Дело № 3а-4/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2019 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.С.
с участием представителя административного истца - ООО «Тверская теплоснабжающая компания» ФИО1,
представителя административного ответчика – Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области ФИО2,
прокурора Мироновой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Тверская теплоснабжающая компания» о признании недействующим приказа Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 19 декабря 2016 года № 364-нп в части Приложений № 1 и № 2,
установил:
19 декабря 2016 года Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области принят приказ № 364-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей муниципального образования Тверской области «Нелидовский район» на 2017 год» (далее Приказ № 364-нп).
Данным Приказом теплоснабжающим организациям для потребителей муниципального образования «Нелидовский район» установлены тарифы, действующие с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года согласно приложениям № 1, 2, 3.
Приложением № 1 Приказа № 364-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Обществом с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» (далее ООО «ТТСК», Общество) для потребителей городского поселения города Нелидово:
- для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 2360,25 руб./Гкал, с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 2370,93 руб./Гкал;
- для населения (тариф с учетом НДС) с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 2589,56 руб./Гкал, с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 2589,56 руб./Гкал.
Приложением № 2 Приказа № 364-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «ТТСК» для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского района:
- для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 2324,26 руб./Гкал, с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 2397,71 руб./Гкал;
- для населения (тариф с учетом НДС) с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 2589,56 руб./Гкал, с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 2589,56 руб./Гкал.
ООО «ТТСК» 05 октября 2017 года обратилось в суд с административным иском к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области о признании недействующим указанного приказа ГУ РЭК в части Приложений № 1 и 2 с момента его принятия в связи с несоответствием нормативного акта требованиям статей 3, 7, 8, 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктам 22, 32, 35, 42, 48 (1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, пунктам 7,9, 11, 12, 18, 23 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ РФ от 13 июля 2013 года № 760-э.
В обоснование заявленных административных требований Общество указало на нарушения законодательства, выразившиеся в том, что регулирующий орган при формировании тарифа, в нарушения принципа экономической обоснованности расходов:
- необоснованно увеличил объем полезного отпуска тепловой энергии по городу Нелидово с 95 760 Гкал в год, согласно актуализированной на 2016 год схеме теплоснабжения, до 105 551,50 Гкал в год;
- не привел нормативного обоснования и занизил расходы Общества на топливо в части тарифной составляющей по городу Нелидово на 46,87 руб./Гкал и на 318,91 руб./ Гкал по Нелидовскому сельскому поселению;
- занизил фонд оплаты труда и производные от него отчисления на социальные нужды;
- не включил в состав утвержденных тарифов расчетную предпринимательскую прибыль;
- некорректно исключил «необоснованно полученные доходы организации» при отсутствии данных статистической и бухгалтерской отчетности, подтверждающих данные обстоятельства;
- неправомерно установил тарифы с календарной разбивкой по полугодиям.
Применение с 01 января 2017 года оспариваемых тарифов привело к недополучению необходимой валовой выручки и убыткам Общества в размере 40314 870,13 рублей.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство Тверской области, Администрация Нелидовского района Тверской области.
В судебном заседании представитель ООО «ТТСК» по доверенности ФИО1 поддержала административный иск.
Представитель административного ответчика ГУ РЭК Тверской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, указав, что оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области принят в пределах полномочий регулирующего органа и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО3 в направленном суду письменном отзыве полагала требования административного истца необоснованными.
Заинтересованное лицо - Администрация Нелидовского района, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила.
Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Мироновой М.С. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела и тарифное дело, суд приходит к следующим выводам.
Приведенный выше Приказ Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, оспариваемый административным истцом в части приложений № 1 и № 2, принят в пределах компетенции данного органа, определенной пунктом 13 Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года N 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность) в том числе поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (в редакции от 19 октября 2018 года) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (в редакции от 18 июля 2018 года) (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, являются одним из видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Судом установлено, что ООО «ТТСК» в период действия оспариваемого приказа РЭК Тверской области с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года осуществляло регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территории гор. Нелидово и Нелидовского района Тверской области.
29 апреля 2016 года ООО «ТТСК» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию на расчетный период регулирования 2017 год с прилагаемыми документами согласно внутренней описи, просило установить тарифы методом экономически обоснованных расходов (затрат) для городского поселения - город Нелидово – 3261,63 руб./Гкал, без учета НДС, для сельского поселения - 4523,27 руб./Гкал, без учета НДС (т.1 л.д. 94-101).
