ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-179/2020г.
4 сентября 2020 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием представителей административного истца Р.К. по доверенности С.С. и У.,
представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Д.,
представителя заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Р.И.,
представителя заинтересованного лица Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности А.С.,
представителя заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан по доверенности А.Ш.А.,
прокурора Степанцовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.К. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», № 120-126, 22.04.2014 г., утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением в которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу Республика Дагестан, <адрес>, был включен в Перечень (позиция 1019) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017 – 2019 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4) и водоотведения (5), работ по ремонту крыши (8), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), утеплению и ремонту фасада (10), ремонту фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2) и крыши (8).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 03.02.2020 г., Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой <адрес> включен в Перечень (позиция 1196) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017 – 2019 гг. – работ по ремонту крыши (8); в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (4), водоотведения (5), утеплению и ремонту фасада (10).
Р.К. в лице представителя по доверенности С.С. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы» в части переноса установленных сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, с 2017-2019 гг. и 2038-2040 гг. на 2035-2037 гг. и 2038-2040 гг., а также в части сокращения перечня планируемых работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, теплоснабжения, крыши, подвальных помещений, фундамента.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что перенос сроков и сокращение перечня планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлены при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
В письменных возражениях представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности К. содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Согласно доводам, изложенным в письменных возражениях, в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. К полномочиям Правительства Республики Дагестан в сфере организации проведения капитального ремонта относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также утверждение и актуализация Программы, которая в силу действующего правового регулирования подлежит актуализации не реже одного раза в год. Внесенные оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан изменения в Программу в части переноса сроков и сокращения перечня планируемых ремонтных работ в отношении многоквартирного <адрес> были обусловлены необходимость актуализации Программы. Сама актуализация проведена с соблюдением установленного порядка на основании сведений о проценте износа конструктивных элементов дома, представленных администрацией городского округа «город Каспийск». Кроме того, оспариваемые изменения произведены на основании Плана мероприятий по обеспечению в Республике Дагестан финансовой устойчивости Программы, утвержденного 22 августа 2019 года врио председателя Правительства РД А.Ш., которыми предусмотрена оптимизация предусмотренных Программой расходов путем изменения сроков проведения работ в случае недостаточности средств собственников, а также в зависимости от технического состояния многоквартирных домов и степени износа их конструктивных элементов.
В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа «город Каспийск», ООО «Жилсервис» и ООО «Управляющая компания «Городок-05».
В письменных возражениях представителей Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности А.С., Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Р.И. и первого заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан А. содержится просьба об отказе в удовлетворении административного иска по доводам, аналогичным содержащимся в письменных возражениях представителя Правительства Республики Дагестан К., согласно которым внесение изменений в Программу, повлекших перенос сроков и сокращение перечня планируемых ремонтных работ в отношении <адрес>, было осуществлено Правительством Республики Дагестан в рамках имеющихся полномочий с соблюдением предусмотренного порядка на основании сведений, предоставленных администрацией городского округа «город Каспийск», было обусловлено необходимостью актуализации Программы и выполнением утвержденного 22 августа 2019 года плана мероприятий, предусматривающего оптимизацию предусмотренных Программой расходов.
В письменных возражениях представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах А.С. также содержится довод о том, что установленный на сегодняшний день минимальный размер взноса на капитальный ремонт не обеспечивает финансовые условия для реализации утвержденной до 2040 года Программы, при установленном ограничении для регионального оператора ежегодного расходования не более 90 % объема взносов на капитальный ремонт, поступивших за предшествующий год.
В судебном заседании представители административного истца Р.К. по доверенности С.С. С.Н. и У. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представители административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Д., представители заинтересованных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Р.И., Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности А.С., Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан по доверенности А.Ш.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в представленных в суд письменных возражениях на административный иск.
Администрация городского округа «город Каспийск», ООО «Жилсервис» и ООО «Управляющая компания «Городок-05», извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителей этих заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.
Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 годы.
Как усматривается из материалов административного дела административный истец Р.К. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом <адрес>, построенного в 1936 году.
В результате внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года № 10 изменений ранее запланированные Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) на плановый период 2017-2019 гг. работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу вышеуказанного многоквартирного дома, работ по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундамента были исключены из этого планового периода; плановый период проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения перенесен на плановый период 2035-2037 гг., а плановые периоды проведения ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и работ по утеплению и ремонту фасада - на плановый период 2038-2040 гг., с исключением из этого планового периода работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и ремонту крыши (позиция 1196).
Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное изменение сроков проведения ремонтных работ в многоквартирном жилом <адрес> и сокращение объема планируемых работ произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) сроков капитального ремонта и сокращение перечня планируемых видов ремонтных работ общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Доводы представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности А.С. в судебном заседании о том, что произведенный перенос сроков капитального ремонта многоквартирного <адрес> и сокращение перечня планируемых видов ремонтных работ произведены в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованными.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы» и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.
Напротив, как следует из письменных возражений административного ответчика и заинтересованных лиц, внесение изменений в Программу было осуществлено во исполнение подпунктов 2 и 3 пункта 2.6. Плана мероприятий по обеспечению в Республике Дагестан финансовой устойчивости Программы, утвержденного 22 августа 2019 года врио председателя Правительства РД А.Ш., которыми предусмотрена оптимизация предусмотренных Программой расходов путем изменения сроков проведения работ в случае недостаточности средств собственников, а также в зависимости от технического состояния многоквартирных домов и степени износа их конструктивных элементов.
В этой связи довод представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности А.С. о том, что в принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> решения о переносе на более поздние сроков капитального ремонта дома и сокращения перечня планируемых работ не было необходимости в связи с переносом на более ранние сроков ремонта лифтового оборудования в большом количестве других многоквартирных домов на территории Республики Дагестан, не может быть признан обоснованным.
Также необоснованными подлежат признанию доводы письменных возражений представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности А.С. о недостаточности в фонде необходимых средств для реализации мероприятий Программы в полном объеме, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для внесения указанных в части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации изменений в Программу без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые Р.К. положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ в запланированные сроки, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию не действующими с даты их принятия, т.е. с 28 января 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление Р.К. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия столбцы 8, 14 и 15 строки 1196 подраздела «<адрес>» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10, в части:
- исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, работ по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундамента из планового периода 2017-2019 гг. (столбец 8);
- переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг. (столбец 14);
- переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг. (столбец 15),
многоквартирного дома, расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>.
Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной части решение суда принято 8 сентября 2020 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов