... Дело № 3а-178/2022
(25OS0000-01-2022-000105-56)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах ФИО1,
представителя ООО « Тихоокеанский балкерный терминал» ФИО2,
представителя АО «Корпорация развития Дальнего востока и Арктики»
ФИО3,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью « Тихоокеанский балкерный терминал», Акционерного общества «Корпорация развития Дальнего востока и Арктики», выступающего в защиту Общества с ограниченной ответственностью « Тихоокеанский балкерный терминал», к Муниципальному комитету Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, с привлечением в качестве заинтересованного лица администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района, о признании недействующим нормативного правового акта муниципального образования
установил:
Административные истцы ООО « Тихоокеанский балкерный терминал» и АО «Корпорация развития Дальнего востока и Арктики», выступающее в защиту ООО «Тихоокеанский балкерный терминал» обратились в суд с данным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что решением Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 07.04.2021 № 80 был принят Муниципальный правовой акт «О внесении изменений в Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 № 127-МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения». Внесенные изменения были приняты в соответствии с внесенными изменениями в генеральный план Славянского городского поселения, утвержденными решением Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 18.12.2020 № 68 и предусматривали строительство объектов транспортной инфраструктуры.
Решением № 09 от 28.10.2021 года Административный ответчик принял Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения «О признании утратившим силу Муниципального правового акта Славянского городского поселения № 44-МПА от 14.04.2021 г. «О внесении изменений в Муниципальный правовый акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 г. № 127-МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения».
Считают, что оспариваемое решение принято с нарушением норм действующего законодательства поскольку фактически решением Муниципального комитета от 28.10.2021 № 09 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского городского поселения, вместе с тем, общественных обсуждений или публичных слушаний при подготовке и принятии решения Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 28.10.2021 № 09 не проводилось, как это предусмотрено нормами статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, кроме того, изменения в правила землепользования и застройки могут быть внесены только при наличии оснований, перечень которых приведен в пункте 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ, однако таких оснований не имелось. Также орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, однако решение не содержит указания на несоответствие отменяемого правового акта конкретным требованиям закона. В результате принятия решения Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 28.10.2021 № 09 на территории Славянского городского поселения действуют Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения, утвержденные муниципальным правовым актом Славянского городского поселения от 26.10.2017 № 127-МПА, которые не предусматривают строительство перегрузочных комплексов навалочных и контейнерных грузов в районе пгт Славянка, что противоречит схеме территориального планирования Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.04.2019 № 651-р и долгосрочной программе развития федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» на 2017-2025 годы, и тем самым нарушаются требования статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, а также нарушаются права и интересы резидента и АО «КРДВ», так как изменения, внесенные оспариваемым нормативным правовым актом муниципального образования в Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края не позволяют реализовать Инвестиционный проект.
В судебном заседании представители административных истцов поддержали заявленные требования в полном объеме изложив доводы указанные в административном иске, а также пояснили, что письмо прокуратуры Хасанского района Приморского края от 07.10.2021 года исх. 22-1-2021 с предложением вернуться к рассмотрению протеста вновь избранными депутатами не могло послужить основанием для принятия оспариваемого Решения № 09 от 28.10.2021, поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность повторного рассмотрения протеста прокуратуры, по результатам рассмотрения которого было принято решение Муниципальным комитетом Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края предыдущего созыва, на момент повторного рассмотрения протеста и его удовлетворения в производстве Приморского краевого суда рассматривалось административное дело о признании акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки недействующим и в установленном порядке судом не была дана правовая оценка доводам административного иска первого заместителя прокурора Приморского края, которые, по мнению ООО «Тихоокеанский балкерный терминал», не мотивированны, изложены в отсутствие надлежащих доказательств нарушения процедур проведения общественных обсуждений, а также доказательств нарушения прав граждан на обеспечение открытого, независимого, свободного обсуждения изменений в правила землепользования и застройки. Фактически оспариваемым Решением № 09 от 28.10.2021 Административный ответчик признал утратившими силу правила землепользования и застройки, утвержденные актом о внесении изменений в Правила землепользования и застройки от 07.04.2021 г. № 80, и признал действующими правила землепользования и застройки Славянского городского поселения, утвержденные Муниципальным правовым актом Славянского городского поселения от 26.10.2017 г. № 127-МПА, и на сегодняшний день действующими генеральным планом и правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения в отношении предоставленных ООО «Тихоокеанский балкерный терминал» земельных участков не представляется возможным реализация инвестиционного проекта, что не согласуется с приведенными законоположениями и противоречит как земельному, так и градостроительному законодательству.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям изложенным в письменных возражениях, а также пояснил, что оспариваемый акт был принят в целях отмены решения Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района № 80 от 07.04.2021 г. «О Муниципальном правовом акте Славянского городского поселения «О внесении изменений в Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 № 127-МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения», которое было принято с существенными нарушениями федерального законодательства. На данные нарушения было указано прокуратурой Хасанского района. Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Законных оснований полагать, что оспариваемый акт вносит изменения в Правила землепользования и застройки, в обход процедуры, регламентированной ГрК РФ не имеется, оспариваемый акт лишь отменяет ранее принятый правовой акт в виду выявления его противоречия закону. Административные истцы имеют право обратиться к главе администрации Славянского городского поселения с требованием внесения изменений в правила землепользования и застройки в целях приведения его в соответствие со Схемой территориального планирования РФ ( отзыв прилагается).
