ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1782/20 от 03.12.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-1782/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 03 декабря 2020 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Исаковой Л.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Лысьвенский завод эмалированной посуды» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Лысьвенский завод эмалированной посуды» (далее по тексту также АО «Лысьвенский завод эмалированной посуды», АО ЛЗЭП, Общество) обратилось с административным иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка, кадастровый номер **264, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под центральную промышленную площадку, для размещения промышленных объектов, общая площадь 70 480 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 12 459 454 рубля, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **305, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 43 333 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 9 111 197 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **330 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, общая площадь 36 727 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8 206 281 рубль, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **49, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения промышленных объектов, общая площадь 27 455 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5 772 688 рублей, по состоянию на 01.01.2019.

- земельного участка, кадастровый номер **300, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 13 103 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 324 472 рубля, по состоянию на 01.01.2019.

- земельного участка, кадастровый номер **302, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 20 608 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5 158 388 рублей, по состоянию на 01.01.2019,

- земельного участка, кадастровый номер **277, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 16 607 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 4 156 898 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 22 760 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5 168 568 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **331, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, общая площадь 14 654 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3 668 043 рубля, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **299, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 11 414 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 857 038 рублей, по состоянию на 01.01.2019.

- земельного участка, кадастровый номер **167, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения промышленных объектов, общая площадь 4 746 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1 098 794 рубля, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **11, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 11 311 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 831 256 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **279, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения промышленных объектов, общая площадь 8 370 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 383 776 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **272, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, общая площадь 7 791 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1 803 772 рубля, по состоянию на 01.01.2019.

- земельного участка, кадастровый номер **296, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 6 735 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1 559 287 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **316, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, общая площадь 28 636 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6 021 005 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка, кадастровый номер **324, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские объекты II-V класса опасности, с соблюдением установленной санитарно-защитной зоны (озеленение для предприятий, II, III, классов опасности - не менее 50% площади санитарно-защитных зон, для предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади санитарно-защитных зон), общая площадь 58 648 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 10 367 793 рубля, по состоянию на 01.01.2019.

- земельного участка, кадастровый номер **9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские объекты II-V класса опасности, с соблюдением установленной санитарно-защитной зоны (озеленение для предприятий, II, III, классов опасности - не менее 50% площади санитарно-защитных зон, для предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади санитарно-защитных зон), общая площадь 11 269 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 386 211 рублей, по состоянию на 01.01.2019.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных выше земельных участков, соответственно, плательщиком земельного налога. Кадастровая стоимость данного земельных участка, определенная по состоянию на 01 января 2019 года, не соответствует рыночной стоимости данных объектов недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке независимого оценщика. Данное обстоятельство, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

Представитель административного истца Клименко Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против заявленных требований, заявил об отсутствии намерения представлять доказательства иной рыночной стоимости объектов недвижимости, заявлять ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы.

Заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала, ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки», администрация г. Лысьвы Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

С учетом надлежащего извещения лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов дела следует, что АО «Лысьвенский завод эмалированной посуды» является собственником объектов недвижимости:

- земельного участка, кадастровый номер **264, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под центральную промышленную площадку, для размещения промышленных объектов, общая площадь 70 480 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **305, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 43 333 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **330 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, общая площадь 36 727 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **49, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения промышленных объектов, общая площадь 27 455 кв. м., адрес объекта: ****.

- земельного участка, кадастровый номер **300, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 13 103 кв. м., адрес объекта: ****.

- земельного участка, кадастровый номер **302, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 20 608 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **277, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 16 607 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 22 760 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **331, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, общая площадь 14 654 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **299, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 11 414 кв. м., адрес объекта: ****.

- земельного участка, кадастровый номер **167, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения промышленных объектов, общая площадь 4 746 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **11, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 11 311 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **279, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения промышленных объектов, общая площадь 8 370 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **272, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, общая площадь 7 791 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **296, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, общая площадь 6 735 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **316, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под центральную промышленную площадку, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, общая площадь 28 636 кв. м., адрес объекта: ****;

- земельного участка, кадастровый номер **324, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские объекты II-V класса опасности, с соблюдением установленной санитарно-защитной зоны (озеленение для предприятий, II, III, классов опасности - не менее 50% площади санитарно-защитных зон, для предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади санитарно-защитных зон), общая площадь 58 648 кв. м., адрес объекта: ****.

