ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-177/18 от 14.03.2018 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 14 марта 2018 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Нестеровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-177/18 по административному исковому заявлению ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 11-ти земельных участков расположенных в Люберецком районе Московской области.

Административный истец просил суд принять решение об установлении кадастровой стоимости данных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года.

В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки данных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.

Административным истцом соблюден досудебный порядок рассмотрения спора. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области от 08 февраля 2017 года заявление ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости 11-ти земельных участков, поступившее в комиссию 09 января 2017 года, отклонено (л.д.79-82).

В процессе рассмотрения дела - в связи с оспариванием представителем Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости указанных земельных участков по ходатайству представителя административного ответчика судом была назначена экспертиза с целью проверки представленного административным истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и, в случае отрицательного заключения, определения действительной рыночной стоимости данного объекта недвижимости.

Представитель административного истца в судебном заседании полностью поддержал уточненные требования.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражал против удовлетворения уточненного административного иска, не оспаривал достоверность определенной в заключении эксперта величины рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области удовлетворение уточненных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель администрации городского округа Люберцы Московской области удовлетворение уточненных требований оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, полагает уточненное административное исковое заявление ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 11-ти земельных участков подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений п. 1, п. 5 статьи 65 ЗК РФ, п. 1 статьи 390, п. 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.

Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ) понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Судом установлено, что ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:

- 50:22:0010110:61 общей площадью 1 988 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы,Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4;

- 50:22:0010110:62 общей площадью 23 605 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4;

- 50:22:0010110:64 общей площадью 7 072 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4;

- 50:22:0010110:66 общей площадью 71 618 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4;

- 50:22:0010110:67 общей площадью 5 555 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4;

- 50:22:0010110:68 общей площадью 2 172 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <...>;

- 50:22:0010110:69 общей площадью 3 562 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4;

- 50:22:0010110:70 общей площадью 3 267 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4;

- 50:22:0010110:0002 общей площадью 4 600 кв. м, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для промышленного строительства (под водозаборный узел), адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.6-а;

- 50:22:0010110:1458 общей площадью 2 625 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4;

- 50:22:0010110:1459 общей площадью 1939 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.22-33).

Как следует из представленных суду кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков (л.д.34-44) стоимость спорных земельных участков, определенная Распоряжением №566-РМ на дату определения кадастровой стоимости – 01 января 2013 года, составляла от 9 918 935,11 руб. до 366 361 162,82 руб. в зависимости от площади земельного участка от 1 939 кв.м. до 71 618 кв.м.

В соответствии с представленным суду экспертным заключением №011/01/2018-ЭЗ от 30 января 2018 года рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату оценки – 01 января 2013 года составляла:

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:61, общей площадью 1 988 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы,Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 7 884 678 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:62 общей площадью 23 605 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 77 474 819 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:64 общей площадью 7 072 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 25 400 757 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:66 общей площадью 71 618 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 216 045 433 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:67 общей площадью 5 555 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 20 402 048 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:68 общей площадью 2 172 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <...>, в размере 8 551 894 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:69 общей площадью 3 562 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 13 511 863 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:70 общей площадью 3 267 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 12 486 918 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:0002 общей площадью 4 600 кв. м, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для промышленного строительства (под водозаборный узел), адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.6-а, в размере 17 126 425 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1458 общей площадью 2 625 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 11 466 995 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1459 общей площадью 1939 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 8 681 44 руб.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Оценивая данное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.

Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

С учетом изложенного сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах уточненное административное исковое заявление ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс» об установлении кадастровой стоимости 11-ти земельных участков в размере рыночной, определенной в экспертном заключении, подлежит удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.

В данном случае заявление ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 09 января 2017 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2017 года.

Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость 11-ти земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной на 01 января 2013 года:

1. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:61, общей площадью 1 988 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы,Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 7 884 678 руб.;

2. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:62 общей площадью 23 605 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 77 474 819 руб.;

3. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:64 общей площадью 7 072 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 25 400 757 руб.;

4. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:66 общей площадью 71 618 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 216 045 433 руб.;

5. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:67 общей площадью 5 555 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 20 402 048 руб.;

6. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:68 общей площадью 2 172 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <...>, в размере 8 551 894 руб.;

7. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:69 общей площадью 3 562 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 13 511 863 руб.;

8. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:70 общей площадью 3 267 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 12 486 918 руб.;

9. земельного участка с кадастровым номеорм 50:22:0010110:0002 общей площадью 4 600 кв. м, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для промышленного строительства (под водозаборный узел), адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.6-а, в размере 17 126 425 руб.;

10. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1458 общей площадью 2 625 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 11 466 995 руб.;

11. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1459 общей площадью 1939 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Люберцы-2, Проектируемый проезд 4296, д.4, в размере 8 681 44 руб.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «09 января 2017 года».

Сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2017 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Терещенко

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2018 года.

Судья А.А. Терещенко