3а-178/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Розовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 13 октября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании не действующими частей 5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 16 в части слов «5-2, 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-2)», пункта 10 части 1 статьи 16 в части слов «5-2 (за исключением привлечения к административной ответственности родителей (лиц, их замещающих), 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-2)», пункта 11-2 части 1 статьи 16 в части слов «5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4», абзаца пятого части 2 статьи 16 в части слов «частями 5-1, 5-2 (в части привлечения к административной ответственности родителей (лиц, их замещающих), 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-1), 5-5» Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми»,
установил:
18 декабря 2003 года Государственным Советом Республики Коми принят и 30 декабря 2003 года Главой Республики Коми подписан Закон Республики Коми №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» (далее - Закон Республики Коми №95-РЗ), первоначальная редакция которого опубликована в изданиях «Республика» 13 января 2004 года №9 и «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» 21 мая 2004 года №5.
Частью 5-1 статьи 4 Закона Республики Коми №95-РЗ (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела в суде) предусмотрено, что допущение нахождения несовершеннолетних на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу части 5-2 статьи 4 Закона допущение нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере от трехсот до одной тысячи рублей; наложение административного штрафа: на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 5-4 статьи 4 Закона действия, указанные в частях 5-1, 5-2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года со дня окончания исполнения наложенного за их совершение административного наказания, влекут наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 5-5 статьи 4 Закона действия, указанные в части 5-2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года со дня окончания исполнения наложенного за их совершение административного наказания, влекут наложение административного штрафа на родителей (лиц, их замещающих) в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
В статье 16 Закона Республики Коми №95-РЗ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частями 5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4 Закона. Такими полномочиями наделены: должностные лица Министерства юстиции Республики Коми - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5-2, 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-2) статьи 4 Закона (пункт 2 части 1); должностные лица органов внутренних дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5-2 (за исключением привлечения к административной ответственности родителей (лиц, их замещающих), 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-2) статьи 4 Закона (пункт 10 части 1); члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав районов, городов, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований в Республике Коми, - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4 Закона (пункт 11-2 части 1); должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов, муниципальных районов в Республике Коми в соответствии с Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5-1, 5-2 (в части привлечения к административной ответственности родителей (лиц, их замещающих), 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-1), 5-5 статьи 4 Закона (абзац 5 части 2).
Исполняющий обязанности прокурора Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом дополнений от 31 июля 2020 года) о признании не действующими приведенных выше положений Закона Республики Коми №95-РЗ.
В обоснование требований прокурор ссылается на превышение субъектом Российской Федерации своих полномочий при введении указанными нормами административной ответственности, а также на несоответствие оспариваемых норм критерию правовой определенности, что влечет за собой нарушение правовых гарантий лиц, привлекаемых к административной ответственности, установленных статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованными лицами по делу привлечены Глава Республики Коми и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми.
Прокурор Юдин А.В. в судебном заседании требования поддержал.
Представители Государственного Совета Республики Коми ФИО1, Главы Республики Коми ФИО2, ФИО3 и ФИО4 с требованиями прокурора не согласились, указав о том, что оспариваемые положения Закона Республики Коми №95-РЗ не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах предоставленных полномочий.
Представители Управления Минюста России по Республике Коми ФИО5 и ФИО6 требования прокурора поддержали.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Оспариваемые положения внесены в Закон Республики Коми №95-РЗ следующими Законами Республики Коми:
от 26 сентября 2014 года №110-РЗ «О внесении изменений в статью 9 Закона Республики Коми «О Государственном гербе Республики Коми» и Закон Республики Коми «Об административной ответственности в Республике Коми» (опубликован в изданиях «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru 29 сентября 2014 года, «Республика» 4 октября 2014 года №120, «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» 7 октября 2014 года №27, «Коми му» 30 октября 2014 года №43);
от 26 декабря 2014 года №173-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «Об административной ответственности в Республике Коми» (опубликован в изданиях «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru 26 декабря 2014 года, «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» 30 декабря 2014 года №35);
от 1 декабря 2015 года №112-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «Об административной ответственности в Республике Коми» (опубликован в изданиях «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru 1 декабря 2015 года, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 3 декабря 2015 года, «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» 4 декабря 2015 года №23);
от 26 июня 2017 года №44-РЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Республики Коми «Об административной ответственности в Республике Коми» (опубликован в изданиях «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru 26 июня 2017 года, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 июня 2017 года, «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» 3 июля 2017 года №13);
от 2 ноября 2018 года №98-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» и в Закон Республики Коми «Об административной ответственности в Республике Коми» (опубликован в изданиях «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru 2 ноября 2018 года, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 9 ноября 2018 года, «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» 3 декабря 2018 года №17).
