ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-179/2023 от 23.10.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-179/2023

УИД 74OS0000-01-2023-000157-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2023 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего Дашкевич Т.А.,

при секретаре Богословской А.А.,

с участием прокурора Козиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению АО «Энергосистемы» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

АО «Энергосистемы» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1 приложения к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 ноября 2022 года № 96/165 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13 декабря 2018 года № 83/27» в части установления на 2023 год одноставочного тарифа без календарной разбивки: в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения в период 2023 год в размере 1726 руб. 33 коп. за Гкал; население (с учетом НДС) в период 2023 год в размере 2071 руб. 60 коп. за Гкал. Кроме того, административный истец просит обязать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять замещающий нормативный правовой акт, взыскать с Министерства расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

В обоснование заявленных требований, обществом указано, что вышеназванный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит законодательству в сфере теплоснабжения, поскольку органом регулирования из состава необходимой валовой выручки необоснованно исключены экономически необоснованные расходы в размере 9 456,84 тыс. руб., не учтены выпадающие операционные расходы за 2021 год в сумме 40 693,48 тыс. руб. В связи с этим установленный обществу тариф на тепловую энергию на 2023 год не является экономически обоснованным. Указывает, что экспертное заключение не содержит обоснования разницы в 9 456,84 тыс. руб. и не представляется возможным сделать вывод, каким образом она образована. Обществом были заявлены операционные расходы в размере 104 734,33 тыс. руб. за 2021 год, тарифным органом учтено 62 978,84 тыс. руб., отклонение от предложения организации составило 40 693,68 тыс. руб. Отказывая в рассмотрении заявленных операционных расходов, административный ответчик отметил, что указанный организацией перерасход операционных расходов за 2021 год, который относиться на финансовый результат организации, может быть рассмотрен и учтен при тарифном регулировании на следующий долгосрочный период при должном обосновании. Таким образом, тарифный орган в нарушение п. 13 основ ценообразования, абз. 5 п. 12 Методических указаний уклонился от исполнения обязанности по их рассмотрению.

В уточненном исковом заявлении административный истец указал, что тарифным органом было допущено два нарушения. «Сглаживание» тарифа – необоснованное исключение экономически необоснованных расходов на сумму 9 456,84 тыс. руб. без подтверждения причин (мотивов) такого исключения, чем были нарушены п. 12 Основ ценообразования и п. 52 Методических рекомендаций. В разделе 5 экспертного заключения № 07/22-1тэ(потребители)_2023_(2019-2023) от 18 ноября 2022 года осуществлена корректировка НВВ на 2023 год с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2021 год. В рамках данного раздела тарифный орган в таблице 20 заключения в строке 4 по результатам 2021 года (столбец 8) приходит к выводу о необходимости исключения из НВВ по результатам корректировки денежных средств в размере 38 583,71 тыс. руб. (с учетом индексации). Между тем, в итоговом значении в тарифе на 2023 год (столбец 8 строка 15 таблицы 20) исключает 48 040,5 тыс. руб. При этом экспертное заключение не содержит обоснования разницы в 9 456,84 тыс. руб. в указанной части административный истец выражает несогласие с действиями тарифного органа. Административный истец также выражает несогласие с действиями тарифного органа по исключению из тарифа на 2023 год 48 040,55 тыс. руб. (остатков за 2017-2018 года), полагает, что данные действии являются незаконными. Приводит анализ п. 50, 52 Основ ценообразования, п. 12 Методических рекомендаций, делая вывод о том, что из НВВ тарифа на 2023 год могут быть исключены экономически необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленной регулируемой организацией бухгалтерской отчетности, только за 2021 год, поскольку такие расходы за 2017-2018 года относятся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования. В связи с чем полагает, что из тарифа на 2023 год могут быть исключены только необоснованные расходы за 2021 год в размере 38 583,71 тыс. руб. Считает, что ссылка тарифного органа на применение принципа достаточности несостоятельна, поскольку фактически тарифный орган ухудшает положение теплоснабжающей организации, «растягивая» выявленные им необоснованные расходы по годам, удерживая их в последующие года с учетом индексации, тем самым увеличивая их размер.

Также выражает несогласие с действиями тарифного органа по невключению экономически обоснованных операционных расходов за 2021 год в размере 40 693,68 тыс. руб. Так в тарифной заявке административным истцом заявлены операционные расходы в размере 104 734,33 тыс. руб. (корректировка показателей на 2023 год), тарифным органом было утверждено 62 978,84 тыс. руб., размер невключенных экономически обоснованных операционных расходов составил 40 693,68 тыс. руб. Считает, что указанная разница может быть возмещена в тарифе на 2023 год в соответствии с п. 13 Основ ценообразования и абз. 5 п. 12 Методических указаний.

Представители административного истца Мальцева Н.В., Скудная Д.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Представили в суд очередные письменные пояснения, в которых изложили свою позицию по делу, приведя в обоснование заявленных требований расчеты (л.д. 187-198 т. 2).

Представители административного ответчика Дрыга А.А., Захарова Н.В., Пимштейн Н.В., Просвирин Е.С. выразили несогласие с административными исковыми требованиями. Направили отзыв, в котором указали, что расчет сумм корректировок с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2021 год и предыдущие периоды регулирования, а также суммы результатов деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, учитываемые при установлении тарифов на 2021 год указаны в таблице 20 экспертного заключения от 18 ноября 2022 года. При рассмотрении данного вопроса на заседании Правления 27 октября 2022 года административным истцом не было представлено обосновывающих материалов для расчета корректировки, отвечающим требованиям Основ ценообразования. В строке 16 таблицы 20 отражены размеры корректировок по периодам регулирования организации в соответствии с финансовыми результатами деятельности. Так, по результатам деятельности за 2021 год из НВВ необходимо исключить 38 583,71 тыс. руб., всего из НВВ подлежит исключению 154 004,56 тыс. руб. Считает, что корректировка произведена в соответствии с требованиями Основ ценообразования и Методических рекомендаций. Учтенная корректировка НВВ в размере 48 040,55 тыс. руб. рассчитана с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, произведен исходя из принципа достаточности НВВ для оплаты топливно-энергетических ресурсов, выплаты заработной платы и оплаты долгов.

Доводы административного истца о несогласии с исключением из выпадающих операционных расходов в размере 40 693,68 тыс. руб. за 2021 год несостоятельны, по мнению тарифного органа. До 01 ноября 2022 года организацией предлагалось учесть фактические операционные расходы выше величины, рассчитанной на основании Методических указаний на 40 693,68 тыс. руб. Перерасход операционных расходов по факту деятельности не принимается к учету при тарифном регулировании и относится на финансовый результат организации. При этом такой перерасход может быть учтен при установлении тарифа на следующий долгосрочный период при должном обосновании (л.д. 220-224 т. 1).

В дополнительном отзыве на уточненное административное исковое заявление указано, что Министерством не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о неправильном учете необоснованных расходов. Мнение АО «Энергосистемы» о том, что учет корректировок необоснованных расходов в тарифе за 2023 год за предыдущие периоды является неправомерным, поскольку корректировка на величину необоснованных расходов в регулируемом периоде, следующим за периодом, в котором они были зафиксированы, привела бы к значительному занижению тарифа с учетом фактических результатов деятельности, что не соответствует общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения и регулирования тарифов по обеспечению экономически обоснованного уровня доходности текущей деятельности, а также компенсации экономически обоснованных затрат регулируемой организации, возникших при осуществлении регулируемой деятельности (л.д. 44-47 т. 2).

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, в том числе заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Халисовой В.Б., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 КАС РФ. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд связан только с предметом заявленного административного иска. При этом, суд не связан с основаниями и доводами, которые содержатся в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. В связи с этим, и в отличие от иных видов, категорий рассматриваемых дел, суд первой инстанции не должен в обязательном порядке оценивать все доводы и суждения административного истца. Вне зависимости от волеизъявления административного истца, но исходя из предписаний ч. 8 ст. 213 КАС РФ, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;

б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

АО «Энергосистемы» является субъектом публичных правоотношений, которые регулируются нормами оспариваемого нормативного правового акта. В связи с этим заявленные требования АО «Энергосистемы» о проверке судом в порядке абстрактного нормоконтроля выше названных положений постановления Министерства тарифного регулирования Челябинской области от 18 ноября 2022 года № 96/165 должны быть рассмотрены судом по существу. Задачей суда является исключительно проверка судом нормотворческой деятельности административного ответчика относительно предписаний и положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Отношения в сфере теплоснабжения регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В целях реализации положений указанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято постановление № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным ст. 8 Федерального закона о теплоснабжении (далее – Правила).

В соответствии с Федеральным законом, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (ч. 2 ст. 5 и с. 3 ст. 7 Федерального закона о теплоснабжении).

