согласно позиции ФАС России, изложенной по результатам рассмотрения разногласий между Управлением и ООО «ЭлТранс» в протоколе № 10-26/2017 от 6 июля 2017 года, в составе материалов, обосновывающих затраты на ремонт основных средств, должны содержаться в том числе договоры, заключенные по результатам торгов.

Проанализировав представленные АО «Оборонэнерго» документы, Управлением на основе данного анализа, а также анализа фактических данных 2018 года с учетом положений пункта 31 Основ ценообразования обоснованно приняло решение об установлении размера расходов по статье «Ремонт объектов ЭСХ» в размере <данные изъяты>.

Как пояснил в суде представитель административного ответчика, при определении расходов по данной статье учитывался фактический расход в предыдущие годы, а также то, что Обществом был представлен неполный пакет документов.

Также в состав НВВ Общества на 2020 год УГРТ Брянской области не в полном объеме включены заявленные административным истцом расходы по статье «Расходы на материалы» в размере <данные изъяты> а именно материалы на техническое обслуживание ЭСХ в размере <данные изъяты>. и аварийно – страховой запас в размере <данные изъяты>.

Управление по итогам анализа представленных АО «Оборонэнерго» документов приняло решение об установлении статьи «Расходы на материалы» исходя из подтвержденного факта 2018 года с учетом индекса потребительских цен за 2019, 2020 года в размере <данные изъяты>

В нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования административным истцом не представлены документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы на материалы на техническое обслуживание ЭСХ, техническую необходимость мероприятий, а были представлены лишь расчет потребности в материалах для технического обслуживания и текущего ремонта в Брянской области на 2020 – 2024 г.г., расчет потребности трансформаторного масла для технического обслуживания и текущего ремонта на 2020 - 2024 г.г., расчет потребности в материалах для технического обслуживания и текущего ремонта кабельных и воздушных линий на 2020 -2024 г.г., расчет потребности в материалах для технического обслуживания и текущего ремонта мачтовых и комплектных трансформаторных подстанций на 2020 -2024 г.г.

Документов, подтверждающих необходимость проведения ремонта указанных объектов электросетевого хозяйства в материалы тарифного дела Обществом представлено не было.

В материалах тарифного дела отсутствуют инвентарные карточки объектов основных средств, которые в том числе содержат данные о сроке полезного использования, ранее проводимых работах.

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться основной принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что корректировка органом регулирования объема финансирования указанных Обществом затрат является правомерной.

В соответствии с пунктом 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 229, в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

При утверждении НВВ на 2020 год по статье «Расходы на аварийно-страховой запас» УРТ не были учтены заявленные обществом расходы по данной статье в размере 1843,38тыс. руб. ввиду непредставления обосновывающих документов.

Из представленных материалов тарифного дела по данной статье расходов следует, что Общество указало нормы аварийно-страхового запаса, но при этом не представило документы в подтверждение имеющегося объема аварийно-страхового запаса, необходимость его пополнения в связи с его расходованием.

В тарифной заявке АО «Оборонэнерго» просило включить в состав НВВ затраты по статье «Расходы на обучение» в размере <данные изъяты>., представив в обоснование заявленных затрат: прогнозный план повышения квалификации и переподготовки работников филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» на 2020-2024 г.г.

После анализа представленных административным истцом документов Управлением в связи с отсутствие действующих на 2020 год договоров об обучении, с учетом положений пункта 31 Основ ценообразования, принято верное решение об установлении размера статьи «Расходы на обучение» исходя из подтвержденного факта 2018 года с учетом индекса потребительских цен за 2019, 2020 года в размере <данные изъяты>.

Довод представителей АО «Оборонэнерго» о том, что при определении фактически понесенных затрат по статье «Расходы на обучение» в 2018 году административный ответчик учел только затраты на ПУ «Брянский», исключив понесенные затраты на ПУ «Почеп», ПУ «Сеща» и ПУ «Карачев», суд находит несостоятельным, поскольку согласно договора возмездного оказания услуг от 11 июля 2018 года № 147-ВЛГ-2018, актов сдачи – приемки услуг и счетов на оплату, обучение прошло 15 сотрудников из ПУ «Брянский», ПУ «Сеща», ПУ «Почеп» и ПУ «Карачев».

Административным истцом оспаривается исключение тарифным органом расходов по статье «Транспортные услуги».

В силу подпункта 2 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются в том числе расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.

