ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-178/2022 от 02.08.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-178/2022

42OS0000-01-2022-000202-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кемерово 2 августа 2022 года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

с участием прокурора Гейэр Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью фирма «Колор» о признании недействующими в части приказа Департамента жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23 декабря 2014 года № 150 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Прокопьевского городского округа»,

УСТАНОВИЛ:

23 декабря 2014 года Департаментом жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области принят приказ № 150 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Прокопьевского городского округа» (далее – Приказ № 150 от 23.12.2014).

В соответствии с пунктом 1 приказа на территории Прокопьевского городского округа установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для граждан, проживающих с многоквартирных или жилых домах при отсутствии приборов учета, в отопительный период продолжительностью 9 месяцев, включая неполные месяцы отопительного периода, определенные с применением метода аналогов при заданной вероятности объема выборки, равной 0, 85, с учетом технических параметров и климатических условий согласно приложению к настоящему приказу.

Пунктом 2 вышеуказанного приказа определено, что оплата потребителями коммунальной услуги по отоплению осуществляется равномерно за все расчетные месяцы календарного года с применением коэффициента периодичности, равного 0, 75, определенного путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году.

Пунктом 2 приложения для многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом от 5 000 кубических метров до 10 000 кубических метров установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в размере 0, 0272 Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.

Приказ был опубликован на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 29.12.2014 (л.д.40).

ООО фирма «Колор» ссылается на несоответствие Приказа № 150 от 23.12.2014 территориальным строительным нормам Кемеровской области ТСН 23-336-2002, утвержденным приказом № 6 от 22.04.2002 Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Кемеровской области, Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», и нарушению им прав и интересов истца.

Административный истец считает, что применение в оспариваемом нормативном правовом акте в расчет неполных месяцев отопительного периода в качестве полных необоснованно и привело к неправильному расчету коэффициента периодичности, а использование при расчете норматива неверных значения температур и длительности отопительного периода вызвало его существенное завышение.

Просит признать недействующим со дня принятия приказ Департамента жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области принят приказ от 23 декабря 2014 года № 150 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Прокопьевского городского округа» (далее – Приказ № 150 от 23.12.2014) в части:

установления пунктом 1 отопительного периода продолжительностью 9 месяцев, включая неполные месяцы отопительного периода, определенные с применением метода аналогов при заданной вероятности объема выборки, равной 0, 85;

установления пунктом 2 коэффициента периодичности, равного 0, 75, определенного путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;

установления пунктом 2 приложения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в размере 0, 0272 Гкал на 1 кв. метр.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений, а также письменных пояснений, поддержал (л.д.73-47, 161-164, 198-202).

Генеральным директором общества ФИО2 в ходе судебного разбирательства даны пояснения.

Представитель административного ответчика РЭК Кузбасса (далее также РЭК, регулирующий орган) ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.146-153). Суду пояснил, что нормативного правового акта, регулирующего норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории субъекта не существует, поскольку указанные нормативы ранее устанавливались в разрезе муниципальных образований. Иные документы касательно установления нормативов на территории г.Прокопьевск, кроме представленного в судебное заседание заключения ООО «Аудитюрсервис», в РЭК Кузбасса не передавались.

Представитель административного ответчика года Министерства жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кузбасса ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования по основаниям, изложенным в возражениях, не признал (л.д.44-46).

Представитель заинтересованного лица ООО «ТЭР» ФИО5, действующая на основании доверенности, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.82), просила в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Гейэр Е.И., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ и пункт 3 Правил № 306).

Согласно пункту 6-1 статьи 4 Закона Кемеровской области от 28.06.2010 № 70-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере жилищно-коммунального комплекса» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, нормативы потребления коммунальных услуг (за исключением электроснабжения и газоснабжения), в соответствии с действующим законодательством, устанавливались исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, проводящим государственную политику в сфере жилищно-коммунального комплекса.

Таким органом на территории Кемеровской области на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта являлся департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (пункты 1.1, 5.46, 7.3.7 Положения о департаменте жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, утвержденное Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.10.2007 № 275 «О создании департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области»).

Учитывая изложенное, оспариваемый приказ был принят департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых вышеуказанный исполнительный орган был вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

По процедуре и порядку принятия нормативный правовой акт административным истцом не оспариваются.

Постановлением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 24.12.2019 N 91-пг «О переименовании отдельных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса» департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области переименован в Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, действующее на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 25.02.2020 № 81 «О Министерстве жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса», которым право на установление нормативов потребления коммунальных услуг, не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 3.65 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденном постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142 и действующем с 19 марта 2020 года, в настоящее время Региональная энергетическая комиссия Кузбасса утверждает нормативы потребления коммунальных услуг в соответствии со статьей 157 ЖК РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что ООО фирма «Колор» является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: , а также нежилого помещения по адресу: (л.д.26, 27).

Согласно представленным платежным документам, при расчете административному истцу размера платы за отопление жилого и нежилого помещения, используются нормативы потребления, установленные Приказом № 150 от 23.12.2014 (л.д.28, 29 - платежные документы).