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300 утверждено Положение о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в подп. 1 п. 7 которого к основным задачам Министерства отнесено установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Положением. В подпункте 19 п. 8 Положения к основным функциям Министерства отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В порядке п. 18 упомянутого выше Положения для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области общей численностью не более 9 человек. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.

Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства, которое публикуется на официальном сайте Министерства в «Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации (пп. 19, 20 Положения).

Как следует из материалов дела, 17 мая 2022 года было открыто дело о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировки долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, по инициативе Министерства на 2023 год на тепловую энергию, поставляемую АО «Энергосистемы» потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района.

Специалистами Министерства проведена экспертиза представленных обществом документов, 18 ноября 2022 года составлено экспертное заключение к делу № 07/22-1-тэ(потребители)_2023_(2019-2023) об экономической обоснованности затрат, учтенных при пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью корректировок долгосрочного тарифа на 2023 год, в отношении регулируемой организации АО «Энергосистемы» (л.д. 152-187 т. 1).

Решение об установлении оспариваемого тарифа принято на заседании Правления Министерства единогласным голосованием 7 членов Правления (л.д. 128-238 т. 1).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 ноября 2022 года № 96/165 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования энергетики Челябинской области от 13 декабря 2018 года № 83/27 в целях корректировки долгосрочных тарифов на 2023 год (л.д. 141-143 т. 1).

Оспариваемое постановление Министерства от 18 ноября 2022 года № 96/165 в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 16 Закона Челябинской области от 29 июня 2022 года № 621-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области», п. 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области опубликовано в печатном издании «Южноуральская панорама» 20 декабря 2022 года № 105/1 (4433/1) спецвыпуск (л.д. 144-145 т. 1).

Таким образом, оспариваемое постановление Министерства принято полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренных законодательством, опубликовано с соблюдением порядка обнародования нормативного правового акта и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.

Оспариваемым нормативным правовым актом в соответствии с требованиями п. 52 Основ ценообразования, п. 51 Методических указаний осуществлена корректировка НВВ на 2023 год с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2021 год, по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности по итогам 2021 года, и на предыдущие периоды регулирования. Данное обстоятельство подтверждается разделом 5 экспертного заключения МТРиЭ от 18 ноября 2022 года. Результаты расчета сумм корректировки приведены в таблице 20 экспертного заключения. Сумма корректировки за 2021 год в размере «- 38 583,71 тыс. руб.» (с учетом индексации) установлена органом регулирования, но не учтена в тарифах на 2023 год в целях сглаживания темпов изменения тарифов с указанием на то, что сумма, указанная в строке 16, будет учтена в последующие периоды регулирования (л.д. 174 т. 1).

Пунктом 13 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Статьей 3 Закона о теплоснабжении в качестве общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения определены соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

В соответствии со ст. 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

С учетом приведенных норм права не могут быть приняты во внимание доводы административного истца об отсутствии в законодательстве о тарифообразовании в сфере теплоснабжения термина «сглаживание».

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, действуя в соответствии с п. 13 Основ ценообразования, в рамках предоставленных полномочий приняло решение о распределении корректировок по периодам регулирования и учете на 2023 год только части расходов. Указанные действия МТРиЭ являются правомерными, так как значительное снижение тарифа с учетом фактических результатов деятельности не соответствует общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения и регулирования тарифов по обеспечению экономически обоснованного уровня доходности текущей деятельности, а также компенсации экономически обоснованных затрат регулируемых организаций, возникших при осуществлении регулируемой деятельности.

Факт обеспечения достаточности денежных средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспаривается административным истцом (подп. 3 и 5 п. 1 ст. 7 Закона о теплоснабжении).

Так, из представленного административным ответчиком расчета следует, что в экспертном заключении от 13 декабря 2018 года «Об экономической обоснованности затрат, учтенных при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении АО «Энергосиситемы» Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района на 2019-2023 года» был рассчитан размер корректировки НВВ за 2017 год в размере -57 902,16 тыс. руб., исходя из расчета: 304 025,55 тыс. руб. (фактическая величина НВВ за 2017 год) – 361 927,70 тыс. руб. (выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2017 году). Используемые при определении размера корректировки величины фактической НВВ и выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности была определена в соответствии с п.п. 51, 55 Методических указаний и представлены в таблице 1 экспертного заключения 2018 года. Расчет корректировки НВВ на 2017 год в соответствии с п. 51 Методических указаний представлен на стр. 44 экспертного заключения 2018 года в размере 62 200,93 тыс. руб. (л.д. 77-102 т. 2).

