ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-177/18 от 23.11.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Матрозе Л.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» ФИО1,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-177/2018 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о признании незаконным решения от 23 августа 2018 года № 14-27577 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", возложении обязанности устранить допущенные нарушения с даты первоначального обращения 21 апреля 2017 года,

У С Т А Н О В И Л :

Административному истцу Обществу с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

с кадастровым "номер изъят", площадью 4 220 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию АЗС, местоположение: "адрес изъят",

с кадастровым "номер изъят", площадью 4 445 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, условно разрешенное использование: под размещение объектов торгового назначения, местоположение: "адрес изъят",

с кадастровым "номер изъят", площадью 801 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию здания нежилого, местоположение: "адрес изъят",

с кадастровым "номер изъят", площадью 2 254 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы, местоположение: "адрес изъят".

Кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления последующих изменений, и составляет: для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – 3 268 052 рубля 40 копеек, для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – 4 804 067 рублей 10 копеек, для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – 390 215 рублей 16 копеек, для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – 1 535 988 рублей 30 копеек.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, административный истец обратился в Общество с ограниченной ответственностью, которое определило рыночную стоимость земельных участков.

21 апреля 2017 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, однако уведомлением от 12 мая 2017 года в принятии заявления отказано в связи с тем, что отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации.

21 ноября 2017 года административный истец вновь обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, однако получил отказ в принятии заявления в связи с отсутствием отчета в электронном виде.

10 января 2018 года административный истец вновь обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, заявление возвращено 21 января 2018 года.

14 августа 2018 года административный истец вновь обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, заявление не принято к рассмотрению уведомлением от 23 августа 2018 года в связи с тем, что отчет не подписан усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Не принятие к рассмотрению заявлений Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области привело к нарушению прав административного истца на уплату земельного налога в обоснованном размере, поскольку он лишен права на обращение как в комиссию, так и в суд.

Обществом с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» заявлены требования о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 23 августа 2018 года № 14-27577 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем рассмотрения по существу заявления на заседании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с даты первоначального обращения 21 апреля 2017 года.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи Иркутского областного суда от 31 октября 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

В судебном заседании представитель административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» ФИО1 административные исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО2 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области правильными.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направила.

Суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, по правилам статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку неявившиеся лица не просили об отложении дела и не представили доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что кадастровая стоимость земельных участков на территории Иркутской области определена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в которое вносились изменения постановлениями Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп, от 26 августа 2015 года № 422-пп, от 11 января 2016 года № 4-пп, от 19 сентября 2016 года № 588-пп, от 12 декабря 2016 года № 781-пп, от 21 апреля 2017 года № 270-пп.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

До обращения в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, юридические лица обязаны обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии с положениями Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2017 года № АКПИ16-1364, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган размещает информацию о принятии решения о формировании комиссии в субъекте Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет уведомление о предоставлении кандидатур членов комиссии в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки на территории субъекта Российской Федерации, орган кадастрового учета, осуществляющий свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации, Национальный совет по оценочной деятельности.

Включение в состав комиссии представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности осуществляется на основе сведений о кандидатурах членов комиссии, представленных в уполномоченный федеральный орган.

Уполномоченный федеральный орган размещает информацию о создании комиссии в субъекте Российской Федерации и копию приказа о создании комиссии в субъекте Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней с даты издания приказа о создании комиссии в субъекте Российской Федерации.

Комиссия состоит из членов комиссии. Председателем комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа уполномоченного федерального органа; заместителем председателя комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем органа кадастрового учета. Секретарь комиссии не является ее членом.

Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 февраля 2012 года № П/58 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области» создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области и утвержден ее состав.