Таким образом, оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт, затрагивает его права как потребителя коммунальных услуг по отоплению, несущего бремя финансовой нагрузки.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам № 306 (пункты 13, 19).

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).

Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению установлена в таблице 6 приложения № 1 к Правилам № 306 и предусматривает категории жилых помещений в многоквартирных домах, дифференцированных по годам постройки (до 1999 года постройки включительно и после 1999 года постройки), по этажности, по материалам стен (многоквартирные дома и жилые дома со стенами из камня и кирпича, многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков; многоквартирные дома и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и иных материалов).

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения № 1 к названным правилам (пункт 34 Правил № 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил № 306).

Установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.

Как следует из материалов дела, на основании договора № 17-э от 05.05.2012, заключенного МУП «Служба единого заказчика» г. Прокопьевска Кемеровской области, независимая аудиторская организация ООО «Аудитюрсервис» произвела расчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для жилых помещений, по отоплению на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек, о чем было составлено соответствующее заключение (л.д.103-141).

Как указывает Министерство жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, вышеуказанное заключение предшествовало утверждению оспариваемого в части нормативного правового акта, а предложенные независимой аудиторской организацией нормативы потребления коммунальных услуг на дату издания Приказа № 150 от 23.12.2014 департаментом признаны обоснованными.

В судебном заседании представитель министерства разъяснил, что в основу оспариваемого нормативного правового акта заключение ООО «Аудитюрсервис» положено не было, оно было представлено в материалы настоящего дела потому, что его выводы признаны обоснованными, так как совпали с выводами по итогам произведенных департаментом жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области собственных расчетов, которые в связи с истечением срока хранения документов представить не представляется возможным, вместе с тем представленное заключение не является абсолютным.

Суд с такой позицией административного ответчика, как подтверждающей обоснованность расчета и принятия оспариваемого норматива, согласиться не может.

Так, согласно представленному заключению ООО «Аудитюрсервис», расчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению выполнен расчетным методом, а не методом аналогов при заданной вероятности объема выборки, равной 0, 85, как на то указано в оспариваемом Приказе № 150 от 23.12.2014

При этом пояснения представителя Министерство жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кузбасса о расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению именно расчетным методом, соответствующими доказательствами не подтверждены, поскольку какого – либо собственного расчета принятого и оспариваемого истцом норматива министерством суду не представлено, как не представлено и собственного обоснования невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным по отношению к расчетному.

В материалах дела отсутствуют данные о том, что департаментом жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области предпринимались какие-либо меры по формированию объема выборки многоквартирных домов, что запрашивались сведения с обоснованием запроса об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры (материал стен, крыши, износ внутридомовых инженерных систем) и расположенных в аналогичных климатических условиях и сформировать ее не представилось возможным. Не содержит таких данных и представленный в материалы административного дела отчет ООО «Аудитюрсервис».

Были ли в соответствии с пунктом 44 Правил № 306 использованы при применении расчетного метода сведения, представляемые органами гидрометеорологической службы, за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период, представитель министерства пояснить не смог, а представленное заключение ООО «Аудитюрсервис» не содержит обоснования причин, по которым данные сведения получить не представлялось возможным.

Согласно таблице 7.4 заключения ООО «Аудитюрсервис», при расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях МКД и жилых домов г.Прокопьевска до 1999 года постройки включительно по указанной в заключении формуле, с учетом приведенных в таблице средневзвешенных значений, размер норматива составит 0, 02697 или с учетом округления 0, 027, но никак не 0,0272, как на то указано в пункте 2 приложения к оспариваемому Приказу № 150 от 23.12.2014.

При таких обстоятельствах, говорить о том, что при расчете оспариваемого норматива расчеты принявшего его органа совпали с расчетами в представленном суду заключении, не представляется возможным.

Ни применение метода аналогов согласно оспариваемому приказу, ни применение расчетного метода согласно утверждениям представителя министерства, не подтверждено документальными расчетами, актуализированными на момент их утверждения, что не основано на положениях Правил № 306.

Таким образом, по мнению суда, административным ответчиком не представлено как доказательств соблюдения раздела V Правил № 306 при расчете оспариваемого норматива с применением метода аналогов, на что указано в оспариваемом нормативном правовом акте, так и доказательств соблюдения раздела VI Правил № 306 при применении расчетного метода, на применение которого указывал в судебном заседании его представитель.

Представленное заключение ООО «Аудитюрсервис» к доказательствам соблюдения расчетного метода при установлении оспариваемого норматива не относится и относиться не может, что не оспаривалось в судебном заседании представителем министерства.

Суд также считает необходимым отметить, что ссылаясь на таблицы СНиП 23-01-99* «Строительная климатология» и ТСН 23-336-2002 Кемеровской области «Нормативы по энергопотреблению и теплозащите» и указывая, что значения расчетных температур для расчета норматива для жилых помещений г.Прокопьевска не определены, ООО «Аудитюрсервис» приняты такие температурные значения ближайшего населенного пункта г.Киселевска, которые не соответствуют ему в части среднесуточной температуры согласно указанным таблицам; при расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в представленном заключении без обоснования использована величина в 242 суток, соответствующая продолжительности отопительного периода для поликлиник и лечебных учреждений, домов – интернатов, дошкольных учреждений, а не для жилых помещений в 227 суток; формула расчета нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода (формула 18), использованная ООО «Аудитюрсервис», не соответствует приведенной в пункте 18 приложения № 1 к Правилам № 306 формуле на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Учитывая изложенное, установленный пунктом 2 приложения оспариваемый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в отношении многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом от 5 000 кубических метров до 10 000 кубических метров в размере 0, 0272 Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома, не может расцениваться как рассчитанный с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

До принятия судебного решения оспариваемые положения нормативного правового акта применялись, порождая правовые последствия как для граждан, так и для организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, суд приходит к выводу о признании оспариваемого приказа в части установления пунктом 2 приложения к нему для многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом от 5 000 кубических метров до 10 000 кубических метров норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в размере 0, 0272 Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Разрешая заявленные административным истцом требования в остальной части, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с решениями администрации г.Прокопьевска о начале и окончании отопительного периода, в 2010-2014 годах отопительный период начинался в сентябре и оканчивался в мае (л.д.193-197).

Поскольку исходя из содержания формулы 18 пункта 18 Приложения к Правилам № 306 в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта следует, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется с учетом - периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), департаментом, указанная продолжительность обоснованно принята за 9 месяцев, о чем указано в пункте 1 Приказа № 150 от 23.12.2014, что соответствует длительности отопительных сезонов с началом в мае и окончанием в сентябре.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Руководствуясь вышеуказанной нормой права Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые подлежат применению с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.

Пункт 1 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению утвержденных вышеуказанным постановлением предусматривает, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

При таких обстоятельствах, исходя из продолжительности отопительного периода в 9 месяцев и календарному количеству месяцев в году (12), департаментом в пункте 2 оспариваемого Приказа № 150 от 23.12.2014 коэффициент периодичности обоснованно указан как равный 0,75 определенный путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году.

Указание в оспариваемом нормативном правовом акте на продолжительность отопительного периода 9 месяцев в пункте 1 и величину коэффициента периодичности равному 0,75 в пункте 2 в противоречие с требованиями действующего законодательства, не требовавшего на момент его принятия указания данной информации, не вступают.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.01.2017 № 9 на территориях муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.

Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом при расчете нормативов потребления на отопление учтено то количество тепловой энергии, которое приходится на среднюю фактическую продолжительность отопительного периода, и именно это количество равномерно распределено на 9 месяцев – по количеству календарных месяцев в отопительном периоде (7 полных: январь, февраль, март, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь, 2 неполных: май, сентябрь).

Положениями жилищного законодательства Российской Федерации и Правил № 354 не предусмотрена возможность корректировки (уменьшения/доначисления) платы за коммунальную услуг по отоплению собственникам помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, при увеличении/уменьшении фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги, в том числе в случае изменения отопительного сезона.

Размер платы за коммунальные услуги по отоплению в таких домах определяется исключительно исходя из установленного норматива к количеству месяцев (в том числе неполных) и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Таким образом доводы стороны административного истца о необходимости использования при определении продолжительности отопительного периода определенного количества дней, либо не целых величин месяцев и использовании их при расчете коэффициента периодичности не основаны на нормах действующего законодательства, предусматривающего в отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии определение платы за коммунальные услуги исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев отопительного периода, при том что сам норматив определяется с учетом продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

Указание в пункте 1 приказа на определение установленных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению с применением метода аналогов при заданной вероятности объема выборки, равной 0, 85, не влияет на размер оплаты за коммунальные услуги по отоплению, поскольку при расчете платы за указанную услугу не учитывается, соответственно прав административного истца нарушать не может.

Учитывая изложенное, требования о признании недействующим Приказа № 150 от 23.12.2014 в части установления пунктом 1 отопительного периода продолжительностью 9 месяцев, включая неполные месяцы отопительного периода, определенные с применением метода аналогов при заданной вероятности объема выборки, равной 0, 85; установления пунктом 2 коэффициента периодичности, равного 0, 75, определенного путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году – удовлетворению не подлежат.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Кемеровской области с 2016 года переданы Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (в настоящее время Региональной энергетической комиссии Кузбасса), которая оспариваемый в части нормативный правовой акт не принимала, а у Министерства жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кузбасса указанные полномочия отсутствуют, законных оснований для установления обязанности уполномоченного органа по принятию замещающего нормативного акта со сроком для его принятия, не имеется.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в официальном средстве массовой информации - на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» (https://bulleten-kuzbass.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Департамента жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23 декабря 2014 года № 150 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Прокопьевского городского округа» в части установления пунктом 2 приложения в отношении многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом от 5 000 кубических метров до 10 000 кубических метров норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в размере 0, 0272 Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.

Сообщение о данном решении подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» (https://bulleten-kuzbass.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение изготовлено 4 августа 2022 года.

Председательствующий Решетняк А.М.