Представитель администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что Администрация считает требования административных истцов законными и подлежащими удовлетворению поскольку по результатам рассмотрения протеста прокурора Хасанского района 28 октября 2021 г. было принято решение №9 о признании утратившим силу МПА №44 ««О внесении изменений в Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.10.2017г. №127- МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения», вместе с тем протест прокурора не соответствует действительным обстоятельствам дела, а новый Муниципальный комитет Славянского городского поселения, избранный и приступивший к работе в сентябре 2021г., не владел информацией по проведенной процедуре принятого нормативного правового акта, в администрации Славянского городского поселения сведения не запрашивал и не владел нюансами рассматриваемых обстоятельств. При рассмотрении протестов представители администрации, которые могли дать пояснения по ситуации, не привлекались, обсуждения с жителями поселения не проводились ( отзыв прилагается).
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), приходит к следующему.
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального Закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 ГрК утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которому представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствие с федеральным законодательством, а также в соответствии с Уставом Славянского городского поселения Муниципальный комитет Славянского городского поселения является органом, уполномоченным утверждать генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения.
Муниципальным комитетом Славянского городского поселения Хасанского муниципального района принят муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 № 127-МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения».
Указанный нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликован в установленном порядке.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта, орган самостоятельно определяет необходимость принятия того или иного нормативного правового акта, а также содержание принимаемого им правового акта, в том числе содержание правового акта, которым вносятся изменения в ранее принятый правовой акт.
Необходимость внесения изменений может возникнуть в связи с приведением нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также по другим основаниям.
Судом установлено, что 09.06.2017 между ООО «Тихоокеанский балкерный терминал» и АО «КРДВ» было заключено соглашение № СПВ-210/2017 об осуществлении деятельности резидента Свободного Порта Владивосток и выдано свидетельство № 25000000210, удостоверяющее регистрацию 09.06.2017 ООО «Тихоокеанский балкерный терминал» в качестве резидента.
Согласно пункту 1.1 соглашения (в редакции соглашения от 26.03.2020 № 2) резидент планировал в период с 2017 по 2021 гг. реализовать инвестиционный проект «Строительство перегрузочных комплексов навалочных и контейнерных грузов в районе пгт Славянка (1 этап)» на образованных земельных участках с кадастровыми номерами № и №.
Распоряжением Правительства РФ от 06.04.2019 № 651-р были внесены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384- р.
Позиция 32 подраздела «Морской транспорт» раздела II схемы территориального планирования Российской Федерации была дополнена словами «строительство контейнерного терминала мощностью 500 тыс. TEU в год (Приморский край, Хасанский район, поселок городского типа Славянка), строительство терминала навалочных грузов закрытого типа мощностью 10 млн. тонн в год (Приморский край, Хасанский район, поселок городского типа Славянка)».
Между тем правила землепользования и застройки Славянского городского поселения, не предусматривали строительство перегрузочных комплексов по перевалке навалочных и контейнерных грузов в районе пгт. Славянка, в связи с чем Решением Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 14.04.2021 г. № 44-МПА принят Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения «О внесении изменений в Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 г. № 127- МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения» позволяющие строительство объектов транспортной инфраструктуры.