При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).

В тарифной заявке АО «Оборонэнерго» расходы по статье «Транспортные услуги» рассчитаны исходя из стоимости одного километра пробега в соответствии с коммерческими предложениями потенциальных исполнителей услуг и планируемого годового пробега спецтехники.

В подтверждение плановых расходов по статье «Транспортные услуги» АО «Оборонэнерго» в адрес регулирующего органа были предоставлены: расчет нормативного количества автомобильной и специальной техники, расчет – обоснование затрат на транспортные услуги сторонних организаций за период 2020-2024 г.г. Брянской области, расчет – обоснование затрат на транспортные услуги сторонних организаций в 2019 году, коммерческие предложения от ООО «СпецИранс» и ООО «КСК».

Изучив представленные административным истцом материалы, суд приходит к выводу, что обосновывающие материалы не соответствуют пункту 29 Основ ценообразования (не представлены договоры, заключенные в результате проведения торгов), в связи с чем регулирующий орган области обоснованно установил отсутствие документального и достоверного обоснования заявленного расчета расходов на транспортные услуги.

Поскольку иной способ определения фактических значений расходов по данной статье у регулирующего органа отсутствовал, а также отсутствовали ранее признанные Управлением расходы по данной статье, в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования, административным ответчиком обосновано принято решение об установлении размера статьи расходов «Транспортные услуги» в размере <данные изъяты>

Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, также включаются плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

АО «Оборонэнерго» не согласно с отказом включения тарифным органом расходов по статье «Аренда нежилых помещений» в размере <данные изъяты>.

Как следует из материалов административного и тарифного дел, административным истцом в обосновании заявленных расходов были представлены: договор аренды нежилого здания от 16 декабря 2018 года , заключенный между АО «Оборонэнерго» и ФИО 15., протокол заседания Центральной закупочной комиссии АО «Оборонэнерго» от 13 декабря 2018 года , отчет об оценке права пользования и владения недвижимым имуществом , подготовленный ФИО13, отчет об оценке рыночной стоимости величины арендной платы объекта недвижимости от 27 июля 2018 года, подготовленный ФИО14, расчет планируемых затрат.

Поскольку административный истец не представил сведений об амортизации, налоге на имуществе и прочих платежей, подлежащих обязательному представлению, а представленный договор аренды нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ был заключен сроком по 15 ноября 2019 года и сведений о его пролонгации в тарифной заявке не имелось, УГРТ Брянской области обоснованно в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования приняло решение об установлении размера расходов по статье «Аренда нежилых помещений» в размере

Заявляя ко включению в НВВ затраты по сертификации и контролю качества электроэнергии, административный истец сослался на положения пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на статью 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьи 34, 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статьи 7 Закона Российской федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», раздел 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982, Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2018 года № 1038-ст, указав, что, по мнению Общества, затраты на сертификацию должны относиться к расходам, связанным производством и реализацией и входить в состав подконтрольных расходов в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования.

Вместе с тем приведенные нормы, устанавливающие обязательность сертификации электроэнергии, сами по себе не подтверждают доводы административного истца о правомерности включения расходов сетевой организации по сертификации передаваемой электроэнергии в объем НВВ при тарификации услуг таких организации ввиду следующего.

В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетики, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение вне зависимости от наличия или отсутствия сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования.

Как ранее отмечал ФАС России, законодательство, действующее в области ценообразования в электроэнергетике, не содержит положений, предусматривающих обязательность учета в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии, и данная позиция отражена в судебных актах Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 305-АД15-19783 и от 13 мая 2016 года № 305-АД17-2050.5.

Кроме того, в материалы тарифного дела не были представлены документы, подтверждающие несение расходов на сертификацию электроэнергии, поскольку представленные административным истцом документы: постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2019 года по делу № А53-25287/2018, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2016 года № 304-АД16-13369, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 310-АД16-6323, определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 308-КГ15-9067, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 года № 305-АД17-20505, сертификат соответствия № РОСС RU. АА63.А00008 сроком действия с 27 ноября 2014 года по 26 ноября 2017 года, письмо территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области ЦМТУ Росстандарта от 18 июля 2019 года № 213-7/207, акт проверки отдела государственного надзора по Свердловской области УМТУ Росстандарта от 12 апреля 2019 года № 11, расчет планируемых затрат, а также коммерческие предложения от ООО «ИПО» Технополис», АНО «ЭлектроСертификация», ООО «ЛИНВИТ», ООО «Энергогарант», ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области таковыми документами без фактически заключенных договоров не являются.