Согласно приложению к данному приказу в состав комиссии вошли: заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области В. - председатель комиссии; заместитель начальника отдела кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области Ш. - заместитель председателя комиссии, представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – заместитель начальника отдела управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области Министерства имущественных отношений Иркутской области С.., представитель Национального совета по оценочной деятельности Ф.. Полномочия секретаря комиссии возложены на начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области В.., а в случае ее отсутствия на специалиста-эксперта отдела кадровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области О.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17 апреля 2012 года № П/157 в состав Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области внесены изменения: исключен из состава комиссии В.., включена в состав комиссии Ч. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 февраля 2013 года № П/43 полномочия секретаря комиссии возложены на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области О.., а в случае ее отсутствия на Ш. Вместо председателя комиссии Ч. на эту должность назначена В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области; вместо заместителя председателя комиссии Ш. на эту должность назначена С. – начальник отдела ввода данных и обработки документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 января 2014 года № П/39 из состава комиссии исключена С.., включена в состав комиссии Н. – заместитель министра имущественных отношений Иркутской области.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 апреля 2015 года № П/201 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области М.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 февраля 2017 года № П/0052 из состава комиссии исключена Н. и включена Ч.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 марта 2017 года № П/0154 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области П.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 июля 2017 года № П/0329 включена в состав комиссии Н.., исключена – Ч.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 ноября 2017 года № П/0564 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Б.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Я.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 мая 2018 года № П/0187 полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Я.., а в случае ее отсутствия – на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Ш.

Из информационного письма Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов – оценщиков «СМАО» (НП «СМАО») от 4 марта 2014 года № 000780и/1, направленного в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, следует, что НП «СМАО», являясь одним из учредителей Национального Совета по оценочной деятельности, принимает участие в формировании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. В состав членов комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от Национального Совета по оценочной деятельности НП «СМАО» делегировало Ф., кандидатура которой была утверждена большинством голосов членов Национального Совета по оценочной деятельности. В письме исполнительного директора Национального Совета по оценочной деятельности – Р. была допущена опечатка в фамилии и отчестве этого представителя.

Таким образом, представителем от Национального Совета по оценочной деятельности в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области является Ф..

Следовательно, порядок формирования Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области федеральным органом исполнительной власти соблюден, и указанная комиссия действовала на территории Иркутской области в момент принятия оспариваемого решения от 23 августа 2018 года в следующем составе:

- председатель комиссии В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области;

- заместитель председателя комиссии С. – начальник отдела ввода данных и обработки документов филиала ФГБУ ФКП Росреестра» по Иркутской области;

- член комиссии Н. –заместителя министра имущественных отношений Иркутской области;

- член комиссии Ф. – представитель Национального совета по оценочной деятельности;

- секретарь комиссии Я. – ведущий специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области, а в случае ее отсутствия – ведущий специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Ш.

В соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263, в редакции последующих изменений, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;

отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

При поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 14 указанного Порядка).

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления (пункт 15 вышеназванного Порядка).

Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» неоднократно обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области.

Так, поданное 14 февраля 2017 года заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков не принято к рассмотрению, так как к заявлению не приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, о чем указано в уведомлении от 17 февраля 2017 года № 14-4556 за подписью секретаря Комиссии Б.

Уведомлением от 4 апреля 2017 года № 14-3134 за подписью секретаря Комиссии Б. не принято к рассмотрению заявление ООО «Многоотраслевая Компания Ритм-С», поданное 28 марта 2017 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по мотиву отсутствия выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.

Уведомлением от 12 мая 2017 года № 08-13627 за подписью секретаря Комиссии Б. не принято к рассмотрению заявление ООО «Многоотраслевая Компания Ритм-С», поданное 10 мая 2017 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по мотиву несоответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Уведомлением от 29 ноября 2017 года № 14-39019 за подписью секретаря Комиссии Б. не принято к рассмотрению заявление ООО «Многоотраслевая Компания Ритм-С», поданное 27 ноября 2017 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по мотиву отсутствия отчета в форме электронного документа.

Уведомлением от 26 января 2018 года № 14-1925 за подписью секретаря Комиссии Я. не принято к рассмотрению заявление ООО «Многоотраслевая Компания Ритм-С», поданное 19 января 2018 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по мотиву отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи оценщика, который провел оценку, а также руководителя юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, в электронном виде отчета.