Нормативные положения Закона Республики Коми №95-РЗ в оспариваемой части приняты с соблюдением требований законодательства к их форме, порядку опубликования, а также введения в действие.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьями 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разграничены предметы ведения Российской Федерации и её субъектов в области законодательства об административных правонарушениях.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в частности относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; а также организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Из названных положений следует, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу действующего федерального законодательства.
Отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №124-ФЗ), который образует законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации наряду с соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка (статьи 2 и 3).
Статьей 14.1 Федерального закона №124-ФЗ установлено, что родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 2). Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться: меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка (пункт 3).
В Республике Коми такие меры установлены статьей 3 Закона Республики Коми от 23 декабря 2008 года №148-РЗ «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми».
Согласно диспозиции частей 5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4 Закона Республики Коми №95-РЗ административная ответственность установлена за неисполнение мер, перечисленных в статье 3 Закона Республики Коми №148-РЗ (аналогичных, содержащимся в пункте 3 статьи 14.1 Федерального закона №124-ФЗ).
Вместе с тем, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей федеральным законодателем возложена на родителей (лиц, их заменяющих), следовательно, и привлечение к административной ответственности за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение этой обязанности может иметь место исключительно на основании федерального закона.
Частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Таким образом, устанавливая частями 5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4 Закона Республики Коми №95-РЗ административную ответственность по вопросам, урегулированным федеральным законом, Государственный Совет Республики Коми вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
Кроме того, установление региональным законодательством административной ответственности в отношении родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих) за неисполнение мер, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию влечет нарушение принципа недопустимости наказания за одно и то же нарушение дважды, порождает ситуацию неопределенности при привлечении их к ответственности за указанные деяния, а в отношении юридических и должностных лиц при неопределенности правового регулирования также нарушается принцип допустимости возложения обязанностей только за действия, входящие в объем общей правоспособности указанных лиц.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми о том, что пунктом 8 статьи 14.1 Федерального закона №124-ФЗ предусмотрено право субъекта Российской Федерации устанавливать административную ответственность за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда, являются несостоятельными, поскольку это право субъекта Российской Федерации абсолютным не является, его осуществление обусловлено особенностями принципа разграничения нормотворческой компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях и не означает полномочие установить региональным законом административную ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством, что является прерогативой федерального законодателя.
Пунктами 2, 10, 11-2 части 1, абзацем пятым части 2 статьи 16 Закона Республики Коми №95-РЗ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частями 5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4 Закона.
В случае признания противоречащими федеральному законодательству и не действующими положений, устанавливающих административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормы закона субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации производства по таким делам об административных правонарушениях, также подлежат признанию недействующими.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административный иск исполняющего обязанности прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению в полном объеме.
Поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта до принятия решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и юридических лиц, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Требования исполняющего обязанности прокурора Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления в законную силу решения суда части 5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4, пункт 2 части 1 статьи 16 в части слов «5-2, 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-2)», пункт 10 части 1 статьи 16 в части слов «5-2 (за исключением привлечения к административной ответственности родителей (лиц, их замещающих), 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-2)», пункт 11-2 части 1 статьи 16 в части слов «5-1, 5-2, 5-4, 5-5 статьи 4», абзац пятый части 2 статьи 16 в части слов «частями 5-1, 5-2 (в части привлечения к административной ответственности родителей (лиц, их замещающих), 5-4 (в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5-1), 5-5» Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми».
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27 октября 2020 года.
Судья А.Г. Пешкин