Ссылка АО «Оборонэнерго» в обоснование довода о необходимости включения расходов по сертификации электроэнергии при определении НВВ на судебную практику является несостоятельной, поскольку из представленных административным истцом судебных актов следует, что отсутствие сертификации влечет лишь привлечение организации к административной ответственности.

В тарифной заявке административного истца для включения в НВВ указаны также расходы по статье «Расходы на формирование охранных зон и границ земельных участков» в сумме <данные изъяты>., которые включают в себя затраты на подготовку карты плана для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранной зоне объектов электроэнергии, затраты на подготовку межевого плана в целях формирования земельных участков.

Отказывая во включить данных расходов в НВВ при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Брянской области, тарифный орган указал на отсутствие документов со стороны административного истца, подтверждающих факт несения данных расходов.

Однако, действующее законодательство включение таких расходов в НВВ не предусматривает, в связи с чем отказ в их включении в НВВ не противоречит требованиям действующего законодательства.

Также АО «Оборонэнерго» не согласно с отказом регулирующего органа от принятия расчета индекса эффективности операционных расходов и величины базового уровня операционных расходов с использованием метода сравнения аналогов.

В соответствии с пунктами 2, 7, 16 Основ ценообразования под индексом эффективности операционных расходов понимается показатель, характеризующий динамику изменения уровня расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), позволяющий обеспечить поэтапное достижение эффективного уровня операционных расходов, определяемого методом сравнения аналогов или путем расчета эффективного уровня расходов, связанных с содержанием типового оборудования; под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования; под ценами (тарифами) понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии.

При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12 Основ ценообразования).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями №98-э на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе, базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями №98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями №421-э, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов.

С учетом изложенного, базовый уровень подконтрольных расходов является суммой доли уровня подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного период регулирования, который устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов с учетом статей расходов (затрат) и результатов анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, содержащихся в пункте 12 Методических указаний №98-э, доли базового уровня операционных, подконтрольных расходов, который определяется в 70% доле от базового уровня операционных, подконтрольных расходов, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями №98-э, и 30% доле от базового уровня операционных, подконтрольных расходов для территориальных сетевых организаций, рассчитанного в соответствии Методическими указаниями №421-э; индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов.

Порядок формирования индекса операционных, подконтрольных расходов, принимаемых к расчету при установлении тарифов, определяется в соответствии с Методическими указаниями №421-э.

Согласно пунктам 5, 6, 7, 8 Методических указаний №421-э проведение сравнительного анализа осуществляется на основе собранных данных ФАС России. Период сбора данных для определения базового уровня операционных, подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов должен составлять не менее 3-х последних отчетных лет или всего срока существования территориальных сетевых организаций, в случае, если территориальных сетевых организаций функционирует менее 3-х лет.

Расчет индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов и величины базового уровня операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов осуществляется на основании распределения территориальных сетевых организаций по группам территориальных сетевых организаций, показатель рейтинга эффективности которых находится в заданном интервале фиксированных значений в соответствии с приложением №3 к Методическим указаниям (далее - группа эффективности) по итогам расчета рейтинга эффективности территориальных сетевых организаций, с учетом: уровня цен и климатических условий в регионе, в котором осуществляется деятельность территориальных сетевых организаций; натуральных показателей территориальных сетевых организаций, предусмотренных приложением №1 к Методическим указаниям.

Расчет рейтинга эффективности, ранжирование уровней эффективности сетевой организации, проводится с использованием нормализованных (преобразованных в значения в диапазоне от 0 до 1) удельных показателей, определенных согласно приведенным в пункте 8 методических указаний №421-э формулам.

Согласно разъяснениям ФАС России от 06 августа 2019 года №ВК/67710/19, приложениями №2 и 4 Методических указаний №421-э предусмотрен расчет коэффициентов приведения затрат по уровню цен для территориальных сетевых организаций n в году i. Коэффициенты нормализации (преобразования в значения в диапазоне от 0 до 1) территориальных сетевых организаций n для года i определяются в соответствии с приложением №2 к Методическим указаниям №421-э. Коэффициенты нормализации на 2012 – 2013 года определены на основе анализа репрезентативной выборки территориальных сетевых организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и на последующие годы рассчитываются в соответствии с приложением 7 к методическим указаниям№421-э. В последующие годы для проведения расчетов используется официальная статистическая и информация о стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в субъектах Российской Федерации за декабрь рассматриваемого года. Коэффициенты приведения затрат по уровню цен для субъектов Российской Федерации рассчитываются как отношение стоимости потребительской корзины в г.Москве к стоимости потребительской корзины в соответствующем регионе.

