ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-178/18 от 10.01.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-3/2019

Решение

Именем Российской Федерации

г. Тверь 10 января 2019 года

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при секретаре судебного заседания Воробьевой В.А.,

с участием представителя административного истца Иванова В.Ю.,

представителя административного ответчика – Правительства Тверской области - Травкиной О.Н.,

прокурора Полещук Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бекмурзаева А.М. об оспаривании нормативных правовых актов Администрации Тверской области,

установил:

Распоряжением Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 года № 61-ра лесоустроенные земли, общей площадью 2165676 га, согласно приложению, отнесены к категории земель лесного фонда.

Органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра рекомендовано привести земельно-учетную документацию в соответствии с данным распоряжением.

Государственному учреждению «Тверское управление лесами» предписано уведомить землепользователей земельных участков об отнесении земель к категории земель лесного фонда.

Согласно приложению к данному распоряжению площадь лесоустроенных земель в Кашинском лесхозе составляет 19617 га.

Распоряжением Администрации Тверской области от 26 мая 2006 года № 212-ра в распоряжение № 61-ра внесены изменения, пункты 1 и 2 изложены в редакции:

«1. Отнести лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, к категории земель-земли лесного фонда.

2. Рекомендовать органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, оказывать лесхозам-филиалам государственного учреждения «Тверское управление лесами» содействие при формировании землеустроительных дел».

Кроме того, распоряжением утвержден План-график мероприятий по оформлению землеустроительных дел, прилагаемый к распоряжению.

Распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 544-ра «О переводе земель из одной категории в другую» в соответствии с приложением переведены земли общей площадью 19617,0 га, расположенные на территории Кашинского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли лесного фонда.

В приложении к данному распоряжению в перечне земель в п. 29 указаны земли сельскохозяйственного назначения, используемые Акционерным обществом «Василево» площадью 1061 га.

23 октября 2018 года Бекмурзаев А.М. обратился в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия распоряжения Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 года № 61-ра «Об отнесении земель к категории-земли лесного фонда», распоряжения Администрации Тверской области от 26 мая 2006 года № 212-ра «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации Тверской области от 01.02.2006 № 61-ра», распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 544-ра «О переводе земель из одной категории в другую»» в части перевода земельного участка площадью 1061га Акционерного общества «Василево» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

В обоснование заявленных требований Бекмурзаев А.М. указал, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами на основании соглашения об отступном, заключенного с Сельмурзаевым Б.Ш. 19 мая 2016 года.

Указанные земельные участки были выделены из земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Сельмурзаеву Б.Ш., который был передан ему по договору дарения АОЗТ «Василево» от 12 января 2009 года.

АОЗТ «Василево» земельный участок принадлежал на основании договора купли-продажи от 09 августа 2007 года, заключенного с Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района Тверской области, постановления главы администрации от 07 августа 2009 года.

Постановлением главы администрации г. Кашина и Кашинского района от 01 февраля 1993 года за № 26-2 Акционерному обществу «Василево» предоставлено 3126 га земель, в том числе в собственность 1778 га, бессрочное (постоянное) пользование 1348 га для ведения сельского хозяйства в границах, указанных в чертеже для ведения сельского хозяйства, что следует из государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТВО-41-0004.

В августе 2018 года в Кашинский городской суд обратился Тверской межрегиональный природоохранный прокурор с иском об оспаривании постановлений о предоставлении земельного участка и оспаривании сделок, истребовании земель лесного фонда, признании незаконными результатов образования земельных участков.

Оспариваемые распоряжения приняты в нарушение подпункта 5 пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» без уведомления и в отсутствие согласия АО «Василево», который являлся пользователем земельного участка площадью 1348 га, в границах которого в дальнейшем был образован земельный участок с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Иванов В.Ю. поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика – Правительства Тверской области Травкина О.Н. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве.

Представитель Министерства сельского хозяйства Тверской области Сокол Н.В. просила рассмотреть дело без ее участия, представив письменные возражения по административному иску.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Выслушав представителей сторон, заключение прокурора Полещук Р.С. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.п. «в» и «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации и подп. «б» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании подпунктов 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Тверской области от 20 марта 2002 года № 2-ЗО «Об Администрации Тверской области», действовавшего на дату принятия оспариваемых распоряжений, Администрация Тверской области являлась постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области.

В соответствии со статьей 44 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Администрация Тверской области переименована в Правительство Тверской области, являющееся правопреемником Администрации Тверской области.

Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты уполномоченным органом.

Оспариваемые административным истцом распоряжения опубликованы в газете «Тверская жизнь» от 28 октября 2017 года № 108, размещены в сети «Интернет», в справочно-поисковых системах «Консультант», «Гарант».

В силу положений, содержащихся в статьях 3, 4, 10 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статьях 3, 4, 25, 26 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, все леса, включая леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, образовывали единый государственный лесной фонд, состояли в исключительной собственности государства и признавались колхозными лесами.

Ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществлялось колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР.

Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществлялось государственными органами сельского хозяйства.

Пунктом 3 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968года №144, предусмотрено, что лесное хозяйство в колхозах является отраслью общественного хозяйства и служит для дальнейшего развития и подъема сельскохозяйственного производства.

Колхозные леса выполняют полезащитные, противоэрозионные, водоохранные и другие функции. Вместе с тем, они предназначены для удовлетворения потребностей общественного хозяйства колхозов и нужд колхозников в древесине, для осуществления побочных пользований и развития лесных промыслов.

Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТВО-41-0004 Производственно-коммерческому Акционерному обществу «Василево» постановлением главы администрации г. Кашина и Кашинского района от 01 февраля 1993 года за № 26-2 предоставлено 3126 га земель, в том числе в собственность 1778 га, бессрочное (постоянное) пользование 1348 га для ведения сельского хозяйства.