- земельного участка, кадастровый номер **9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские объекты II-V класса опасности, с соблюдением установленной санитарно-защитной зоны (озеленение для предприятий, II, III, классов опасности - не менее 50% площади санитарно-защитных зон, для предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади санитарно-защитных зон), общая площадь 11 269 кв. м., адрес объекта: ****.

Приведенные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости, в материалах дела.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Принимая во внимание, что административный истец является собственником указанного выше объекта недвижимости, следовательно, плательщиком земельного налога, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, Общество вправе оспорить кадастровую стоимость земельного участка.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 12 Постановления от 30 июня 2015 года № 28, необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абз. 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Из представленной в материалы выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края" и составила:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **264 – 24636184 рубля 57 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **305 – 16718875 рублей 08 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **330 - 14161931 рубль 20 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **49 – 9911318 рублей 32 копейки;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **300 – 6802422 рубля 45 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **302 – 8083694 рубля 08 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **277 – 6596964 рубля 68 копеек,

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **9 -7896333 рубля 86 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **331 – 5906844 рубля 28 копеек;

- в отношении земельного участка кадастровым номером **299 – 4470977 рублей 94 копейки;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **167 – 2463885 рублей 90 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **11 – 4077335 рублей 69 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **279 – 3429440 рублей 10 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **272 – 3086482 рубля 56 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **:296 – 2703563 рубля 70 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **316 – 10453571 рубль 80 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **324 – 19105758 рублей 96 копеек;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером **9 – 4487766 рублей 56 копеек.

Приведенный результат определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, в подтверждение заявленного искового требования административным истцом представлен уточненный отчет об оценке № 1066/О-20 от 11 сентября 2020 года, выполненный оценщиком К. (ООО «Р-Консалтинг»).

Оценщик К. является членом Саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков», включен в реестр 30 сентября 2009 года за регистрационным номером **. Оценщик имеет образование в области оценки, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № ** от 15 марта 2018 года по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости». Ответственность оценщика застрахована по полису № ** от 21 ноября 2019 года СПАО «РЕСО-Гарантия» на срок с 06 декабря 2019 года по 05 декабря 2020 года.

Как следует из отчета об оценке № 1066/О-20 от 11 сентября 2020 года, по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **264 составила 12459 454 рубля, земельного участка с кадастровым номером **305 – 9111197 рублей, земельного участка с кадастровым номером **330 – 8206281 рубль, земельного участка с кадастровым номером **49 – 5772688 рублей, земельного участка с кадастровым номером **300 – 2324472 рубля, земельного участка с кадастровым номером **302 – 5158388 рублей, земельного участка с кадастровым номером **277 – 4156898 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером **9 -5168568 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером **331 – 3668043 рубля, земельного участка кадастровым номером **299 – 2857038 рублей, земельного участка с кадастровым номером **167 – 1098794 рубля, земельного участка с кадастровым номером **11 – 2831256 рублей, земельного участка с кадастровым номером **279 – 2383776 рублей, земельного участка с кадастровым номером **272 – 1803772 рубля, земельного участка с кадастровым номером **296 – 1559287 рублей, земельного участка с кадастровым номером **316 – 6021005 рублей, земельного участка с кадастровым номером **324 – 10367793 рубля, земельного участка с кадастровым номером **9 – 2386211 рублей.

Учитывая, что кадастровая стоимость, утвержденная приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01 января 2019 года, рыночная стоимость спорных участков также подлежит определению по состоянию на 01 января 2019 года.

В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названное статье.

В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299.

