ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-178/20 от 16.09.2020 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

дело № 3а-178/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала 16 сентября 2020 г.

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А,

при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,

с участием прокурора Алиевой Ф.Д., представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности ФИО4, представителя заинтересованного лица Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности ФИО5, представителя заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», № 120-126, 22.04.2014 г., утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением в которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).

Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <...>, был включен в Перечень (строка 2366) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2020 - 2022 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), крыши (8), в плановый период 2026 - 2028 гг. – работ по утеплению и ремонту фасада (10), в плановый период 2032 - 2034 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 03.02.2020 г., Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой дом № 46 по ул. Лёвина в г.Махачкала включен в Перечень (позиция 2725) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: - исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и работ по ремонту крыши из планового периода 2020-2022 гг. (столбец 9); - исключения работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2026-2028 гг. (столбец 11); - исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, из планового периода 2032-2034 гг. и переноса на этот плановый период работ по ремонту крыши (столбец 13); - переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг. (столбец 14); - переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг. (столбец 15),

ФИО7 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы» в части вышеуказанного переноса установленных сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <...> , и сокращения перечня планируемых работ по ремонту внутридомовых инженерных систем.

В обоснование заявленных требований указано, что перенос сроков и сокращение перечня планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлены при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в многоквартирном доме.

В письменных возражениях представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО8 содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Указывается, что в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. К полномочиям Правительства Республики Дагестан в сфере организации проведения капитального ремонта относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также утверждение и актуализация Программы, которая в силу действующего правового регулирования подлежит актуализации не реже одного раза в год. Внесенные оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан изменения в Программу в части переноса сроков и сокращения перечня планируемых ремонтных работ в отношении многоквартирного дома № 46 по ул. Лёвина г. Махачкала были обусловлены необходимость актуализации Программы. Сама актуализация проведена с соблюдением установленного порядка на основании сведений о проценте износа конструктивных элементов дома, представленных администрацией ГОсВД «город Махачкала». Кроме того, оспариваемые изменения произведены на основании Плана мероприятий по обеспечению в Республике Дагестан финансовой устойчивости Программы, утвержденного 22 августа 2019 года врио председателя Правительства РД ФИО9, которыми предусмотрена оптимизация предусмотренных Программой расходов путем изменения сроков проведения работ в случае недостаточности средств собственников, а также в зависимости от технического состояния многоквартирных домов и степени износа их конструктивных элементов.

В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация ГОсВД «город Махачкала», ООО «Управляющая компания № 3».

В письменных возражениях представителей Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности ФИО5, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности ФИО4 и первого заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан ФИО10 содержится просьба об отказе в удовлетворении административного иска по доводам, аналогичным содержащимся в письменных возражениях представителя Правительства Республики Дагестан ФИО8, согласно которым внесение изменений в Программу, повлекших перенос сроков и сокращение перечня планируемых ремонтных работ в отношении дома № 46 по ул. Лёвина г. Махачкалы, было осуществлено Правительством Республики Дагестан в рамках имеющихся полномочий с соблюдением предусмотренного порядка на основании сведений, предоставленных администрацией ГОсВД «город Махачкала», обусловлено необходимостью актуализации Программы и выполнением утвержденного 22 августа 2019 года плана мероприятий, предусматривающего оптимизацию предусмотренных Программой расходов.

В письменных возражениях представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах ФИО5 также содержится довод о том, что установленный на сегодняшний день минимальный размер взноса на капитальный ремонт не обеспечивает финансовые условия для реализации утвержденной до 2040 года Программы, при установленном ограничении для регионального оператора ежегодного расходования не более 90 % объема взносов на капитальный ремонт, поступивших за предшествующий год; перенос работ произведен на основании п.5 ч.4 ст.168 Жилищного кодекса РФ в связи с изменением сроков проведения работ, а также включением в региональную программу дополнительного количества многоквартирных домов, в которых планируется ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО3, представители заинтересованных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности ФИО4, Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности ФИО5, Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан по доверенности ФИО6 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в представленных в суд письменных возражениях.

Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», ООО «Управляющая компания № 3», извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителей этих заинтересованных лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.

Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).

Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 годы.

Как усматривается из материалов административного дела, административный истец ФИО7 является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме № 46 по ул. Лёвина в г. Махачкала, введенного в эксплуатацию в 2002 году.

В результате внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года № 10 изменений ранее запланированные Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) на плановый период 2020-2022 гг. работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, крыши были исключены из этого планового периода; работы по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения перенесены на 2035-2037 гг.; работы по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения перенесены на 2038-2040 гг.; работы по ремонту крыши перенесены на 2032-2034 гг.; запланированные на 2026-2028 гг. работы по утеплению и ремонту фасада исключены из этого планового периода и перенесены на 2038-2040 гг.; запланированные на 2032-2034 гг. работы по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, а также ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме исключены из этого планового периода.

Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное изменение сроков проведения ремонтных работ в многоквартирном жилом доме № 46 по ул. Лёвина г. Махачкалы и сокращение объема планируемых работ произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) сроков капитального ремонта и сокращение перечня планируемых видов ремонтных работ общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

Доводы представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности ФИО5 в судебном заседании о том, что произведенный перенос сроков капитального ремонта многоквартирного дома № 46 по ул. Лёвина г. Махачкалы и сокращение перечня планируемых видов ремонтных работ произведены в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованными.

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы» и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.

Напротив, как следует из письменных возражений административного ответчика и заинтересованных лиц, внесение изменений в Программу было осуществлено во исполнение подпунктов 2 и 3 пункта 2.6. Плана мероприятий по обеспечению в Республике Дагестан финансовой устойчивости Программы, утвержденного 22 августа 2019 года врио председателя Правительства РД ФИО9, которыми предусмотрена оптимизация предусмотренных Программой расходов путем изменения сроков проведения работ в случае недостаточности средств собственников, а также в зависимости от технического состояния многоквартирных домов и степени износа их конструктивных элементов.

В этой связи довод представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности ФИО5 о том, что в принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома № 46 по ул. Лёвина г. Махачкалы решения о переносе на более поздние сроков капитального ремонта дома и сокращения перечня планируемых работ не было необходимости в связи с переносом на более ранние сроков ремонта лифтового оборудования в большом количестве других многоквартирных домов на территории Республики Дагестан, не может быть признан обоснованным.

Также необоснованными подлежат признанию доводы письменных возражений представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности ФИО5 о недостаточности в фонде необходимых средств для реализации мероприятий Программы в полном объеме, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для внесения указанных в части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации изменений в Программу без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые ФИО7 положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ в запланированные сроки, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию не действующими с даты их принятия, т.е. с 28 января 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО7 удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия столбцы 9, 11, 13, 14 и 15 строки 2725 подраздела «город Махачкала» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10, в части:

- исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и работ по ремонту крыши из планового периода 2020-2022 гг. (столбец 9);

- исключения работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2026-2028 гг. (столбец 11);

- исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, из планового периода 2032-2034 гг. и переноса на этот плановый период работ по ремонту крыши (столбец 13);

- переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг. (столбец 14);

- переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг. (столбец 15),

многоквартирного дома, расположенного по адресу <...> д. 46.

Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 26 сентября 2020 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Х.А.Хавчаев