Из экспликации земель Производственно-коммерческого акционерного общества «Василево» следует, что в состав переданных на праве бессрочного (постоянного) пользования земель вошли в том числе леса и кустарники площадью 1203 га.

Постановлением главы администрации Кашинского района Тверской области от 07 августа 2007 года за № 123-б АОЗТ «Василево» передан в собственность земельный участок с кадастровым номером площадью 4750000 кв.м.

В соответствии с кадастровой выпиской от 28 августа 2012 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23 мая 2006 года с кадастровым номером с указанием площади 4750000 кв.м, категории земель - сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

По договору дарения от 12 января 2009 года указанный земельный участок передан АО «Василево» Сельмурзаеву Б.Ш.

Из земельного участка образованы земельные участки с кадастровыми номерами :643.

Согласно сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, Производственно-коммерческое Акционерное общество закрытого типа «Василево» исключено из реестра на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ.

15 апреля 1993 года вступили в силу Основы лесного законодательства Российской Федерации от 06 марта 1993 года № 4613-1, статья 10 которых устанавливала, что лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, находится во владении колхозов.

Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществлялось с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса (статья 35 данных Основ).

На основании статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ, действовавшего до 01 января 2007 года, участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передавались им в безвозмездное пользование.

На предоставленных сельскохозяйственным организациям в пользование участках лесного фонда могли осуществляться все виды лесопользования, предусмотренные статьей 80 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно кадастровой выписке о земельном участке собственником лесного участка с кадастровым номером (предыдущий условный ), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 10610000 кв.м. является Российская Федерация, его пользователем – АО «Василево».

Граница земельного участка в соответствии с требованиями законодательства не установлена.

Таким образом, в силу приведенных норм законодательства переданные ПК АОЗТ «Василево» земли под лесами и кустарниками, расположенные на указанной в оспариваемом распоряжении площади, учитываемые в государственном земельном кадастре как земли сельскохозяйственного назначения, являлись колхозными лесами, относились к землям государственного лесного фонда и учитывались в его составе, что подтверждено представленными Министерством лесного хозяйства Тверской области документами экспликации земель, картой-схемой расположения и границ лесного участка Кашинского лесничества по материалам АО «Василево», кварталы № 1-5, проектом организации и ведения лесного хозяйства АО «Василево».

Распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 544-ра «О переводе земель из одной категории в другую» постановлено перевести земли в соответствии с приложением к распоряжению, расположенные на территории Кашинского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

Приложением к данному распоряжению перевод осуществлен также в отношении земель АО «Василево» площадью 1061 га, что оспаривается заявителем.

В целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством распоряжением от 01 февраля 2006 года № 61-ра и распоряжением от 26 мая 2006 года № 212-ра постановлено отнести лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, к категории земель лесного фонда.

Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 той же статьи).

В соответствии с данной нормой Федерального закона постановлением Администрации Тверской области от 24 октября 2006 года № 261-па установлено содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий и прилагаемых к нему документов, в число которых входили: удостоверенные в соответствии с действующим законодательством копии документов, подтверждающих правоспособность заявителя, материалы, содержащие отображение границ переводимых земель, позволяющие однозначно определить их положение на местности (картографические материалы с нанесением границ переводимых земель и кадастровых кварталов); расчет потерь сельскохозяйственного производства при переводе сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Предоставление согласия правообладателей земельных участков, входящих в состав переводимых земель, данным постановлением не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, 12 июля 2006 года Администрация Кашинского района Тверской области обратилась в Администрацию Тверской области с ходатайством о переводе лесоустроенных земель, числящихся в составе земель сельскохозяйственного назначения, под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, в категорию земель лесного фонда согласно прилагаемому к ходатайству перечню, включающему земли АО «Василево» на площади 1061 га.

По результатам рассмотрения данного ходатайства Администрацией Тверской области было принято оспариваемое распоряжение от 27 ноября 2006 года № 544-ра.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно истребованным судом материалам регистрационного дела, лесной участок с кадастровым номером (предыдущий условный ), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>») площадью 10610000 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предназначен для ведения лесного хозяйства.

Кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр 05 марта 2007 года.

Таким образом, собственником указанного земельного участка на дату перевода его из категории земель сельскохозяйственного назначения и до настоящего времени является Российская Федерация. В связи с этим, с учетом приведенных обстоятельств, отсутствие согласия АО «Василево» на перевод земель из одной категории в другую о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствует.

Кроме того, следует учесть, что оспариваемыми распоряжениями не разрешался вопрос о переводе конкретных земельных участков из одной категории в другую, перевод осуществлен в отношении земель, фактически находящихся на тот момент в составе лесного фонда.

Довод административного истца о нарушении его прав собственника земельных участков оспариваемым нормативным актом в связи с истребованием приобретенных им в 2016 году земельных участков по иску прокурора в гражданском судопроизводстве, не может быть принят судом, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Вопрос о соотношении местоположения и границах принадлежащих административному истцу земельных участков и лесного участка, не является предметом рассмотрения по делу об оспаривании нормативного правового акта.

Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Бекмурзаева А.М. о признании недействующими распоряжения Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 года № 61-ра «Об отнесении земель к категории-земли лесного фонда», распоряжения Администрации Тверской области от 26 мая 2006 года № 212-ра «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 года № 61-ра», распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 544-ра «О переводе земель из одной категории в другую»» в части перевода земельного участка площадью 1061га Акционерного общества «Василево» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Кустов А.В.

Мотивированное решение составлено 15 января 2019 года.

Председательствующий Кустов А.В.