Из экспертного заключения от 05 декабря 2019 года «По экономической обоснованности затрат, учтенных при пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировки долгосрочного тарифа на 2020 год, в отношении АО «Энергосистемы» Саткинского городского поседения Саткинского муниципального района» был рассчитан размер корректировки НВВ за 2018 год в размере -31 860,67 тыс. руб., исходя из расчета: 338 496,81 тыс. руб. (фактическая величина НВВ за 2018 год) – 370 357,48 тыс. руб. (выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2018 году). Используемые при определении размера корректировки величины фактической НВВ и выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности была определена в соответствии с п.п. 51, 55 Методических указаний и представлены в таблице 1 экспертного заключения 2019 года. Расчет корректировки НВВ на 2018 год в соответствии с п. 51 Методических указаний представлен на стр. 39 экспертного заключения 2019 года в размере 64 066,96 тыс. руб. (л.д. 103-127 т. 2).

Из экспертного заключения от 27 ноября 2020 года «Об экономической обоснованности затрат, учтенных при пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировки долгосрочного тарифа на 2021 год, в отношении АО «Энергосистемы» Саткинского городского поседения Саткинского муниципального района» был рассчитан размер корректировки НВВ за 2018 год в размере -48 305,16 тыс. руб., исходя из расчета: 311 438,58 тыс. руб. (фактическая величина НВВ за 2019 год) – 359 744,14 тыс. руб. (выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2019 году). Используемые при определении размера корректировки величины фактической НВВ и выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности была определена в соответствии с п.п. 51, 55 Методических указаний и представлены в таблице 1 экспертного заключения 2020 года. Расчет корректировки НВВ на 2019 год в соответствии с п. 51 Методических указаний представлен на стр. 37-38 экспертного заключения 2020 года в размере 51 645,56 тыс. руб. Также была определена корректировка НВВ 2017 года в размере -66 373,37 тыс. руб. и 2018 года в размере -35 595,79 тыс. руб. (л.д. 128-150 т. 2).

Из экспертного заключения от 20 декабря 2021 года «Об экономической обоснованности затрат, учтенных при пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочного тарифа на 2022 год, в отношении АО «Энергосистемы» Саткинского городского поседения Саткинского муниципального района» был рассчитан размер корректировки НВВ за 2020 год в размере -26713,18 тыс. руб., исходя из расчета: 327 220,08 тыс. руб. (фактическая величина НВВ за 2020 год) – 353 933,25 тыс. руб. (выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2020 году). Используемые при определении размера корректировки величины фактической НВВ и выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности была определена в соответствии с п.п. 51, 55 Методических указаний и представлены в таблице 1 экспертного заключения 2021 года. Расчет корректировки НВВ на 2020 год в соответствии с п. 51 Методических указаний представлен на стр. 37-38 экспертного заключения 2021 года в размере 29 533,55 тыс. руб. Также был определен остаток корректировки НВВ 2017 года в размере -66 373,37 тыс. руб., остаток корректировки НВВ 2018 год в размере -35 595,79 тыс. руб., сумма корректировки НВВ к учету в тарифе на 2021 год в размере -17 015,97 руб. Таким образом, с учетом принятой к учету корректировке в размере -17 800,00 руб. в экспертном заключении 2021 года был зафиксирован остаток суммы корректировки, подлежащий учеты в 2023 году и последующие года в размере 154 206,04 тыс. руб. (л.д. 151-173 т. 2).

Из экспертного заключения от 18 ноября 2022 года «Об экономической обоснованности затрат, учтенных при пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочного тарифа на 2023 год, в отношении АО «Энергосистемы» Саткинского городского поседения Саткинского муниципального района» был рассчитан размер корректировки НВВ за 2021 год в размере -31 957,62 тыс. руб., исходя из расчета: 337 563,78 тыс. руб. (фактическая величина НВВ за 2021 год) – 369 521,40 тыс. руб. (выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2021 году). Используемые при определении размера корректировки величины фактической НВВ и выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности была определена в соответствии с п.п. 51, 55 Методических указаний и представлены в таблице 1 экспертного заключения 2022 года. Расчет корректировки НВВ на 2022 год в соответствии с п. 51 Методических указаний представлен на стр. 37-38 экспертного заключения 2022 года в размере 38 583,71 тыс. руб. К учету на 2023 год Министерством определена сумма в размере -48 04055 тыс. руб., в которую входит остаток корректировки 2017 года, часть корректировки 2018 года. Таким образом, к учету на 2024 год и последующие годы подлежит сумма -154 001,56 тыс. руб. (л.д. 174 т. 1).

Указанная корректировка в размере -154 001,56 тыс. руб. складывается как сумма -27 013,99 тыс. руб. + -57 098,29 тыс. руб. + -31 305,57 тыс. руб. + -38 583,71 тыс. руб. При этом показатели, отраженные по строкам 15 и 16 в столбце 5 -10 305 тыс. руб. и -29 048,99 тыс. руб. являются технической опиской и не влияют на итоговый показатель остатка корректировки в размере -154 001,56 тыс. руб., отраженном в столбце 8 строки 16. указанная техническая описка в экспертном заключении не ведет к корректировке или изменению НВВ и не относится к ранее зафиксированным в экспертных заключениях на 2018-2021 годы результатам деятельности организации.

Из вышеизложенного следует, что у административного истца по результатам ведения регулируемой деятельности в регулируемом периоде сложились необоснованные расходы (неподтвержденные, не относящиеся к регулируемой деятельности), подлежащие вычету из НВВ (отрицательные корректировки).

Позиция о возможности учета неучтенных либо излишне учтенных расходов за период (i-3) и (i-4) при установлении тарифов на i-й год при расчете показателя корректировки высказана ФАС России в письме от 12 августа 2020 года № ВК/69127/20, которым руководствовался административный ответчик (л.д. 243 т. 1).

При этом административный ответчик, учитывая отрицательную корректировку за предыдущие года в периодах регулирования, действовал в соответствии с п.п. 13 и 50 Основ ценообразования. Действия Министерства направлены на смягчение нагрузки на регулируемую организацию, планомерное изменение тарифов, недопущение резкого ухудшения финансового положения организации. В случае исключения из НВВ величины отрицательной корректировки в полном размере в следующий расчетный период регулирования, произошло бы существенное снижение тарифа, что не обеспечило бы достаточного количества средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего, в том числе, баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении), а также таким принципам организации в сфере теплоснабжения, как обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в этой сфере.

Таким образом, принятый объем корректировки определен исходя из принципа достаточности НВВ для оплаты энергетических ресурсов, выплаты заработной платы и оплаты налогов, с учетом индекса потребительских цен на 2023 год, установленного на основании параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2023 год.

Примененный Министерством механизм корректировок обеспечил соблюдение принципа обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, закрепленного в подп. 3 и 5 ч. 1 ст. 7 Закона о теплоснабжении.

Исключение сумм отрицательных корректировок в тарифе на 2023 год, которые были надлежащим образом зафиксированы по результатам деятельности за 2018-2021 годы, но фактически не учтены регулятором в данном долгосрочном периоде, произведено как самостоятельная корректировка в соответствии с п.п. 13 и 50 Основ ценообразования, п. 12 Методических указаний, которыми предусмотрено принятие решения об исключении необоснованных расходов организации.

Размер отрицательных корректировок, определенных и зафиксированных в соответствующих экспертных заключениях на 2018-2022 года, не опровергнуты административным истцом.

Как видно из представленных заключений данного долгосрочного периода, регулятором при установлении тарифов на каждый год долгосрочного периода регулирования в каждом экспертном заключении, с учетом норм действующего законодательства и фактических показателей деятельности организации на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, фиксировались как суммы остатков корректировки, так и размер сложившейся корректировки по итогам расчетного периода.

Правовая позиция о возможности учета таких неучтенных либо излишне учтенных расходов, которые были проанализированы и зафиксированы надлежащим образом в экспертных заключениях, соответствует действующему законодательству в сфере тарифного регулирования, обеспечивает соблюдение баланса экономических интересов потребителей тепловой энергии и теплоснабжающей организации, поскольку при исключении ранее таких сумм отрицательных корректировок были бы нарушены интересы теплоснабжающей организации, которая не смогла бы продолжить осуществление надлежащим образом регулируемую деятельность, а при неисключении сумм отрицательных корректировок, если это больше не окажет влияние на регулируемую деятельность теплоснабжающей организации, будут нарушены права потребителе тепловой энергии.

Таким образом, МТРиЭ правомерно применило во взаимосвязи положения п.п. 13 и 50 Основ ценообразования, п.п. 12, 49-52 Методических указаний, которыми предусмотрена возможность ежегодного уточнения плановой НВВ на каждый год долгосрочного периода регулирования, в том числе на 2023 год.

Представленные в письменных пояснениях административного истца расчеты размера НВВ судом не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм права.

Доводы АО «Энергосистемы» о незаконности индексации остатков предыдущих периодов корректировки НВВ несостоятельны, поскольку это приводит к искусственному наращиванию суммы необоснованных расходов, также не принимаются судом.

Так, п. 28 Основ ценообразования, определяются источники информации о ценах (тарифах), используемые органом регулирования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов в сфере теплоснабжения. При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует, в том числе прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – Прогноз). Во избежание включения в состав тарифов регулируемых организаций экономически необоснованных расходов и нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, органами регулирования в соответствии с Основами ценообразования должны применяться индексы потребительских цен, определенные Прогнозом в среднем за год к предыдущему году.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением, в том числе, метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования.

Согласно п. 51 Основ ценообразования значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного п. 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и»-«л» п. 7 Правил регулирования цен (тарифов).

В соответствии с п. 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования долгосрочными параметрами регулирования являются параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются.

Перечень долгосрочных параметров регулирования приведен в п. 33 Методических указаний и включает в себя, в числе прочих, базовый уровень операционных расходов, определяемый органом регулирования в соответствии с п. 37 Методических указаний.

Пунктом 59 Основ ценообразования предусмотрено, что операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.

Корректировка базового уровня операционных расходов в соответствии с п. 49 Методических указаний рассчитывается по формуле 10 п. 36 Методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования и различных индексов и коэффициентов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки.

Как следует из экспертного заключения от 18 ноября 2022 года к делу 07/22-1-тэ(потребители)_2023_(2019-2023) АО «Энергосистемы» предлагало учесть операционные расходы в размере 103 672,52 тыс. руб., тогда как Министерством были учтены расходы в размере 62 978,84 тыс. руб., при этом Министерством был произведен расчет операционных расходов в соответствии с требованиями законодательства, а также указано на то, что перерасход операционных расходов относится на финансовый результат организации и может быть рассмотрен и учтен при тарифном регулировании на следующий долгосрочный период регулирования при должном обосновании (л.д. 157 оборот, 159-160 т. 1).

Суд соглашается с данной позицией Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинский области.

Доводы представителя ООО «Энергосистемы» о возможности корректировки операционных расходов по правилам п. 13 и 63 Основ ценообразования основаны на неверном толковании норм права. Так нормы п. 63 Основ ценообразования применяется при установлении тарифов методом обеспечения доходности инвестиционного капитала, тогда как АО «Энергосистемы» тариф на 2023 год был установлен методом индексации, к которому применяются иные правила, установленные соответствующим разделом Основ ценообразования.

Оценивая доводы административного истца относительно необоснованного неисследования Министерством при корректировке долгосрочных тарифов комплекта представленных документов, обосновывающий размер операционных расходов, суд приходит к следующему.

К долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся базовый уровень операционных расходов (п.п. 75, 58 Основ ценообразования).

Базовый уровень операционных расходов индексируется на последующие годы по формуле (10) Методических указаний.

Согласно п. 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

В соответствии с приведенными нормами действующего законодательства, определяющего порядок ценообразования в сфере теплоснабжения, при расчете долгосрочных тарифов методом индексации операционные (подконтрольные) расходы не могут быть пересчитаны в порядке корректировки на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования. Возможность изменения базового уровня операционных расходов, помимо перечисленных в п. 51 Основ ценообразования случаев пересмотра значений долгосрочных параметров регулирования, может быть обусловлена только изменением количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.

Учитывая изложенное, органом регулирования обоснованно не учтены в составе НВВ при корректировке тарифов так как базовый уровень операционных расходов определен при установлении долгосрочных тарифов на 2019-2023 годы и в соответствии с п. 33 Методических указаний изменению не подлежит. Вопреки доводам административного истца отсутствие в экспертном заключении оценки обоснованности указанных расходов при таких обстоятельствах не свидетельствует о его несоответствии в указанной части положениям п.п. 28, 29 Правил регулирования тарифов.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ,

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления АО «Энергосистемы» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта в части отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Т.А. Дашкевич

Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2023 года.