к делу № 3а-464/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2021 г. город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цехомской Е.В.
при секретаре судебного заседания Ли И.В.
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению АО «Кореновсксахар» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Кореновсксахар» обратилось в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края:
-от 26 декабря 2017 года № 3008 в части утверждения пунктов 8499, 8500, 8491 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,
-от 26 декабря 2018 года № 3043 в части утверждения пунктов 9716, 9717, 9708 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год,
-от 27 декабря 2019 года № 2837 в части утверждения пунктов 9631, 9632, 9623 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество :
-наименование: здание конторы транспортного цеха, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 193,6 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>,
-наименование: здание буфета, комнаты приема пищи, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...> площадью 68 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>
-наименование: административное здание с пристройками, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 743,6 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>
Административный истец, является собственником вышеуказанных объектов недвижимости и указывает, что включение указанных объектов недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1. Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» №3388-К3 от 19 апреля 2016 года.
Объекты недвижимого имущества не обладают признаками, указанными в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, не имеют технических приспособлений и устройств для организации в помещении офиса, торговых объектов, объектов питания и т.д.
Включение данных объектов в Перечни нарушает права и законные интересы АО «Кореновсксахар», в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридического лица в завышенном размере.
В судебное заседание представитель административного истца АО «Кореновсксахар», действующий на основании доверенности Шангин АГ. не явился, до начала рассмотрения дела по существу, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности Буренков Д.Л. в судебном заседании просил суд вынести законное и обоснованное решение, поддержал доводы, указанные в отзыве на административный иск.
Выслушав мнение сторон, суд считает необходимым рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившегося участника процесса, поскольку о месте и времени рассмотрения дела он был извещен надлежащим образом.
Прокурор Сидорова Л.Е., в судебном заседании в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку установлено, что спорные объекты недвижимого имущества не подпадают под нормы, установленные действующим законодательством, необходимые для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость.
Изучив доводы административного иска, отзыв, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
26 декабря 2017 года принят приказ ДИО КК № 3008, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, согласно приложению к данному приказу.
26 декабря 2018 года принят приказ ДИО КК № 3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, согласно приложению к данному приказу.
27 декабря 2019 года принят приказ ДИО КК № 2837, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2017 года № 3008 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2018 года № 3043 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Оспариваемый Приказ от 27 декабря 2019 года № 2837 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Проекты Перечней были опубликованы на официальном сайте ДИО Краснодарского края и рекомендованы административному ответчику комиссией по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в ходе заседания Комиссии при наличии кворума.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года № 3008, от 26 декабря 2018 года № 3043 и от 27 декабря 2019 года № 2837.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.
Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании выше изложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
-здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
-фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в части 3,4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни ДИО КК не представлено.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, АО «Кореновсксахар» на праве собственности принадлежит недвижимое имущество :
-наименование: здание конторы транспортного цеха, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 193,6 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск, улица Коммунистическая, дом 24, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 октября 2020 года за № 99/2020/355026629,
-наименование: здание буфета, комнаты приема пищи, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 68 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 октября 2020 года за № 99/2020/355030407,
-наименование: административное здание с пристройками, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 743,6 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 октября 2020 года за № 99/2020/355036889.
Сведения о назначении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> позволяющие однозначно установить его соответствие (несоответствие) требованиям статьи 378.2 НК РФ, в ГКН отсутствовали, в связи с чем, в отношении объекта проводились мероприятия по установлению вида фактического использования.
Департаментом в адрес глав муниципальных образований Краснодарского края направлено письмо от 02.08.2016 года № 52-18177/16-08-08 о предоставлении информации об использовании объектов недвижимого имущества, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, с приложением перечней объектов, в отношении которых отсутствуют сведения ГКН.
Согласно представленной Администрацией муниципального образования Кореновский район информации объект с кадастровым номером <№...> используется как столовая на территории завода.
В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка информация администрации муниципального образования Кореновский район была включена в повестку очередного заседания комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношение которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений сооружений) и помещений, созданной приказом департамента от 12.07.2016 года № 1168.
Комиссией рекомендовано департаменту установить вид фактического использования объектов недвижимого имущества в соответствии с информацией, представленной органами местного самоуправления, в том числе администрацией муниципального образования Кореновский район, что подтверждается протоколом № 4 от 13 сентября 2016 года.
Департаментом издан приказ от 14 сентября 2016 года № 1675 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений». Указанным приказом, в том числе определен вид фактического использования объекта с кадастровым номером <№...> - «объект общественного питания».
Данный приказ был размещен на официальном сайте департамента.
В установленный срок заявление о пересмотре решения департамента об определении вида фактического использования объекта с кадастровым номером <№...> обществом подано не было.
В силу с подпунктами 3,4 пункта 1 приказа департамента от 27.07.2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> были включены в проект Перечня на 2018 год на основании сведений ЕГРН о наименовании, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> на основании установленного вида фактического использования. (письмо Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 18.05.2017 года № 08-374/16624.)
Проект Перечня на 2018 год был размещен 15.09.2017 года на официальном сайте департамента.
В установленный срок заявление об исключении объектов из проекта Перечня на 2018 год АО «Кореновсксахар» не представлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объекты включены в Перечень на 2018 год.
Перечень на 2018 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27.12.2017 года № 52-47937/17-08-05.
В установленный срок заявление об исключении объектов из Перечня на 2018 год АО «Кореновсксахар» не представлено.
Во исполнение подпунктов 3, 4 пункта 1 Приказа № 1548 объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> включены в проект Перечня на 2019 год на основании сведений ЕГРН о назначении и наименовании, (письмо Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05.07.2018 года № 11-775/23486.)
Проект Перечня на 2019 год был размещен 14.09.2018 года на официальном сайте ДИО КК.
В установленный срок заявление об исключении объектов из проекта Перечня на 2019 год АО «Кореновсксахар» не представлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объекты включены в Перечень на 2019 год.
Перечень на 2019 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26.12.2018 года № 52-58203/18-08-05.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 АО «Кореновсксахар» не подано заявление об исключении объектов из Перечня на 2019 год.
Во исполнение подпунктов 3, 4 пункта 1 Приказа № 1548 объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> включены в проект Перечня на 2020 год по тем же основаниям, что и в Перечень на 2019 год.
В установленный срок заявление об исключении объектов из проекта Перечня на 2020 год АО «Кореновсксахар» не представлено. Объекты включены в Перечень на 2020 год. Перечень на 2020 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27.12.2019 года № 52-52705/19-08-05. В установленный срок заявление об исключении объектов из Перечня на 2020 год не представлено.
Таким образом, спорные объекты включены в Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019 и 2020 год исходя из наименования и вида фактического использования объекта с кадастровым номером <№...>.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства не позволяли включить объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> в Перечни на 2018, 2019 и 2020 год.
Применительно к налогу на имущество организаций понятие «объект общественного питания» в НК РФ не установлено. В связи с этим при определении соответствия объектов недвижимого имущества требованиям статьи 378.2 НК РФ использовалось определение понятия «объект общественного питания», приведенное в законодательстве.
Согласно пунктам 2, 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору. Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
«ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 года № 1676-ст, даны следующие определения:
-предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания): имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т. ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказав, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг;
-заготовочный цех (объект): предприятие (объект) общественного питания, осуществляющий изготовление кулинарной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий и снабжение ими доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети и других организаций, а также для доставки потребителям по их заказам.
Законодательно определение понятия «офис» не закреплено. При этом конструкция статьи 378.2 НК РФ позволяет относить к административно-деловым объектам, в том числе и здания, расположенные на земельных участках с любым видом разрешенного использования, в случае, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями ЕГРН соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно техническому паспорту на объект кадастровый номер <№...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на 24 марта 2017 года, объект недвижимости имеет наименование: литер Ф-здание конторы транспортного цеха и состоит из помещений, включающих в себя: гардеробную, кабинеты, коридоры, диспетчерскую, туалеты. Общая площадь помещений составляет 193,6 кв.м.
Согласно техническому паспорту на объект кадастровый номер <№...>(экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на 24 марта 2017 года, объект недвижимости имеет наименование: литер И1-здание буфета, комнаты приема пищи и состоит из помещений, включающих в себя: склад, раздевалку, коридор. Общая площадь помещений составляет 68 кв.м.
Согласно техническому паспорту на объект кадастровый номер <№...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на 07 июня 2017 года, объект недвижимости имеет наименование: литер А-административное и состоит из помещений, включающих в себя: кабинеты, туалет, умывальную, подсобное помещение, бухгалтерию архивы, комнату отдыха, коридор, кассу, вестибюль, приемную, щитовую, АТС. Общая площадь помещений составляет 743,6 кв.м.
Назначение помещений спорных объектов недвижимого имущества указанное в документе технического учета (инвентаризации), не предусматривает размещение в нем офисов, административно-делового центра, объектов общественного питания, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изменения в назначение спорных объектов или в документы технического учета (инвентаризации) об объектах недвижимости в период с 24 марта 2017 года, 07 июня 2017 года и по настоящее время не вносились.
Согласно информации, представленной муниципальным образованием Кореновский район 20.12.2019 года объект недвижимости с кадастровым номером <№...>, используется как «офис сахарного завода».
В соответствии с пунктами 11,12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2017 года № 319 информация об использовании объекта недвижимого имущества от 20.12.2019 года с кадастровым номером <№...> вынесена на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, созданной приказом департамента от 26.06.2017 года № 1266. С учетом рекомендаций комиссии определен вид фактического использования объекта с кадастровым номером <№...> «в целях размещения административного здания предприятия».
Судом установлено, что объекты используются строго по назначению, не используется в коммерческих целях и иной деятельности, не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как: участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
Объекты с кадастровыми номерами <№...> расположены на земельном участке с кадастровым номером <№...>, площадью 509275 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования на 2018 год «для объектов общественно-делового значения», на 2019-2020 год «для размещения производственной базы».
Объект с кадастровым номером <№...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...> площадью 2135 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования на 2018 год «для объектов общественно-делового значения», на 2019-2020 год «для размещения административных зданий».
Указанные виды разрешенного использования земельных участков не предполагают размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов общественного питания поэтому не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение объектов в Перечни привело к существенному росту налоговой ставки при расчете налога на имущество, таким образом, права общества, который является налогоплательщиком, нарушаются, поскольку включение объектов в Перечни влечет увеличение налоговой ставки
Согласно акта обследования от 24 декабря 2020 года, проведенного специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК «Кубаньземконтроль», наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 3782 НК РФ, установлено, что объект с кадастровым номером <№...> согласно выписке из ЕГРН и техническому паспорту представляет собой одноэтажное здание буфета, комнаты приема пищи (лит. И1).
Здание расположено на закрытой огороженной территории АО «Кореновсксахар». При входе/въезде на территорию расположено КПП и присутствует вывеска: «Кореновский сахарный завод». Назначение части помещений согласно техническому паспорту не соответствует их фактическому использованию (см. примечание в ТП). Доступ на объект обеспечен полностью.
В здании расположены: помещение, оснащенное токарным станком, столами с запчастями и инструментами - мастерская АО «Кореновсксахар», площадью 42 кв.м, что составляет 61,8% от общей площади объекта; вспомогательные помещения: коридор и комната отдыха, оборудованная диванами и столом, площадью 26 кв.м, что составляет 38,2% от общей площади объекта.
Согласно акта обследования от 24 декабря 2020 года, объект с кадастровым номером <№...> согласно выписке из ЕГРН, техническому паспорту и фактически представляет собой двухэтажное здание конторы транспортного цеха (литер Ф), расположенное на закрытой огороженной территории АО «Кореновсксахар». При входе/въезде на территорию расположено КПП и присутствует вывеска: «Кореновский сахарный завод». Назначение части помещений согласно техническому паспорту не соответствует их фактическому использованию (см. примечание в ТП). Информационные таблички на дверях помещений частично отсутствуют. Доступ на объект обеспечен полностью.
