ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1791/20 от 29.12.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Шуваркиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1971/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков и нежилого здания равной рыночной стоимости,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО2,

представителя ГБУ СО «ЦКО» ФИО3,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 3 140 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 18 178 440 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 12 380 160 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 531 520 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 4 373 760 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 333 076 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 315 520 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 534 400 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 492 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 276 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 337 635 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 276 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 248 400 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названых земельных участков, здания, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика земельного налога, налога на имущество.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании просили установить кадастровую стоимость нежилого здания- в соответствии с отчетом об оценке, а земельных участков- в соответствии с результатами судебной экспертизы.

Представитель ГБУ СО "Центр кадастровой оценки" ФИО3 с выводами судебной экспертизы, проведенной ООО «ТРИО», согласилась.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация муниципального района Хворостянский Самарской области, Администрация сельского поселения Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области, Администрация сельского поселения Прогресс муниципального района Хворостянский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Правительство Самарской области представило письменные возражения, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области - письменное пояснение. Администрация муниципального района Хворостянский Самарской области и Администрация сельского поселения Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области представили ходатайство, в котором разрешение заявленные требований оставили на усмотрение суда, просили рассматривать дело в отсутствие их представителя.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1329,5, расположенное по адресу: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 15276000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 9672000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 4321500 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 3417000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 2603966 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1809000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1980000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 400000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 200000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 244663 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 200000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 180000 кв.м., расположенный по адресу ориентира: <адрес>.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 12 381 035,23 рублей.

Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 6 ноября 2019 года № 800 по состоянию на 1 января 2019 года в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером - в размере 30 399 240 рублей, земельного участка с кадастровым номером -в размере 19 924 320 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 7 216 905 рублей, земельного участка с кадастровым номером -в размере 5 911 410 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 4 817 337,10 рублей, земельного участка с кадастровым номером -в размере 3 690 360 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 3 128 400 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 876 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 358 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером -в размере 543 151,86 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 412 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 392 400 рублей.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28

с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Кадастровая стоимость нежилого здания и земельных участков затрагивает права и законные интересы административного истца, владеющего ими на праве собственности.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого здания и земельных участков и считая свои права нарушенными, административный истец 29 сентября 2020 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке № 57-07/2020 от 08 сентября 2020 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Март-Оценка», согласно которому рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2019 года в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером - в размере 18 178 440 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 12 380 160 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 5 531 520 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 4 373 760 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 3 333 076 рублей, земельного участка с кадастровым номером -в размере 2 315 520 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 2 534 400 рублей, земельного участка с кадастровым номером - в размере 492 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером в размере 276 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером в размере 337 635 рублей, земельного участка с кадастровым номером в размере 276 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером в размере 248 400 рублей.

Отчетом об оценке № 58-07/2020 от 09 сентября 2020 года, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью «Март-Оценка», рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 3 140 000 рублей.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству ГБУ СО «ЦКО» определением суда от 17 ноября 2020 года была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельных участков, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «ТРИО».

По результатам судебной экспертизы, проведенной 16 декабря 2020 года, составлено экспертное заключение № 791, согласно которому с учетом уточнения рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года определена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером - в размере 19 027 786 руб., с кадастровым номером - в размере 12 047 443 руб., с кадастровым номером –в размере 5 382 860 руб., с кадастровым номером – в размере 4 256 215 руб., с кадастровым номером - в размере 3 243 500 руб., с кадастровым номером – в размере 2 253 290 руб., с кадастровым номером - в размере 2 466 288 руб., с кадастровым номером - в размере 558 280 руб., с кадастровым номером - в размере 309 160 руб., с кадастровым номером - в размере 378 200 руб.. с кадастровым номером – в размере 309 160 руб., с кадастровым номером - в размере 278 235 руб.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Методика исследования, расчёты и определение величин рыночной стоимости земельных участков соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется.

Сторонами заключение судебной экспертизы не оспорено.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленные им величины рыночной стоимости земельных участков являются достоверными.

Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельных участков в размерах рыночной стоимости, определенном экспертным заключением.

Величина рыночной стоимости нежилого здания, определенная отчетом об оценке, сторонами не оспорена, оснований сомневаться в достоверности отчета об оценке у суда не имеется, поэтому суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке.

Обращаясь в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, административный истец пропустил срок для его обращения.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 29 сентября 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования ФИО1 удовлетворить.

Восстановить пропущенный срок ля обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1329,5, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 3 140 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 15276000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 19 027 786 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9672000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 12 047 443 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 4321500 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 382 860 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3417000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 4 256 215 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2603966 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 243 500 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1809000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 253 290 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1980000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 466 288 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 400000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 558 280 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 200000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 309 160 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 244663 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 378 200 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 200000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 309 160 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 180000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 278 235 рублей.

Датой обращения ФИО1 в суд считать 29 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2020 года.