В связи с тем, что в отношении АО «Оборонэнерго» осуществлен переход на третий долгосрочный период регулирования, в расчете показателя рейтинга эффективности территориальных сетевых организаций приняты фактические показатели территориальных сетевых организаций, учитываемые в расчете значений приведенных удельных показателей территориальных сетевых организаций протяженность линий электропередач; установленная трансформаторная мощность электрооборудования; максимальное за отчетный период регулирования число точек присоединения потребителей услуг к электрической сети территориальных сетевых организаций за годы предыдущего периода регулирования.

Индекс эффективности подконтрольных расходов рассчитан административным ответчиком, в том числе, с учетом предоставленных АО «Оборонэнерго» данных, что представителем административного истца в судебном заседании не оспаривалось, в соответствии с пунктам 5, 6, 7, 8 Методических указаний №421-э и разъяснениями ФАС России от 06 августа 2019 года №ВК/67710/19.

С учетом изложенного, довод административного истца о необходимости определения индекса подконтрольных расходов с использованием коэффициента изменения рейтинга эффективности территориальных сетевых организаций на основе данных за 2012 - 2013 годы является несостоятельным.

Расчет подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования, который устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов с учетом статей расходов (затрат) и результатов анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, производится в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э.

Согласно пункту 12 Методических указаний №98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; ремонт основных средств, определяемый на основе пунктом 25 Основ ценообразования; оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

С учетом указанных в пункте 12 Методических указаний №98-э статей затрат, административным ответчиком рассчитана сумма подконтрольных расходов на 2020 год с применением метода экономически обоснованных расходов в сумме 22713,96 тыс.руб.

В соответствии с Приложением № 3 к Методическим указаниям № 421-э, на основании показателя рейтинга эффективности 0,5131 индекс эффективности, операционных, подконтрольных расходов составил 6%.

Базовый уровень операционных расходов определен методом сравнения аналогов для АО «Оборонэнерго» на 2020 год в размере – <данные изъяты> из расчета 70% от базового операционных, подконтрольных расходов (<данные изъяты>.), рассчитанного методом экономически обоснованных расходов и 30% от базового уровня операционных, подконтрольных расходов (<данные изъяты>.), рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями №421-э, индекс эффективности предприятия определен в размере 6 % описанным выше методом.

Ссылка представителя административного истца о том, что орган регулирования обязан был самостоятельно запросить необходимые документы, основаны на неверном толковании норм права, поскольку именно на сетевую организацию законодательством возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа.

При оценке иных доводов административного истца суд учитывает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

При установленных обстоятельств, руководствуясь нормами законодательства в области тарифного регулирования об учете лишь экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов регулируемой организации, связанных с ее регулируемой деятельностью, проанализировав мотивы решения административного ответчика об исключении соответствующих затрат, у суда не имеется оснований не согласиться с доводами представителя УГРТ Брянской области о том, что размер экономически обоснованных расходов Общества, принятых к учету для осуществления тарифного регулирования на 2020 год, установлен в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, на основании представленных документов, подтверждающих обоснованность этих расходов.

С учетом изложенных обстоятельств, суд не усматривает несоответствия приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 26 декабря 2019 года № 39/2-э нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований АО «Оборонэнерго» о признании недействующими отдельных положений приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 39/2-э от 26 декабря 2019 года «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Брянской области на 2020-2024 г.г.».

Поскольку в удовлетворении административных исковых требований АО «Оборонэнерго» о признании недействующими отдельных положений приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 39/2-э от 26 декабря 2019 года «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Брянской области на 2020-2024 г.г.» отказано, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по принятию заменяющего акта и взыскания судебных расходов не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» о признании недействующими с момента принятия положений пункта 7 Приложения № 1 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Брянской области на 2020 год», пункта 7 Приложения № 7 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 39/2-э от 26 декабря 2019 года «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Брянской области на 2020-2024 г.г.», отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 3 февраля 2022 года.

Председательствующий Е.М. Бурлина