Уведомлением от 23 августа 2018 года № 14-27577 за подписью секретаря Комиссии Ш. не принято к рассмотрению заявление ООО «Многоотраслевая Компания Ритм-С», поданное 21 августа 2018 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по мотиву отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, в электронном виде отчета со ссылкой на положения Федерального стандарта оценки № 3.

Административный истец фактически оспаривает действие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, выразившееся в указании в уведомлении от 23 августа 2018 года № 14-27577 о непринятии к рассмотрению заявления Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", в связи с не подписанием электронного вида отчета о рыночной стоимости от 20 октября 2017 года № ИРК173-1816 усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Данное требование рассматривается в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому подлежат применению положения части 1 статьи 219 указанного Кодекса, устанавливающие трехмесячный срок для обращения в суд со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод.

Представитель административного истца ООО «Многоотраслевая компания Ритм-С» ФИО1 в судебном заседании пояснила, что оспаривается последнее уведомление от 23 августа 2018 года № 14-27577, поскольку относительно предыдущих уведомлений трехмесячный срок пропущен.

Поскольку административный истец обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением 2 октября 2018 года указанный трехмесячный срок, исчисляемый с 23 августа 2018 года, не пропущен.

Судом также установлено, что обращаясь в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области 21 августа 2018 года, административный истец приложил следующие документы: выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости; нотариально заверенные копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости земельный участков и положительное экспертное заключение, а также диск, содержащий электронные версии данных документов, подлинники которых представлены административным истцом в суд (л.д.1-100 том 2).

Поскольку все необходимые документы для рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости были представлены административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, у секретаря Комиссии отсутствовали основания для непринятия данного заявления к рассмотрению.

Это заявление необходимо было передать в Комиссию для рассмотрения по существу, поскольку соответствие отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации обязана проверять указанная Комиссия, а не секретарь на стадии принятия документов, которые формально были все представлены.

Ошибочное толкование административным ответчиком положений Порядка работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области привело к нарушению прав административного истца, который без решения Комиссии не может обратиться в суд за разрешением административного спора на протяжении длительного времени – 2017-2018 годов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» о признании незаконным действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, выразившегося в указании в уведомлении от 23 августа 2018 года № 14-27577 на непринятие к рассмотрению заявления Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", в связи с не подписанием электронного вида отчета о рыночной стоимости от 20 октября 2017 года № ИРК173-1816 усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Суд полагает, что поскольку административным истцом оспаривается уведомление, то он ошибочно полагает, что оно относится к решениям, а не к действиям, хотя к подсудности областного суда относится рассмотрение заявлений, как об оспаривании решений, так и об оспаривании действий (бездействия) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области (пункт 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Поскольку административным истцом оспаривается уведомление, то суть спора от этого не меняется.

Суд также приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления о возложении обязанности на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области рассмотреть на заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", поданное 21 августа 2018 года, поскольку иные уведомления о непринятии заявлений, в том числе и заявления от 21 апреля 2017 года, административный истец не оспаривает, поэтому оснований для рассмотрения заявления от 21 апреля 2017 года не имеется.

Вместе с тем, суд учитывает, что независимо от результата рассмотрения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области заявления от 21 августа 2018 года, вопрос об использовании установленной кадастровой стоимости в размере рыночной, как Комиссией, так и судом, для целей налогообложения за 2017-2018 годы, возможно разрешить в судебном порядке.

Руководствуясь статьями 175-179, частью 5 статьи 245, статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» удовлетворить частично.

Признать незаконным действие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, выразившееся в указании в уведомлении от 23 августа 2018 года № 14-27577 о непринятии к рассмотрению заявления Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", в связи с не подписанием электронного вида отчета о рыночной стоимости от 20 октября 2017 года № ИРК173-1816 усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области рассмотреть на заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевая Компания Ритм-С» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят", поданное 21 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2018 года.

Судья М.А. Ткачук