Однако 21.04.2021 года прокурором Хасанского района был принесен протест Административному ответчику на акт о внесении изменений в Правила землепользования и застройки по следующим основаниям: несвоевременное размещение оповещений граждан о начале общественных обсуждений; в микрорайонах Нерпа и Рыбак пгт Славянка экспозиция размещалась в течение 2 дней вместо 30 дней; экспозиция проекта обсуждений проводилась не во всех населенных пунктах Славянского городского поселения; неуказание в оповещении о начале общественных обсуждений конкретного места размещения экспозиции в микрорайоне Рыбак.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» протест прокурора является мерой прокурорского реагирования, принимаемой на противоречащий закону правовой акт.
21.05.2021 года вышеуказанный протест по результатам рассмотрения был отклонен Муниципальным комитетом Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края.
10.06.2021 г. Первым заместителем Прокурора Приморского края в Приморский краевой суд было направлено административное исковое заявление о признании акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки недействующим со дня его принятия.
Решением председателя Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 18.06.2021 № 92 осуществлен самороспуск Муниципального комитета Славянского городского поселения четвертого созыва.
21.09.2021 года решениями Территориальной избирательной комиссии Хасанского района избран новый состав депутатов Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края.
Полномочия прокурора на принесение протеста действующим законодательством не ограничиваются, что не лишало соответствующего прокурора возможности направить письмо в представительный орган о повторном рассмотрении ранее отклоненного протеста, равно как и принести протест на противоречащий закону нормативный правовой акт повторно
28.10.2021 года вновь избранный Муниципальный комитет Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края решениями № 05 и № 07 повторно рассмотрел и удовлетворил протест прокуратуры Хасанского района Приморского края от 21.04.2021 года № 7-26-2021/82 на акт о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
Решением № 09 от 28.10.2021 года Административный ответчик принял Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения «О признании утратившим силу Муниципального правового акта Славянского городского поселения № 44-МПА от 14.04.2021 г. «О внесении изменений в Муниципальный правовый акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 г. № 127-МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения».
Определением Приморского краевого суда от 10.11.2021 года прекращено производство по административному исковому заявлению первого заместителя Прокурора Приморского края о признании недействующим акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в связи с отменой Административным ответчиком соответствующего правового акта оспариваемым Решением.
Как указывалось выше действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Так в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом представительный орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Последующий нормоконтроль осуществляется в отношении нормативных правовых актов, вступивших в силу, а целью последующего нормоконтроля является санирование нормативной правовой системы от незаконных актов.
Обжалуемое решение Муниципального комитета было принято в целях отмены принятого с существенными нарушениями федерального законодательства Решения № 80 от 07.04.2021 г.
Муниципальный комитет Славянского городского поселения Хасанского муниципального района - являясь представительным органом местного самоуправления, признавая утратившими силу нормативный правовой акт, также принятый Муниципальным комитетом, действовала в пределах своих полномочий.
Оспариваемое решение никаких правовых последствий не порождает, не может быть применено, соответственно, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов. Принятие указанного решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Частью 12 статьи 31 ГрК РФ установлено, что общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Вместе с тем порядок и процедура принятия решения об отмене муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля не регламентируется нормами градостроительного законодательства, поскольку главы 3 и 4 ГрК РФ не предусматривают процедуру отмены правил землепользования, в том числе и необходимость опубликования проекта такого решения и вынесения его на публичные слушания. Оснований полагать, что оспариваемый акт вносит изменения в Правила землепользования и застройки, в обход процедуры, регламентированной ГрК РФ не имеется, оспариваемый акт лишь отменяет ранее принятый правовой акт в виду выявления его противоречия закону.
Соблюдение процедуры принятия решения муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 07.04.2021 г. № 80 не является предметом настоящего административного искового заявления.
Несоответствие действующих Правил землепользования и застройки схеме территориального планирования РФ, что влечет невозможность реализации инвестиционного проекта, не исключают принятия органом местного самоуправления решения о внесении в Правила землепользования и застройки советующих изменений в целях приведения в соответствие со схемой территориального планирования РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ
р е ш и л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью « Тихоокеанский балкерный терминал», Акционерного общества «Корпорация развития Дальнего востока и Арктики», выступающей в защиту Общества с ограниченной ответственностью « Тихоокеанский балкерный терминал», к Муниципальному комитету Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании недействующим нормативного правового акта муниципального образования - отказать.
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании Славянского городского поселения Хасанского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : О.Н. Внукова