На основании данного обращения ГУ РЭК Тверской области было открыто дело об установлении тарифов, по предложению Общества и в соответствии с п.п. 17 п. «а» Основ ценообразования, п. 26 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее Правила регулирования тарифов) применен метод экономически обоснованных расходов. В соответствии с п.п. 28, 29 Правил регулирования тарифов проведена экспертиза предложения регулируемой организации в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов.
В соответствии с п. 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Общество просило признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию (НВВ) по городскому поселению г. Нелидово – 42517,145 тыс. руб., по сельскому поселению – 5933,93тыс. руб.
Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом для Общества с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года составила 249128,11 тыс. руб., с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 250255,05 тыс. рублей по городу Нелидово, для сельского поселения – 13684,05 тыс. руб. и 14116,49 тыс. руб. по полугодиям соответственно.
Оспаривая формирование тарифа, административный истец указывает на безосновательное завышение регулирующим органом объема полезного отпуска тепловой энергии до 105 551,59 Гкал в год по гор. Нелидово с заявленных 100986,08 Гкал.
Суд не может согласиться с данным доводом заявителя.
Согласно п. 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Пунктом 22 Методических указаний установлено, что фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
РЭК по городу Нелидово объем полезного отпуска тепловой энергии на 2017 год учтен в размере 105 551,5 Гкал, объем выработки тепловой энергии принят на уровне 137 263,34 Гкал, по Нелидовскому району – 6244,70 Гкал, объем выработки тепловой энергии – 7728,64 Гкал.
Согласно экспертному заключению, при формировании тарифа по гор. Нелидово Обществом величина выработки тепловой энергии на 2017 год, заявлена в размере 134855,57 Гкал, в том числе: 12309,31 Гкал (9,13% от выработки) – на технологические цели котельной, 21669,98 (16,07 % от выработки) – потери теплоэнергии в сетях, покупная тепловая энергия – 109,8 Гкал. Полезный отпуск потребителям составляет 100986,08 Гкал, который распределяется следующим образом:
– 78814,08 Гкал – население,
– 16022,5 Гкал - бюджетные потребители;
– 6149,5 Гкал - прочие потребители.
Согласно п.п.2 п.2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В Тверской области нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, а также нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 75-пп утверждает Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее – Министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области).
Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Тверской области от 29 сентября 2016 № 133-сл утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии для ООО «ТТСК» в г. Нелидово, которые составляют 22828,0 Гкал.
По предложению Общества потери составляют 21669,98 Гкал. В таком объеме технологические потери приняты экспертом к расчету.
Общее количество вырабатываемого тепла котельной (Гкал), определяется как сумма количества теплоты, отпущенного в тепловую сеть от теплоисточника и количества теплоты, расходуемое на собственные нужды котельной.
Общество рассчитало расходы тепловой энергии на технологические цели котельной на 2016 год в размере 3803,7 Гкал.
Экспертом произведен расчет расхода тепла по элементам затрат в процентах от номинальной нагрузки котельных в размере 7,4% что соответствует 10151,66 Гкал в соответствии с п. 3.1.1., 3.1.16 Методических указаний по определению расходов топлива, электрической энергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанных ГУП Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова и одобренных НТСЦЭ Госстроя России 12 июля 2002 года № 5.
В результате экспертизы документов и в соответствии с нормативами установления величины потерь тепловой энергии в сетях и потребления тепловой энергии на собственные нужды предприятия в расчет тарифа на тепловую энергию по городу Нелидово принят объем выработки тепловой энергии в размере 137263,34 Гкал, полезный отпуск тепловой энергии потребителям – 105551,50 Гкал, по сельскому поселению – объем выработки – 6657,5 Гкал, полезный отпуск потребителям - 5887,50 Гкал (т. 14 л.д. 105-121).
Судом установлено, что на период установления тарифа отсутствовала актуализированная схема теплоснабжения городского поселения г. Нелидово и сельского поселения. При обращении за установлением тарифа данная схема в материалы тарифного дела не была Обществом представлена.
Кроме того, заявителем не были представлены копии договоров с потребителями теплового ресурса с указанием объема полезного отпуска, отсутствовали формы федерального статистического наблюдения № 46-тэ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельными категориями потребителей» за 2013-2015 годы.
Указанные договоры отсутствуют в материалах тарифного дела и не отражены во внутренних описях представленных Обществом материалов для установления тарифа от 29 апреля 2016 года и дополнительно представленных материалов 02 сентября 2016 года.