В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данным Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Как указано в пункте 3 ФСО № 4, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Проанализировав представленный в материалы дела отчет об оценке, суд, приходит к выводу, что он соответствует требованиям статьи 14 Закона о кадастровой оценке и федеральным стандартам оценки, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

Исходя из категории земель (земли населенных пунктов) и разрешенного использования земельного участка, оценщиком он отнесен к сегменту рынка земельных участков – участки промышленного назначения, расположенные в Пермском крае.

В ходе подготовки отчета об оценке оценщик произвел анализ рынка земельных участков под промышленную застройку на территории г. Перми за 4 квартал 2018 года, анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому могут быть отнесены оцениваемые объекты при фактическом, а также при альтернативном вариантах их использования, с указанием интервала цен, на дату, предшествующую дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, а также произвел анализ ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Используя информацию ООО «Аналитический центр «КД-Консалтинг», за 4 квартал 2018 года отражающую средние значения показателя цены предложения за кв.м. земли по Пермскому краю.

При составлении отчета оценщик определил основные факторы, влияющие на цены земельных участков под промышленную застройку: имущественные права, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидку на торг, местоположение, площадь, рельеф, коммуникации, подъездные пути, разрешенное использование.

При проведении оценки земельных участков оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в отчете полностью обоснован.

Из предложенного рынка купли-продажи земельных участков, оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения объекты. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объекту оценки. При внесении разумных корректировок относительно условий рынка (дата, время предложения/продажи), скидки на торг, площади, сведения о стоимости объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов, типичных для объекта оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказ от применения корректировок оценщиком приведены в отчете со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.

Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, поскольку имеется возможность проверить использованные оценщиком сведения о цене продажи объектов-аналогов из предложений, размещенных в сети Интернет. Приложенные к отчету скриншоты страниц интернет-сайтов являются читаемыми. С учетом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по основным ценообразующим факторам.

Оценщиком подбор объектов-аналогов должным образом мотивирован, то обстоятельство, что объекты-аналоги по некоторым элементам сравнения разнятся, было нивелировано оценщиком, как уже указывалось выше, путем использования корректировок на основные ценообразующие факторы в соответствии с подпунктом «е» пункта 22 ФСО № 7.

Проанализировав отчет оценщика в данной части, суд также полагает, что каких-либо нарушений требований ФСО при отборе объектов-аналогов оценщиком не допущено.

Содержание отчёта об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчёт содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Статьей 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Суд считает, что при подготовке отчёта об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик К. при оценке спорных объектов недвижимости не допустил нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что в настоящем деле административный истец представил надлежащее доказательство в подтверждение рыночной стоимости объектов. Между тем, доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, ответчиком не представлено, данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административным ответчиком также не приведено, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы административным ответчиком не заявлялось.

Таким образом, величина рыночной стоимости земельных участков, указанная в отчете об оценке № 1066/О-20 от 11 сентября 2020 года, является достоверной, вследствие чего требование административного истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Принимая во внимание, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 26 октября 2020 года, следовательно, дата обращения в суд подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление акционерного общества «Лысьвенский завод эмалированной посуды» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **264, общая площадь 70 480 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 12 459 454 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **305, общая площадь 43 333 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 9 111 197 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **330, общая площадь 36 727 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 8 206 281 рубль.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **49, общая площадь 27 455 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 5 772 688 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **300, общая площадь 13 103 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 324 472 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **302, общая площадь 20 608 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 5 158 388 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **277, общая площадь 16 607 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 4 156 898 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **9, общая площадь 22 760 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 5 168 568 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **331, общая площадь 14 654 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 3 668 043 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **299, общая площадь 11 414 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 857 038 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **167, общая площадь 4 746 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 1 098 794 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **11, общая площадь 11 311 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 831 256 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **279, общая площадь 8 370 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 383 776 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **272, общая площадь 7 791 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 1 803 772 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **296, общая площадь 6 735 кв. м., адрес объекта: Пермский ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 1 559 287 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **316, общая площадь 28 636 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 6 021 005 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **324, общая площадь 58 648 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 10 367 793 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер **9, общая площадь 11 269 кв. м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 386 211 рублей.

Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать 26 октября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в четвертый Апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2020 года.

Судья: подпись