В здании расположены: помещения, оснащенные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией, средствами связи - кабинеты сотрудников АО «Кореновсксахар», площадью 42,2 кв.м, что составляет 21,8% от общей площади объекта; бытовые помещения - раздевалки, а также комната отдыха, оборудованная диваном, столом, холодильником, шкафчиками для одежды, площадью 56,6 кв.м, что составляет 29,2% от общей площади объекта; вспомогательные помещения: коридоры, санузлы, душевая и лестничный марш, площадью 60 кв.м, что составляет 31% от общей площади объекта; помещение, в котором ведется ремонт, признаки использования отсутствуют, площадью 34,8 кв.м, что составляет 18% от общей площади здания.
Согласно акта обследования от 24 декабря 2020 года, объект с кадастровым номером <№...> фактически представляет собой одноэтажное административное здание (лит. A, a, al, а2), принадлежащее на праве собственности АО «Кореновсксахар», Площадь объекта согласно выписке из ЕГРН составляет 743,6 кв.м, согласно техническому паспорту - 662,7 кв.м. Согласно справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Кореновскому району при изготовлении технического паспорта на объект были допущены арифметические ошибки. Назначение части помещений согласно техническому паспорту не соответствует их фактическому использованию (см. примечание в ТП). Информационные таблички на дверях помещений частично отсутствуют. Доступ в помещения 2, 10, 40-41 не обеспечен ввиду отсутствия ключей у представителя собственника. Фотосъемка частично запрещена.
В здании расположены: помещения, оснащенные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией, средствами связи, а также помещения, оборудованные стеллажами с документацией (архивы) - кабинеты сотрудников АО «Кореновсксахар», площадью 353,3 кв.м, что составляет 47,5% от общей площади объекта; вспомогательные помещения: коридоры, санузлы, котельная; комнаты приема пищи для сотрудников оборудованные стульями, столами, бытовыми приборами; помещения, в которых хранятся предметы, бывшие в употреблении, площадью 332,5 кв.м, что составляет 44,8% от общей площади объекта; помещения без признаков использования: пустое помещение без напольного покрытия и частично пустое помещение, в котором отсутствует отопление, частично присутствует мебель и пустые коробки, площадью 17,4 кв.м, что составляет 2,3% от общей площади здания; закрытые помещения площадью 40,4 кв.м, что составляв 5,4% от общей площади здания.
Данные акты не могут быть положены в основу решения суда, поскольку были составлены после включения спорных объектов в перечни на 2018, 2019 и 2020 год.
Судом установлено, что спорные объекты недвижимости используются административным истцом для размещения административных служб предприятия и управления его производственной деятельности. Доступ на территорию предприятия ограничен, АО «Кореновсксахар» не сдает помещения в аренду, что подтверждается материалами дела.
На момент включения спорных зданий в Перечни объектов недвижимого имущества, их фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра недвижимости, не позволяли достоверно отнести данные здания к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка включил объекты недвижимого имущества в Перечни на 2018, 2019 и 2020 год.
С учетом изложенного суд считает, административные исковые требования АО «Кореновсксахар»подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату признания решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление АО «Кореновсксахар» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части, удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункты 8499,8500,8491 Перечня объекта недвижимого имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года № 3008 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в отношении объектов недвижимого имущества:
-наименование: здание конторы транспортного цеха, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 193,6 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск, улица Коммунистическая, дом 24,
-наименование: здание буфета, комнаты приема пищи, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 68 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск, улица Коммунистическая, дом 24,
-наименование: административное здание с пристройками, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...> площадью 743,6 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск, улица Коммунистическая, дом 7,
Признать недействующим со дня принятия пункты 9716,9717,9708 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в отношении объекта недвижимого имущества:
-наименование: здание конторы транспортного цеха, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 193,6 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>
-наименование: здание буфета, комнаты приема пищи, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 68 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>
-наименование: административное здание с пристройками, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 743,6 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>
Признать недействующим со дня принятия пункты 9631,9632,9623 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в отношении объекта недвижимого имущества:
-наименование: здание конторы транспортного цеха, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 193,6 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>
-наименование: здание буфета, комнаты приема пищи, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 68 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>,
-наименование: административное здание с пристройками, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 743,6 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>,
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и АО «Кореновсксахар» в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2021 г.
Судья Е.В. Цехомская