В связи с чем, довод административного истца о нарушении органом регулирования Основ ценообразования непринятием заявленных Обществом объемов полезного отпуска по условиям договоров с потребителями на доказательствах дела не основан.
Согласно п. 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов:
1) топливо;
2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель;
3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) сырье и материалы;
5) ремонт основных средств;
6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;
7) амортизация основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.
Экспертные заключения по тарифам содержат сведения, обосновывающие применение экспертом всех приведенных выше групп расходов общества, учитываемых при установлении тарифа (т. 14 л.д.105-122).
Административный истец указывает на занижение органом регулирования без нормативного обоснования заявленных расходов Общества на топливо, фонд оплаты труда и производные от него отчисления на социальные нужды.
В соответствии пунктом 35 Основ ценообразования удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.
Пунктом 36 Основ ценообразования установлено, что нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:
а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода).
Поскольку удельный расход условного топлива для ООО «ТТСК» на 2017 год Министерством ТЭК и ЖКХ Тверской области не утверждался, удельный расход принят экспертом по городу Нелидово и сельскому поселению по расчету ГУ РЭК Тверской области по фактическим данным 2015 года.
Цены на топливо приняты при расчете по фактической стоимости с учетом индексов роста цен в соответствии с Прогнозом Минэкономразвития Российской Федерации.
Расчет расходов на топливо произведен органом регулирования в соответствии с требованиями пунктов 28, 34-37 Основ ценообразования.
При определении расходов на оплату труда РЭК Тверской области на 2017 год учтены расходы на оплату труда основного производственного персонала по гор. Нелидово - в размере - с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года в сумме 9 367,46 тыс. руб. и с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года - 9 807,73 тыс. руб., тогда как Обществом заявлялись расходы в сумме 23284,66 тыс. руб. на год.
По Нелидовскому району - в размере - с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года в сумме 1485, 09 тыс. руб. и с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 1554,88 тыс. руб., тогда как Обществом заявлялись расходы в сумме 3471,33 тыс. руб. на год.
Как указано в п.42 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
На момент принятия оспариваемого тарифного решения действовало Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что Общество в установленном законом порядке присоединилось к данному соглашению, что не позволяло органу регулирования безусловно применять его условия при расчета тарифа.
До принятия решения РЭК об установлении оспариваемых тарифов Обществом в нарушение требований пунктов 13, 15 и 16 Правил регулирования тарифов не были представлены в орган регулирования сведения, необходимые для определения доплат, надбавок и премий, а именно положение о персонале, положение о предоставлении социальных гарантий, льгот и компенсаций работникам, расчет тарифной ставки рабочего 1-го разряда по форме Приложения 4.9 к Методическим указаниям № 760-э, формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2015 год, №1 - предприятие «Основные сведения о деятельности организации» за 2015 год, приказы о внесении изменений в штатное расписание ООО «ТТСК», а также расчет нормативной численности работников, в связи с чем судом не принимаются доводы административного истца о нарушении закона со стороны органа регулирования при формировании тарифа с учетом расходов на оплату труда и страховые взносы.
Административным истцом оспаривается решение органа регулирования в том числе и по основанию не включения в тариф расчетной предпринимательской прибыли в размере 5 % объема включаемых в НВВ на период регулирования за минусом расходов.
В соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2-8 пункта 33 настоящего документа, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).
Согласно материалам тарифного дела, орган регулирования не учел в тарифах на тепловую энергию данную статью в полном объеме ввиду выявления излишне полученных доходов регулируемой организацией за 2013-2015 годы от разницы между плановой, установленной РЭК и фактически сложившейся ценой на энергоресурсы (мазут).
Орган регулирования на основании анализа Положения о закупках ООО «ТТСК», которое являлось недействующим, а также проверки закупочной деятельности организации в части поставки мазута установил нарушения, связанные с тем, что фактическая средняя цена на мазут за период 2014-2015 гг. с учетом закупочной деятельности, ниже средних цен, учитываемых Обществом в тарифной заявке, и значительно выше средних цен, сложившихся на территории области, а также выше среднебиржевых цен закупки мазута на Санкт-Петербургской Товарно-Сырьевой Бирже.
Утверждено ГУ РЭК:
-2013 г. – 11200 руб./тн мазута;
-2014 г. – 10179 руб./тн мазута;
-2015 г. – 11000 руб./тн мазута.
Фактические цены поставки мазута:
-2013 г. – 9566,3 руб./тн мазута;
-2014 г. – 9287,9 руб./тн мазута;
-2015 г. – 9851,1 руб./тн мазута.
Излишне полученный доход от разницы цен на энергоресурсы составил:
-2013 г. – 10,1 млн. руб.;
-2014 г. – 13,7 млн. руб.;
-2015 г. – 14,1 млн. руб.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования орган регулирования по итогам расчетного периода регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
По расчету РЭК, излишне полученный доход ООО «ТТСК» от разницы между плановой и фактической ценой на энергоресурсы за 2013-2015 годы составил 37 918 тыс. руб. (в том числе по Нелидовскому сельскому поселению 1 895,9 тыс. руб.), в результате чего данная сумма была исключена РЭК из тарифов на тепловую энергию 2017 года не в полном размере (18 011,15 тыс. руб.), в связи с чем учет расчетной предпринимательской прибыли в тарифах ООО «ТТСК» 2017 года не производился органом регулирования, что соответствует положениям п. 50 Основ ценообразования.
Кроме того, как следует из материалов тарифного дела, заявлений ООО «ТТСК» об установлении тарифов от 29 апреля 2016 года, внутренних описей документов и материалов, прилагаемых к тарифной заявке и внутренней описи дополнительно представленных материалов от 02 сентября 2016 года, Обществом не был заявлен показатель расчетной предпринимательской прибыли.
Согласно пунктам 13, 15 и 16 Правил регулирования тарифов представление документов и материалов, обосновывающих размер необходимой валовой выручки, осуществляется регулируемой организацией. При этом из содержания понятия расчетной предпринимательской прибыли и пункта 16 Правил регулирования тарифов о необходимости подтверждения размера необходимой валовой выручки расчетами, следует, что расчет и размер расчетной предпринимательской прибыли должны быть определены в соответствии с действующим законодательством и направлены регулируемой организацией в регулирующий орган.
В соответствии с п. 31 Основ ценообразования в расчетах органа регулирования экспертные оценки, основываются на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Анализируя содержание приведенных выше правовых норм в сфере регулирования тарифов по теплоснабжению, суд не может признать обоснованным довод административного истца о том, что орган регулирования по собственной инициативе обязан был истребовать от Общества документацию о хозяйственной деятельности в целях расчета предпринимательской прибыли, поскольку в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные ею документально.
Оспариваемым Приказом РЭК Тверской области тарифы на тепловую энергию были установлены по полугодиям, что административный истец полагает не соответствующим требованиям Методических указаний, поскольку календарная разбивка и предельные уровни тарифов на тепловую энергию на 2017 года федеральным органом регулирования не установлены.
Согласно п. 7 Методических указаний № 760-э тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую энергию (мощность), установленными федеральным органом регулирования.
Пунктом 15 Основ ценообразования установлено, что срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Поскольку установленные органом регулирования тарифы на первое полугодие 2017 года не превышают уровень тарифа второго полугодия предшествующего годового периода регулирования (2016 г.) нарушений со стороны органа регулирования в части применения календарной разбивки при утверждении тарифов на 2017 год не имеется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года.
Таким образом, доводы административного истца о необоснованном применении календарной разбивки тарифов при отсутствии утвержденных предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) с учетом даты принятия оспариваемого приказа на положениях закона не основаны.
Доводы представителя административного истца в судебном заседании о том, что оспариваемые тарифы ниже аналогичных за предыдущие периоды регулирования, не могут быть приняты судом, поскольку в силу пунктов 13, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования тарифов тарифное регулирование в сфере теплоснабжения устанавливается в индивидуальном порядке по заявлению конкретной организации, обосновывающей определенный размер планируемых затрат, решение об учете либо отклонении которых принимается на основе анализа ее хозяйственной деятельности, а не путем сопоставления с другими периодами.
Иных мотивированных доводов, свидетельствующих о нарушениях, допущенных при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, административным истцом не заявлено. Судом такие факты также не установлены.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый в части приказ ГУ РЭК Тверской области требованиям действующего законодательства соответствует, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ООО «Тверская теплоснабжающая компания» к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области о признании недействующим с момента принятия приказа ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2016 года 364-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей муниципального образования Тверской области «Нелидовский район» на 2017 год» в части Приложений № 1 и 2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Кустов А.В.
Мотивированное решение составлено 23 января 2019 года.
Председательствующий Кустов А.В.