ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1792/2021 от 18.11.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-1792/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Брянск 18 ноября 2021 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Ласой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником объектов недвижимости:

– жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 5 002 233,51 руб.;

а также земельных участков:

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 452 057,49 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 130 200 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 390 600 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 630 000 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 434 414,69 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 434 414,69 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 130 200 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 781 200 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 390 600 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 130 200 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 129 580 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 259 160 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 259 160 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 1 166 959,5 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 434 414,69 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 260 400 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 651 000 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 911 400 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 911 400 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 1 953 000 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 226 800 руб.;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 226 800 руб.

Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав как плательщика налога.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости:

– жилого дома, площадью 212,6 кв.м, с кадастровым номером 32:30:0020801:1707, расположенного по адресу: Брянская область, городской округ город Клинцы, <...>, в размере 2 979 000 руб. по состоянию на 21 мая 2020 года;

а также земельных участков:

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере 271 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере 182 000 руб. по состоянию на 12 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере 275 000 руб. по состоянию на 12 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 66 000 руб. по состоянию на 12 ноября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 298 000 руб. по состоянию на 19 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 199 000 руб. по состоянию на 6 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 78 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 78 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 107 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 143 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в размере 545 000 руб. по состоянию на 13 апреля 2021 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 61 000 руб. по состоянию на 30 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 133 000 руб. по состоянию на 9 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 281 000 руб. по состоянию на 20 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в размере 465 000 руб. по состоянию на 6 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 465 000 руб. по состоянию на 6 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 996 000 руб. по состоянию на 13 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 128 000 руб. по состоянию на 1 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 116 000 руб. по состоянию на 13 декабря 2019 года.

В обоснование заявленного требования истец представил отчеты об оценке ООО «РосЭкспертЪ» от 22 июня 2021 года № 106-21-1, от 28 июня 2021 года № 106-21-2.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, указав, что возражает против заявленного требования, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере заявленной рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. При этом право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости не оспаривает.

Представитель административного ответчика управления Росреестра по Брянской области в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Из отзыва на иск следует, что разрешение дела оставляет на усмотрение суда, считая Управление ненадлежащим ответчиком по делу. По существу иска не возражал, так как заявленные требования сводятся к реализации права в судебном порядке на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Данное право, а также представленные административным истцом документы Управлением не оспариваются.

Представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать, так как оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости соответствует анализу предложений представленных на рынке недвижимости Брянской области. Заявленная же административным истцом рыночная стоимость не соответствует действительности, идентичные объекты недвижимости на открытом рынке по данной стоимости приобрести невозможно.

Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Брянской области, администрации Гордеевского района Брянской области, администрации г.Клинцы Брянской области, в судебном заседании отсутствовали, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Представитель администрации г.Клинцы Брянской области в своем отзыве на иск просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Исходя из положений указанного Федерального закона понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.ст. 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3).

Согласно ч.ч. 1 и 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2019 № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником объектов недвижимости:

– жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 21.05.2020, кадастровая стоимость которого составляет 5 002 233,51 руб., определена актом _ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 21 мая 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 11 июня 2020 года;

а также земельных участков:

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> дата постановки на кадастровый учет – 02.08.2010, кадастровая стоимость которого составляет 452 057,49 руб., определена приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1498 от 22 ноября 2019 года по состоянию на 1 января 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 28 января 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 13.08.2020, определена актом _ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 августа 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 4 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> дата постановки на кадастровый учет – 12.08.2020, кадастровая стоимость которого составляет 390 600 руб., определена актом _ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 12 августа 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 5 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 12.12.2019, кадастровая стоимость которого составляет 630 000 руб., определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 12 декабря 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 13 марта 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 13.08.2020, кадастровая стоимость которого составляет 2 434 414,69 руб., определена актом _ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 августа 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 4 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 13.08.2020, определена актом _ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 августа 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 4 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 12.11.2020, определена актом № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 12 ноября 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 2 декабря 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 19.06.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 19 июня 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 17 марта 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 06.12.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 6 декабря 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 8 апреля 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 13.08.2020, определена актом _ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 августа 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 4 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 09.10.2015, определена приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1498 от 22 ноября 2019 года по состоянию на 1 января 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 26 января 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 09.10.2015, определена приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1498 от 22 ноября 2019 года по состоянию на 1 января 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 26 января 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 14.06.2018, определена приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1498 от 22 ноября 2019 года по состоянию на 1 января 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 26 января 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 11.06.2019, определена актом № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 апреля 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 27 апреля 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 30.12.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 1 января 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 30 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 09.12.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 9 декабря 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 12 марта 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 20.06.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 20 июня 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 17 марта 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 06.06.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 6 июня 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 10 марта 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 06.06.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 6 июня 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 10 марта 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 13.06.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 июня 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 13 марта 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 01.09.2020, определена актом № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 1 сентября 2020 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 23 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 13.12.2019, определена актом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 декабря 2019 года, дата внесений о кадастровой стоимости – 13 марта 2020 года.

Право собственности на спорные объекты недвижимости и их кадастровая стоимость подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

ФИО1, являясь собственником указанных объектов недвижимости, признается плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу ст. 390, ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу и на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.

Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости влияют на права и обязанности ФИО1, как плательщика налога, то он вправе заявлять требование об оспаривании кадастровой стоимости. Заявленное требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на заявленную дату соответствует действующим способам защиты права.

В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1).

С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона № 237-ФЗ о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст.ст. 9, 13. 14), доводы представителя управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу суд находит несостоятельными.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст.ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной представил отчеты об оценке ООО «РосЭкспертЪ» от 22.06.2021 № 106-21-1, от 28.06.2021 № 106-21-2, из которых следует, что размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости составляет:

– жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 2 979 000 руб. по состоянию на 21 мая 2020 года;

а также земельных участков:

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> – 271 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 182 000 руб. по состоянию на 12 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 275 000 руб. по состоянию на 12 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> – 66 000 руб. по состоянию на 12 ноября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> 298 000 руб. по состоянию на 19 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 199 000 руб. по состоянию на 6 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 78 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 78 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, – 107 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 143 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 545 000 руб. по состоянию на 13 апреля 2021 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 61 000 руб. по состоянию на 30 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 133 000 руб. по состоянию на 9 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> – 281 000 руб. по состоянию на 20 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 465 000 руб. по состоянию на 6 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 465 000 руб. по состоянию на 6 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> – 996 000 руб. по состоянию на 13 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 128 000 руб. по состоянию на 1 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 116 000 руб. по состоянию на 13 декабря 2019 года.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью объектов оценки с кадастровыми номерами , в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Брянский Оценщик», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета ООО «РосЭкспертЪ» от 22 июня 2021 года № 106-21-1, требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Согласно заключению эксперта ООО «Брянский Оценщик» от 13.10.2021 № 95 указанный отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, представленный административным истцом, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.

Проверяя отчеты об оценке в отношении других объектов недвижимости на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд, исходит из требований Федеральных стандартов оценки (далее – ФСО) № 1, 2, 3, 7, согласно которым в отчетах в обязательном порядке указываются используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объектов оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчетах.

Суд считает, что содержание отчетов свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчетах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком учтено месторасположение объектов недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных району расположения объектов оценки.

В соответствии с абзацем 1 статьи 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости составлены оценщиком, который является членом саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков, имеет право осуществлять оценочную деятельность по направлению «Оценка недвижимости», ответственность оценщика застрахована, что подтверждается договором обязательного страхования ответственности.

При разрешении дела суд также исходит из того, что в силу ч. 3 ст. 3 Закона об оценочной деятельности и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 05.07.2016 № 15-П, согласно которым кадастровая стоимость как таковая представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данные объекты оценки могут быть отчуждены на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

При этом имеющиеся допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчетов оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, при том, что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объектов к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.

Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не представили суду конкретных замечаний на отчеты, которые бы свидетельствовали о несоответствии их требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, а также не представили доказательств иного размера рыночной стоимости, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли.

При указанных обстоятельствах суд, оценивая отчеты об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заключение эксперта, считает их допустимыми доказательствами по делу и приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере заявленной рыночной стоимости по состоянию на заявленные даты.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 обратился в суд с указанным административным заявлением 30.08.2021.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости объектов недвижимости:

– жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 979 000 руб. по состоянию на 21 мая 2020 года;

а также земельных участков:

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 271 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 182 000 руб. по состоянию на 12 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 275 000 руб. по состоянию на 12 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 64 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере 66 000 руб. по состоянию на 12 ноября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 298 000 руб. по состоянию на 19 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 199 000 руб. по состоянию на 6 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 78 000 руб. по состоянию на 13 августа 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 78 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 107 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 143 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 545 000 руб. по состоянию на 13 апреля 2021 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 61 000 руб. по состоянию на 30 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 133 000 руб. по состоянию на 9 декабря 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 281 000 руб. по состоянию на 20 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 465 000 руб. по состоянию на 6 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере 465 000 руб. по состоянию на 6 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 996 000 руб. по состоянию на 13 июня 2019 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 128 000 руб. по состоянию на 1 сентября 2020 года;

– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 116 000 руб. по состоянию на 13 декабря 2019 года.

Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 30 августа 2021 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 2 декабря 2021 года.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева