ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-179/2022 от 26.01.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

3а-2086/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2022 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,

при секретаре Червонной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зеленкина Николая Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной,

установил:

Зеленкин Н.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является арендатором земельных участков:

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес)0, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства,

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства,

- с кадастровым номером 3, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства,

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 11 151 906,62 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 990 000 рублей.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 11 918 991,33 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 1 385 000 рублей.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 7 661 183,1 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 850 000 рублей.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 7 430 320,95 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 980 000 рублей.

Данные обстоятельства нарушают права и законные интересы истца, поскольку выкупная цена зависит от кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 10 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Бугурусланского района в лице Комитета по управлению имуществом, администрация МО Нижнепавлушкинский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 27 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ИП ФИО7 и ООО «***».

Административный истец, представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, заинтересованных лиц: администрации МО Бугурусланский район Оренбургской области, администрации МО Советский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области, администрации Бугурусланского района в лице Комитета по управлению имуществом, администрации МО Нижнепавлушкинский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области, ИП ФИО7, представитель ООО «***» в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, принимая во внимание представленный отзыв на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 г. № 693-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области» постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 г. № 881-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2019 г.

Из материалов дела следует, что Зеленкин Н.В. является арендатором земельных участков:

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства,

- с кадастровым номером расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства,

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства,

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства.

Согласно договору аренды земельного участка с кадастровым номером от 23 декабря 2015 года , заключенному между администрацией Нижнепавлушкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области и ФИО7, срок аренды установлен с 23 декабря 2015 года по 23 декабря 2035 года.

Согласно договору передачи прав и обязанностей по договору аренды от 17 января 2020 года, заключенному между ИП ФИО7 и Зеленкиным Н.В., права и обязанности по договору аренды от 23 декабря 2015 года переданы Зеленкину Н.В.

Согласно договору аренды земельного участка с кадастровым номером от 17 сентября 2018 года , заключенному между администрацией Бугурусланского района Оренбургской области, в лице Комитета по управлению имуществом, и ООО «***», срок аренды установлен с 12 сентября 2018 года по 11 сентября 2023 года.

Согласно договору передачи прав и обязанностей по договору аренды от 17 января 2020 года, заключенному между ООО «***» и Зеленкиным Н.В., права и обязанности по договору аренды от 17 сентября 2018 года переданы Зеленкину Н.В.

Согласно договору аренды земельного участка с кадастровым номером 21 февраля 2017 года , заключенному между администрацией Бугурусланского района Оренбургской области, в лице Комитета по управлению имуществом, и Зеленкиным Н.В., срок аренды установлен с 21 февраля 2017 года по 20 февраля 2027 года.

Согласно договору аренды земельного участка с кадастровым номером от 12 января 2016 года , заключенному между администрацией Советского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, и Зеленкиным Н.В., срок аренды установлен с 12 января 2016 года по 12 января 2026 года.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 8 октября 2021 года кадастровая стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 11 151 906,62 рублей,

- с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 11 918 991,33 рублей,

- с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 7 661 183,1 рублей,

с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 7 430 320,95 рублей.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет от 4 декабря 2021 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО4, которым по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере 850 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером определена в размере 980 000 рублей, с кадастровым номером определена в размере 1 385 000 рублей, с кадастровым номером определена в размере 990 000 рублей.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанных объектов существенно отличается от их рыночной стоимости.

Отчет о рыночной стоимости объектов никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.

Отчет о рыночной стоимости земельных участков составлены лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью влечет увеличение выкупной цены арендуемых земельных участков.

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку Зеленкин Е.В. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 7 декабря 2021 года, датой подачи заявления следует считать 7 декабря 2021 года.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Зеленкина Николая Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 990 000 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1 385 000 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 3, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 850 000 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 980 000 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 7 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда Т.С. Дорохина

В окончательной форме решение изготовлено 27 января 2022 года.

Судья Оренбургского

областного суда Т.С. Дорохина